• Преподавателю
  • География
  • Урок-виртуальная экскурсия на тему: «ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

Урок-виртуальная экскурсия на тему: «ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

Данный урок представляет собой пособие для организации и проведения виртуальной экскурсии по ООТП России. В тексте представлены помимо подробного описания этапов, урока, целей, задач рабочие ссылки на контенты и интернет-ресурсы, используя которые школьники могут самомтсоятельно найти отпеты на поставленные учителем вопросы. Данный тип уроков, с IT-технологий помогает формированию умения работать в сети интернет, выделять главное, анализировать, сопоставлять, совершенствовать поисковые навыки.
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №1

Тема «ОХРАНА ПРИРОДЫ И ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ»

Цель - знакомство с природоохранными мероприятиями и ООПТ России.

Задачи:

Образовательные:

- знакомство с основными терминами: «Охрана природы», « Особо охраняемые природные территории»;

- ознакомление с принципами и мероприятиями по охране природы;

- характеристика различных видов ООПТ;

- формирование осознанной ответственности человека во взаимоотношениях с окружающей средой.

Развивающие: продолжить работу над формированием умения работать в сети интернет, выделять главное, анализировать, сопоставлять, совершенствование поисковых навыков.

Воспитывающие: продолжить работу над формированием бережного отношения к природе, ответственного отношения к учебе.

Тип и вид урока: Комбинированный: рассказ учителя с элементами беседы, самостоятельная работа учащихся с интернет - ресурсами, фронтальный опрос, фронтальная беседа.

Оборудование: компьютерный класс с доступом в интернет.

Ход Урока.


Этап

Содержание, методы, методические приемы

1. Организационный момент - 1,5 мин

Приветствую класс, отмечаю отсутствующих

2. Подготовка к изучению нового материала

Сообщение темы урока и задач учащимся.

Тема урока «Охрана природы и особо охраняемые природные территории России»

Запись темы учениками в тетрадь

Основные вопросы урока:

  1. Значение особо охраняемых природных территорий (ООПТ)

  2. Мероприятия по охране природы, основные законодательные акты, направленные на охрану природы в России

  3. Виды ООПТ

  4. Наиболее известные ООПТ России, их значение

4. Изучение новой темы

1. Значение ООПТ

Актуализация знаний в форме беседы:

В настоящее время отмечается интенсификация использования природных богатств, результат - нарушение равновесия природной среды, т.к. процессы восстановления, протекающие в природе намного медленнее разрушительной деятельности человека.

Беседа

  • В условиях современного техногенного общества наиболее разрушительное действие на природу оказывает загрязнение. В чём оно проявляется?

Обсуждение вопроса, подведение итогов: загрязнение окружающей среды - привнесение или возникновение тех или иных веществ, тел, источников энергии, биологических организмов, неблагоприятно воздействующих на здоровье человека, состояние природных ресурсов, материальные объекты общества.

Рассказ:

В настоящее время биологические системы не справляются с техногенной нагрузкой и, как следствие - исчезновение некоторых видов растений, животных, микроорганизмов, грибов. Во всех наших экономических бедах, политических распрях и национальных претензиях мы порой теряем здравый смысл, забывая, что все мы являемся пассажирами одной лодки. С каждым годом сравнение планеты Земля с лодкой выглядит всё менее метафорическим и всё более точным обозначением жестокой реальности. В связи с этим актуальными проблемами, в современном мире выделилась самостоятельная наука - Охрана природы - тема нашего сегодняшнего урока.

Беседа

  • Как вы думаете, что необходимо человечеству для гармоничного сосуществования с природой? Как совместить потребности людей (а их на планете почти 6,6 млрд) с резервами природной среды?

Обобщение обсуждения, вывод: Рациональное природопользование - целенаправленная деятельность, при которой достаточно полно используются природные ресурсы, обеспечивается процесс естественного восстановления. Рациональное природопользование включает в себя как создание малоотходных и безотходных производств, так и мероприятия по охране природы.

2. Мероприятия по охране природы

Самостоятельная работа учащихся

Инструкция к выполнению самостоятельной работы:

На рабочем найти документ «Ссылки». Зайти в него.

Пользуясь представленными адресами ссылок просмотреть несколько сайтов и назвать основные природоохранные мероприятия, их значение.

ecolife.org.ua/laws/ru/02.php

vozdyx.ru/art/law11.shtml

- сайты экологического законодательства РФ

ecolife.org.ua/funds/index.php

glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?REiomlto9!ng!u)wgtz!uqwzmg8$lp!xwlk:

greenpeace.org/russia/ru/

природоохранные организации (перечислены и дана краткая характеристика)

oopt.info/

sci.aha.ru/ATL/ra21e.htm

wwf.ru/reserves

ООПТ России

По итогам просмотра сайтов заполняется таблица:

Природоохранные направления

Природоохранное мероприятие

Основные способы охраны

Значение

законодательство

Юридическое обоснование природоохранных действий.

Основа регулирования экономических и экологических интересов

Природоохранные организации

Действия общественных объединений, направленные на защиту окружающей среды

формирование общественного мнения и экологической культуры

ООПТ

Резервация территорий, а так же видов животных и растений находящихся на ней, изъятие объектов из использования

Сохранение биологического разнообразия

Беседа:

  • А как вы думаете, к какому разделу природоохранных мероприятий можно отнести Красную книгу?

3. Виды ООПТ

Рассказ

Природоохранное законодательство и природоохранные организации ставят главной своей задачей - недопущения переэксплуатации природных ресурсов и полной деградации экосистем. В связи с повышенной нагрузкой на природу со стороны человека из экосистем исчезают в первую очередь виды, не приспособленные к высокому уровню загрязнения, повышенным антропогенным нагрузкам.

Целью ООПТ является сохранение биоразнообразия нашей планеты, поскольку именно разнообразие видов обеспечивает устойчивое развитие.

Беседа

  • Какие виды ООПТ вы знаете?

  • Чем они отличаются между собой?

Обсуждение, резюме: для более полного ответа на эти вопросы я предлагаю вам самостоятельно воспользоваться поисковыми системами.

Самостоятельная работа учащихся:

Инструкция по выполнению: на рабочем столе открыть документ «ссылки», по ссылкам:

yandex.ru/

mail.ru/

зайти в поисковую систему

в строку поиска вбить «особо охраняемые природные территории»

из появившегося списка адресов выбрать Википедия - ООПТ

На открывшейся странице (ru.wikipedia.org/wiki/Охраняемая_природная_территория)

Перейти по ссылкам:

национальные парки (ru.wikipedia.org/wiki/Национальные_парки)

ботанические сады (ru.wikipedia.org/wiki/Ботанический_сад)

заповедник (ru.wikipedia.org/wiki/Заповедник )

заказник (ru.wikipedia.org/wiki/Заказникru.wikipedia.org/wiki/Заказник)

или (второй сайт)sci.aha.ru/ATL/ra21e.htm

На основе имеющейся информации дать краткое определение ООПТ, выделить их отличия:

Индивидуальный опрос

  • Что называют заповедником? Какие виды животных и растений на данной территории подлежат охране?

  • Заказником? Какие виды животных и растений на данной территории подлежат охране?

  • Ботанический сад создается человеком или это естественный природный комплекс?

  • Национальным парком? Допускается ли посещение национального парка туристами?

Запись определений в тетрадь:

Национальный парк - это территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека.

Зака́зник -ООПТ, на которой под охраной находится не весь природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные; на данной территории запрещена любая хозяйственная деятельность.

Заповедник - ООПТ, где под охраной находится весь животный и растительный мир. Запрещена любая хозяйственная деятельность.

4. Наиболее известные ООПТ России, их значение

Беседа:

  • Как вы думаете, когда был создан первый заповедник в России?

  • Сколько всего сейчас в России заповедников?

  • А какой самый молодой заповедник? Где он находиться?

Резюме: пользуясь ссылками, назовите год создания первого заповедника и самого молодого на сегодняшний день заповедника

oopt.info/_publications/history-barguz/history-barguz.html

ru.wikipedia.org/wiki/Список_заповедников_России

oopt.info/index.php?page=22

ru.wikipedia.org/wiki/Заповедник_Кологривский_лес

Задание

Самостоятельно попробуйте найти в поисковой системе

yandex.ru/

mail.ru/

какие виды животных и растений находятся под охраной в заповедниках Марий Эл

Ключевые слова для поиска:

Заповедник Марий Эл Большая Кокшага

Адреса сайтов (если не могут найти самостоятельно):

pages.marsu.ru/sv1/ekolog/zap1.html

12rus.ru/Dokument/55/

Фронтальная беседа

  • Назовите виды растений, находящиеся под охраной в ГПЗ «Большая Кокшага»

Венерин башмачек , надбородник безлистный и пальчатокоренник майский занесены в Красную Книгу России . Есть виды , занесенные в Красную Книгу Марий Эл : плаун , плаун-баранец . гроздовик многораздельный , кувшинка белоснежная , осока малоцветковая , морошка , осокорь.

  • Перечислить виды, животных, находящиеся под охраной в ГПЗ «Большая Кокшага»

мышь - гигантская вечерница . Птицы , занесенные в Красную книгу: змееед , черный аист , скопа , а еще останавливается на пролете орлан-белохвост.

Закрепление материала по вопросам:

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Какова функция ООПТ?

  • Назовите виды ООПТ, чем они отличаются между собой?

  • Какой заповедник - старейший в России?

  • Какие ООПТ РМЭ вы знаете?

Выводы:

Осознанно или неосознанно человек в результате соей деятельности наносит непоправимый урон природе. Создание ООПТ - не панацея для сохранения природы нашей планеты, однако заказники, заповедники, природные и национальные парки, памятники природы, дендрарии позволяют сохранить часть биологического разнообразия нашей планеты.

Домашнее задание - 1 мин.

Параграф 23. Читать, отвечать на вопросы.


© 2010-2022