Урок географии в 11 классе

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ed12ee7f-0d44-4208-bbfd-80a2e5c4918b/014.swf обучающий модуль можно на уроке

school-collection.edu.ru/catalog/res/47872fce-8ba9-4242-ac23-2d95b3beb5b1/?interface=catalog&class=53&subject=28

география хозяйственной деятельности Азии (для дом. задания)

samsdam.net/geography/00072.php

тест «Зарубежная Азия»

Тема урока:

«Зарубежная Азия - регион контрастов»

Тип урока: урок формирования новых знаний и умений (первичное введение учащихся в новую тему).

Цели урока:

1.Предметные: продолжить формирование знаний о географической картине мира на примере одного из регионов; формирование знаний и умений, составляющих специфику географической науки (работа с картами, статистическими таблицами).

2. Метапредметные:

Формировать умение выбирать необходимую информацию из различных источников (карт, таблиц, схем, цор), умение составлять кластер и картограмму для конкретизации основного тезиса урока «Азия - регион контрастов».

3.Личностные: Формирование личного миропонимания, умения работать в группе.

Ход урока


1.Организационный этап.

2.Вводно-мотивационный этап.

Просмотр видеоролика по ссылке

photopeach.com/album/duqdfc

Слова учителя:

Эта многоликая, таинственная, влекущая к себе во все времена, древняя и современная Азия... Азия - это удивительное сочетание традиций и современности. Здесь соседствуют старинные ремёсла, сельское хозяйство и развитая наука, техногенные катастрофы и уникальная, девственная природа. Азия - колыбель древних цивилизаций, родина трёх мировых религий, и просто удивительный и особенный мир, континент, над которым раньше всех начинается новый день, континент, у которого достойное прошлое и великое будущее. Один из индийских историков заявил: «Отнимите у людей Азию, и они лишатся своего прошлого, настоящего и будущего».

Исторически Зарубежная Европа и Зарубежная Азия неразрывно связаны. Всем известно, что Азия всегда привлекала европейцев своими несметными богатствами, не зря в течение нескольких столетий они искали морской путь к этой части света. Однако, оставаясь долгое время "сырьевым придатком Европы", Азия отставала в своём экономическом развитии. Но нельзя не признать, что в наше время Зарубежная Азия демонстрирует серьёзный экономический рост. Успехи, достигнутые в развитии Зарубежной Азии, позволяют с уверенностью говорить о том, что перспективы экономического роста достаточно благоприятны. Существует мнение, что Азия - это регион 21 века. Справедливо ли это утверждение? Обоснуйте свой ответ.

Какая она, Азия? Какими словами можно определить её суть? Самую главную особенность?

Подвести к понятию АЗИЯ - РЕГИОН КОНТРАСТОВ

В чём проявляется контрастность Азии?

Видеоролик - это чувства, эмоции. Наша задача - используя различные источники географической информации - карты атласа, таблицы, справочные материалы, доказать, что АЗИЯ - действительно РЕГИОН КОНТРАСТОВ.

3.Операционно-познавательный этап.

У вас на столах лежат различные справочные материалы.

1 группа :

1.Таблица «Площадь стран Зарубежной Азии»

2..Картосхемы «Парламентские республики», «Монархии», «Федерации»

5.Таблица «Рейтинг отдельных стран в мировой политике»

Задание гр.1

1.Проведите классификацию стран Азии по площади.

1.Назовите страны-гиганты (2).

2.Большие страны (4) (они имеют площадь от 1,5 млн до 2,2 млн км2 )

3. Площадь стран от 500 тыс. до 1млнкм2 (6)

4. группа стран, имеющих площадь от 100 до 500 тыс. км2; (самая большая группа)

5. страны с территорией менее 100 тыс. км2

6. страны площадью менее 1 тыс. км2 каждая.)

2.Во сколько раз площадь самой большой страны больше площади самой маленькой.

2.Сгруппируйте страны Азии по формам правления и административного устройства. Сделайте вывод.

3.Как вы поняли содержание таблицы «Рейтинги отдельных стран в мировой политике»? Определите место отдельных стран Азии в этом рейтинге. Можно ли по этим данным утверждать, что Азия - регион контрастов?



Террритория всех стран мира по площади в убывающем порядке, данные 2010 года

N п.п

Наименование государства

Террритория в км квадратных

1

Китай

9 596 961

2

Индия

3 287 263

3

Казахстан

2 724 900

4

Саудовская Аравия

2 149 690

5

Индонезия

1 904 569

6

Иран

1 648 195

7

Монголия

1 564 116

8

Пакистан

796 095

9

Турция

783 562

10

Бирма

676 578

11

Афганистан

652 230

12

Йемен

527 968

13

Таиланд

513 120

14

Туркмения

488 100

15

Папуа-Новая Гвинея

462 840

16

Узбекистан

447 400

17

Ирак

438 317

18

Япония

377 915

19

Вьетнам

331 210

20

Малайзия

329 847

21

Оман

309 500

22

Филиппины

300 000

23

Лаос

236 800

24

Кыргызстан

199 951

25

Сирия

185 180

26

Камбоджа

181 035

27

Непал

147 181

28

Бангладеш

143 998

29

Таджикистан

143 100

30

Северная Корея

120 538

31

Южная Корея

99 720

32

Иордания

89 342

33

Азербайджан

86 600

34

OAЭ

83 600

35

Шри - Ланка

65 610

36

Бутан

38 394

37

Тайвнь

35 980

38

Израиль

22 072

39

Кувейт

17 818

40

Катар

11 586

41

Ливан

10 400

42

Кипр

9 251

43

Бруней

5 765

44

Бахрейн

741

45

Сингапур

697

46

Мальдивы

298

Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе

2 группа

1. Таблица «Численность населения стран Зарубежной Азии»

2.Картодиаграмма «Численность и динамика населения стран мира»

3.Картодиаграмма «Коэффициент фертильности»

4.Картодиаграмма «Продолжительность жизни»

5. Картодиаграмма «Динамика продолжительности жизни»

6.Таблица «Средняя продолжительность жизни населения Азии»

Задание гр.2

1. Используя статистические данные, проведите классификацию стран Азии по численности населения.

(1.Страны-миллиардеры

2.Страны, с численностью населения более 100 млн чел (4)

3.от 50 до 100 млн чел (5)

4.Самые маленькие по численности).

2.Во сколько раз численность населения Китая превышает численность населения самой малочисленной страны?

3.На сколько лет в среднем живёт японец по сравнению с афганцем? (во сколько раз продолжительность жизни японца больше продолжительности жизни афганца?)

4. О каких контрастах можно говорить по данным картодиаграмм «Коэффициент фертильности» и «Динамика продолжительности жизни»?



Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе


Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе




Страна

СПЖ

1

Япония

80,93

2

Сингапур

80,42

3

Израиль

79,02

4

Иордания

77,88

5

Кипр

77,27

6

Тайвань

76,87

7

Кувейт

76,65

8

Корея Южная

75,36

9

ОАЭ

74,75

10

Бруней

74,30

11

Бахрейн

73,72

12

Катар

73,14

13

Шри-Ланка

72,62

14

Оман

72,58

15

Китай

72,22

16

Ливан

72,07

17

Турция

71,80

18

Малайзия

71,67

19

Таиланд

71,24

20

Корея Северная

70,79

21

Вьетнам

70,05

22

Сирия

69,39

23

Иран

69,35

24

Филиппины

69,29

25

Индонезия

68,9

26

Саудовская Аравия

68,73

27

Ирак

67,81

28

Армения

66,68

29

Восточный Тимор

65,20

30

Грузия

64,76

31

Таджикистан

64,37

32

Узбекистан

64,00

33

Монголия

63,81

34

Киргизия

63,66

35

Индия

63,62

36

Казахстан

63,48

37

Мальдивы

63,30

38

Азербайджан

63,16

39

Пакистан

62,20

40

Бангладеш

61,33

41

Туркмения

61,19

42

Йемен

60,97

43

Непал

59,00

44

Камбоджа

57,92

45

Мьянма

55,79

46

Лаос

54,30

47

Бутан

53,58

48

Афганистан

46,9


3 группа

1.Таблица «Группировка стран Зарубежной Азии по характеру национального состава»

2.Картосхема «Главные религии верующего населения зарубежной Азии»

3. Картосхема «Важнейшие межэтнические конфликты»

Задание гр.3

Проанализируйте таблицы и карты, характеризующие национальный и религиозный состав населения Азии.

1. На сколько групп поделены все страны по национальному составу? Почему?

2.Дайте характеристику религиозного состава населения Азии, используя карту.

3. Существует ли связь между особенностями национального, религиозного состава населения стран Азии и географией межэтнических конфликтов?

(После ответов учащихся - дополнительное сообщение о «горячих точках зарубежной Азии»)

Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе

4 группа

1.Картодиаграмма «ВВП стран мира по паритету покупательной способности»

2.Картограмма «Индекс развития человеческого потенциала по странам мира»

3.Картограмма «Индекс развития человеческого счастья по странам мира»

Задание гр.4

Проанализируйте картодиаграмму «ВВП стран мира по паритету покупательной способности».

1.На какие группы по этому показателю можно поделить страны зарубежной Азии? Какие страны войдут в каждую группу? Какая группа стран самая многочисленная?

2.С какими странами мира по показателям ВВП можно сравнить отдельные страны Зарубежной Азии?

3.Существуют ли контрасты между странами Азии по показателям «ИРЧП» и «Индексам международного счастья»? Ответ обоснуйте.

Урок географии в 11 классе


Урок географии в 11 классе

2.Картограмма «Индекс развития человеческого потенциала по странам мира»


Урок географии в 11 классе


Индекс международного счастья (happy planet) по странам мира

От зеленого через желтый к темно-коричневому: от абсолютно счастливых к абсолютно несчастным

5 группа

1.Картодиаграмма «Добыча нефти по странам мира»

2. Картодиаграмма «Добыча природного газа по странам мира»

3. Картодиаграмма «Добыча угля по странам мира»

4.Картодиаграмма «Добыча бокситов по странам мира»

5.Картодиаграмма «Добыча железной руды по странам мира»

6.Картограмма «Обеспеченность водными ресурсами по странам мира»

7.Таблица «Обеспеченность пашнями стран и регионов»

Задание гр. 5

1.Какими минеральными ресурсами особенно богата Зарубежная Азия? Назовите страны-лидеры по добыче основных видов сырья и топлива?

2.В каких странах сосредоточены месторождения различных ресурсов?

3.Какие страны не располагают ресурсами промышленного сырья и топлива?

4.Докажите наличие контрастов в размещении водных и земельных ресурсов стран Азии.

Сделайте вывод об особенностях природно-ресурсного потенциала стран Зарубежной Азии.




Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе


Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе

Урок географии в 11 классе


Урок географии в 11 классе


Урок географии в 11 классе


6 группа

Задание гр.6

Используя текст параграфа и карты атласа, составьте кластер «Азия - регион контрастов».

4.Рефлексивно-оценочный этап.

Мы рассказываем на уроках о разных странах, многое, интересное. Но иногда возникает вопрос: «А где все-таки лучше? Какая страна самая хорошая?». Трудно объяснить, но ответа на такой вопрос нет Программы развития ООН (UNDP) уже не первый год подсчитывают индекс развития человеческого потенциала на основе трех главных параметров: как долго люди живут, хорошо ли они образованы, богаты ли. Для того, чтобы каждый из вас сам смог определить и показать на картограмме страны с самым высоким ИРЧП, выполним практическую работу «Классификация стран зарубежной Азии по ИРЧП» на основе статистических данных.

Обычно чем выше (или чем лучше) показатель, тем закраска ярче. Может быть и так: чем показатель хуже, тем мрачнее закраска. Закраску будем производить цветными карандашами (именно карандашами, а не фломастерами).

1.1. Выбор цветовой гаммы (оптимистический или пессимистический подход)

Выберите цвет, которым будут закрашены страны с самой низкой или с самой высокой продолжительностью жизни.

Методические указания

А. Очень важно, чтобы набор закрасок на картограмме был в одной гамме; варьировать должна лишь интенсивность цвета. Столбик условных обозначений должен иметь вид отстоявшегося в стакане сиропа (или мгновенно перевернутого такого стакана). Разноцветье, использование разных, не образующих единой гаммы цветов, на картограмме не допускается.

Б. Очень важно верно подобрать карандаши. Вообще говоря, для отображения 4-5 ступеней разной интенсивности (густоты) цвета обойтись можно одним карандашом

В. Определите, сколько ступеней разной интенсивности вы можете разборчиво показать имеющимися у вас карандашами (карандашом). Рекомендуемый выбор - 4 ступени.

1.2. Выбор ступеней

Просмотрите таблицу. Определите крайние (наименьшее и наибольшее) значения показателя.

Разделите ранжированный список стран в таблице на столько ступеней, сколько вы можете разборчиво обозначить на карте разной интенсивностью закраски.

Постарайтесь:

Рекомендуемый выбор:

Высокие показатели ИРЧП

Средние показатели ИРЧП

Низкие показатели ИРЧП

Очень низкие показатели ИРЧП

Требуемое уточнение

По некоторым странам UNDP не приводит статистики, и вы не найдете упоминания этих стран в таблице. Не забудьте поставить на картограмме поверх соответствующих стран маленькие буковки «н. д.», то есть «нет данных». Это нужно, чтобы не путать их со странами, которые на картограмме будут «значимо белыми».

1.5. Анализ картограммы (вывод по практической работе)

Обрисовались ли большие территориально сплоченные группы стран (регионы) с явно преобладающими высокими и низкими показателями ИРЧП?

Чем, по-вашему, более объясняются эти различия - особенностями природной среды, уровнем благосостояния людей, другими факторами?





Ранг по индексу человеческого развития

Страна

Средняя ожидаемая продолжи-тельность жизни при рождении лет

Доля грамотных среди взрослых %

Отношение общего числа учащихся к числу молодых людей в школьном и
студенческом возрастах,
%

Валовой внутренний продукт на душу населения (в пересчете по паритету покупательной способности),
долл.

Индекс развития человеческого

потенциала

(максимум 1)

1

2

3

4

5

6

7


1

Япония

81,5

100

84

26 940

0,938

2

Израиль

79,1

95,3

92

19 530

0,908

3

Сингапур

78,0

92,5

87

24 040

0,902

4

Южная Kорея

75,4

97,9

92

16 950

0,888

5

Kипр

78,2

96,8

74

18 360

0,883

6

Бруней

76,2

93,9

73

19 210

0,867

7

Бахрейн

73,9

88,5

79

17 170

0,843

8

Kувейт

76,5

82,9

76

16 240

0,838

9

Kатар

72,0

84,2

82

19 844

0,833

10

ОАЭ

74,6

77,3

68

22 420

0,824

11

Малайзия

73,0

88,7

70

9 120

0,793

12

Оман

72,3

74,4

63

13 340

0,770

13

Таиланд

69,1

92,6

73

7 010

0,786

14

Саудовская Аравия

72,1

77,9

57

12 650

0,768

15

Kазахстан

66,2

99,4

81

5 870

0,766

16

Ливан

73,5

86,5

78

4 360

0,758

17

Филиппины

69,8

92,6

81

4 170

0,753

18

Мальдивы

67,2

97,2

78

4 798

0,752

19

Турция

70,4

86,5

68

6 390

0,751

20

Иордания

70,9

90,9

77

4 220

0,750

21

Kитай

70,9

90,9

68

4 580

0,745

22

Шри-Ланка

72,5

92,1

65

3 570

0,740

23

Грузия

73,5

...

69

2 260

0,739

24

Иран

70,1

77,1

69

6 690

0,732

25

Палестина

72,3

90,2

79

...

0,726

26

Сирия

71,7

82,9

59

3 620

0,710

27

Kиргизия

68,4

97,0

81

1 620

0,701

28

Индонезия

66,6

87,9

65

3 230

0,692

29

Вьетнам

69,0

90,3

64

2 300

0,691

30

Таджикистан

68,6

99,5

73

980

0,671

31

Монголия

63,7

97,8

70

1 710

0,668

32

Индия

63,7

61,3

55

2 670

0,595

33

Kамбоджа

57,4

69,4

59

2 060

0,568

34

Мьянма

57,2

85,3

48

1 027

0,551

35

Папуа - Новая Гвинея

57,4

64,6

41

2 270

0,542

36

Бутан

63,0

47,0

...

1 969

0,536

37

Лаос

54,3

66,4

59

1 720

0,534

38

Бангладеш

61,1

41,1

54

1 700

0,509

39

Непал

59,6

44,0

61

1 370

0,504

40

Бутан

63,0

47,0

...

1 969

0,536

41

Пакистан

60,8

41,5

37

1 940

0,497

42

Йемен

59,8

49,0

53

870

0,482


Мир

66,9

...

64

7 804

0,729

Урок географии в 11 классе

42

© 2010-2022