Конспект урока по географии 6 класс Облака. Осадки

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Облака.Осадки»

Цели:

- продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере;

- разобрать с учащимися новые понятия и термины.

Задачи:

- познакомить учащихся с видами и особенностями образования облаков;

- формировать у учащихся понятия об атмосферных осадках и их разновидностях;

Методические приемы: беседа, лекция, демонстрация, практическая работа

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, групповая

Оборудование:

  • ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор,

  • Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы продолжим изучение воздушной оболочки Земли. Но, прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.

2. Проверка домашнего задания. Географический диктант. (слайд 2).

1.Почему на Земле происходит смена времен года? (Земля вращается вокруг Солнца)

2.Почему на побережье Тихого океана лето дождливое, а зима сухая? ( на побережье Тихого океана господствуют муссоны, которые летом приходят с океана ,а зимой- с суши.)

3.Как атмосферное давление связано с температурой воздуха? ( с понижением температуры давление повышается, и наоборот, при повышении температуры давление понижается.)

4.Движение воздуха в горизонтальном направлении (ветер)

5.Назовите главную причину образования ветра ( разница в атмосферном давлении)

6.Отчего зависит сила ветра? (от разницы в атмосферном давлении)

7.Ветер меняющий направление два раза в сутки (бриз)

8.Ветер меняющий направление два раза в году (муссон)

9.Полное отсутствие ветра (штиль)

10.Географическое изображение ветров, дующих в течение месяца на данной территории. ( роза ветров)

11. Прибор, с помощью которого можно определить направление и измерить силу ветра ( флюгер)

Взаимопроверка (слайд 3).

3. Изучение нового материала.

Учитель. Ребята, чтобы узнать тему сегодняшнего урока, вам нужно отгадать загадки. Загадки задаются детям и появляются на экране. После того, как дети отгадали их, появляются отгадки. (слайд 4).

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. Облака.

Вечером-водой, ночью-водой, а утром - в небеса. Дождь.

С неба - звездой, в ладошку - водой Снег.

Падает горошком, скачет по дорожкам. Град.

Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. Роса.

Учитель. Молодцы, ребята! Итак, тема сегодняшнего урока: "Виды облаков и атмосферные осадки". В тетрадях запишите число и тему урока. Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами облаков, атмосферными осадками и причинами их возникновения. Также научимся чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков и научимся их анализировать.

Ребята, как вы думаете, что такое облака?

Ученик: облака - это туман. (Слайд 5)

Учитель: посмотрите на слайд и скажите, а чем отличается туман от облака?

Ученик: туман образуется у поверхности земли, а облака на высоте.

Учитель. Итак, облако- это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на высоте. (Слайд6)

Запишите это понятие в тетрадь. Поднимаясь вверх от поверхности Земли, воздух охлаждается, отдает лишнюю влагу, при этом образуются мельчайшие капельки воды, из которых состоят облака.

Учитель. Почему воздух поднимается вверх? (Слайд 7) В результате орографического подъема могут образоваться облака разных видов: горный туман, облачная шапка, флагоподобные, чечевицеобразные, вихревые (Слайд 8). Облака образуются - Образование конвективного облака. (Слайд 9). Образование фронтального облака. (Слайд 10.)

Облака имеют разную форму и от этого имеют разные названия. (Слайд 11-12)

Облака бывают кучевыми, кучево-дождевыми, слоистыми, слоисто-кучевыми, перистые и что они образуются на разной высоте.

Учитель: А теперь ребята давайте попробуем охарактеризовать облака различных типов, с которыми мы познакомимся при просмотре презентации: кучевые, слоистые и перистые. (По ходу рассказа составляют таблицу) (Слайд 13)

Виды облаков

Внешний вид

Высота образования

В какой сезон можно наблюдать

Причина образования

Виды осадков

А) кучевые

Б) слоистые

В) перистые

«пышны»

Виде слоёв

напоминают перья птиц

2-10км

менее 2км

10 -12 км

С весны по осень

В течение всего года

В течение всего года

При подъёме теплого воздуха вверх

При контакте тёплого и холодного воздуха

Верхних частя тропосферы при контакт тёплого и холодного воздуха

ливни

моросящие дожди

без осадков

Учитель. (Слайд 14-16). Нижний ярус до2 км: кучевые, слоисто-кучевые, слоистые, слоисто-дождевые, и кучево-дождевые.
Три первых типа состоят из капелек воды, остальные из смеси воды и льда.
Похожи на серое полотно, приносят моросящие осадки. Слоистые выглядят как темно-серый пласт и несут обложные дожди или снег. Кучевые - это плотные, темные облака, похожи на большие горы, ассоциируются с сильным дождем и грозами.

(Слайд 17-19). Средний ярус от 2-6 км: Высококучевые, высокослоистые. Состоят из смеси капелек воды и кристаллов льда. Выглядят как серо-белые разорванные пласты, или серо-голубые цельные полотна. Осадков из них выпадает мало.

(Слайд 20-21) Верхний ярус от 6 - 18км: Перистые, перисто-слоистые, перисто-кучевые. Состоят из кристаллов льда, имеют форму тонких белых полос, барашков, ослепительно-белых кружев. Осадков не приносят.

(Слайд 22) Ребята, а можно по облакам предск4азывать погоду ) (Слайд 22).

Учитель. Ребята, а что такое облачность? Облачность-это небо покрытое облаками. Облачность - важная характеристика погоды. Ночью она препятствует понижению температуры воздуха, а днем ослабевает нагревание поверхности Земли солнцем. Облачность выражают в %. Безоблачное небо соответствует 0 %. Облачности, а небо, полностью закрытое облаками, - 100 % облачности.

Учитель: Самые безоблачные места на планете это пустыня Сахара и штат Аризона, США. (Слайд 23)

Учитель: Кроме того, облака являются источником атмосферных осадков. Итак, что еще мы должны сегодня узнать? Мы на уроке должны познакомиться с разными видами осадков. А что такое осадки, как вы думаете?

Учитель: Запишите это понятие себе в тетрадь.Понятие на экране. (Слайд 24)

Вода в жидком или твердом виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.

Учитель. А какие виды осадков вы знаете?

Ученик: Дождь, снег, град.

Учитель: Правильно. При определенных условиях облачные капли начинают сливаться в более крупные и тяжелые. Они уже не могут удержаться в атмосфере и падают на землю в виде дождя. (Слайд 25)

Бывает, что летом воздух быстро поднимается вверх, подхватывает дождевые тучи и несет их на высоту, где температура ниже 0 C. Дождевые капли замерзают и выпадают в виде града. (Слайд 26)

В зимнее время осадки выпадают в виде снега. (Слайд 27) Облака в это время состоят не из капелек воды, а из мельчайших кристалликов-иголочек, которые, соединяясь вместе, образуют снежинки.

Осадки выпадают на землю не только из облаков, но и непосредственно из воздуха. Это роса, оседающая на земле и растениях, которые быстро охлаждаются ясным летним вечером после захода солнца. (Слайд 28)

В тех случаях, когда почва ночью охлаждается до температуры ниже 0C (а это обычно бывает весной или осенью), образуется иней. (Слайд 29)

Количество осадков измеряют с помощью осадкомеров. (Слайд 30) Осадкомер похож на ведро. Его устанавливают на столб и окружают специальной защитой, чтобы ветер не сносил осадки в сторону. При определении количества осадков воду из осадкомера выливают в измерительный стакан и измеряют толщину водяного слоя в миллиметрах. Если выпадает снег, то осадкомер вносят в теплое помещение, где снег тает. Высоту слоя воды также определяют с помощью измерительного стакана. Осадкомер снимают 2 раза в сутки: в 7 часов утра и 19 часов вечера. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений. Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавшие за все дни этого месяца.

Годовое количество осадков равно сумме осадков, выпавшие за все месяцы этого года.

Учитель: А сейчас научимся строить столбиковые диаграммы годового количества осадков.

Чертим систему координат с точкой отсчета в левом нижнем углу.

По вертикальной оси - количество осадков в миллиметрах, масштаб произвольный. По горизонтальной оси - месяца, начиная с января, масштаб в 1 см - 1 месяц.

Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствовало бы количеству осадков за данный месяц.

Чертим, столбик шириной в 1 см. высота - соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной 1 см.

Таблица данных: Январь - 10 мм Февраль - 15 мм Март - 5 мм Апрель - 10 мм Май - 15 мм Июнь - 25 мм Июль - 30 мм Август - 40 мм Сентябрь - 60 мм Октябрь - 65 мм Ноябрь - 50 мм Декабрь - 30 мм.

Учитель: Посмотрите на экран и проверьте, что должно получиться. (Слайд 31)

Ученик: Из этой диаграммы можно увидеть, сколько осадков выпадает за каждый месяц.

Учитель: Итак, мы познакомились с разными видами облаков, с атмосферными осадками и их разновидностями. Научились строить и анализировать столбиковые диаграммы выпадения осадков.

4. Закрепление нового материала:

Учитель: Ребята, а теперь заполните схему (Слайд 32)

Объясните народные пословицы: (если не успеем на дом)

  1. "Много снега - много хлеба"

  2. "Когда облака редки, земля - плешива"

  3. "От искры - пожар, от дождя - наводнение"

5. Домашнее задание:(Слайд 33)

§ 44, проработать табл. в тетради. Ребята, а кто хочет получить "5", напишите рассказ на тему "Я - снежинка", "Я - градинка", "Я - капелька дождя".

© 2010-2022