Статья Групповые формы работы - залог успешного обучения

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Залог успешного обучения.

Валентина Амангельдиновна Картабаева,

учитель географии

Бестюбинской средней школы,

Камыстинский район.



Залогом успешного обучения является активная работа ученика на уроке. Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Этим вопросом задаюсь не только я, но и каждый педагог. Главное - создание мотивации учащихся к обучению. Будет желание учиться - повысится и качество образования. На своих уроках я убедилась, что одним из факторов, положительно влияющих на устойчивую мотивацию, является коллективная форма учебной деятельности. Большое внимание я уделяю таким коллективным формам учебной деятельности, как групповая работа, работа в парах, межгрупповая работа, когда каждая группа имеет свое задание в общей цели урока. При групповой работе класс временно делится на группы для совместного решения поставленной задачи. Учащимся предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, затем реализовать ее на практике и представить найденный совместно результат. Групповая форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает возможности для сплочения коллектива. Работа в группах оказывает мощное стимулирующее действие на учащихся.

Групповая работа может предполагать выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания. Группы чаще всего я формирую с учетом успеваемости ребят и их активности. В каждую группу отбираю сильных, средних и слабых учеников, активных и пассивных. Назначаю старшего, который возглавляет общую работу, выбирает форму выполнения задания, ставит оценки. Задания даю дифференцировано. В ходе работы ребята обязательно совместно обсуждают ход и результаты работы, обращаются за советом друг к другу. При этом они получают индивидуальную поддержку, как от меня, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем слабый ученик, поскольку его знания актуализируются, закрепляются при объяснении своему однокласснику данной темы. Я при этом выполняю разнообразные функции: контролирую ход работы в группах, отвечаю на вопросы, регулирую споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказываю помощь отдельным учащимся или группе в целом.

Качество знаний по географии предполагает не только знание теоретического материала, но и знание карты. На первых порах учащиеся бояться карты, иногда они отказываются выходить к доске. Работа в парах позволяет решить эту проблему. Часто на уроках при изучении новых объектов географической номенклатуры и новых понятий, я даю задание выполнить эту работу в парах. При этом ученики совместно находят заданные объекты и определения, изучают их и проверяют друг друга, т.е. каждый ученик может побывать и в роли учителя, и в роли ученика. Наблюдая за работой, я вижу, что работать в парах ученикам нравится, им комфортно работать таким образом. Каждый ученик чувствует ценность своего мнения, данный вид работы помогает менее уверенным ученикам принять участие в работе. Для себя я сделала вывод, что парная беседа способствует развитию речи, стимулирует учеников к конструктивным суждениям и высказываниям, развивает умение учиться друг у друга, уважать и ценить чужие идеи. Это доказывает то, что диалогическое обучение является продуктивным для запоминания теоретического материала, развития связной речи у учащихся.

На своих уроках кроме работы в парах и группах я применяю и межгрупповую работу, когда каждая группа имеет свое задание в общей цели урока. При этом каждая группа по окончании выполнения задания, представляет его в виде постера или презентации, либо, используя стратегию «Жигсо», когда каждый участник группы выступает со своим материалом в ново созданной группе и при этом слушает выступления участников других групп.

При применении в своей практике коллективных форм учебной деятельности мы с учениками взаимодействуем совместно, мне нравится, что больший объем знаний учащиеся находят и осмысляют самостоятельно, это способствует лучшему усвоению знаний. Групповая работа полезна, интересна, плодотворна, она помогает раскрыться каждому ученику и предполагает обучение через диалог, что дает мне возможность построить мою работу так, чтобы дети научились учиться.



© 2010-2022