- Преподавателю
- География
- Урок-виртуальная экскурсия на тему: «ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»
Урок-виртуальная экскурсия на тему: «ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Крылова С.В. |
Дата | 13.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок №1
Тема «ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»
Цель - знакомство с природоохранными мероприятиями и ООПТ России.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с основными терминами: «Охрана природы», « Особо охраняемые природные территории»;
- ознакомление с принципами и мероприятиями по охране природы;
- характеристика различных видов ООПТ;
- формирование осознанной ответственности человека во взаимоотношениях с окружающей средой.
Развивающие: продолжить работу над формированием умения работать в сети интернет, выделять главное, анализировать, сопоставлять, совершенствование поисковых навыков.
Воспитывающие: продолжить работу над формированием бережного отношения к природе, ответственного отношения к учебе.
Тип и вид урока: Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с интернет - ресурсами, фронтальный опрос, фронтальная беседа.
Оборудование: компьютерный класс с доступом в интернет.
Ход Урока.
Этап
Содержание, методы, методические приемы
1. Организационный момент - 1,5 мин
Приветствую класс, отмечаю отсутствующих
2. Подготовка к изучению нового материала
Сообщение темы урока и задач учащимся.
Тема урока «Охрана природы и особо охраняемые природные территории России»
Запись темы учениками в тетрадь
Основные вопросы урока:
-
Значение особо охраняемых природных территорий (ООПТ)
-
Мероприятия по охране природы, основные законодательные акты, направленные на охрану природы в России
-
Виды ООПТ
-
Наиболее известные ООПТ России, их значение
4. Изучение новой темы
1. Значение ООПТ
Актуализация знаний в форме беседы:
В настоящее время отмечается интенсификация использования природных богатств, результат - нарушение равновесия природной среды, т.к. процессы восстановления, протекающие в природе намного медленнее разрушительной деятельности человека.
Беседа
-
В условиях современного техногенного общества наиболее разрушительное действие на природу оказывает загрязнение. В чём оно проявляется?
Обсуждение вопроса, подведение итогов: загрязнение окружающей среды - привнесение или возникновение тех или иных веществ, тел, источников энергии, биологических организмов, неблагоприятно воздействующих на здоровье человека, состояние природных ресурсов, материальные объекты общества.
Рассказ:
В настоящее время биологические системы не справляются с техногенной нагрузкой и, как следствие - исчезновение некоторых видов растений, животных, микроорганизмов, грибов. Во всех наших экономических бедах, политических распрях и национальных претензиях мы порой теряем здравый смысл, забывая, что все мы являемся пассажирами одной лодки. С каждым годом сравнение планеты Земля с лодкой выглядит всё менее метафорическим и всё более точным обозначением жестокой реальности. В связи с этим актуальными проблемами, в современном мире выделилась самостоятельная наука - Охрана природы - тема нашего сегодняшнего урока.
Беседа
-
Как вы думаете, что необходимо человечеству для гармоничного сосуществования с природой? Как совместить потребности людей (а их на планете почти 6,6 млрд) с резервами природной среды?
Обобщение обсуждения, вывод: Рациональное природопользование - целенаправленная деятельность, при которой достаточно полно используются природные ресурсы, обеспечивается процесс естественного восстановления. Рациональное природопользование включает в себя как создание малоотходных и безотходных производств, так и мероприятия по охране природы.
2. Мероприятия по охране природы
Самостоятельная работа учащихся
Инструкция к выполнению самостоятельной работы:
На рабочем найти документ «Ссылки». Зайти в него.
Пользуясь представленными адресами ссылок просмотреть несколько сайтов и назвать основные природоохранные мероприятия, их значение.
ecolife.org.ua/laws/ru/02.php
vozdyx.ru/art/law11.shtml
- сайты экологического законодательства РФ
ecolife.org.ua/funds/index.php
glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?REiomlto9!ng!u)wgtz!uqwzmg8$lp!xwlk:
greenpeace.org/russia/ru/
природоохранные организации (перечислены и дана краткая характеристика)
oopt.info/
sci.aha.ru/ATL/ra21e.htm
wwf.ru/reserves
ООПТ России
По итогам просмотра сайтов заполняется таблица:
Природоохранные направления
Природоохранное мероприятие
Основные способы охраны
Значение
законодательство
Юридическое обоснование природоохранных действий.
Основа регулирования экономических и экологических интересов
Природоохранные организации
Действия общественных объединений, направленные на защиту окружающей среды
формирование общественного мнения и экологической культуры
ООПТ
Резервация территорий, а так же видов животных и растений находящихся на ней, изъятие объектов из использования
Сохранение биологического разнообразия
Беседа:
-
А как вы думаете, к какому разделу природоохранных мероприятий можно отнести Красную книгу?
3. Виды ООПТ
Рассказ
Природоохранное законодательство и природоохранные организации ставят главной своей задачей - недопущения переэксплуатации природных ресурсов и полной деградации экосистем. В связи с повышенной нагрузкой на природу со стороны человека из экосистем исчезают в первую очередь виды, не приспособленные к высокому уровню загрязнения, повышенным антропогенным нагрузкам.
Целью ООПТ является сохранение биоразнообразия нашей планеты, поскольку именно разнообразие видов обеспечивает устойчивое развитие.
Беседа
-
Какие виды ООПТ вы знаете?
-
Чем они отличаются между собой?
Обсуждение, резюме: для более полного ответа на эти вопросы я предлагаю вам самостоятельно воспользоваться поисковыми системами.
Самостоятельная работа учащихся:
Инструкция по выполнению: на рабочем столе открыть документ «ссылки», по ссылкам:
yandex.ru/
mail.ru/
зайти в поисковую систему
в строку поиска вбить «особо охраняемые природные территории»
из появившегося списка адресов выбрать Википедия - ООПТ
На открывшейся странице (ru.wikipedia.org/wiki/Охраняемая_природная_территория)
Перейти по ссылкам:
национальные парки (ru.wikipedia.org/wiki/Национальные_парки)
ботанические сады (ru.wikipedia.org/wiki/Ботанический_сад)
заповедник (ru.wikipedia.org/wiki/Заповедник )
заказник (ru.wikipedia.org/wiki/Заказникru.wikipedia.org/wiki/Заказник)
или (второй сайт)sci.aha.ru/ATL/ra21e.htm
На основе имеющейся информации дать краткое определение ООПТ, выделить их отличия:
Индивидуальный опрос
-
Что называют заповедником? Какие виды животных и растений на данной территории подлежат охране?
-
Заказником? Какие виды животных и растений на данной территории подлежат охране?
-
Ботанический сад создается человеком или это естественный природный комплекс?
-
Национальным парком? Допускается ли посещение национального парка туристами?
Запись определений в тетрадь:
Национальный парк - это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.
Зака́зник -ООПТ, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные; на данной территории запрещена любая хозяйственная деятельность.
Заповедник - ООПТ, где под охраной находится весь животный и растительный мир. Запрещена любая хозяйственная деятельность.
4. Наиболее известные ООПТ России, их значение
Беседа:
-
Как вы думаете, когда был создан первый заповедник в России?
-
Сколько всего сейчас в России заповедников?
-
А какой самый молодой заповедник? Где он находиться?
Резюме: пользуясь ссылками, назовите год создания первого заповедника и самого молодого на сегодняшний день заповедника
oopt.info/_publications/history-barguz/history-barguz.html
ru.wikipedia.org/wiki/Список_заповедников_России
oopt.info/index.php?page=22
ru.wikipedia.org/wiki/Заповедник_Кологривский_лес
Задание
Самостоятельно попробуйте найти в поисковой системе
yandex.ru/
mail.ru/
какие виды животных и растений находятся под охраной в заповедниках Марий Эл
Ключевые слова для поиска:
Заповедник Марий Эл Большая Кокшага
Адреса сайтов (если не могут найти самостоятельно):
pages.marsu.ru/sv1/ekolog/zap1.html
12rus.ru/Dokument/55/
Фронтальная беседа
-
Назовите виды растений, находящиеся под охраной в ГПЗ «Большая Кокшага»
Венерин башмачек , надбородник безлистный и пальчатокоренник майский занесены в Красную Книгу России . Есть виды , занесенные в Красную Книгу Марий Эл : плаун , плаун-баранец . гроздовик многораздельный , кувшинка белоснежная , осока малоцветковая , морошка , осокорь.
-
Перечислить виды, животных, находящиеся под охраной в ГПЗ «Большая Кокшага»
мышь - гигантская вечерница . Птицы , занесенные в Красную книгу: змееед , черный аист , скопа , а еще останавливается на пролете орлан-белохвост.
Закрепление материала по вопросам:
Фронтальная беседа по вопросам:
-
Какова функция ООПТ?
-
Назовите виды ООПТ, чем они отличаются между собой?
-
Какой заповедник - старейший в России?
-
Какие ООПТ РМЭ вы знаете?
Выводы:
Осознанно или неосознанно человек в результате соей деятельности наносит непоправимый урон природе. Создание ООПТ - не панацея для сохранения природы нашей планеты, однако заказники, заповедники, природные и национальные парки, памятники природы, дендрарии позволяют сохранить часть биологического разнообразия нашей планеты.
Домашнее задание - 1 мин.
Параграф 23. Читать, отвечать на вопросы.