Переходим на Федеральный Государственный Образовательный Стандарт

Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс перейдут нынешние первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09. 2011г. Солидной пропедевтической основой изучения всей географии с 5 по 9 класс являются знания и умения учащихся, полученные в процессе изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе. При изучении  этого курса формируются представления учащихся о формах и размерах Земли, следствиях вращения Земли, гло...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сообщение на тему:

Переходим на ФГОС. Достижения образовательных результатов на личностном метапредметном и предметном уровнях с УМК по географии «Полярная звезда».

Подготовила:учитель географии филиала МБОУ Большеокуловкая СОШ-Поздняковская ООШ Шепелева О.Ф.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утверждён приказом МО РФ (приказ № 1897 от 17 декабря 2010 г., зарегистрирован Минюстом РФ за № 19644 от 01.02.2011 г.).

Обязательное введение нового стандарта в основной школе предполагается с 2015 г., то есть ко времени, когда в 5 класс перейдут нынешние первоклассники, которые начали обучение по ФГОС с 01.09. 2011г.

Солидной пропедевтической основой изучения всей географии с 5 по 9 класс являются знания и умения учащихся, полученные в процессе изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе.

При изучении этого курса формируются представления учащихся о формах и размерах Земли, следствиях вращения Земли, глобусе, плане и географической карте. Они получают первичные навыки ориентирования на местности, наблюдения за погодой. Учащиеся знакомятся с основными формами рельефа суши, океанами и морями, составом воздуха, свойствами и круговоротом воды в природе, горными породами и полезными ископаемыми, почвами и природными зонами.

География включена в область общественно-научных предметов вместе с историей и обществознанием. Такой предмет как природоведение (естествознание) в составе федерального компонента в 5 классе новым стандартом не предусмотрен, поэтому в 5 классе изучаются систематические курсы географии и биологии. Таким образом, курс "География. Землеведение" изучается в течении двух лет (по одному часу в неделю). Наличие дополнительного часа на изучение географии поможет решить проблему с изучением достаточно сложных понятий и формированием практических умений и навыков, предусмотренных содержанием курса географии в 5-6 классах. Особого внимания, а, следовательно, и увеличения количества часов требует такая важнейшая тема курса, как «План и карта», при изучении которой формируются важнейшие географические компетенции.

Наряду с личностными и метапредметными требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС содержит и предметные требования, касающиеся умений и видов деятельности, формируемых в процессе изучения географии.

На основе нового стандарта и проверенного временем фундаментального (базового) ядра содержания школьного географического образования составлена Примерная программа по географии для основной школы

Примерная программа, в свою очередь, берется за основу при составлении рабочих (авторских) программ, содержание которых связано с особенностями структуры и содержания конкретных линий учебников географии .

ФГОС предусматривает приоритетное использование системно-деятельностного подхода в организации обучения, усиление практической и прикладной направленности обучения на предметном и метапредметном уровнях. Разработана специальная программа формирования универсальных учебных действий, которая входит в основную образовательную программу учреждения образования.

В связи с этим на новой основе требуется рассматривать и преемственность в процессе реализации краеведческого подхода в обучении географии. Землеведческие курсы 5- 6 классов, также как и пропедевческий курс окружающего мира, не могут качественно преподаваться в отрыве от изучения природных особенностей своего края и организации различных видов деятельности учащихся по применению результатов своих наблюдений и опытов на уроках географии.

Начать изучение географии в 5-6 классах целесообразно с обоснования значения географических знаний для жизни и деятельности человека. Учащиеся должны понимать, для чего они изучают географию, знать основные источники географических знаний. Изучается развитие географических знаний и представлений о Земле. Учащиеся знакомятся с именами великих первооткрывателей и путешественников, расширяют представления о стране, в которой они живут, и о мире в целом.

Развиваются заложенные при изучении курса «Окружающий мир» представления о Земле как планете Солнечной системы. Рассматриваются движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, следствия этого вращения. Уделяется внимание изучению изменения освещенности Земли по сезонам года, изменению нагревания поверхности Земли в зависимости от освещенности и т.д.

При изучении географии в 5-6 классах важно реализовать появившуюся возможность и более детально изучить такую важную тему, как «План и карта». Учащиеся получают первые представления о различиях плана и географической карты, учатся использовать план и карту, выполняя под руководством учителя различные виды практических работ, например:
- перевод численного масштаба в именованный и обратно;
- изображение холма и впадины с помощью горизонталей;
- определение направлений и расстояний на глобусе, географической карте и плане;
- определение географических координат объектов на карте и объектов по заданным координатам.

Наиболее важными умениями, формируемыми при изучении курса географии в 5-6 классах, являются умения ориентироваться на местности. Как показывает практика, сформировать эти умения, сидя за партой в классе, не представляется возможным. Предусматривается проведение специальных практикумов на местности, а именно: проведение полярной и маршрутной съемок, определение направлений и расстояний на местности.

Важнейшим из формируемых умений является определение географических координат. Следует заметить, что для качественного усвоения этих умений необходимо и в 7 классе уделять внимание их формированию. Важно организовать закрепление полученных практических умений, предоставив учащимся большую самостоятельность в решении учебных задач. Уверенное владение учащимися приемами работы с топографическим планом, географической картой поможет им более качественно изучить и понять темы курса, связанные с изучением основных сфер географической оболочки.

Курс географии в 7 классе является переходным от землеведческих курсов 5-6 классов к курсу географии своей страны в 8-9 классах. Плавность перехода зависит от соотношения землеведческих и страноведческих компоненов содержания. При изучении физико-географических особенностей материков и океанов важно обеспечить формирование знаний о влиянии этих условий на хозяйственную деятельность населения конкретных стран, расположенных в пределах изучаемого материка, и умений устанавливать взаимосвязи в системе "природа - человек - хозяйственная деятельность", используя различные источники географических знаний. Увеличение страноведческого вектора в содержании данного курса важно и по причине изучения курса географии в 10-11 классах по выбору.

Курс «География России» изучается в 8-9 классах как единый страноведческий курс. Комплексный подход к изучению содержания географии своей страны был закреплен как ГОС(ом) 2004 года, так и ФГОС(ом) 2011 г. Существующие учебники отличаются по своей структуре, объему содержания, методическому аппарату. Курс содержит большие возможности для формирования познавательных и коммуникативных учебных действий. Учебные задачи по оценке природно-ресурсного потенциала изучаемой территории, обоснованию отраслевой специализации, географическому обоснованию размещения современных агропромышленных и промышленных предприятий, социальных объектов являются основой для организации проектной деятельности учащихся, формирования у них приемов работы по подбору и анализу информации, развитию географического мышления.

Большое значение при изучении курса географии России имеет связь урочной и внеурочной деятельности учащихся. Изучение природно-ресурсного потенциала и специализации социально-экономического развития своего края является основой понимания многих социально-экономических понятий, относящихся к развитию хозяйства страны в целом. Учащиеся 8-9 классов уже владеют умениями использовать информационно-коммуникационные технологии и Интернет, и эти компетенции важно развивать и учить их применять для поиска, обработки и передачи полученной информации, а также для самостоятельной подготовки презентаций выполненных проектов. Для развития коммуникативных навыков важно организовывать работу учащихся в группах, чередуя групповые и индивидуальные формы отчета о выполненных учебных заданиях.

Изучение географии в основной школе в условиях перехода на ФГОС предусматривает переосмысление роли учителя в образовательном процессе. Возрастает роль учителя как организатора учебной деятельности учащихся на всех этапах урока. Организация информационно-образовательной среды за счет использования современных средств и технологий обучения, помноженная на постоянный контроль за качеством полученных компетенций, позволит учителям учить учащихся учиться и отказаться от натаскивания их на сдачу экзаменов. Учащиеся постепенно овладевают основными приемами учебной познавательной деятельности и учатся самостоятельно работать с различными источниками информации. Подготовка к экзаменам не доставит ученикам больших проблем и не отразится на их результатах, если они получили качественную подготовку по предмету.

Именно эти направления в методике преподавания нам представляются наиболее важными в современных условиях организации обучения географии в основной школе с учетом всех требований ФГОС к результатам усвоения основной образовательной программы.

Мы, учителя географии Навашинского района, с 2010 года начали заниматься по новым учебникам географии «Полярная звезда». С этого года по новым учебникам будут учиться ученики 6, 7, 8 и 10-11 классов. К УМК выпущена рабочая программа для основной школы(5-9 кл.), подготовленная авторами в соответствии с требованиями ФГОС и содержащая, в т.ч. тематическое планирование с прописанными видами учебной деятельности. ( Предыдущая программа для ООУ( красная обложка) в соответствии с ФК охватывает содержание обучения в 6-11 кл.

Согласно авторской концепции, приоритеты отданы географической грамотности, организации собственной учебной деятельности, путям индивидуального прогресса.

Особенности содержания:

6 класс-Природа и люди- 35 часов.

7 класс-Страны и континенты-70 часов.(В этом учебнике расширена тема о главных природных закономерностях).

8 класс- Россия. Общий обзор природы, населения, хозяйства-70 часов.

9 класс-Россия. Географические районы-70 часов.

В учебниках мы найдём полезные советы:

- учитесь работать самостоятельно, «по шагам»;

- консультируйтесь у учителя;

- обсуждайте проблемы с товарищами и родителями;

- учитесь составлять конспект параграфа;

- отмечайте свои достижения;

- создайте личную папку- «портфолио».

Структура параграфа:

1 блок-Лидер- информационный:

-вопрос

-информация

-вывод

2 блок-Помощник-расширяющий.

3 блок-Эксперт-оценочно-рефлексивный.

В учебнике мы найдём:

- имена в географии;

- обучающий рисунок;

- художественный фрагмент;

- расширенные подписи;

- мини-атлас в приложении;

- оригинальные карты и технологию работы с ними;

- путешествия по материкам;

- географические районы.

Учителям, работающим по учебникам «Полярная звезда» нравится красочность и наглядность материала, деятельностный компонент, маршрут « Лёгкий экзамен», «параграфы-путешествия», 7 кл., рубрики «Шаг за шагом», «Читаем карту», «Учимся с Полярной звездой», практические параграфы. Вместе с тем учителя отмечают, что УМК может использоваться при работе по разным пед.технологиям, при этом возрастает степень самостоятельности учащихся и уровень их знаний.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться.


Реализация требований ФГОС:

-достижение предметных результатов;

- развитие универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных;

-приобретение опыта проектной деятельности;

-развитие читательской компетенции;

-совершенствование навыков работы с информацией.

Материал учебников поможет сформировать умение объяснять, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, полно и точно выражать свои мысли, умение видеть проблемы, ставить вопросы, умение слушать и слышать, умение вступать в диалог, доказывать, защищать свои идеи, организовать свою учебную деятельность, ставить цель, строить образ «Я», личностные, профессиональные жизненные планы.

© 2010-2022