Конспект урока на тему «Охрана окружающей среды. Экологические проблемы» (10 класс)

В ходе урока учащиеся знакомятся с экологическими проблемами мира, особенностями взаимодействия природы и общества. Выясняется влияние местных предприятий на экологическую обстановку района. Вырабатывается умение оценивать экологическую обстановку наших дней. Тема урока способствует воспитанию ответственного отношения к природе.
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ТЕМА: «Охрана окружающей среды. Экологические проблемы»

(10 класс)

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с экологическими проблемами мира, особенностями взаимодействия природы и общества.

2. Выработать умение оценивать экологическую обстановку наших дней.

3. Выяснить влияние местных предприятий на экологическую обстановку района.

4. Воспитание ответственного отношения к природе.

Методы: беседа, диалог.

Оборудование: таблицы по охране окружающей среды - «Как правильно проводить вспашку поля», «Влияние ядохимикатов на живые организмы поля», политическая карта мира; таблички с цифрами; карточки с экологическими задачами.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Современная эпоха имеет множество эпитетов6 электронная, космическая, ядерная. Сегодня ее чаще называют эпохой глобальных проблем, то есть проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас. Одна из глобальных проблем - экологическая, связанная с разрушением окружающей среды. Окружающая нас природа серьезно больна. Ежегодно с лица Земли исчезает 11 миллионов гектаров леса. Это в десять раз превышает масштабы лесовосстановления. Параллельно с этим идет процесс опустынивания. Он ежегодно изымает из сельскохозяйственного производства шесть миллионов гектаров земель. А мы знаем. Что сейчас от хронического голода и недоедания страдает более одного миллиарда человек. Многие страны мира сталкиваются с серьезными проблемами нехватки чистых пресных вод. Ежегодно в водоемы попадает огромное количество неочищенных сточных вод. К началу девяностых годов объем сточных вод превысил в мире 1 тысячу м3, или 5 процентов от «водного пайка». Среди наиболее загрязненных рек мира - Дунай, Рейн, Сена, Миссисипи, Волга, Днепр.

На каждого жителя планеты ежегодно добывается 20 тонн минерального сырья. 98 процентов его в виде отходов поступает затем в почву, в воду, в воздух. Масса отходов и загрязняющих веществ достигла 40 миллиардов тонн.

Что же такое загрязняющее вещество? Послушайте, какое определение дано в учебнике: «Загрязняющее вещество - это любое вещество, несвойственное естественному природному состоянию. Вещество считается загрязняющим, если оно встречается в ненадлежащем месте, в ненадлежащее время и в ненадлежащем количестве».

Загрязнение окружающей среды ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, существование растительного и животного мира. В древние времена, когда человек был еще собирателем и охотником, он находился в более гармоничном единстве с окружающей природой и полностью зависел от нее. С развитием техники люди становились сильными, даже всемогущими. Они уже могли покорять и подчинять природу во благо себе.

Давайте выясним влияние сельскохозяйственных объектов, расположенных в нашей местности, на экологическую обстановку.

Сегодня за нашим «круглым столом» - защитники гидросферы, биосферы, атмосферы. (Свою речь каждая команда готовит самостоятельно. Приводятся примерные аргументы сторон.)

2. Слово предоставляется защитникам гидросферы.

В России первые указы об охране вод были изданы Петром I. За засорение вод Невы и других рек Санкт-Петербурга грозила ссылка на каторжные работы.

В нашем колхозе очень близко к реке Савала находится спецхоз, ферма для выращивания крупнорогатого скота. Они способствуют загрязнению вод реки, что недопустимо. Для сбора отходов в колхозе должны быть отстойники. Его руководители к экологии относятся не должным образом. На наш взгляд, должны проводиться образовательные программы в области экологии.

3. Слово защитникам биосферы.

Повышенное содержание нитратов в пищевых продуктах приводит ко многим заболеваниям человека. В сельском хозяйстве в больших количествах применяются ядохимикаты.

В колхозе при возделывании сельскохозяйственных культур применяются органические и минеральные удобрения. Здесь проводят работу по защите полей от поверхностных стоков вспашкой поперек склонов. Этот прием позволяет весенним водам задерживаться в борозде и медленно впитывается в почву. В колхозе имеется 300 голов крупнорогатого скота. Кроме этого, есть 20 голов свиноматок с поросятами. Рядом со спецхозом отведено место, куда свозят отходы, а оттуда вывозят на поля.

4. Слово защитникам атмосферы.

Источником загрязнения атмосферы являются продукты сгорания автотранспорта. Сейчас в мире более 500 миллионов автомобилей. На них приходится 60 процентов всех вредных выбросов, а ведь в выхлопных газах содержится не менее 200 пагубных для здоровья компонентов.

Имеющиеся машины и трактора в колхозе работают на солярке и бензине, и тем самым происходит загрязнение атмосферного воздуха. Эта проблема может решиться только с переходом на газ.

5. Слово учителя.

Вот перед вами яблоко. Представим себе, что яблоко - это Земля. Делим его на четыре части, три из них - вода, а ¼ - Земля. ¼-ю разделим на четыре части и получим кусочек, где люди не живут, эту 1/8-ю часть яблока делим на три части, две из них - это города, леса, дороги, и только одна маленькая часть - это земля, которую мы используем для сельского хозяйства. Невольно приходят на память слова: «Я сорвал цветок - и он увял. Я поймал мотылька - и он умер у меня на ладони. И тогда я понял. Что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

В заключение урока ученики высказывают свое мнение и делают вывод о необходимости бережного отношения к природе.

Список литературы:

1. Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 1999.

2. Сиротин В. И., Сиротин И. В. Школьная география в вопросах, ответах и заданиях. 6-10 классы: Пособие для учащихся. - М.: АРКТИ, 2000.


© 2010-2022