Рабочая программа География России. Природа (8 класс)

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Федерального  базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации на 68 часов, из расчета 2 учебных  часа  в неделю. Содержит цели, задачи обучения учащихся предмету, а также критерии оценивания и требования к уровню подготовки учащихся. Поурочное   планирование представлено в виде таблицы. В курсе рассмотрен общий обзор природы России, подробно охарактеризованы природно-территориальные комплексы России. О...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4» Пожарского муниципального района Приморского края


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО естественно - научного цикла МОБУ СОШ № 4

__________О.Л.Скоробогатова

Протокол № 1 от

«27»августа 2014 г.


«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР МОБУ СОШ № 4

___________ М.А.Третьякова

«28» августа 2014 г.


«Утверждаю»

Директор МОБУ СОШ № 4



_________А.Г.Портнягина


Приказ № ___ от

« 29 » августа 2014 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ГЕОГРАФИЯ: ПРИРОДА РОССИИ


8 КЛАСС

всего по программе: 68час. (в неделю - 2 час.)

по плану 68 час.





Анненковой Оксаны Михайловны

первая квалификационная категория





2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка

География. Природа России


Рабочая программа по географии для 8 классов на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12.2012;


  • Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (география), утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";

  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для общеобразовательных учреждений РФ»;


  • Приказ МО РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования»;


  • Примерной программы для основного общего образования по географии 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.


  • Авторская программа по географии для общеобразовательных учреждений Бариновой И.И. (География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 классы/сост.С.В. Курчина. - М.: Дрофа, 2010)


  • Учебный план школы на 2014-2015 учебный год.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «География: природа России», из расчета 2 -х. учебных часов в неделю.

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.





Учебно-тематический план 8 класс


Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Контрольные работы

Введение.

5

2


Особенности природы и природные ресурсы России

25

8

1

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые

5

2


Климат и климатические ресурсы

7

3


Внутренние воды и водные ресурсы

5

1


Почвы и почвенные ресурсы

3

1


Растительный и животный мир

5

1

1

Природные комплексы РФ

30

9

2

Природное районирование

7

2


Природа регионов России

23

7

2

Человек и природа

8



ИТОГО


68


19


3



СОДЕРЖАНИЕ


Введение (5 час.)

Источники географической информации. Географическое положение РФ. Виды и уровни географического положения. Особенности Географического положения РФ. Часовые пояса.

Практические работы:

  1. Географическое положение и границы России.

  2. Решение задач «Разница во времени на территории России».

Особенности природы и природные ресурсы России (25 часов)

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождение полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата. Типы климатов России. Факторы их формирования. Климатические пояса. Степень благоприятности климатических условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

Роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши. Реки. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток, ледовый режим.

Роль рек. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Мерзлота. Водные ресурсы, размещение.

Почвы и почвенные ресурсы.

Видовое разнообразие растительного и животного мира. Природные зоны. Биологические ресурсы, их использование.

Практические работы:


  1. Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий; объяснение выявленных закономерностей (к/к).

  2. Рельеф и полезные ископаемые РФ (к/к).

  3. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

  4. Климатические пояса и области России (к/к).

  5. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  6. Характеристика рек по картам.

  7. Характеристика основных видов почв.

  8. Биологические ресурсы России.

Контрольная работа № 1 «Особенности природы и природные ресурсы России».


Природные комплексы России(30 час.)

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как ПТК. Взаимосвязь компонентов ПТК. Природно-хозяйственные зоны. Характеристика природных зон. Высотная поясность.

Природные регионы РФ. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов РФ.

Практические работы:

11. Характеристика моря (по выбору).

12. Характеристика природной зоны (по выбору).

  1. Природные особенности Русской равнины.

  2. Орография Кавказа.

  3. Своеобразие природы Урала.

  4. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины.

  5. Средняя и Северо-Восточная Сибирь.

  6. Сравнение гор Южной Сибири с Кавказом и Уралом.

  7. Географическое положение Дальнего Востока.

Контрольная работа №2 «ПК Европейской части России»

Контрольная работа №3 «Природные регионы России».

Человек и природа (8 час.)

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал РФ, Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Экологическая ситуация в России.






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ГЕОГРАФИИ 8 КЛАСС


ур

№ в теме

Тема урока

Дата

Практические работы

Контрольные работы

План

Факт

Введение 5 (час.)

1.

1

Что изучает физическая география.

03.09


2.

2

Географическое положение России.

05.09

3

3

Моря, омывающие территорию России.

10.09

Практическая работа № 1 «Географическое положение и границы России».

4

4

Разница во времени на территории России.

12.09

Практическая работа № 2 Решение задач по теме: «Разница во времени на территории России»


5

5

История освоения и изучения России.

17.09

Особенности природы и природные ресурсы (25 час.)

Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 час.)

6

1

Особенности рельефа России.

19.09

7

2

Геологическое строение территории России.

24.09

8

3

Минеральные ресурсы России.

26.09

Практическая работа № 3 «Рельеф и полезные ископаемые РФ».

9

4

Развитие форм рельефа.

01.10

10

5

Взаимосвязь между тектоническими структурами и формами рельефа.

03.10

Практическая работа № 4 «Сопоставление тект. и физ. карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры».

Климат и климатические ресурсы (7 час.)

11

1

Климатообразующие факторы и формирование климата России.

08.10

12

2

Циркуляция воздушных масс.

10.10

13


3

Распределение основных элементов климата на территории России.


15.10

Практическая работа № 5 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур, годового количества осадков по территории России».

14

4

Типы климатов России.

17.10

15

5

Типы климатов России.

22.10

Практическая работа № 6 Климатические пояса и области России (к/к)».

16

6

Влияние климатических условий на жизнь и здоровье человека.

24.10

17

7

Влияние климатических условий на жизнь и здоровье человека.

05.11

Практическая работа № 7 «Оценка основных клим-их показателей одного из регионов страны для условий жизни и хоз. Деят-ти населения».

Внутренние воды и водные ресурсы (5 час.)

18

1

Внутренние воды РФ. Реки.

07.11

19

2

Реки.

12.11

Практическая работа № 8 «Характеристика рек по картам».

20

3

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники и многолетняя мерзлота.

14.11

21

4

Водные ресурсы России.

19.11

22

5

Водные ресурсы России. Сравнительная характеристика двух озер. Определить возможность хозяйственного использования.

21.11

Почвы и почвенные ресурсы (3 час.)

23

1

Образование почв и их разнообразие.

26.11

24

2

Главные типы почв России.

28.11

Практическая работа № 9 «Характеристика основных типов почв».

25

3

Земельные и почвенные ресурсы.

03.12


Растительный и животный мир (5 час.)

26

1

Растительный и животный мир России. Природные сообщества.

05.12

27

2

Разнообразие животного мира России. Защита презентаций и докладов.

10.12

28

3

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

12.12

Практическая работа № 10 «Биологические ресурсы России».

29

4

Природно-ресурсный потенциал России.

17.12

30

5

Обобщение знаний «Особенности природы и природные ресурсы России».

19.12

Контрольная работа № 1 «Особенности природы и природные ресурсы России».

Природные комплексы России (30 час.)


Природное районирование (7 час.)

31

1

Разнообразие природных комплексов России.

24.12

32

2

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундры, лесотундры.

26.12

33

3

Моря как крупные природные комплексы.

Практическая работа № 11 «Характеристика моря (по выбору)».

34

4

Леса России.


35

5

Безлесные зоны юга России.


36

6

Высотная поясность.


37

7

Природные зоны России.

Практическая работа № 12 «Сравнительная характеристика природных зон России» (по выбору).

Природа регионов России (23 час.)

38

1

Физико-географическое районирование РФ. Русская равнина.


39

2

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

Практическая работа № 13 «Природные особенности Русской равнины».

40

3

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.


41

4

Северный Кавказ: географическое положение, рельеф, минеральные ресурсы.

Практическая работа № 14 «Орография Кавказа (к/к)».

42

5

Особенности климата, внутренних вод Сев. Кавказа.


43

6

Природные комплексы Северного Кавказа. Влияние на жизнь и здоровье человека.


44

7

Урал: каменный пояс земли русской. Природные ресурсы Урала.


45

8

Своеобразие природы Урала.


Практическая работа № 15 «Своеобразие природы Урала».

46

9

Урал - природные богатства. Население, быт, ремесла. Защита презентаций и докладов.


47

10

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы.


48

11

Обобщение «ПК Европейской части России».

Контрольная работа №2 «ПК Европейской части России».

49

12

Характеристика Западной Сибири. Особенности природы.


50

13

Западная Сибирь. Сходства и различия природы с Русской равниной.


51

14

Природные ресурсы Западной Сибири, условия их освоения.

Обобщение «ПК Европейской части России».

52

15

Природа Восточной Сибири.


53

16

Природные районы Восточной Сибири.

Практическая работа № 17 «Средняя и Северо-Восточная Сибирь (к/к)».

54

17

Байкал. Защита презентаций и докладов.


55

18

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблема их освоения.


56

19

Южная Сибирь.

Практическая работа № 18 «Сравнение гор Южной Сибири с Уралом и Кавказом».

57

20

Дальний Восток.

Практическая работа № 19 «Географическое положение Дальнего Востока».

58

21

Природные комплексы Д.В.


59

22

Природные ресурсы и их использование.


60

23

Обобщение темы «Природные регионы России».

Контрольная работа № 3 «Природные регионы России».

Человек и природа (8 часов)

61

1

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.


62

2

Антропогенное воздействие на природу.


63

3

Рациональное природопользование.


64

4

Охраняемые территории России. Защита презентаций и докладов.


65

5

Охраняемые территории Дальнего Востока, Приморского края.


66

6

Экологическая ситуация в России.


67

7

Экологическая ситуация в Приморском крае, Пожарском районе.


68

8

Итоговое занятие по курсу «Природа России».



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ


  1. Практическая работа № 1 «Географическое положение и границы России».

  2. Практическая работа № 2 Решение задач по теме: «Разница во времени на территории России».

  3. Практическая работа № 3 «Рельеф и полезные ископаемые РФ».

  4. Практическая работа № 4 «Сопоставление тектонической и физической карт и установление зависимости рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий, объяснение выявленных закономерностей».

  5. Практическая работа № 5 «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур, годового количества осадков по территории России».

  6. Практическая работа № 6 Климатические пояса и области России (к/к)».

  7. Практическая работа № 7 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для условий жизни и хозяйственной деятельности населения».

  8. Практическая работа № 8 «Характеристика рек по картам».

  9. Практическая работа № 9 «Характеристика основных типов почв».

  10. Практическая работа № 10 «Биологические ресурсы России».

  11. Практическая работа № 11 «Характеристика моря (по выбору)».

  12. Практическая работа № 12 «Характеристика природной зоны (по выбору)».

  13. Практическая работа № 13 «Природные особенности Русской равнины».

  14. Практическая работа № 14 «Орография Кавказа (к/к)».

  15. Практическая работа № 15 «Своеобразие природы Урала».

  16. Практическая работа № 16 «Природные ресурсы Западной Сибири».

  17. Практическая работа № 17 «Средняя и Северо-Восточная Сибирь (к/к)».

  18. Практическая работа № 18 «Сравнение гор Южной Сибири с Уралом и Кавказом».

  19. Практическая работа № 19 «Географическое положение Дальнего Востока».

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ


1. Контрольная работа № 1 «Особенности природы и природные ресурсы России».

2. Контрольная работа №2 «ПК Европейской части России».

3. Контрольная работа № 3 «Природные регионы России».


Критерии оценки учебной деятельности по географии


Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  • Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  • Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  • Самостоятельность ответа.

  • Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательно сти. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учи телем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена уча щимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного резуль тата (перестановка пунктов типового плана при характеристи ке отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебни ку, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение уме ниями, необходимыми для самостоятельного выполнения ра боты.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении ре зультатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выпол нивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполне ние работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретиче ского материала, но испытывали затруднения при самостоя тельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные ре зультаты не позволяют сделать правильных выводов и полно стью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подго товки учащегося.

Оценка реферата.

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням - высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты - названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!





УМК

Учебник:

И.И. Баринова, География России: Природа, 8 класс, Москва, Дрофа, 2011 г.

Географический атлас: 8класс. - М.: Дрофа, 2013 г.

Контурные карты: 8 класс - М.: Дрофа, 2013 г.

Методические пособия для учителя:

География России. Природа 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И Бариновой /авт. - сост. О.В Антушева - Волгоград: Учитель, 2007.

Журнал "География в школе".

Автор-составитель О.В.Антушева. География России. Природа. 8 класс. "Поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой, Волгоград. Учитель", 2007 г.

И.И.Баринова "Сборник заданий и упражнений по географии", /К учебнику И.И.Бариновой "География России. Природа. 8 кл.", Москва, "Экзамен", 2007 г.

И.И.Баринова "Дидактические карточки-задания по географии" /К учебнику И.И.Бариновой "География России. Природа. 8 кл.", Москва, "Экзамен", 2006 г.

И.И.Баринова, В.П. Дронов, В.Б.Петунин "Дидактический материал по географии России 8-9 кл.", Москва, Дрофа, 2004 г.

  1. Алексеев А.И. География России. Природа и население.- М.: Дрофа, 2004.

  2. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население, Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2004.

  3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Физическая география России. 8 класс. - М.: Русское слово, 2008.

  4. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2007.

  5. Маерова Н.Ю. Уроки географии. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2004.

Дополнительная литература для учителя:

1. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс - М.: «ВАКО», 2005;

2. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

3. Баринова И.И. География России. 8-9кл.: Метод. пособие /И.И. Баринова, В.Я. Ром. - 6-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002. - 160 с.: ил.

Дополнительная литература для учащихся:

Библиотека путешествий.

Н.М Пржевальский Путешествие в уссурийском крае Монголия и страна Тангутов

Н.М Пржевальский Путешествие в уссурийском крае Монголия и страна Тангутов

Н.М Пржевальский Путешествия к Лобнору и на Тибет

Н.М Пржевальский Путешествия к Лобнору и на Тибет

Фритьоф Нансен«Фрам» в полярном море

Фритьоф Нансен «Фрам» в полярном мореАмериго Веспуччи, Фернан Магеллан

Америго Веспуччи Фернан Магеллан

В.В. Юнкер Путешествие по Африке

В.В. Юнкер Путешествие по Африке

Майн Рид Охотники за растениями Ползуны по скалам

Майн Рид Охотники за растениями Ползуны по скалам

Жуль Верн Пять недель на воздушном шаре вокруг света в восемьдесят дней

Жуль Верн Пять недель на воздушном шаре вокруг света в восемьдесят дней

Роберт Фолкон Скотт Экспедиция по Южному полюсу

Роберт Фолкон Скотт Экспедиция по Южному полюсу

П.П. Семёнов-Тянь-Шанский Путешествие в Тянь-Шань

П.П. Семёнов-Тянь-Шанский Путешествие в Тянь-Шань

Н.Н Миклухо-Маклай Путешуствие на берег Маклая

Н.Н Миклухо-Маклай Путешествие на берег Маклая

Лаврентий Загоскин,Григорий Шелихов Путешествие к Американским берегам

Лаврентий Загоскин,Григорий Шелихов Путешествие к Американским берегам

И.Ф. Крузенштерн Первое Российское плавание вокруг света

И.Ф. Крузенштерн Первое Российское плавание вокруг света

В.М. Головин Путешествие вокруг света

Роберт Пири Северный полюс

Рауль Амундсен Южный полюс

Роберт Пири Северный полюс

Рауль Амундсен Южный полюс

Ресурсы Интернет:

-geo.1september.ru «Я иду на урок географии»

-ug\ru

-informika.ru

-GeoPort.ru: страноведческий портал geoport.ru

-GeoSite- все о географии geosite.com.ru

- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия

geoman.ru

-География. Планета Земля rgo.ru

- География. ру: страноведческая журналистика

geografia.ru

-География России: энциклопедические данные о субъектах Российской Федерации georus.by/ru

-География :сайт А.Е.Капустина geo2000/nm.ru

- Гео-Тур: география стран и континентов

geo-tur.narod.ru

-Мир карт: интерактивные карты стран и городов

mirkart.ru

-Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой Город»

mojgorod.ru

-Проект WGEO-всемирная география wgeo.ru

-Сайт «Все флаги мира» flags.ru

- Сайт редких карт Александра Акопяна -

karty.narod.ru

- Страны мира: географический справочник geo.historic.ru

- Территориальное устройство России: справочник - каталог «Вся Россия» по экономическим районам. terrus.ru

- Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э.Фромберга

afromberg.narod.r





© 2010-2022