- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии, Летягин А. А
Рабочая программа по географии, Летягин А. А
Раздел | География |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кулакова Р.А. |
Дата | 18.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Программа курса географии составлена на основе:
-
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897;
-
Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. (Стандарты второго поколения);
-
Рабочая программа по географии. 5 класс. Автор-составитель Н.В.Болотникова - М.: Планета, 2014
Программа ориентирована на УМК: 1) Авторская программа. География: 5-9 классы / А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. - М.: Вентана-Граф, 2013
2) География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Летягин; под общ. ред. В.П.Дронова - М.: Вентана-Граф, 2013, с внесением допустимых изменений.
3) Летягин А.А. География Рабочая тетрадь 5 класс
4) Под ред. Летягина А.А. Начальный курс географии Атлас 5 класс
В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
География - учебный предмет, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, объединяющий многие компоненты как естественнонаучного, так и обще- ственнонаучного знания о мире. В этой дисциплине реализуются такие важные сквозные направления современного образования, как гуманизация, экологизация и экономизация, социологизация, культурологическая и практическая направленность, которые должны способствовать формированию географической и общей культуры молодого поколения.
Вклад географии в достижение целей основного общего образования огромен.
Основная цель географии в системе общего образования - познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Изучение предмета географии в основной школе обеспечивает:
-
понимание роли географической среды (жизненного пространства человечества) как важного фактора развития общества и отдельной личности;
-
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, реализации стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-
формирование посредством содержания курса школьной географии мировоззренческой ценностно-смысловой сферы личности учащихся на основе общемировых и национальных ценностей, социальной ответственности и толерантности;
-
приобретение опыта применения географических знаний и умений в производственной и повседневной бытовой деятельности в целях адекватной ориентации в окружающей среде и выработке способов адаптации в ней;
-
формирование навыков работы с различными источниками географической информации, умение использовать информационно-коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования. Содержание курса географии в основной школе ориентировано на формирование широкого спектра видов деятельности (учебных действий) школьников, таких как:
-
умение пользоваться одним из «языков» международного общения - географической картой;
-
умение пользоваться современными информационными технологиями;
-
владеть научными географическими понятиями;
-
видеть проблемы и ставить вопросы;
-
анализировать информацию, классифицировать и группировать её;
-
наблюдать и исследовать местность, делать выводы и умозаключения, составлять описания и характеристики, сравнивать.
В процессе освоения школьниками предметного географического содержания формируемые в процессе обучения знания и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждого учащегося.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
-
Задачами изучения географии в основной школе являются:
-
формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
-
познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;
-
познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
-
понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
-
понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;
-
понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;
-
глубокое и всестороннее изучение географии России, включая её геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;
-
понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
-
формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Место курса в базисном учебном плане
Программа разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Требования к результатам обучения географии
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
смысловое чтение;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
-
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
-
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
-
-
-
-
формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
-
формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
-
формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
-
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
-
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
-
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
-
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
-
-
-
Содержание курса
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).
Изучение «Начального курса географии» осуществляется в 5 и 6 классах по 34 ч (из расчёта 1 ч в неделю).
Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию этих знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
-
актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
-
развить познавательный интерес учащихся 5 и 6 классов к объектам и процессам окружающего мира;
-
научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
-
научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
Содержание и планируемые результаты изучения раздела (темы)
Содержание раздела (темы)
Планируемые результаты изучения раздела (темы)
Раздел «Введение»
Что изучает география? Методы географии и значение науки в жизни людей.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «географический объект.
Использовать понятия «географический объект», для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов.
Приводить примеры географических объектов своей местности. Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий. Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.
Применять изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.
Раздел I «Земля как планета Солнечной
системы»
Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор».
Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» для решения учебных задач по изучению географических следствий вращения Земли вокруг своей оси и движения Земли по околосолнечной орбите. Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года.
Приводить примеры планет земной группы. Понимать причины фенологических явлений. Использовать приобретённые знания и умения для проведения фенологических наблюдений
Раздел II «Геосферы Земли»
Внутреннее строение Земли
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины».
Использовать понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Тема «Атмосфера»
Атмосфера, её состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Погода, причины её изменений. Предсказание погоды, народные приметы. Распределение солнечного тепла и света по поверхности Земли в зависимости от географической широты. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат». Использовать понятия «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана, по выявлению причин особенностей годового распределения осадков на Земле. Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением, между атмосферным давлением и скоростью ветра. Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.
Водная оболочка
Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Воды суши. Реки. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Болота. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное, многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро». Использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами.
Тема «Биосфера»
Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане. Взаимное влияние животных и растительных организмов.
Знать и объяснять существенные признаки понятий: «почва», «почвенное плодородие», «биосфера», «природный комплекс». Использовать понятия «биосфера», «природно-территориальный комплекс» для решения учебных задач по определению механического состава почвы. Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов.
Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников
Темы практических работ:
-
Построение модели доказательства шарообразности Земли.
-
Организация проведения фенологических наблюдений.
-
Изучение горных пород своей местности.
-
Измерение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.
-
Изготовление собственной метеорологической станции.
-
Изучение свойств воды.
-
Определение скорости просачивания через образцы пород.
-
Составление схемы экологической тропы.
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ. Озёра: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.
Интернет-ресурсы для учителя:
kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ
edu.ru- федеральный портал «Российское образование»
school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал
еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ
ndce.ru- портал учебного книгоиздания
vestnik.edu.ru - журнал «Вестник образования»
school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
prosv.ru - сайт издательства «Вентана-Граф»
http://history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»
internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «География»
www.1september.ru - газета «География», издательство «Первое сентября»
vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения
Дополнительные Интернет-ресурсы
Интернет-ресурсы для учеников:
gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по географии и другим общественных наукам
historia.ru- электронный журнал «География мира»
elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».
Календарно-тематическое планирование
ФГОС (2010 г.)
Дата
Темы уроков
Содержание
Основные виды деятельности ученика
(на уровне учебных действий)
Наглядные пособия и технические средства
Д/з
Введение (3 часа)
03.09
Урок 1 География -одна из наук о планете Земля
Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты.
Называть естественные науки о природе; делать вывод о том, что география - одна из наук о планете Земля
Учебник § 1 (с.5-7), тетрадь, мультфильм «Кто покрасил Красное море?», атлас, космические снимки, карта «Памятники Всемирного наследия ЮНЕСКО», заготовки для рефлексии «Острова»
§ 1 (с.5-7), зад.6 на.с.10
10.09
Урок 2 Зарождение географии
Что изучает география? Зарождение древней географии.
Наблюдать за географическими объектами своей местности.
Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».
Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли
Учебник § 1 (с.8-10), тетрадь, видеофрагменты, фрагмент карты Древнего Египта, 2 палочки 8-10 см, пластилин, линейка, карандаш, настольная лампа (на случай пасмурной погоды)
§ 1 (с.8-10),
17.09
Урок 3
Наблюдения - метод географической науки
Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения - способ изучения географических объектов и процессов
Практическая работа № 1 «Построение модели доказательства шарообразности Земли». Изготавливать модель гномона.
Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.
Проводить наблюдение за изменением тени гномона1
Учебник § 2 (с.10-13), тетрадь, гномон - деревяннаяпалочка 20 см, лист картона 40х40 см, пластилин, карандаш, линейка, отвес, кроссворд «География», памятка «Организация наблюдения за географическим объектом»
§ 2
Раздел I.
Земля как планета
Солнечной системы (4 часа)
Планета Земля (4 часа)
24.09
Урок 4
Земля среди других планет Солнечной системы
Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возникновение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географического моделирования
Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли
Учебник § 3 (с.14-18), тетрадь, видеофрагменты, гибкая линейка, рулетка, портновский метр или нитка, глобус, карандаш, лист бумаги, разрезанный на 10 полосок
§ 3
01.10
Урок 5 Движение Земли по околосолнеч
ной орбите
Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги
Практическая работа № 2 «Организация проведения осенних фенологических наблюдений».
Готовить «Календарь природы»
Учебник § 4 (с.19-23), тетрадь, видеофрагменты, глобус, инструктивная карточка и таблица «Особенности, вызванные разным положением Земли относительно Солнца в разное время года» , заготовка для рефлексии «Цветограмма»
§ 4 (с.19-23)
08.10
Урок 6
Пояса освещённости. Суточное вращение Земли
Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле
Изучать модель «Земля - Луна - Солнце».
Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.
Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли
Учебник § 5 (с.24-28), тетрадь, теллурий, кроссворд «Планета Земля»
§ 5
Раздел II
Геосферы Земли
(25 часов)
Внутреннее
строение Земли
(8 часов)
15.10
Урок 7
Слои «твёрдой» Земли
Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин
Строить модель «твёрдой» Земли
Учебник § 6 (с.29-34), тетрадь, видеофрагменты, разноцветный пластилин, таблица Внутреннее строение Земли», кроссворд «Оболочки Земли», «О романах Ж.Верна» и В.А.Обручева
§ 6
22.10
Урок 8
Вулканы Земли
Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры
Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.
Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.
Обозначать на схеме действующие вулканы
Учебник § 7 (с.31, 35-40), тетрадь, конструктор литосферных плит, картон, ножницы, карандаш, копировальная бумага, клей, краски, таблица «Формы вулканов» и «Типы вулканов по степени вулканической активности», кроссворд «Вулканы Земли»
§ 7
05.11
Урок 9
Из чего состоит земная кора
Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы
Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.
Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов (во внеурочное время)
Учебник § 8 (с.41-44), тетрадь, коллекция минералов и горных пород, раздаточный материал «геологические открытки» - изображение горных пород, «геологические посылки» - образцы горных пород
§ 8
12.11
Урок 10
Изучение горных пород своей местности
Изучение горных пород своей местности
Практическая работа № 3«Изучение горных пород своей местности».
Оформлять основу для коллекции горных пород
Учебник § 8 (с.41-44), тетрадь, коллекция горных пород, собранных на территории района, учебная коллекция минералов и горных пород, пустые спичечные коробки, клей, кисть, обёрточная бумага, увеличительное стекло, ручка, заготовка для рефлексии «Рефлексивная мишень»
§ 8 (с.41-44),
19.11
Урок 11
Строение земной коры. Землетрясения
Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движения земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения
Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы
Учебник § 9 (с.45-53), тетрадь, атлас, видеофрагменты, объёмные модели «Образование складчатых гор» и «Образование глыбовых гор»
§ 9
26.11
Урок 12
Рельеф земной поверхности
Рельеф. Формы рельефа. Относительная высота форм рельефа.
Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.
Учебник § 10 (с.54-56), тетрадь, атлас, видеофрагменты, объёмные модели горной страны и равнины
§ 10 (с.54-56),
03.12
Урок 13
Определение относительной высоты холма
Способы определения относительной высоты географических объектов
Практическая работа № 4 «Измерение относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности».
Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности
Учебник § 10 (с.56-57), самодельный нивелир (состоит из двух реек, соединенных под углом 900, и отвеса), блокнот, карандаш
§ 10 (с.56-57),
10.12
Урок 14
Человек и литосфера
Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые
Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы (во внеурочное время)
Учебник § 11 (с.58-63), тетрадь, Школьный топонимический словарь Е.М.Поспелова
§ 11
Атмосфера (4 часа)
17.12
Урок 15
Воздушная оболочка Земли
Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы
Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром
Учебник § 12 (с.64-69), тетрадь, видеофрагменты, стакан воды, лист бумаги
§ 12
24.12
Урок 16
Погода и метеорологические наблюдения
Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции. Заочная экскурсия в музей «Метеорологическая станция Смоленска»
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами
Учебник § 13 (с.70-72), блокнот, карандаш, фотоаппарат
§ 13 (с.70-72),
14.01
Урок 17 Изготовление метеорологической станции
Барометр, флюгер, осадкомер, термометр -простейшие приборы метеорологической станции
Практическая работа № 5 «Изготовление собственной метеорологической станции».
Изготавливать простейшие самодельные приборы метеорологической станции: измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).
Учебник § 13 (с.70-76), тетрадь, фотоаппарат, лист рейтинговой оценки прибора, кроссворд «Метеорологический». Для изготовления приборов: барометр -литровая банка, воздушный шари к, канцелярская резинка, картон, клей, трубочка для коктейля, лист плотной бумаги, стоительный уровень; флюгер-картон, компас, деревянный стержень, карандаш, клей, 2 катушки для ниток, обувная коробка; осадкомер -пластиковая бутылка, цветной скотч, ножницы; термометр - стеклянная бутылка с пробкой, ножницы, краситель (пищевой или чернила), большая пластиковая бутылка (5 л.), картон, скотч, пластилин, трубочка для коктейля
§ 13 (с.70-76),
21.01
Урок 18
Человек и атмосфера
Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере
Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.
Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс) (во внеурочное время)
Учебник § 14 (с.76-83), тетрадь, видеофрагменты, таблица «Атмосферные явления»
§ 14
Водная
оболочка Земли
(7 часов)
28.01
Урок 19
Вода на Земле
Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы
Изучать и описывать свойства воды.
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды
Учебник § 15 (с.84-89), тетрадь, атлас, видеофрагменты, кроссворд «Вода на Земле»
§ 15
04.02
Урок 20
Круговорот воды на Земле
Особенности состояния воды на разных этапах круговорота
Практическая работа № 6 «Изучение свойств воды».
Определять состояние воды
Учебник § 15 (с.85-86), тетрадь, пособие «Круговорот воды на Земле», видеофрагменты
2 бутылки с питьевой водой по о,5 л, соль 3-4 ст.л, сырое куриное яйцо, мерный стакан, столовая ложка, кубики пищевого льда, 2 бутылки минеральной воды (одна охлажденная, другая комнатной температуры)
§ 15 (с.85-86),
11.02
Урок 21
Мировой океан - главная часть гидросферы
Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане
Определять происхождение названий географических объектов.
Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.
Создавать игру «Знатоки морских названий».
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
Учебник § 16 (с.90-95), тетрадь, атлас, глобус, видеофрагменты
§ 16
18.02
Урок 22
Воды суши. Реки
Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады
Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек
Учебник § 17 (с.96-103), тетрадь, атлас, видеофрагменты, кластер «Река»
§ 17
25.02
Урок 23
Озёра
Что такое озеро? Озёрная вода. Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды
Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.
Практическая работа № 7«Определение скорости просачивания через образцы пород».
Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).
Создавать и работать с самодельной моделью родника
Учебник § 18 (с.103-104), тетрадь, атлас, видеофрагменты, слайд-фильм «Голубые очи планеты», кроссворд «Озера Земли»
§ 18
03.03
Урок 24
Вода в «земных кладовых»
Особенности образования подземных вод и ледников
Выявление особенностей подземных вод
Учебник § 18 (с.104-109), тетрадь, атлас, видеофрагменты, кроссворд «Земные кладовые». Для первого опыта: 3 воронки, 3 стакана, часы с секундной стрелкой, кувшин с водой, образцы пород (песок, глина, суглинок);
для второго опыта: узкий аквариум (или пластиковый контейнер для еды), песок или почва, пластилин, лейка с водой
§ 18 (с.104-109),
10.03
Урок 25
Человек и гидросфера
Вода - основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»
Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.
Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы
Учебник § 19 (с.109-115), тетрадь, видеофрагменты, цветные карандаши, заготовка для рефлексии «Цветограмма»
§ 19
Биосфера (6 часов)
17.03
Урок 26
Оболочка жизни
Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле
Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов
Учебник § 20 (с.115-120), тетрадь, видеофрагменты, кроссворд «Биосфера»
§ 20
07.04
Урок 27
Жизнь в тропическом поясе
Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни
Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.
Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания
Учебник § 21 (с.121-130), тетрадь, атлас, видеофрагменты, глобус, настольная лампа, таблица «Природные зоны тропического пояса», кроссворд ы по теме «Жизнь в тропическом поясе», заготовка для рефлексии «Рефлексивная мишень»
§ 21
14.04
Урок 28
Растительный и животный мир умеренных поясов
Степи. Лиственные леса. Тайга
Создавать игры биогеографического содержания
Учебник § 22 (с.130-137), тетрадь, атлас, видеофрагменты, таблица «Природные зоны умеренных поясов», кроссворд ы по теме «Зона тайги», «Зона степей», «Лиственные леса», рефлексии «Цветограмма», заготовка для игры «Узнай по контуру дерево российской тайги» (фото, рисунки, контуры, картон), заготовка для игры «Найди на рисунке контуры животных лесов умеренных поясов» (листы бумаги, цветные карандаши), тест
§ 22
21.04
Урок 29
Жизнь в полярных поясах и в океане
Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане
Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».
Работать с определителем морских животных
Учебник § 23 (с.138-146), тетрадь, видеофрагменты, самодельное устройство «Глубины океана», определитель морских обитателей», кроссворд ы по теме «Жизнь в полярных поясах и океане» («Зона тундры, «Арктические пустыни»), заготовка для кроссворда «Природные зоны Земли», тест
§ 23
28.04
Урок 30
Природная среда
Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории.
Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы (во внеурочное время)
Учебник § 24 (с.147-148), тетрадь, атлас, видеофрагменты, кроссворд «Окружающая среда», заготовка для рефлексии «Олака и солнце», цветные карандаши
§ 24 (с.147-148),
05.05
Урок 31 Путешествие по экологической тропе в Лапландском заповеднике
Заочное знакомство с Лапландским заповедником
Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.
Практическая работа №8 «Составление схемы экологической тропы».
Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.
Учебник § 24 (с.149-151), тетрадь, персональные компьютеры, видеофрагменты, заготовка для рефлексии «Мухомор»
§ 24 (с.149-151),
12, 19, 26.05
Уроки 32-34
Резерв
1 Курсивом выделены задания для работы во внеурочное время