Открытый урок по географии на тему

Центральная Россия. Основной район Центральной России. Москва. Города "Золотого кольца". Разработка урока по географии в 9 классе с использованием сингапурской методики.  Цели: 1. Сформировать представление о многофункциональном городе-миллионере и Московской агломерации;  2. Формировать представление о Москве как о столице, поговорить о достопримечательностях и красотах Москвы; 3. Расширить кругозор учащихся, воспитать чувство патриотизма и любви к Родине. Оборудование: карта "Центральная Росси...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Центральная Россия.

Основной район Центральной России. Москва. Города «Золотого кольца».


Разработка урока по географии в 9 классе с использованием сингапурской методики.


Бакина Эльмира Дердизовна, учитель географии МБОУ «СОШ с. Нижняя Русь» Кукморского района РТ

20.01.2014


Тема: Основной район Центральной России. Москва. Города «Золотого кольца».

Цели: 1. Сформировать представление о многофункциональном городе - миллионере и Московской агломерации.

2. Формировать представление о Москве как о столице, поговорить о достопримечательностях и красотах Москвы.

3. Расширить кругозор учащихся, воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование: карта «Россия. Субъекты Федерации», карта «Центральной России», генплан «Москвы», рисунки, таблицы, учебник, атласы, дополнительные источники информации.

Термины и понятия: многофункциональный город, агломерация, достопримечательности, МКАД.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Сегодня на уроке мы продолжим говорить о Центральной России и изучим Москву и Московский столичный регион. Сейчас проанализируем события в политической и экономической жизни России за 19 дней 2014 года.

Сингл раунд робин- учащиеся проговаривают ответы на данный вопрос по кругу один раз, затем учитель спрашивает любого ученика)

Полит. пятиминутка: 1. 7 января встретили Рождество Христово. 2. 19 января все верующие в церквях и храмах брали крещёную воду, а некоторые окунались в крещенские пруды. 3. Вступила в силу «Новая пенсионная реформа» с новой формулой начисления А*В+С+д, где А-пенсионные баллы, В-стоимость пенсионного балла, С-фиксированная выплата, д- накопительная пенсия. 4. ГИБДД - проводит рейды по вылавливанию злостных неплательщиков штрафов. 5. Плата за посещение детей детских садах увеличилась в два раза.

  1. Актуализация.

Финк-райт-раунд робин - «подумай-запиши-обсуди», ученики обдумывают ответ на вопрос, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде, затем учитель спрашивает любого ученика).

Вопрос: Состав Центрального района

Ответ: 1) Москва и Московская область.

2) соседи первого порядка - Смоленская, Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская и Калужская области.

3) соседи второго порядка - Костромская, Ивановская, Нижегородская, Брянская области.

Вопрос: Назовите приграничных государств-соседей и соседи - экономические районы.

Ответ: 1) Белоруссия, Украина. 2) Северо-Западный, Европейский Север, Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский.Открытый урок по географии на тему

«Проплывите» из Москвы в 5 морей.

Таймд раунд робин - (ученик проговаривает ответ в команде по кругу в течении определённого времени, затем учитель приглашает любого ученика к доске показать по карте).

  1. По каналам: Волго-Балтийский, Беломоро-Балтийский до Балтийского и Белого морей.

  2. По Волге до Каспийского моря-озера.

  3. По Волге и Волго-Донскому каналу до Азовского и Чёрного морей.

Финк-райт-раунд робин - («обдумай-запиши-обсуди», затем учитель спрашивает любого ученика).

Признаки выгодности ЭГП Центрального района:

  1. Столичное положение;

  2. Насыщенность транспортными путями;

  3. Соседи - развитые области и государства-республики;

  4. Природные условия и ресурсы.

Какие полезные ископаемые добываются и имеются в Центральном районе?

  1. Подмосковный буроугольный бассейн (уголь низкого качества, подземная добыча, высокая себестоимость);

  2. Торф - низкокалорийное топливо местного значения;

  3. Фосфориты Подмосковья (Егорьевск, Воскресенск).

Вывод: природными ресурсами Центральный район беден. Экономика района должна базироваться на привозных ресурсах и развивать нематериалоёмкие отрасли.



  1. Изучение новой темы.

Сегодня нам предстоит сформировать представление о Москве как о многофункциональном городе-миллионере и Московской агломерации.

Кроме того, мы выявим значение столичного региона для РФ и рассмотрим факторы, определяющие структуру хозяйства, транспорта населения. А ещё мы поговорим о достопримечательностях Москва.

В чём заключается многофункциональность г. Москвы, и какие факторы определили структуру хозяйства, транспорта и населения?

Часть 1. Географическое положение.

Москва! Как много в этом звуке.

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось… (Пушкин)

Каждому из нас с детства знакомы эти строки. Для каждого российского человека Москва - это главный город, непобедимость и величие. Русский народ прославлял и гордился своей столицей и о ней существует много пословиц и поговорок.

Финк-райт-раунд робин - («подумай-запиши-обсуди», затем учитель спрашивает любого ученика)

- Москва веками строилась

- Москва - сердце России

- Кто в Москве не бывал, красоты не видал

- Видна из Кремля вся русская земля

- Все реки текут в море, все дороги ведут в Москву

- Москва кому мать, кому мачеха

- Москва - всем городам мать

- Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

Вот уже на протяжении многих веков Москва - столица России, это крупнейший город, промышленный и транспортный узел, научный и культурный центр страны.

Континиус раунд робин - (организовывается обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга, затем учитель спрашивает любого ученика)

Найдите основные направления железных дорог, которые расходятся от Москвы.

  1. На Тверь - Санкт-Петербург;

  2. На Савелов - Углич -Рыбинск;

  3. На Ярославль - Вологду - Архангельск;

  4. На Владимир - Нижний Новгород - Киров;

  5. На Муром - Казань - Екатеринбург;

  6. На Рязань - Воронеж - Ростов и т.д.

Открытый урок по географии на тему

Часть 2. Промышленность Москвы.

Лидер по своему историческому предназначению, Москва была пионером новых веяний и движений в развитии общественной жизни и производства. В ней началось книгопечатание, и был основан первый университет, начинались первые преобразования.

И на сегодня Москва опять шагает впереди, это крупный промышленный, научный, торговый и финансовый центр. Это ядро хозяйства Центральной России.

И сейчас мы выявим особенности отраслевого состава Московского региона.

Тик тэк тоу - («запишите мысли», каждый записывает по 3 значения относящееся к производственной и непроизводственной сферам, затем из 9 листочкав строят квадрат 3*3, затем по горизонтали, вертикали и диагонали составляют по одному предложению)

Задание: на отдельных листочках запишите отрасли производственной и непроизводственной сфер (каждый ученик по три). Затем из девяти оставшихся листочков составляем предложения (по одному).

Непроизводственная сфера Производственная сфера

наука машиностроение

сфера услуг лёгкая и пищевая промышленность

рекламное дело металлургия

банковская деятельность ВПК

культура нефтехимия

Ответ: Рекламное дело работает на машиностроение.

ВПК тесно связано с наукой.

Открытый урок по географии на тему

Часть 3. Планировка и население Москвы.

Открытый урок по географии на тему

Открытый урок по географии на тему

Москва имеет чётко выраженную радиально-кольцевую структуру. Все улицы радиально сходятся к историческому центру. Крепко «перевязанная» радиусами и кольцами - целостна и мозаична. Своеобразная радиально-кольцевая структура Москвы оказывает влияние на размещение населения. Оно в основном концентрируется вдоль транспортных артерий.

Открытый урок по географии на тему

Открытый урок по географии на тему

Континиус раунд робин - (организовывается обсуждение вопроса в команде по очереди более одного круга, затем учитель спрашивает любого учащегося)

Вопрос: Назовите народные художественные промыслы Центрального района.

Ответ: «Золотая хохлома» - роспись по дереву; финифть - роспись по эмали.

Часть 4. Достопримечательности Москвы.

Открытый урок по географии на тему

Именно вокруг Москвы складывалась Московия. Выгодное ЭГП придавало Москве устойчивость даже тогда, когда столицей Российской империи стал Санкт-Петербург, но Москва не только сохранила титул «первопрестольной», но и осталась местом коронации императоров и продолжала быть сердцевиной хозяйственной жизни страны.

Вопрос: Почему же именно Москва стала центром Древней Руси и остаётся им поныне?

Финк-райт-раунд робин - («подумай-запиши-обсуди», затем учитель спрашивает любого ученика)

  1. Транспортно-географическое положение;

  2. Центральное положение по отношению к Владимиру, Рязани, Киеву, Новгороду, Ростову, Твери;

  3. Центральное положение по отношению к потокам переселенцев;

  4. Центр Русской православной церкви.

Открытый урок по географии на тему

Куиз-куиз-трэйд -(«опроси-опроси-обменяйся карточками), затем учитель спрашивает укого больше всего достопримечательностей)

Ответ: Московский кремль, Университет дружбы народов, останкинский телецентр, дом культуры им. И.В. Русакова, «Белый дом» и т.д.

Часть 5. Проблемы Москвы.

Наряду с хорошей территориальной структурой, большая численность населения, огромный город не лишён проблем.

Задание: выявим проблемы Москвы.

Эй ар гайд - (сравниваются знания и точки зрения по теме до и после просмотра видеоролика, затем учитель спрашивает любого ученика)

до

утверждение

после

Транспортные пробки

Увеличение потока мигрантов

Сокращение численности постоянных жителей

Низкая рождаемость, высокая смертность

Загрязнение воздуха

Водная проблема

Шумовая проблема

Вывод учителя: мы рассмотрели Москву как промышленный, научный и культурный центр России. Сформировали представление о Москве, как о многофункциональном мегалополисе. Выявили особенности планировки, промышленности и населения Москвы. Поговорили о достопримечательностях города. Рассмотрели роль Москвы и Московского столичного региона для России в целом.

Домашнее задание: п.44 чит., составить мини-проект «Будущая Москва».





© 2010-2022