- Преподавателю
- География
- Конспект урока географии «Дальний Восток-край контрастов»
Конспект урока географии «Дальний Восток-край контрастов»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Креулян С.А. |
Дата | 22.05.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Дальний Восток - край контрастов»
Цели урока:
1. Создать географический образ Дальнего Востока, края контрастов: формировать представления и знания об особенностях природы Дальнего Востока, показать уникальность природы этого региона.
2. Развивать речевую активность, умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.
3. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.
Форма организации урока: групповая.
Методы обучения по источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности школьников: исследовательский.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, географические атласы для 8 класса, раздаточный дополнительный материал, гербарий.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
Введение в тему: (слайд 1)
По склонам сопок тропы вьются круто
Там, в буйных зарослях душистых трав.
Могучая, ветвистая лиана
Деревья обвивает, как удав.
Сверкают ильмы, ольхи жмутся и к ивам,
И там, где кедры выстроились в ряд,
Густо - зелёный, с палевым отливом
Гирляндами прижавшись к хвойным гривам,
Нет - нет, да глянет дикий виноград.
Воркуют горлицы, их резким криком
Безмолвная вокруг колышется тайга,
И на заре по крутобедрым пикам
мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга…
Б. Глушаков
Учитель: Какой природный район нам сегодня предстоит изучить? (Дальний Восток)
Учитель: Сегодня мы на уроке узнаем об особенностях природы Дальнего Востока и попробуем доказать утверждение - край контрастов. Поэтому тему урока можно назвать «Дальний Восток - край контрастов». Запишите ее в тетради. (слайд 2)
Учитель: Дальний Восток самый удивительный край, загадочный и контрастный: здесь можно увидеть белых, бурых и гималайских медведей, тигров и снежного барса, северных и пятнистых оленей, лишайники и «вечную зелень пихтача, синь елей, овитых диким виноградом со спелыми гроздьями, карликовые дубки на угорьях и рощи громадных столетних дубов, сереброкорый бархат с перестой листвой» (Н. Задорнов «Далекий край»). Только на Дальнем Востоке действующие вулканы и гейзеры.
Вы должны произвести исследование «Особенности природных компонентов Дальнего Востока». Цель: выяснить характерные черты и установить особенности природных компонентов. (слайд 3).
Класс делиться на группы (по 3 или 4 человека). Для каждой группы предложен лист с заданиями и дополнительным материалом по изучаемому компоненту. В течение 10-15 минут учащиеся готовят ответы на вопросы, далее - творческие отчеты групп по 3 минуты. Результаты работы оформляют в виде таблицы. (Слайд 4). В каждой группе выбираются руководитель, который контролирует работу товарищей, и секретарь, который все заносит в таблицу. Возможна ситуация уточнения исследуемого вопроса с учащимися другой группы, а также с учителем.
Географическое положение.
Тектоническое строение и рельеф.
Климат
Внутренние воды
Органический мир
1группа. Географическое положение, история освоения территории Дальнего Востока. (слайд5)
Используя карту атласа на стр.44 -45 и учебник на стр. 250-251 , определите ГП Дальнего Востока.
Вы будете отвечать у настенной карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:
Дальний Восток протянулся вдоль побережья ________ океана и его морей ______, _______ , ______ почти на _____ км с _____ на ______, от ________ моря до государственной границы с ____ , КНДР и ____. Территория состоит из ____ , _____, ______ частей. Северная часть района находится за _______ кругом, а южная часть края лежит на широте _____.
Покажите на карте острова и полуострова Дальнего Востока.
Острова: Курильские, Командорские, Сахалин, Шантарские, Ратманова, Врангеля.
Полуострова: Чукотский, Камчатка.
2 группа. Тектоника, рельеф, полезные ископаемые Дальнего Востока. (слайд8-8)
Используя §44 учебника стр.252 Э.М. Раковская, физическую и тектоническую карты России стр. 10, 44-45, ответьте на вопросы:
-
По тектонической карте определите, на каких участках земной коры расположен Дальний Восток и как соответствует рельеф тектоническому строению?
-
Какую закономерность вы увидели в размещении горных хребтов? (горные хребты и нагорья протянулись параллельно _______ линии). Покажите хребты и нагорья на карте. Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь. Нагорья: Чукотское, Корякское.
-
Какую площадь занимают равнины, к чему они приурочены? (либо к ________, либо к ________ ) Покажите равнины на карте. Равнины: Зейско-Буреинская, Среднеамурская, Анадырская, Центрально-Камчатская; Северо-Сахалинская, Западно-Камчатская)
-
На дальнем Востоке происходят современные тектонические процессы, с чем это связано? Назовите эти процессы?
-
Назовите полезные ископаемые Д.В.: на Сахалине: 1)_____2) ____3)___; Приморье богато ____; на Колыме, на Чукотке добывают ____; Камчатка____ . С чем связаны, происхождения данных видов месторождений?
-
Вулканы и гейзеры. Что такое гейзеры?
3 группа. Климат Дальнего Востока. (слайд 9-10)
Используя §44 стр. 254 учебника, физическую и климатическую карты России на стр. 14, 44-45, ответьте на вопросы:
-
В каких климатических поясах расположен этот регион?
-
Под влиянием, каких воздушных масс формируется климат Дальнего Востока? Каковы последствия такого влияния? (В зимнее время _________________; в летнее время ____).
-
Существует ли разница между северными и южными районами, прибрежными и внутренними?
-
Что такое муссоны?
4 группа. Внутренние воды.(слайд 11-14)
Используя §44стр.255 учебника Э.М. Раковская и §41 стр.228 И.И. Баринова, физическую карту атласа стр. 44-45и карты внутренних вод России стр. 16-17; 28 -29 , ответьте на вопросы:
-
К бассейнам, каких океанов относятся реки Дальнего Востока?
-
Большинство рек Д.В. имеют небольшую протяженность, чем обусловлена такая особенность? Найдите и перечислите крупные реки Д.В.
-
В чем выражается влияние климата на реки. Режим рек, питание и ледостав.
-
Какие проблемы возникают с таким режимом питания? Как решить проблему наводнений на реке Амур.
-
Перечислите крупные озера, какие типы озерных котловин могут встречаться на Д.В.?
-
Где распространена многолетняя мерзлота?
5.1 группа. Органический мир. (Слайд 15-24)
Используя §44 учебника Э.М. Раковская, §41 стр.229 И.И. Баринова и дополнительный материал, дайте краткую характеристику растительному миру южной части Дальнего Востока и ответьте на вопрос: растительный и животный мир Дальнего Востока гораздо богаче, чем в соответствующих по зональным условиям районах Сибири и европейской части России. Здесь много реликтовых растений и редких животных, чем это можно объяснить?
-
группа. Органический мир.
Используя §44 учебника Э.М. Раковская, §41 стр.229 И.И. Баринова и дополнительный материал, дайте краткую характеристику животному миру южной части Дальнего Востока.
Назовите особенности органического мира.
III этап. Рефлексия.
Заслушиваем результаты исследований в группах и делаем записи в сводную таблицу. (Слайд 25)
Закрепление:
Учитель:
Проанализировав сводную таблицу, докажите утверждение «Дальний Восток - край контрастов».
Выводы по сводной таблице делают учащиеся: (Слайд 25 )
-
ГП - огромная протяженность территории Дальнего Востока с севера на юг: северные районы лежат за Полярным кругом, а южные - на широте Средиземноморья.
-
Рельеф и полезные ископаемые - горные массивы и нагорья, низменные равнины, вулканы, землетрясения, горячие источники определили особенности природы этого края.
-
Климат - от арктического до умеренного климата. Велики контрасты температур и осадков между приморскими и внутренними районами.
-
Воды - на севере распространена многолетняя мерзлота.
-
Ландшафты - переход от арктических тундр на севере, с бродящими белыми медведями к широколиственным лесам с бархатным деревом и лианами, сквозь чащи которых пробирается уссурийский тигр на юге.
Учитель:
Какой можно сделать вывод?
Ученики:
Север - суровый край.
Юг - теплые лазурные берега Японского моря, лежащие на широте сказочной Италии.
IV этап (оценочный). Подведение итога урока.
Географический диктант.
Дополнить предложения, подобрав необходимые слова.
-
В состав Дальнего Востока входят полуострова-….
-
В состав Дальнего Востока входят острова-….
-
Дальний Восток омывают моря Тихого океана-…..
-
Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны-…..
-
Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют-…..
-
Дальний Восток - единственный район России, где встречаются фонтанирующие горячие источники -…. Они находятся на востоке … .... .
-
Климат юга Дальнего Востока- ….
-
Муссоны зимой дуют с... на.., а летом - с…на ….
-
Осадки здесь выпадают чаще в виде ….
-
Большую часть территории Приморья занимают хвойно-широколиственные леса - …
Проверка знаний Слайд 26.
Итак, скажите мне действительно ли Дальний Восток можно назвать краем контрастов?
Домашнее задание: § 45, на контурную карту нанести объекты из номенклатуры. Подготовить краткие сообщения об исследователях Дальнего Востока.
Географическая номенклатура.
Моря: Берингово, Охотское, Японское, Чукотское.
Заливы: Анадырский, Шелихова, Петра Великого, Пенжинская губа.
Проливы: Берингов, Татарский, Лаперуза, Кунаширский, Невельского.
Мысы: Дежнева, Лопатка.
Острова: Врангеля, Ратманова, Командорские, Курильские, Сахалин, Шантарские.
Полуострова: Чукотка, Камчатка.
Вулканы: Ключевская Сопка, Корякская Сопка, Шевелуч, Толбачек, Алаид.
Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Становой, Сихотэ-Алинь.
Нагорья: Чукотское, Корякское.
Равнины: Зейско-Буреинская.
Реки: Амур (Зея, Бурея, Селемджа, Уссури),Анадырь.
Озера: Ханка.