Методическое пособие к курсу

  Проблемой для учителей географии района является отсутствие методических разработок по организации учебного процесса по изучению своего района. Для решения данной проблемы мною разработано учебно-методическое пособие «География Бардымского района» (прил. ). Разработана почасовая программа изучения природы, населения, хозяйства  Бардымского района, методика проведения практических работ по курсу, номенклатура географических объектов. Для итогового  оценивания знаний учащихся по всему курсу разр...    
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Администрация муниципального образования «Бардымский район»

Управление образования МО «Бардымский район»

с. Барда- 2012 г

МБОУ «Бардымская гимназия»Методическое пособие к курсу


Пояснительная записка

Активизация краеведческого принципа в образовательном процессе обусловлено изменением общественно-рыночных отношений в России, требований к выпускникам школ, необходимостью их социализации и адаптации в окружающей действительности. А чтобы успешно адаптироваться, человек должен быть в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Вот почему воспитание любви к своей родине начинается, прежде всего, с воспитания любви к своей «малой Родине» - своему родному краю.

Обязательный минимум содержания основного общего образования по географии предусматривает обязательное изучение курса «География своего края», который рассчитан на 20 часов. География Бардымского района является составной частью курса «География своего края».

Учитывая уникальность истории, географии района, необходимость выполнения практических работ на изучение курса «География Бардымского района» отведено 12 часов из 20 часов, но может быть увеличено за счет элективных и специализированных курсов.

Из возможных вариантов предпочтительнее вариант изучения курса «География Пермского края и Бардымского района» в 9 классе в IV четверти.





Цели и задачи курса


  1. Развивать интерес к познанию окружающей среды через изучение географии Бардымского района.

  2. Углубить и развивать раскрытие учебного материала по географии на основе примеров, фактов, явлений, взятых из окружающей жизни.

  3. Формировать умение исследовательского характера через практические и самостоятельные работы, экскурсий, походы.

  4. Обогащать нравственный опыт учащихся, воспитывать у школьников активного природоохранного отношения к окружающей природной среде; патриотических чувств и любви к Родине.



Программа



Раздел 1. Природа Бардымского района(7час.)



  1. Введение

Тема 1. Географическое положение района.

Площадь района, общая протяженность границ, географическое положение на карте области, пограничные регионы: Осинский , Кунгурский, Чернушинский, Куединский, Уинский, Еловский районы, сельские администрации.

Практическая работа №1. Нанесение на карту пограничных регионов, административных центров, сельских советов.

II. Природные условия и ресурсы.

Тема 1. Геологическое строение, рельеф, его особенности.

Основные формы рельефа: Тулвинская возвышенность, Тулвинсеая низина, Усинские увалы, крупные месторождения полезных ископаемых: нефти, песчано-гравийных отложений, глины, торфа, меди.

Пр.раб.№2. Выявление по карте особенностей расположения месторождений полезных ископаемых и обозначение их на контурной карте.

Тема 2. Климат.

Основные климатообразующие факторы, особенности умеренно-континентального климата, температурные показатели по сезонам года. Благоприятные и неблагоприятные климатические условия и их влияние на сельское хозяйство.

Тема 3. Воды.

Реки, озера, болота. Подземные воды. Пруды. Охрана водных объектов.

Пр.раб.№3. Комплексное описание р. Тулва.

Тема 4. Почвы.

Типв почв, условия их формирования, эрозионные процессы, меры по охране почв. Земельные ресурсы.

Тема 5. Растительный и животный мир. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Среднего Урала. Меры по охране и возобновлению растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории: заказник «Тулвинский», «Сарашевская дубрава», «Куземьяровский орешник», «Вишневая гора», «Красноярская гора».

Пр.раб.№4. Описание ООПТ своей местности (по возможности по итогам экскурсии).

Раздел III. Население и хозяйство (4часа).

Тема 1. Население, трудовые ресурсы, заселение, освоение территорий, численность, плотность, национальный, возрастной, религиозный состав населения.

Естественное движение населения, демографическая ситуация и проблемы. Особенности культуры, быта, национальные обычаи, исторически сложившиеся традиции, ремесла. Национальные праздники. Трудовые ресурсы, образовательный и профессиональный уровень населения. Проблема занятости.

Пр.раб. №5. Ранжировка населенных пунктов по численности населения, нанесение их столбиковой диаграммой на контурную карту.

Пр.раб.№6. Национальные обычаи, традиции, праздники народов Бардымского района (по выбору, форма выполнения - реферат, сообщение, сочинение, мини-рассказ).

Тема2.Хозяйство. Общая характеристика хозяйства. Промышленные предприятия райцентра, частный сектор хозяйства. Сельское хозяйство, фермерские хозяйства. Транспорт, сфера обслуживания, здравоохранение, образование, торговля.

Пр.раб.№7. Изучение деятельности сельхозпредприятия или частного предпринимательства.

Обобщение знаний (1час) предполагает проверку номенклатуры географических объектов (прил.1) и знаний через проведение игры знатоков «Что? Где? Когда?» (прил. 2)

























Практические работы.

Практическая работа № 1. Определение географического положения Бардымского района по физической и административной карт Пермской области.

Цель работы: формирование знаний об особенностях географического положения Бардымского района.


Работа проводится на картосхеме, при этом используются административная и физическая карты Пермской области (Атлас Пермской области. География. История. - М., ДИК, 1999). Последовательность выполнения работы может быть такой:

  1. По административной карте учащиеся определяют с какими районами области граничит Бардымский район и подписывают их на контурной карте.

  2. По физической карте области определяют положение по отношению к физико-географическим объектам ( формам рельефа, рекам и др.).

  3. По приложению «Наиболее значительные высоты Бардымского района»

( учебник « География Бардымского района», стр.82) определяют самую высокую точку района и подписывают на контурной карте.

В дополнение к этим заданиям учащимся можно предложить следующее:

  1. Определить наибольшую протяженность территории района с севера на юг и с запада на восток, используя масштаб карты.

  2. Определить площадь района, используя ответы предыдущих расчетов.



Практическая работа № 2. Выявление по карте особенностей расположения основных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых и обозначение их на контурной карте.

Цель работы: формирование умений комплексного использования физической и контурной карт.

Предварительно учитель готовит номенклатуру основных форм рельефа, месторождений полезных ископаемых, необходимых для нанесения на контурную карту.

  1. Формы рельефа.


1. Усинские увалы

  1. Тулвинская низина

  2. Тулвинская возвышенность

2. Полезные ископаемые


песчано-гравийные отложения Елпачихинское

Акбашевское

Султанаевское

Ишимовское

Красноярское


нефть Тулвинское

Батырбаевское

Бардымское

Гуркинское

глина Уймужевское

Сарашевское

Бардымское

Бичуринское


торф Константиновское

Таныпское

Ново-Ашапское

медь Шабарское

Шермеинское

Батырбаевское

золотые песчинки Усть-Тунторовское

Акбашевское

Бассейны рек Ашап, Тулва



Учитель предлагает учащимся список месторождений, названия форм рельефа, напоминает ( по необходимости) условные обозначения, объясняет порядок работы на контурной карте.

Можно выбрать несколько другой порядок выполнения этой практической работы. Учитель объясняет условия выполнения практической работы, напоминает условные обозначения полезных ископаемых. Учащиеся самостоятельно заполняют контурную карту, используя текстовую часть учебника ( § 3 на стр. 20-21).






Практическая работа №3. Комплексное описание р. Тулва.


Цель работы: формирование умений составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации.


На основании анализа карт атласа Пермского края и учебника « География Бардымского района» дать характеристику р. Тулва. Учитель напоминает учащимся типовой план характеристики реки.

План.

  1. Название реки.

  2. Исток, направление течения, устье.

  3. К бассейну какого океана принадлежит.

  4. Источники питания.

  5. Тип водного режима.

  6. Падение и уклон реки.

  7. Характеристика течения.

  8. Хозяйственное использование реки и ее охрана.


Пример.

  1. Река Тулва.

  2. Исток - болото Ак саз Уинского района, устье - р.Кама в Осинском районе. Протекает по территории Уинского, Бардымского и Осинского районов.

  3. Бассейн внутреннего стока.

  4. Питание - снеговое, дождевое, подземное(учебник, стр.31).

  5. Паводок - весной, межень - осенью.

  6. Падение реки: Н истока - Н устья = 300 - 50 = 250 м ( Н определяем по физической карте Пермской области). Уклон реки = падение : длина = 250м : 141км = 1,8 м на км.

  7. Течение спокойное, плавное. Направление течения меняется: вост.-сев.-запад-сев.

  8. Тулва имеет большое народнохозяйственное значение. Луга, пастбища у реки благоприятствуют выращиванию кормовых, зерновых, технических культур, развитию животноводства. Она является местом отдыха населения и главной рекой рыбной ловли.







Практическая работа № 5. Ранжировка сел по численности населения, нанесение их столбиковой диаграммой на контурную карту.




Цель работы: формирование умений работать со статистическим материалом, ранжировать, сравнивать показатели и делать выводы.



Порядок работы.

  1. Используя справочные статистические данные, учащиеся выписывают в тетради показатели численности населения по сельским администрациям.


Численность населения по сельским администрациям ( тыс. чел.).


Акбашевская - 731

Аклушинская - 1303

Бардымская - 9193

Березниковская - 1041

Бичуринская - 1780

Брюзлинская - 1050

Елпачихинская - 2190

Константиновская - 947

Красноярская - 1966

Куземьяровская - 859

Новоашапская - 643

Новоказанская - 498

Печменская - 1043

Сарашевская - 2974

Уймужевская - 901

Шабарская - 323

Шермейская - 462



2. Далее учитель предлагает критерий ранжирования, учащиеся самостоятельно распределяют сельские администрации по этим критериям


Численность населения, тыс. чел.


300-500

501-1000

1001-1500

1501-2000

2001-2500

2501-3000

9000-9500


3. Работа на контурной карте предполагает обозначение сельских администрации, нанесение столбчатых диаграмм согласно критерий ранжирования.



Практическая работа № 7. Изучение деятельности фермерского (колхозного) хозяйства или частного предпринимательства района.

Цель работы: формирование умений составлять экономико-географическую характеристику местного предприятия



Работа проводится на основе материалов, полученных на экскурсии. До выхода на местное предприятие учащиеся делятся на группы по 5-6 человек в зависимости от общего количества ребят в классе. Далее учитель знакомит их с планом описания предприятия частного предпринимателя.

План изучения предприятия.

  1. Специализация предприятия.

  2. Его структура (цехи, отделения, их взаимосвязь).

  3. Расход сырья, воды, топлива, энергии, труда. Выводы о характере производства (энергоемкое, трудоемкое, металлоемкое, наукоемкое).

  4. Производственно - территориальные связи по сырью, топливу, продукции.

  5. Транспортные условия.

  6. Профессиональный состав работников.

  7. Проблема отходов, мероприятия по охране окружающей среды.

  8. Перспективы развития предприятия



Если учащиеся выбрали для изучения предприятие по переработке сельскохозяйственного сырья, то учитель предлагает программу изучения местного сельхозпредприятия.


Программа изучения местного сельхозпредприятия.


  1. Название населенного пункта.

  2. Экономико-географическое положение

  3. Природные условия и их хозяйственная оценка.

  4. Общая характеристика земельного фонда:

а) площадь (в га);

б) структура (пашня, сенокосы, леса, прочие земли);

в) сельскохозяйственные угодья (всего в га и в % по отношению к земельному фонду; их структура);

г) мероприятия по улучшению земельного фонда (орошение, осушение, известкование, посадка лесных полос и т.п.).

  1. Специализация хозяйства.

  2. Характеристика земледелия:

а) структура;

б) распределение посевных площадей по культурам (в га и в %);

в) основные показатели развития посевная площадь в га, урожайность в ц. валовой сбор в ц);

г) мероприятия по повышению урожайности сельскохозяйственных культур)

  1. Характеристика животноводства:

а) структура, поголовье скота;

б) основные показатели развития (надои молока, производство говядины, свинины);

в) мероприятия по повышению продуктивности животноводства.

  1. Производительность труда:

а) затраты труда на производство 1ц продукции(зерна, молока, овощей и др.);

б) мероприятия по повышению производительности труде.

  1. Материально-техническая база:

а) количество сельскохозяйственных машин;

б) какие виды работы механизированы;

в) электрификация сельскохозяйственного производства (откуда хозяйство получает электроэнергию и где она расходуется, стоимость 1 кВт.ч электроэнергии);

г) перспективы механизации и электрификации колхозного производства.

  1. Трудовые ресурсы:

а) количество трудоспособных;

б) распределение трудоспособных по профессиям (механизаторы, животноводы, строители, разнорабочие и т.д.).

11. Связи предприятия с другими хозяйствами района.






Приложение 1


Географическая номенклатура по курсу


Географическое положение и границы района

Соседние районы: сев - Осинский;

вост.- Кунгурский

Уинский

зап. - Еловский

ю-в - Чернушинский

ю-з - Куединский

Рельеф Усинские увалы

Тулвинская низина

Тулвинская возвышенность

г. Комаровская

г. Клубничная

Месторождения полезных ископаемых

песчано-гравийные отложения Елпачихинское

Акбашевское

Султанаевское

Ишимовское

Красноярское


нефть Тулвинское

Батырбаевское

Бардымское

Гуркинское

глина Уймужевское

Сарашевское

Бардымское

Бичуринское


торф Константиновское

Таныпское

Ново-Ашапское

медь Шабарское

Шермеинское

Батырбаевское

золотые песчинки Усть-Тунторовское

Акбашевское

Бассейны рек Ашап, Тулва

Реки

Тулва

Барда

Тунтор

Большая Амзя

Малая Амзя

Ашап

Охраняемые территории

Тулвинский заказник

Вишневая гора

Красноярская гора

Куземьяровский орешник

Сарашевская дубрава

Крупные населенные пункты

Акбаш

Аклуши

Барда

Березники

Бичурино

Брюзли

Тюндюк

Елпачиха

Константиновка

Краснояр

Куземьярово

Н-Ашап

Н-Казанка

Печмень

Сараши

Уймуж

Шабарка

Шермейка














Приложение 2


Вопросы к игре «Что? Где? Когда?»


  1. В палеозойскую эру в результате оседания платформы территория района была покрыта морем, которое называлась Пермским и соединилось ……………. морями. Укажите названия морей?

    1. Каспийским

    2. Черным.


  1. Тулва берет начало в Уинском районе с болота …….., недалеко от деревни Верх-Сосновка, до устья реки Сарашка. Течет почти в широтном направлении - с запада на восток, потом меняет свое направление на северо - запад. С какого болота Тулва берет начало?

(Ак саз).


  1. Первым лесным хозяином является лось, а кто является вторым лесным хозяином района?

(Бурый медведь)


  1. «Из обосновавшихся в крае гайнинских самыми сильными были роды: Асса, Барда, Окъяда», - пишет историк, профессор Ф.Х. Уразов, по имени которых, в последствии были названы город Оса, село Барда и …… Укажите название населенного пункта.

(поселок Куеда)


  1. В 1923 году в целях приближения руководства к населению, начинается районирования: Бардымская, Елпачихинская, Красноярская волости, бывшие в составе Осинского уезда, объединились в Бардымский район, центром была утверждена деревня ……….. Укажите центр Бардымского района.

(Центром Бардымского района была утверждена деревня I Краснояр)


  1. Во время войны наблюдался большой отсев учащихся. Часть старшеклассников ушли на фронт, другие стали работать. В школах вводилась обязательная военная и физическая подготовка, школьники после занятий и в летние каникулы работали в колхозах. С какого числа и месяца начинались занятия в школах?

(1 октября)


  1. Кроме основной работы она вела общественную работу, избиралась депутатом районного, областного советов, членом райкома партии и членом бюро. В 1969 году Указом Президиума Верховного Совета СССР ей присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда. Кто она?

(Курочкина Антонина Павловна)


  1. С какого года выходит районная газета «РАССВЕТ»?

(с 1931 года)


  1. В переводе на русский язык эта деревня означает «черная бровь»?

(Карагаш)


  1. Давлятша Алапанов с сыновьями Ахматзяном и Рахимзяном в деревне I Краснояр в 1907 году открыл ……….. и в 1914 году оборудовал обувную мастерскую для пошива обуви царской армии с числом рабочих более 200 человек. Скажите, что открыл Алапанов в 1907 году?

(Кожевенный завод)


  1. Назовите районный центр Пермской области, на языке специалистов - пивоваров означающий «отходы спиртового производства и пивоварения в виде гущи».

(Барда)


  1. Этот человек родом с наших краев. Живет и работает в столице республики Татарстан. Его сочинения в основном читают дети. А по названию книги мы можем судить, что человек родился в «стране счастливцев». Назовите этого человека.

(Нурия Сэйер)


  1. Он не был писателем, не был поэтом, не был скульптором, даже и не артистом. Но каждый год обязательно на страницах газеты «Тан» («Рассвет») в рубрике «спорт» мы можем встретить его имя. Назовите чем прославился этот человек-уроженец Бардымского района?

(Спас знамя полка - Ш. Казанбаев)


  1. Раньше, как и сейчас, среди молодежи проходили дискотеки. Но был заложен в них и смысл. Это не только развлечение (песни, танцы), но и конкурс мастериц. А в чем заключалась особенность этих вечеринок?

(вечеринки проходили без взрослых аулак ой)


  1. В какой день желали «Май кебек йомшак булсын, Бал кебек татлы булсын теле».

(в день женитьбы - килен тошергэндэ)


  1. Бэбкэ казлар белэн аерымышу

Изе рехэт, узе авыр да

Юк, сабан туй тугел, энэ шулай

….. ……… горли авылда.

(Каз омэсе).



  1. Каждый мусульманин должен знать предков до 7 колена. Он и не должен забыть в этот день надеть на другого 7 саван. А в какой день он должен всех вспомнить?

(в похоронах близкого).


  1. Согласно мнению жителей Бардымского района именно эта деревня не имеет определенного места на карте нашего района. А какая деревня?

(Кучтэенти)


XIV. Именно это спросил С. Фатхетдинов у матери, чтоб стать счастливым.

(Энкэйнен догалары - мамины молитвы).































Ожидаемые результаты по формированию ключевых компетенции учащихся по курсу «География Бардымского района»


Учащиеся должны знать:

  • численность населения и площадь района;

  • границы и соседние районы;

  • народы, основные языковые группы;

  • крупные населенные пункты;

  • особенности тектонического и геологического строения территории;

  • основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых;

  • основные типы почв;

  • климатообразующие факторы, тип климата;

  • животный и растительный мир района, охраняемые виды растений и животных;

  • охраняемые территории;

  • отрасли специализации хозяйства района;

  • место района в экономике области.


Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать взаимосвязи между рельефом, климатом, почвами, растительным и животным миром;

  • давать характеристику реки;

  • оценивать природные ресурсы с целью их хозяйственного использования;

  • характеризовать охраняемую территории района;

  • анализировать, использовать статистические данные;

  • давать комплексную характеристику местного предприятия, своего колхоза;

  • строить круговую и столбчатую диаграммы;

  • оценивать экологическую ситуацию и влияние хозяйственной деятельности человека на природу окружающей среды.












Литература.

  1. Атлас Пермской области. География. История. - М., ДИК. 1999 г.

  2. Бардымский район: от прошлого к настоящему\ Колл.авт. - СПб.: Изд-во «Маматов», 2009.

  3. Башкиры-гайнинцы Пермского края:История, этнография, антропология, этногеномика. - Уфа:Гилем, 2008

  4. Валиуллин Р.Ш. География Бардымского района. - Барда. 2002 г.

  5. Комлев А.И., Черных Е.А. Реки Пермской области. - Пермское книжное издательство. 1984 г.

  6. Котельникова Г.И. Программа для общеобразовательной основной школы и примерное тематическое планирование к курсу «География Пермского края» - Пермь. 2010г.

  7. Никонова М.А. Методика преподавания региональной географии в школе. - М., Астрель. 2003 г.

  8. Хлюпина Т.Л. Краеведческий аспект в преподавании географии. - Пермь. 1997 г

  9. Чагин Г.Н. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв\ Учебное пособие для учащихся 10-11классов. - Екатеринбург: ИД «Сократ», 2002

  10. Щенев В.А. География своей области как региональный компонент. - География в школе. 1998 г. №5.








© 2010-2022