Рабочая программа по географии, Летягин А. А

Рабочая программа по географии для 5 класса ориентирована на УМК: 1) Авторская программа. География: 5-9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. – М.: Вентана-Граф, 2013 2) География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова – М.: Вентана-Граф, 2013 3) Летягин А.А. Ге...
Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по географии, Летягин А.А.

Пояснительная записка

Программа курса географии составлена на основе:

  • федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;

  • Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. (Стандарты второго поколения);

  • Рабочая программа по географии. 5 класс. Автор-составитель Н.В.Болотникова - М.: Планета, 2014

Программа ориентирована на УМК: 1) Авторская программа. География: 5-9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. - М.: Вентана-Граф, 2013

2) География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова - М.: Вентана-Граф, 2013, с внесением допустимых изменений.

3) Летягин А.А. География Рабочая тетрадь 5 класс

4) Под ред. Летягина А.А. Начальный курс географии Атлас 5 класс

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

География - учебный предмет, формирующий у уча­щихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и обще- ственнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реали­зуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направ­ленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.

Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.

Основная цель географии в системе общего образова­ния - познание многообразия современного географическо­го пространства, что позволяет ориентироваться в мире и пред­ставлять его географическую картину, и формирование у уча­щихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозиро­вания природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а так­же экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Изучение предмета географии в основной школе обес­печивает:

  • понимание роли географической среды (жизненного про­странства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;

  • понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и на­циональных ценностей, социальной ответственности и то­лерантности;

  • приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окру­жающей среде и выработке способов адаптации в ней;

  • формирование навыков работы с различными источни­ками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и на­выки моделирования и прогнозирования. Содержание курса географии в основной школе ориен­тировано на формирование широкого спектра видов деятель­ности (учебных действий) школьников, таких как:

  • умение пользоваться одним из «языков» международного общения - географической картой;

  • умение пользоваться современными информационными технологиями;

  • владеть научными географическими понятиями;

  • видеть проблемы и ставить вопросы;

  • анализировать информацию, классифицировать и груп­пировать её;

  • наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характерис­тики, сравнивать.

В процессе освоения школьниками предметного геогра­фического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для до­стижения предметных, метапредметных и личностных ре­зультатов каждого учащегося.

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе - учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и соци­ально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особен­ностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географиче­ским условиям окружающей среды, о географических подхо­дах к устойчивому развитию территорий.

  • Задачами изучения географии в основной школе яв­ляются:

  • формирование системы географических знаний как эле­мента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия совре­менной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьни­кам ориентироваться в мире и представлять его геогра­фическую картину;

  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополити­ческих и иных процессов, происходящих в географиче­ском пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия при­роды и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчиво­го развития в масштабах России и мира;

  • понимание сущности и динамики глобальных и регио­нальных изменений, происходящих в современной поли­тической, экономической и социальной жизни России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответ­ствии с природными, социально-экономическими и эко­логическими факторами;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, насе­ление, хозяйство, регионы, особенности природопользо­вания и их взаимозависимости;

  • понимание потребности общества в географических зна­ниях, а также формирование у школьников познава­тельного интереса к географии и ориентация их на про­фессии, связанные с этой наукой;

  • формирование умений и навыков безопасного и экологи­чески грамотного поведения в окружающей среде.

Место курса в базисном учебном плане

Программа разработана в соответствии с учебным планом для ос­новного общего образования. Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержа­нии присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.

Требования к результатам обучения географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициа­тивной и успешной личности, обладающей системой совре­менных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этниче­ской принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия наро­дов России и человечества; усвоение гуманистических, демо­кратических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по­знанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориенти­ровки в мире профессий и профессиональных предпочте­ний, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отноше­ния к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  3. формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  4. формирование осознанного, уважительного и добро­желательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской пози­ции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, цен­ностям народов России и народов мира; готовности и способ­ности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаи­мопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми стар­шего и младшего возраста, взрослыми в процессе образова­тельной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  5. формирование основ экологической культуры, соот­ветствующей современному уровню экологического мышле­ния, развитие опыта экологически ориентированной рефлек­сивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основ­ной образовательной программы основного общего образова­ния являются:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обу­чения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  2. умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познава­тельных задач;

  3. умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы дей­ствий в рамках предложенных условий и требований, кор­ректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  5. владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, уста­навливать причинно-следственные связи, строить логиче­ское рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктив­ное и по аналогии) и делать выводы;

  7. умение создавать, применять и преобразовывать зна­ки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

  8. смысловое чтение;

  9. умение организовывать учебное сотрудничество и со­вместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регу­ляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

    1. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных техно­логий (далее ИКТ - компетенции);

    2. формирование и развитие экологического мышле­ния, умение применять его в познавательной, коммуника­тивной, социальной практике и профессиональной ориен­тации.

Предметными результатами освоения основной об­разовательной программы по географии являются:

        1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей сре­ды и рационального природопользования;

        2. формирование первичных компетенций использова­ния территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много­образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориен­тации в нём;

        3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, ос­новных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

        4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических пара­метров;

        5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

        6. овладение основными навыками нахождения, исполь­зования и презентации географической информации;

        7. формирование умений и навыков использования раз­нообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятель­ного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

        8. формирование представлений об особенностях дея­тельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание курса

«Начальный курс географии» - первый систематиче­ский курс новой для школьников учебной дисциплины. В про­цессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение геогра­фическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Боль­шое внимание уделяется изучению влияния человека на раз­витие географических процессов. Исследование своей мест­ности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.

Программа «Начальный курс географии» полностью со­ответствует требованиям федерального государственного об­разовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Изучение «Начального курса географии» осуществляет­ся в 5 и 6 классах по 34 ч (из расчёта 1 ч в неделю).

Основная цель «Начального курса географии» - систе­матизация знаний о природе и человеке, подготовка учащих­ся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения при­чинно-следственных связей между географическими объ­ектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необхо­димо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сфор­мированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

  • развить познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;

  • научить применять знания о своей местности при изуче­нии природы Земли и человека;

  • научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

Содержание и планируемые результаты изучения раздела (темы)

Содержание раздела (темы)

Планируемые результаты изучения раздела (темы)

Раздел «Введение»

Что изучает география? Методы географии и значе­ние науки в жизни людей.

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «географический объект.

Использовать понятия «гео­графический объект», для решения учебных задач по наблюдению и по­строению моделей географи­ческих объектов.

Приводить примеры геогра­фических объектов своей местности. Отбирать источники геогра­фической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объ­яснения происхождения гео­графических названий. Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.

Применять изображения Земли из космоса для опре­деления географических объектов и их состояний.

Раздел I «Земля как планета Солнечной

системы»

Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение геогра­фических следствий движе­ния Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «гео­графический полюс», «эква­тор».

Использовать понятия «гло­бус», «земная ось», «геогра­фический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географиче­ских следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по около­солнечной орбите. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, по­ложением Земли на около­солнечной орбите и природ­ными сезонами, временами года.

Приводить примеры планет земной группы. Понимать причины феноло­гических явлений. Использовать приобретён­ные знания и умения для проведения фенологических наблюдений

Раздел II «Геосферы Земли»


Внутреннее строение Земли


Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, зем­ная кора. Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование че­ловеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и изверже­ния вулканов. Виды движе­ния земной коры.


Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «рав­нины».

Использовать понятия «ли­тосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равни­ны» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внеш­ними, внутренними геогра­фическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Миро­вого океана, стихийных природных бедствий в лито­сфере и возможных дей­ствий в чрезвычайных ситуациях.

Тема «Атмосфера»


Атмосфера, её состав, строе­ние, значение. Нагревание земной поверхности и возду­ха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в за­висимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Погода, причины её из­менений. Предсказание по­годы, народные приметы. Распределение сол­нечного тепла и света по по­верхности Земли в зависи­мости от географической широты. Зависимость кли­мата от близости океана, вы­соты места, океанских тече­ний, расположения горных хребтов.

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «атмосфера», «ветер», «ат­мосферные осадки», «пого­да», «климат». Использовать понятия «ат­мосфера», «ветер», «атмо­сферные осадки», «погода», «климат» для решения учеб­ных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных ме­теорологических измерите­лей, по определению суточ­ной температуры воздуха, по определению условий об­разования тумана, по вы­явлению причин особенно­стей годового распределения осадков на Земле. Устанавливать взаимосвязи между характером подсти­лающей поверхности и тем­пературой воздуха, между температурой воздуха и ат­мосферным давлением, между атмосферным давле­нием и скоростью ветра. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмо­сферных осадков, редких явлений в атмосфере, сти­хийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.

Водная оболочка


Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и по­луострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Воды суши. Реки. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покров­ное, многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «мо­ре», «река», «озеро». Использовать понятия «гид­росфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океани­ческого конвейера, по созда­нию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.


Тема «Биосфера»

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на су­ше. Жизнь в океане. Взаимное влияние жи­вотных и растительных организмов.

Знать и объяснять суще­ственные признаки понятий: «почва», «почвенное плодородие», «биосфера», «при­родный комплекс». Использовать понятия «биосфера», «природно-территориальный комплекс» для ре­шения учебных задач по определению механического состава почвы. Отбирать источники геогра­фической информации для составления описаний жи­вотных и растений разных районов Земли и глубин океанов.

Проводить самостоятельный поиск географической ин­формации о своей местности из разных источников

Темы практических работ:

  1. Построение модели доказательства шарообразности Земли.

  2. Организация проведения фенологических наблюдений.

  3. Изучение горных пород своей местности.

  4. Измерение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.

  5. Изготовление собственной метеорологической станции.

  6. Изучение свойств воды.

  7. Определение скорости просачивания через образцы пород.

  8. Составление схемы экологической тропы.


Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европей­ская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие рав­нины (Северная Америка).

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эль­брус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Ислан­дия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабра­дорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Севе­ро-Атлантическое.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Ени­сей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ. Озёра: Каспий­ское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.

Интернет-ресурсы для учителя:

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

edu.ru- федеральный портал «Российское образование»

school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru- портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал «Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

prosv.ru - сайт издательства «Вентана-Граф»

http://history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «География»

www.1september.ru - газета «География», издательство «Первое сентября»

vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы для учеников:

gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по географии и другим общественных наукам

historia.ru- электронный журнал «География мира»

elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».

Календарно-тематическое планирование

ФГОС (2010 г.)


Дата

Темы уроков

Содержание

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Наглядные пособия и технические средства

Д/з

Введение (3 часа)


03.09

Урок 1 География -одна из наук о планете Земля

Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты.

Называть естественные науки о природе; делать вывод о том, что география - одна из наук о планете Земля

Учебник § 1 (с.5-7), тетрадь, мультфильм «Кто покрасил Красное море?», атлас, космические снимки, карта «Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО», заготовки для рефлексии «Острова»

§ 1 (с.5-7), зад.6 на.с.10

10.09

Урок 2 Зарождение географии

Что изучает география? Зарождение древней географии.

Наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

Учебник § 1 (с.8-10), тетрадь, видеофрагменты, фрагмент карты Древнего Египта, 2 палочки 8-10 см, пластилин, линейка, карандаш, настольная лампа (на случай пасмурной погоды)

§ 1 (с.8-10),

17.09

Урок 3

Наблюдения - метод географической науки

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения - способ изучения географических объектов и процессов

Практическая работа № 1 «Построение модели доказательства шарообразности Земли». Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

Проводить наблюдение за изменением тени гномона1

Учебник § 2 (с.10-13), тетрадь, гномон - деревяннаяпалочка 20 см, лист картона 40х40 см, пластилин, карандаш, линейка, отвес, кроссворд «География», памятка «Организация наблюдения за географическим объектом»

§ 2

Раздел I.

Земля как планета

Солнечной системы (4 часа)


Планета Земля (4 часа)


24.09

Урок 4

Земля среди других планет Солнечной системы

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли

Учебник § 3 (с.14-18), тетрадь, видеофрагменты, гибкая линейка, рулетка, портновский метр или нитка, глобус, карандаш, лист бумаги, разрезанный на 10 полосок

§ 3

01.10

Урок 5 Движение Земли по околосолнеч

ной орбите

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Практическая работа № 2 «Организация проведения осенних фенологических наблюдений».

Готовить «Календарь природы»

Учебник § 4 (с.19-23), тетрадь, видеофрагменты, глобус, инструктивная карточка и таблица «Особенности, вызванные разным положением Земли относительно Солнца в разное время года» , заготовка для рефлексии «Цветограмма»

§ 4 (с.19-23)

08.10

Урок 6

Пояса освещённости. Суточное вращение Земли

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Изучать модель «Земля - Луна - Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

Учебник § 5 (с.24-28), тетрадь, теллурий, кроссворд «Планета Земля»

§ 5

Раздел II

Геосферы Земли

(25 часов)


Внутреннее

строение Земли

(8 часов)

15.10

Урок 7

Слои «твёрдой» Земли

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Строить модель «твёрдой» Земли

Учебник § 6 (с.29-34), тетрадь, видеофрагменты, разноцветный пластилин, таблица Внутреннее строение Земли», кроссворд «Оболочки Земли», «О романах Ж.Верна» и В.А.Обручева

§ 6

22.10

Урок 8

Вулканы Земли

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы

Учебник § 7 (с.31, 35-40), тетрадь, конструктор литосферных плит, картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, клей, краски, таблица «Формы вулканов» и «Типы вулканов по степени вулканической активности», кроссворд «Вулканы Земли»

§ 7

05.11

Урок 9

Из чего состоит земная кора

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов (во внеурочное время)

Учебник § 8 (с.41-44), тетрадь, коллекция минералов и горных пород, раздаточный материал «геологические открытки» - изображение горных пород, «геологические посылки» - образцы горных пород

§ 8

12.11

Урок 10

Изучение горных пород своей местности

Изучение горных пород своей местности

Практическая работа № 3«Изучение горных пород своей местности».

Оформлять основу для коллекции горных пород

Учебник § 8 (с.41-44), тетрадь, коллекция горных пород, собранных на территории района, учебная коллекция минералов и горных пород, пустые спичечные коробки, клей, кисть, обёрточная бумага, увеличительное стекло, ручка, заготовка для рефлексии «Рефлексивная мишень»

§ 8 (с.41-44),

19.11

Урок 11

Строение земной коры. Землетрясения

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

Учебник § 9 (с.45-53), тетрадь, атлас, видеофрагменты, объёмные модели «Образование складчатых гор» и «Образование глыбовых гор»

§ 9

26.11

Урок 12

Рельеф земной поверхности

Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа.

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.

Учебник § 10 (с.54-56), тетрадь, атлас, видеофрагменты, объёмные модели горной страны и равнины

§ 10 (с.54-56),

03.12

Урок 13

Определение относительной высоты холма

Способы определения относительной высоты географических объектов

Практическая работа № 4 «Измерение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности».

Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

Учебник § 10 (с.56-57), самодельный нивелир (состоит из двух реек, соединенных под углом 900, и отвеса), блокнот, карандаш

§ 10 (с.56-57),

10.12

Урок 14

Человек и литосфера

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы (во внеурочное время)

Учебник § 11 (с.58-63), тетрадь, Школьный топонимический словарь Е.М.Поспелова

§ 11

Атмосфера (4 часа)


17.12

Урок 15

Воздушная оболочка Земли

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

Учебник § 12 (с.64-69), тетрадь, видеофрагменты, стакан воды, лист бумаги

§ 12

24.12

Урок 16

Погода и метеорологические наблюдения

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Смоленска»

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

Учебник § 13 (с.70-72), блокнот, карандаш, фотоаппарат

§ 13 (с.70-72),

14.01

Урок 17 Изготовление метеорологической станции

Барометр, флюгер, осадкомер, термометр -простейшие приборы метеорологической станции

Практическая работа № 5 «Изготовление собственной метеорологической станции».

Изготавливать простейшие самодельные приборы метеорологической станции: измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Учебник § 13 (с.70-76), тетрадь, фотоаппарат, лист рейтинговой оценки прибора, кроссворд «Метеорологический». Для изготовления приборов: барометр -литровая банка, воздушный шари к, канцелярская резинка, картон, клей, трубочка для коктейля, лист плотной бумаги, стоительный уровень; флюгер-картон, компас, деревянный стержень, карандаш, клей, 2 катушки для ниток, обувная коробка; осадкомер -пластиковая бутылка, цветной скотч, ножницы; термометр - стеклянная бутылка с пробкой, ножницы, краситель (пищевой или чернила), большая пластиковая бутылка (5 л.), картон, скотч, пластилин, трубочка для коктейля

§ 13 (с.70-76),

21.01

Урок 18

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс) (во внеурочное время)

Учебник § 14 (с.76-83), тетрадь, видеофрагменты, таблица «Атмосферные явления»

§ 14

Водная

оболочка Земли

(7 часов)

28.01

Урок 19

Вода на Земле

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы

Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

Учебник § 15 (с.84-89), тетрадь, атлас, видеофрагменты, кроссворд «Вода на Земле»

§ 15

04.02

Урок 20

Круговорот воды на Земле

Особенности состояния воды на разных этапах круговорота

Практическая работа № 6 «Изучение свойств воды».

Определять состояние воды

Учебник § 15 (с.85-86), тетрадь, пособие «Круговорот воды на Земле», видеофрагменты

2 бутылки с питьевой водой по о,5 л, соль 3-4 ст.л, сырое куриное яйцо, мерный стакан, столовая ложка, кубики пищевого льда, 2 бутылки минеральной воды (одна охлажденная, другая комнатной температуры)

§ 15 (с.85-86),

11.02

Урок 21

Мировой океан - главная часть гидросферы

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

Учебник § 16 (с.90-95), тетрадь, атлас, глобус, видеофрагменты

§ 16

18.02

Урок 22

Воды суши. Реки

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек

Учебник § 17 (с.96-103), тетрадь, атлас, видеофрагменты, кластер «Река»

§ 17

25.02

Урок 23

Озёра

Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Практическая работа № 7«Определение скорости просачивания через образцы пород».

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника

Учебник § 18 (с.103-104), тетрадь, атлас, видеофрагменты, слайд-фильм «Голубые очи планеты», кроссворд «Озера Земли»

§ 18

03.03

Урок 24

Вода в «земных кладовых»

Особенности образования подземных вод и ледников

Выявление особенностей подземных вод

Учебник § 18 (с.104-109), тетрадь, атлас, видеофрагменты, кроссворд «Земные кладовые». Для первого опыта: 3 воронки, 3 стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, образцы пород (песок, глина, суглинок);

для второго опыта: узкий аквариум (или пластиковый контейнер для еды), песок или почва, пластилин, лейка с водой

§ 18 (с.104-109),

10.03

Урок 25

Человек и гидросфера

Вода - основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

Учебник § 19 (с.109-115), тетрадь, видеофрагменты, цветные карандаши, заготовка для рефлексии «Цветограмма»

§ 19

Биосфера (6 часов)


17.03

Урок 26

Оболочка жизни

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

Учебник § 20 (с.115-120), тетрадь, видеофрагменты, кроссворд «Биосфера»

§ 20

07.04

Урок 27

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

Учебник § 21 (с.121-130), тетрадь, атлас, видеофрагменты, глобус, настольная лампа, таблица «Природные зоны тропического пояса», кроссворд ы по теме «Жизнь в тропическом поясе», заготовка для рефлексии «Рефлексивная мишень»

§ 21

14.04

Урок 28

Растительный и животный мир умеренных поясов

Степи. Лиственные леса. Тайга

Создавать игры биогеографического содержания

Учебник § 22 (с.130-137), тетрадь, атлас, видеофрагменты, таблица «Природные зоны умеренных поясов», кроссворд ы по теме «Зона тайги», «Зона степей», «Лиственные леса», рефлексии «Цветограмма», заготовка для игры «Узнай по контуру дерево российской тайги» (фото, рисунки, контуры, картон), заготовка для игры «Найди на рисунке контуры животных лесов умеренных поясов» (листы бумаги, цветные карандаши), тест

§ 22

21.04

Урок 29

Жизнь в полярных поясах и в океане

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных

Учебник § 23 (с.138-146), тетрадь, видеофрагменты, самодельное устройство «Глубины океана», определитель морских обитателей», кроссворд ы по теме «Жизнь в полярных поясах и океане» («Зона тундры, «Арктические пустыни»), заготовка для кроссворда «Природные зоны Земли», тест

§ 23

28.04

Урок 30

Природная среда

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы (во внеурочное время)

Учебник § 24 (с.147-148), тетрадь, атлас, видеофрагменты, кроссворд «Окружающая среда», заготовка для рефлексии «Олака и солнце», цветные карандаши

§ 24 (с.147-148),

05.05

Урок 31 Путешествие по экологической тропе в Лапландском заповеднике

Заочное знакомство с Лапландским заповедником

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Практическая работа №8 «Составление схемы экологической тропы».

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Учебник § 24 (с.149-151), тетрадь, персональные компьютеры, видеофрагменты, заготовка для рефлексии «Мухомор»

§ 24 (с.149-151),

12, 19, 26.05

Уроки 32-34

Резерв


1 Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время


© 2010-2022