Урок по географии Восточная Сибирь: специфика природы

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока географии

по теме "Восточная Сибирь: специфика природы"

Цели и задачи:

Учебные: изучить особенности состава территории, географического положения, географического строения рельефа и климата Восточной Сибири. Сформулировать представление о суровости природы данной территории.

Развивающие: создать основу для всестороннего гармоничного развития, развивать наблюдательность, отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение), практические действия, стимулировать учащихся к использованию различных способов выполнения заданий.

Воспитательные: на конкретных примерах сформировать у учащихся знания о роли природных условий в жизни людей; воспитать эстетическое восприятие природы.

Наглядность и оборудование:

Карта «Восточная Сибирь»; контурные карты

Иллюстрации; презентация «Восточная Сибирь»

Раздаточный материал.

Девиз урока: «Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания» (И.В. Гете)

Ход урока

I Организация класса к уроку.

II Мотивация учебной деятельности.

1.Запись темы в тетрадь .Беседа учителя.

- Нашему турагенству «Сиб-тур» поступило предложение организовать туры в Восточную Сибирь по теме: «Восточная Сибирь: специфика природы Средней, Северо-Восточной Сибири и пояса гор Южной Сибири».

Мы проведем заседание сотрудников фирмы с целью решения следующих задач:

-Определить специфику природы Восточной Сибири и отдельных ее частей.

-Определить, какие туристические маршруты и виды отдыха можно организовать в данный район.

В ходе заседания вы должны заполнить экспертные карточки. (Прил. 1)

III Изучение нового материала.

1Первый вопрос нашего заседания : экспертиза состава и размеров территории, особенностей ГП Восточной Сибири. Вы выступите в роли экспертов по вопросам Приложения 1. Поможет атлас, карта «Восточная Сибирь», учебник, стр. 201, рис.75.

2.Объяснения учителя с одновременной демонстрацией на карте.

- Восточная Сибирь занимает площадь более 7 млн. км2. Включает в состав Красноярский край, Иркутскую область, Забайкальский край, республику Хакасию , Тыву и Бурятию.

Для сравнения:

- Западная Сибирь - 2,6 млн. км2.

- Австралия - более 7 млн. км2.

Территория протянулась от реки Енисей на западе до Тихоокеанского водораздела на востоке. На севере район омывается Северным Ледовитом океаном, а на юге граничит с Китаем и Монголией.

Значительная часть территории расположена за северным полярным кругом.

Город Кызыл - центр Азии.

3.Запись в тетрадь названий частей.Территория района состоит из трех частей:

Среднесибирского плоскогорья;

Северо-Восточной Сибири;

Пояса гор Южной Сибири..

4.Сообщения учащихся : Заслушаем результаты экспертизы (ответы на вопросы Приложения 1)

5.Самостоятельная работа учащихся : Дайте письменные ответы на задания 1,2 экспертной карточки.

6. Поступил отчет о работе наших представителей в Восточной Сибири. Но в нем допущены ошибки. Определите лишние звенья в цепочке причинно-следственных связей характеристики особенностей ГП.

Это Приложение 2. Ответы запишите в тетрадях.

8.Дополнительный материал (учитель): Послушайте отрывок.

Царь:

- А ты, мой сын, чем занят? Это что?

Федор:

- Чертеж земли Московской. Наше царство из края в край,

Вот видишь - тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань,

Вот море, вот Пермские дремучие леса,

А вот Сибирь.

1628 год.

1631 год.

XVIII век.

XX век.

- Какие объекты привлекут внимание туристов в этом районе?

(г. Туруханск, Красноярск как древние города)

9. Работа в группах (5 мин.).

Беседа учителя.

- Для определения специфики природы Восточной Сибири и разработки туристических маршрутов и туров агентство создает творческие группы:

Геологи. Климатологи. Гидрологи.

Задание каждой группе определены в Приложении 3. Для решения заданий участники групп могут использовать все источники знаний. Результаты исследований занесите в тетради (задание 4,5,6,7 экспертной карточки).

10.Работа с картой.

Беседа учителя.

- Наши специалисты предлагают составить номенклатурный маршрут. Необходимо распределить формы рельефа в алфавитном порядке. Я начинаю.

А - Алтай, Алданское нагорье

Б - горы Бырранга

В - Верхоянский хребет

Е - Енисейский кряж

П - плато Путорана

С - Среднесибирское плоскогорье ,Становой хребет, Саяны

Ч - хребет Черского

Я - Яблоновый хребет

11. Сообщения учащихся.

Беседа учителя : Откроем секрет разнообразия рельефа.

Отчет геологов.

12. Дополнительный материал. Беседа учителя.

- В Восточной Сибири расположены многочисленные месторождения полезных ископаемых:

Горная Шория - железные руды

Кузбасс - каменный уголь

Якутия, Мирный - алмазы , много поделочных камней, особенно яшмы.

Наши корреспонденты передали очень интересный материал.

«В начале 19 века в горах Южной Сибири нашли монолитную яшму массой 12 т. 11 лет работали с этим камнем тысячи человек, создавая каменное чудо - царицу ваз массой 11 т., диаметром 5 м. В 1843 году ваза перевезена в Петербург в Эрмитаж.»

Отчет климатологов.

Отчет гидрологов.

IV Итоги урока.

1.Итоговая беседа. Беседа учителя.

- Какие особенности природы Восточной Сибири вы определили?

- Какая часть территории района имеет самые благоприятные условия?

- Возможен ли туризм в данном районе?

- Какой вид отдыха можно предложить?

- Какие виды туризма можно организовать?

2.Творческая работа.

- Восточная Сибирь известна своими природными рекордами. Определите 8 из них под девизом «Самый»:

Крупное плоскогорье ( Среднесибирское)

Большой п-ов России ( Таймыр)

Самые высокие горы (Алтай, Саяны, хр. Черского)

Суровый климат ( С-В Сибири)

Низкая температура ( п. Оймякон)

Богатый полезными ископаемыми (уголь, нефть, газ, алмазы,никель, золото)

Крупные реки ( Енисей, Лена)

Глубокое озеро ( Байкал)

3.Найти соответствие.

Специалист по рекламе подготовил эскизы рекламных щитов. Определите, какие части территории или объекты изображены на каждом эскизе. Запишите в тетрадь под цифрой 8 (экспертная карточка, задание 8)..

4.Анализ и оценка работы учащихся. Экспертные карточки вложите в рабочую тетрадь, сдайте.


© 2010-2022