- Преподавателю
- География
- Разработка урока по географии на тему Диффузия
Разработка урока по географии на тему Диффузия
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Омарова А.Е. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата:
Класс: 5 «Б»
Тема урока: Химический состав физических тел и веществ, диффузия.
Цели урока:
-
Образовательные: формирование знаний о молекулах, о явлении диффузии, формирование понятия о скорости протекания диффузии в газах, жидкостях и твердых телах; выяснение условий, влияющих на быстроту протекания диффузии.
-
Воспитательные: воспитание отношения к физике как к экспериментальной науке, воспитание активности и аккуратности при выполнении заданий, воспитание интереса к предмету.
-
Развивающие: развитие умения наблюдать и обобщать результаты экспериментов; обнаруживать в быту изучаемые явления; развитие мышления учащихся, их интеллекта; развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию диалогического общения на уроке и при работе в группе.
Тип урока: комбинированный, практический, исследовательский
Оборудование и материалы для учащихся:
-
Для 1 группы - зеленка, 2 емкости, палочка для размешивания, пипетка
-
Для 2 группы - марганцовка, емкость с холодной и горячей водой.
-
Для 3 группы - духи
-
Для 4 группы - 2 емкости со сладкой водой холодной и горячей водой, лимонная кислота, пищевая сода.
Оборудование и материалы для учителя: карточки с заданиями, технологические карты
Ход урока
Организационный момент. 2 минуты
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с явлением, которое играет очень важную роль в природе. Это явление мы с вами встречаем на каждом шагу, не задумываясь об этом. Для того, чтобы узнать о нем, мы проведем серию экспериментов, а в некоторых из них вы сами выступите в качестве ученых-экспериментаторов.
Проверка домашнего задания 5 мин
Закончите предложения.
1. Земля движется вокруг ...
2. Луна движется вокруг ...
3.Все планеты движутся вокруг ...
4.Спутник движется вокруг ...
5. Лед плавится и превращается ...
6.Вода отвердевает и превра-
щается ...
7. Вода кипит и превращается ...
8.Пар охлаждается
и превращается...
Актуализация знаний.
Чтобы узнать первую часть нашей темы урока, ответим на вопросы:
Что называется физическим телом?
Что называется веществом?
1).Мы с вами знаем, окружающие нас тела - камень, Луна, дома, столы...
Как называются?
2) Из чего же состоят все физические тела?
3) А из чего состоят все вещества?
Молекула- мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
Свойства молекул:
1.Молекула, наименьшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
2. Молекулы каждого вещества имеют постоянный состав.
3. Молекулы очень малы.
4. Между молекулами существуют промежутки.
5. Молекулы находятся в постоянном движении.
Показ молекулярных решеток
-
Диффузия - явление проникновения молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого.
-
Причина диффузии - это беспорядочное движение молекул.
Опыт - вода + крупинки марганцовки
Почему происходит это явление?
Вода и марганцовка состоят из молекул. Молекулы меняются местами.
Почти так. Правильнее будет сказать, что молекулы краски проникают в промежутки между молекулами воды. В каком случае молекулы разных веществ могут перемешиваться?
Это возможно только в том случае, если молекулы движутся.
Верно. Само явление, которое вы наблюдали в процессе опыта, и называется диффузией.
Помогает ли кто-нибудь молекулам перемешиваться?
Нет, они делают это сами.
Значит, явление диффузии происходит самопроизвольно. Запишем наши выводы в
Работа в группах. На опыты 12 минут
А теперь я предлагаю вам самим стать экспериментаторами и поработать в группах. Каждая группа получит задание на карточке, в котором описана последовательность исследования. Результаты, полученные в ходе выполнения опытов, вы записываются в технологической карте.
1
Выясните, при каких условиях диффузия происходит быстрее.
В двух стаканчиках налито одинаковое количество холодной воды. В каждый стаканчик капните равное количество зеленки.
В стаканчике №1 воду не перемешивайте. В стаканчике №2 воду перемешивайте с помощью ложки.
Измерьте время растворения зеленки в стаканчиках №1 и №2. Запишите полученные результаты на карточке.
На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ.
При дополнительном перемешивании веществ диффузия протекает быстрее, так как молекулы движутся с большей скоростью.
2
Выясните, при какой температуре диффузия происходит быстрее.
В двух стаканчиках налита вода. Только в одном стаканчике холодная вода, во втором - столько же горячей.
Одновременно опустите в каждый стакан марганцовку. Измерьте время растворения марганцовки в каждом стакане. Запишите полученные результаты на карточке.
Сделайте вывод о зависимости быстроты протекания диффузии от температуры вещества. Поясните ответ.
Чем выше температура вещества, тем выше скорость движения молекул и тем быстрее протекает диффузия.
3
Выясните, где диффузия происходит быстрее: в газах или в жидкостях?
Набрызгать в воздух духи. Через некоторое время их запах распространился по всей комнате. Как вы думаете, почему это произошло?
Запах распространяется, так как молекулы духов движутся в воздухе и сталкиваются с молекулами воздуха. Из-за этого молекулы все время меняют направление своего движения и разлетаются по комнате.
4
Наблюдение диффузии.
В двух стаканчиках налито подслащенная вода. Вода в первом стаканчике горячая, а во втором холодная.
В стаканчики добавьте лимонную кислоту 2 ложки, затем пищевую соду 1 ложку. Опишите наблюдаемый процесс, отметьте, в каком случае он идет быстрее. Запишите полученные результаты на карточке.
На основании результатов опыта сделайте вывод о зависимости быстроты растворения сахара от перемешивания. Поясните ответ.
В теплой воде процесс диффузии идет быстрее. Скорость движения молекул с повышением температуры растет.
Спикеры выходят к доске и защищают каждый свой эксперимент, т.е. делают вывод. 8 минут
Что можно сказать о скорости диффузии в твердых телах? Давайте посмотрим на слайд. Она проходит медленнее.
Ребята, вы молодцы. По результатам ваших опытов сделаем вывод - в каких веществах может происходить диффузия?
Диффузия происходит в твердых, жидких и газообразных телах.
Запишите этот вывод в тетрадь.
Тогда другой вопрос - в каких веществах диффузия протекает быстрее всего, а в каких - медленнее?
Быстрее диффузия происходит в газах, медленнее всего - в твёрдых телах.
Закрепление. 5 минут
Ребята! Что вы узнали сегодня нового? «Горячий микрофон».
Домашнее задание: