Компетентностный подход к вопросу коммуникативной культуры педагога

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога. Одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность.  «Быть компетентным — значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл). Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем пр...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Компетентностный подход к вопросу коммуникативной культуры педагога.

Коммуникативная культура в значительной степени определяет компетентность педагога. Одним из важных профессиональных качеств педагога является профессиональная компетентность.

«Быть компетентным - значит знать, когда и как действовать» (П. Вейлл).

Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность».

Слайд 1 Понятие «компетенция» подразумевает уровень овладения знаниями, умениями, опытом, т.е. характеризует степень подготовленности и является показателем профессионального уровня специалиста.

Поэтому предлагается следующее определение компетенции:

Слайд 2

Компетенция -

1. Комплексный интегрированный показатель, характеризующий профессиональный уровень специалиста.

2.Совокупность профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых ему для осуществления эффективной трудовой деятельности.

Компетенция = задачи + умения + навыки + опыт деятельности

Компетенция - характеристика специалиста.

Таким образом, компетенция - это не просто знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности. При этом нужно особо подчеркнуть комплексный взаимосвязанный характер профессиональных и личностных качеств, заключающийся во взаимном сочетании необходимых знаний, умений, опыта, ответственности и т.д.

Слайд 3 Наряду с понятием «компетенция», в педагогическом лексиконе применяется как синоним понятие «компетентность».

Компетентность - это способность на практике реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сфере.

Слайд 4 Чем же отличаются компетенция и компетентность? Для компетенции характерно наличие знаний и умений.

Компетенция - знаю, как надо делать.

Для компетентности характерна возможность (способность, готовность) применять знания и умения.

Компетентность - знаю, что надо делать.

Т.е. компетентность - результат применения компетенций в профессиональной деятельности.

Другими словами компетентность - характеристика деятельности специалиста.

Тем не менее, компетентность остаётся характеристикой человека, а компетенция тем, чем он уже владеет (способность, умение). Именно то, чем он владеет, и определяет его характеристику, как компетентного.

Важной отличительной особенностью современного образования является компетентностно- ориентированный подход, согласно которому в качестве целей и результатов образования рассматриваются ключевые компетенции. Каковы же ключевые компетентности, которые должны быть присущи образу педагога нового поколения?

Слайд 5 По мнению Подласого И.П., существует несколько типов профессиональной компетентности. Это:

1. Специальная компетентность.

2. Социальная компетентность.

3. Личностная компетентность.

4. Методическая компетентность.

5. Психолого-педагогическая компетентность.

Слайд 6 Приоритетное место отводится коммуникативной компетентности, позволяющей эффективно решать педагогические задачи в меняющихся социокультурных условиях. В данных условиях необходимо помнить, что для педагога именно общение выступает как цель, содержание и способ деятельности, следовательно, необходимость развития коммуникативной компетентности особенно высока.

Коммуникативная компетентность - «готовность и способность понимать другого человека, эффективно строить взаимодействие с людьми».

В становлении коммуникативной компетентности важно не только владение языком и другими кодами общения, но и глубокое понимание особенностей личности воспитанника в целом, в единстве его чувств, мыслей и действий, которые разворачиваются в конкретном социальном контексте.

Наверняка, каждый из нас общался с человеком, умеющим не просто грамотно изложить свои мысли, но и внимательно выслушивать своего собеседника, задавать вопросы, отвечать на них, корректно опровергать доводы оппонента, не обрушивая на него шквал отрицательных эмоций, умело обходить «острые углы», умеющего подчеркнуть достоинства собеседника. Такой человек производит хорошее впечатление, с ним легко общаться, с ним комфортно, чувствуешь себя естественно и непринужденно.

А есть люди, в общении с которыми, испытываешь отрицательные эмоции. С ними тяжело, некомфортно, переживаешь чувство неполноценности, и не потому, что они такие умные, профессионалы в своей деятельности, а, может быть, просто потому, что у них отсутствует коммуникативная культура.

Но часто ли педагог задумывается над тем, как весомо его слово?

Слайд 7 Умение пользоваться словом, эмоционально выражать свои мысли - важная сторона коммуникации. Здесь мы можем говорить о речевой компетенции. Речь - внутренний ресурс, отражающий индивидные, личностные и субъектные параметры человека, то есть речь конкретного человека будет включать комплекс характеристик: особенности произношения, способы выражения отношения к собеседнику, цель, в соответствии с которой произносится та или иная фраза и т.д. Особую актуальность для педагога приобретает проблема управления собственной речью, и в определенной мере, речью других субъектов образовательного процесса. Способность к осуществлению такого управления и будет являться речевой компетентностью.

Речевая компетенция - совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека.

Хорошую речь характеризуют такие признаки:

Цитаты о культуре речи

Слайд 8 Правильность речи, то есть её соответствие принятым литературно- языковым нормам: «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни» Д.И. Писарев

Точность речи, то есть её соответствие мыслям говорящего: « Точность слова является не только требованием здорового вкуса, но прежде всего - требованием смысла» К. Федин.

Слайд 9 Ясность речи, то есть её доступность пониманию слушающего:

«Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять» Квинтилиан

Логичность речи, то есть её соответствие логике. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления: «Что неясно представляешь, то и неясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует о запутанности мыслей» Н. Чернышевский

Слайд 10 Простота речи, то есть её безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности: « Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» Л. Толстой

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств: «Задачи, которые Вы ставите перед собой, неизбежно и настоятельно требуют большого количества слов, большого изобилия и разнообразия их» М. Горький

Слайд 11 Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений: «Если пишешь многословно,- это значит, что сам плохо понимаешь, что говоришь» М. Горький

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости: «Употреблять иностранные слова, когда есть равносильные им русские слова, значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» В. Белинский

Слайд 12 Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, её выразительность, образность: «Язык должен быть живой» Л. Толстой

Благозвучие речи, то есть её соответствие требованиям, приятной для слуха, подбор слов с учетом их звуковой стороны: «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов» А. Чехов.

Качество речи педагога. (Слайд 13)

Одной из составляющих культуры речи является и качество голоса педагога.

Голос - важнейший элемент техники речи. Для педагога он является основным средством труда. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателя, а должен обладать благозвучностью.

Необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Педагог должен управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» его слушателям, говорить не для себя, а для других, т.е. голос должен обладать полетностью.

Дикция - четкое и ясное произнесение звуков речи. Дикция очень важна для педагога, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация.

Выразительность речи - речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием.

Слайд 14 В моей теме самообразования находит отражение формирование речевых компетенций как педагога, так и ученика.

На уроках я предлагаю учащимся компетентносто - ориентированные задания.

Компетентностно-ориентированное задание, как правило, состоит из: стимула, задачной формулировки, источника информации, бланка для выполнения задания и инструмента оценивания. Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение; задачная формулировка указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания; источник информации содержит необходимый материал для успешного выполнения задания; бланк для выполнения задания нужен только в том случае, если задание предусматривает структурированный ответ и должен фиксироваться на специальном выданном бланке; инструмент оценивания представляет собой шкалу критериев и показателей, модельного ответа, бланка наблюдения и т.д.

Слайд 15 Тема «Океаны Земли», 8 класс.

Задание направлено на формирование информационной и коммуникативной компетентностей:

Стимул: Твой друг собирается принять участие в интерактивной игре «Путешествие по океанам Земли». Помоги ему подготовиться к успешному участию в этой игре.

Задачная формулировка:

1. Перед вами небольшие отрывки текста. Определите, об особенностях каких океанов идет речь.

2. Составьте свой рассказ об особенностях океана, который не упоминается в задании.

3. Распределите предложенные географические названия в соответствии с названиями океанов, в пределах которых они расположены.

Мадагаскар, Индостан, Бенгальский, Шри-Ланка, Аравийский, Шпицберген, Новая Земля, Пиренейский, Лабрадор, Исландия, Мексиканский, Гвинейский, Персидский, Новая Гвинея, Камчатка.

Бланк для выполнения задания.

  1. А)_________________океан

  2. Б) ________________океан

  3. В)_________________океан

Океан

Заливы

Острова

Полуострова

Тихий

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый



Слайд 16 Тема «Погода», 6 класс

Стимул: Ты знаешь, что такое погода, элементы погоды, как одеваться в различное время года. Расскажи об этом младшему брату.

Задачная формулировка: Заполни таблицу.

Сегодня

Время года

Месяц

Характеристика погоды (элементы погоды)

(отмечается с помощью знаков)

Здесь нарисуй себя: как нужно одеваться в такую погоду.

Тема «Реки лесной зоны», 7 класс.

Задание направлено на формирование информационной и коммуникативной компетентностей:

Стимул: Вы являетесь агентом в туристической фирме. Вам необходимо заинтересовать туристов совершить тур по реке.

Задачная формулировка:

1. Составьте свой рассказ об особенностях реки (Волга, Обь, Енисей).

Источник: учебник, атлас

Бланк для выполнения задания.

План

Содержание

Исток

Устье

Характер течения

Города

Использование реки

Выполнение подобных заданий способствует развитию речевой компетенции и речевой культуры учащихся.


© 2010-2022