Конспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной Европы

Урок может использоваться преподавателями колледжей, техникумов. Применяются различные методы обучения. Тема: Зарубежная Европа Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы Цель урока: Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы , рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций населения, религиозного состава и расселения населения по территории  Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурными картами, уме...
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыКонспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыКонспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыКонспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыКонспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыКонспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыКонспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыКонспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыКонспект урока по дисциплине География по теме Характеристика населения Зарубежной ЕвропыТема: Зарубежная Европа

Тема урока: Характеристика населения Зарубежной Европы

Цель урока: Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы , рассмотреть вопросы воспроизводства населения Зарубежной Европы, миграций населения, религиозного состава и расселения населения по территории Зарубежной Европы. Развивать навыки работы с картами, учебником, контурными картами, умение анализировать и выделять главное.

Тип урока: Изучения нового материала

Методы: Информационно-рецептивный

самостоятельная работа студентов

Оборудование: атласы, учебник географии, контурные карты, диск « Экономическая и социальная география мира 10 кл..», раздаточный материал, карта «Зарубежная Европа»

Ход урока:

1.Организационная часть урока

Цель: Проверить посещаемость и готовность студентов к уроку

2.Повторение изученного материала

Цель: Повторить экономико-географическое положение Зарубежной Европы, её природно-ресурсный потенциал, государственное устройство Зарубежной Европы.

Фронтальный опрос студентов по материалу прошлого урока:

Вопрос 1: Какую площадь занимает Зарубежная Европа? ( 5,4 млн.кв.км. )

Вопрос 2: Какими чертами определяется экономико-географическое положение стран Зарубежной Европы?

(соседским и приморским положением)

Вопрос 3: Как и когда изменялась политическая карта Европы?

(трижды:После Первой и Второй мировой войн и в последние годы - объединение Германии, приобретение независимости странами Балтии, распад Югославии и Чехословакии и т.д..)

Д.! Просмотр диска « Политическая география « - изменения на политической карте Европы

Вопрос 4: Каковы природные предпосылки для развития промышленности в Зарубежной Европе? ( связаны и сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых, хотя состав отличается )

Д.! Просмотр диска « Природные ресурсы «

Вопрос 5: Какими полезными ископаемыми богата Зарубежная Европа?

( В сев.части-рудные и топливные полезные ископаемые

каменный уголь - Рурский бассейн в ФРГ и Верхнесилезский в Польше

нефть и газ - Североморский

железная руда - Лотарингский во Франции и Кируна в Швеции

В южной части- бокситы и топливные ресурсы)

Вопрос 6: Какими ещё природными ресурсами богата Зарубежная Европа?

(гидроэнергетические и лесные)

В последнее время развиты природно-рекреационые ресурсы.

Вывод: То есть Зарубежная Европа - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно-ресурсного потенциала. Этот регион и в наше время занимает очень важное место в мировой политике и экономике. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с характеристикой населения Зарубежной Европы.

По какому плану мы даём характеристику населению? (воспроизводство, миграции, состав и размещение населения)

Исходя из этого сформулируйте цель нашего урока.

  1. Изучение нового материала

Цель: Рассмотреть вопросы воспроизводства населения, миграций, религиозного состава и размещения населения по территории Зарубежной Европы.

-Студенты записывают тему урока в тетради.

1.Заселение региона ( рассказывает преподаватель )

-До Великих географических открытий и после

-Заселение региона в первой и второй половине 20 века

2.Воспроизводство населения Зарубежной Европы

Преподаватель: Зарубежная Европа - регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. На мировом фоне он выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом.

Вопрос к классу: Вспомните и назовите причины низкой рождаемости.

Ответ: Главной причиной низкой рождаемости в странах Зарубежной Европы является увеличение средней продолжительности жизни,что приводит к постепенному старению населения, а также резкое возрастание «цены» ребёнка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии.

Задание классу: На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».

Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.

  • На выполнение задания даётся 5-7 минут, а затем анализируют вместе с учителем.

Вывод по таблице: В Албании самый высокий уровень рождаемости и естественного прироста. Это связано с влиянием мусульманства. Сравнительно высокий уровень рождаемости в Ирландии, Исландии, Македонии. Но вместе с этим в Европе есть страны с очень низким показателем рождаемости - Болгария, Испания, Италия, ФРГ.

Вопрос к классу: Как вы думаете, в каких странах особенно остро стоит демографическая проблема? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Вопрос к классу: Какой вывод о типе воспроизводства населения можно сделать?

Ответ: Все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства: низкую рождаемость и низкий естественный прирост

Преподаватель: Если сравнивать эти показатели не по странам, а по регионам, то получится, что самая неблагоприятная ситуация в странах Восточной Европы. Это связано с тем, что долгое время этими странами проводилась жёсткая демографическая политика.

Например: В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей, а за незаконный аборт врачу грозило тюремное заключение. После снятия таких ограничений рождаемость в этих странах резко упала, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация тоже неблагоприятная и поэтому демографическая политика направлена на повышение рождаемости.

В Южной Европе сейчас также наблюдается низкий уровень рождаемости

В Северной Европе благоприятная ситуация наблюдается только в Ирландии и Исландии.

Миграции населения

В результате, согласно прогнозам ООН, население большинства стран региона к середине 21 века должно уменьшиться. Всё это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Зарубежная Европа превратилась в очаг трудовой иммиграции ( примерно 20 млн. иностранных рабочих и членов их семей.)

Задание к классу: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эммиграцией

На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения

-На задание даётся 5-7 минут, затем проверяется и делается вывод

Вывод: Страны эммиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии.

3.Народы и языки Зарубежной Европы

Преподаватель: По национальному составу население Зарубежной Европы однородно; из 62 народов подавляющее большинство относится к индоевропейской языковой семье.

Д.: Карта « Народы и языки Европы «

Атлас стр. 12-13

-Учащиеся анализируют карту, учитель дополняет.

Преподаватель: Половина стран Европы считаются однонациональными, остальные являются многонациональными и двунациональными.( Например, Швейцария, Великобритания, Испания)

Так как в Европе немало государств со сложным национальным составом, там наблюдается обострение межнациональных отношений.

-СООБЩЕНИЕ студента « Проблемы межнациональных конфликтов в Европе»

Преподаватель: В Зарубежной Европе большое количество разнообразных религий.

Д.: Просмотр и анализ карты на диске « Религии Зарубежной Европы»

-Учащиеся анализируют, преподаватель обобщает и делает вывод.

Можно составить схему в тетради « Религии Зар.Европы

Религии Европы

Католическая церковь

Православная церковь

Мусульманство

католики

протестанты


Вывод: Господствующая религия- христианство

В Южной Европе - католицизм

В Северной Европе - протестантство

В Средней Европе - и католицизм и протестантство

В Европе находится Рим - мировой центр католицизма.

В последнее время развилось большое количество течений протестантизма.

  • СООБЩЕНИЕ учащегося «Течения протестантизма»

Преподаватель:Зарубежная Европа является одним из наиболее густонаселённых регионов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 км ². При этом размещение населения в регионе объясняется географией городов.

То есть, уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: от 74% до 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая.

Задание классу: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся.

По географическому положению города - миллионеры:

На мор.побережьях

В устьях рек

Вдали от морей

На судох. реках судоходн.реках

Копенгаген

Ньюкасл

Ливерпуль

Барселона

Глазго

ЛондонГамбург

Роттердам

Мюнхен

Варшава

София

Рим,Милан

Манчестер

Париж

Вена,Прага

Будапешт


Задание классу: Сравните страны по числу городов-миллионеров. Какой вывод можно сделать?

Самое большое число городов-миллионеров находится в Великобритании-7, ФРГ-6, Италия-5, Франция-3, Польша -3. Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора

Д.: Таблица «Крупнейшие агломерации Зарубежной Европы» (ещё раз повторяем и называем)

Закрепление изученного материала

Д.: Диктор ещё раз читает материал, студенты слушают, затем обобщается материал урока и делается вывод по уроку.

Домашнее задание

-текст учебника, на контурных картах показать крупнейшие агломерации Зар.Европы

-по желанию: составить кроссворд «Города Зарубежной Европы»

Технологическая карта

Тема урока: Население Зарубежной Европы

Задание 1:На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».

Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.

Задание 2: Используя рисунок 47 на стр.184 дайте характеристику Зарубежной Европы как главного региона иммиграции населения. Выделите страны с массовой иммиграцией и эммиграцией населения. Результаты занесите в таблицу:

Страны с массовой иммиграцией

Страны с массовой эммиграцией

На контурной карте покажите стрелками главные направления внешних миграций населения


Задание 3: Проанализируйте рисунок 48 «Крупнейшие городские агломерации Зарубежной Европы» на стр.185 в учебнике. Проанализируйте причины появления городов-миллионеров именно в тех районах, где они находятся. Сравните страны по числу городов миллионеров. Какой вывод можно сделать?



© 2010-2022