Рабочая программа по географии 7 класс

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономная некоммерческая организация «Общеобразовательная школа

«Азъ Буки Веди»

ПРИНЯТО

на заседании ШМО



________________

Протокол № _____

«____»_______201___г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________



«____»_______201___г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы



__________________



«____»_______201___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





предмета «География»

для 7 класса

на 2015/2016 учебный год

Срок реализации 1 год

Составитель:

Иваненко Евгений Анатольевич.

г. Симферополь

2015

Пояснительная записка


Данная программа составлена на основании:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, приказ Минобразования России №1089 от 05.03. 2004 г.)

  • федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 «Об утверждении федерального базисного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской федерации, реализующих программы общего образования»

  • примерной программы основного общего образования по географии (базовый уровень). Сборник нормативных документов География М., «Дрофа»,geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=528&Itemid=94

  • об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

  • с учётом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования,

  • программы общеобразовательных учреждений по географии для 6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2008г,Москва,Просвещение);geo.metodist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=528&Itemid=94.

Планирование составлено на основе программы Николиной В.В., Алексеева А.И., Липкиной Е.К. География России. 7класс. Просвещение. М.,2010.

Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Специфика предмета: Курс «География материков и океанов» создает у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрывает разнообразие ее природы и населения, знакомит со странами и народами, формирует представления страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи образ страны во всем ее многообразии и целостности. Курс позволяет расширить географический кругозор учеников, повысить уровень их географической и общей культуры.

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик.

Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

В связи с сокращением часов в курсе 6 класса, в 7 классе расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему. Напротив, материал по конкретным материкам меньше по объему, чем обычно. Каждый материк рассматривается под углом проявления на нем только что изученных общих природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света (или региона). Изучение материка завершается закреплением материала путем несколько иной формы работы с информацией. Создается образное представление о материке с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявления на конкретном материке с помощью своеобразной схемы - «как это сделать».

Основные цели:

  • развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни, и различных природных условиях, то есть формирование необходимого минимума базовых знаний страноведческого характера;

  • развитие знаний о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьнику увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно эти знания методологического характера помогают воспитывать бережное отношение к природе, убеждение в необходимости международного сотрудничества в решение проблем окружающей среды на основе о роли природных условий в жизни людей.

Основные задачи:

  • сформировать представление об образование Земли как планеты, познакомить с геологической историей Земли;

  • познакомить с гипотезами происхождения материков и океанов. Сформировать представление о материках и океанах как о крупных природных комплексах Земли;

  • познакомить с тектонической картой и размещением крупнейших форм рельефа на материках и в океане;

  • сформировать понятия о территориальных сочетаниях природных ресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры;

  • сформировать представление о пространственных различиях процессов формирования климата;

  • ознакомить с закономерностями распределения вод суши по материкам;

  • дать понятие о зональном и азональном распространении растительного и животного мира на материках и в океанах;

  • познакомить с типовой характеристикой каждого материка, численностью и особенностью размещения населения;

  • сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуре народов.

Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков, выучить столицы и наиболее крупные города этих стран.

Курс «География. Страны и континенты» формирует систему географических умений:

  • Общеучебные (работа с текстом, с нетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью);

  • интеллектуальные;

  • практические (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами);

  • оценочные (учащиеся учатся давать оценки: пространственно - временные, эстетические, географические, экологические, нравственные).

Место учебного предмета в Федеральном базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 68 часов для обязательного изучения данного учебного предмета из расчета 2 учебного часа в неделю. Количество часов: всего - 68 часов, в неделю 2 часа; практических работ -22, из них оценочных - 18:

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Страны и континенты» ученик должен:

1) знать / понимать:
основные источники информации, необходимые для изучения курса различие географических карт по содержанию, масштабу способы картографического изображения; основные языковые семьи; основные религии мира; причины неравномерности размещения населения; основные типы стран, столицы и крупные города; происхождение материков, строение земной коры; основные типы воздушных масс и их свойства; закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли; причины образования океанических течений; зависимость характера течения рек от рельефа; зависимость режима и водоносности рек от климата; происхождение озерных котловин; влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера; особенности размещения растительного и животного мира, почв на Земле; что такое природная зона, причины и закономерности смены природных зон на Земле; материки и океаны как крупные природные комплексы Земли; особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов; виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений; главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков; население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

2) уметь:
использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов; анализировать общегеографические и тематические карты; анализировать климатические диаграммы, таблицы; описывать природные зоны; обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты; выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран; выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий; показывать по карте географические объекты, названные в учебнике; создавать продукты самостоятельной деятельности (доклады, рефераты);

3) оценивать:

географическое положение материков и отдельных стран; изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека; жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран; географические путешествия по материкам; современные проблемы отдельных стран и материков.

Основные формы организации учебной деятельности - уроки, экскурсии, система домашних работ, в т.ч. наблюдения в природе, практические работы. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах экскурсий. По программе предполагаются следующие виды внеурочной деятельности: походы в горы, посещение пещер и заповедников.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). ИКТ

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме письменных контрольных работ.

Форма проверки знаний - тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами. Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Отметка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Отметка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Оценка практических работ

Отметка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Отметка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Отметка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Отметка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Отметка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу



Оценка работ, выполненных по контурной карте

Отметка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Отметка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Отметка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Отметка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю.





































Содержание курса

Введение (3 ч.)

Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.

Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.

Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.

Тема 1. Население Земли (5 ч.)

Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.

Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.

Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.

Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».

Тема 2. Природа Земли (13ч.)

Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.

Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.

Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых

Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.

Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.

Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.

Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.

Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.

Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 3). Поиск информации в Интернете.

Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.

Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.

Тема 3. Природные комплексы и регионы (6 ч.

Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.

Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли - Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.

Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).

Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки - Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.

Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.

Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.

Тема 4. Материки и страны (35 ч.)

Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.

Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка - беднейший материк мира.

Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой - способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.

Маршрут Касабланка - Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген - памятник Всемирного культурного наследия. Сахара - «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту - Лагос. Саванна: особенности природы.

Маршрут Лагос - озеро Виктория. Лагос - крупнейший город Нигерии. Население. Нигер - одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория - Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам - мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.

Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет - мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».

Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.

Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.

Путешествие по Австралии. Маршрут Перт - озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт - Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней - Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф - памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.

Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.

Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».

Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.

Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки. Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка - самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка - родина многих культурных растений.

Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.

Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля - Буэнос-Айрес. Аргентина - второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес - Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.

Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус - Анды. Амазонка - самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима - Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.

Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».

Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.

Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада - центры мировой экономики и культуры.

Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия - Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико - Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.

Маршрут Лос-Анджелес - Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско - Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго - Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон - столица США. Нью-Йорк - финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад - река Св. Лаврентия.

Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.

Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).

Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.

Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.

Путешествие по Европе. Маршрут Исландия - Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон - Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания - средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам - Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.

Маршрут Стокгольм - Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд - Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим - мировая сокровищница. Маршрут Мессина - Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.

Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.

Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.

Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.

Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.

Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор - Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим - центр трех религий. Маршрут Мертвое море - Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив - Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города - Самарканд, Хива, Бухара.

Маршрут Ташкент - Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса - религиозный центр ламаизма. Гималаи.

Маршрут Катманду - Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок - «Венеция Востока». Маршрут Бангкок - Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай - многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай - Владивосток. Япония - крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.

Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.

Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» - 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».

Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.

Тема 5. Россия в мире (5 ч.)

Россия - крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия - многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.


Учебно-тематический план

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Тест

К\р

Введение

3

1

Население Земли

5

1

1

1

2

Природа Земли

13

1

1

3

Природные комплексы и регионы

6

1

1

1

4

Материки и страны

35


Африка

2

1

Австралия

2

1

Антарктида

2

1

1

Южная Америка

2

1

Северная Америка

2

1

Евразия

2

2

1

5

Россия в мире

3

Резерв

3

Всего

68

22

10

4

Перечень учебно-методического обеспечения и материально-технического оборудования


  • Мультимедиа издания:

1. География. Страны и континенты. 7 класс; учебник для общеобразовательных учреждений / А. И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К.Липкина и др.- М.: Просвещение, 2015. - 256 с.: ил.карт.- (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).-ISBN 978-5-09-025340-6


  • УМК учащегося

  1. Атлас с набором контурных карт


  • Оборудование и приборы

  • Дополнительная литература

  • Наглядные пособия

  • Интернет-ресурсы
























Номенклатура


Материки, части света, крупные острова, архипелаги

Маршруты важнейших путешествий

Материки, океаны

Самые крупные литосферные плиты

Влк. :Килиманджэаро, Кения, Эльбрус, Этна, Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка, Фудзияма

Равнины: Великие, Восточно-Европейская, Амазонская, Гоби, Горные системы: Аппалачи, Гималаи, Скалистые, Кордильеры, Анды

Океаны, течения: Перуанское, Северо-Атлантическое, Западно-Австралийское, Канарское, Куросио, Бенгельское, Западных ветров, Южное и Северное Пассатное.

Океаны, материки

Крупнейшие страны мира (площадь и кол-во населения.

Крупные порты, районы добычи.

Крупные порты, районы добычи.

- моря: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Средиземное море, Красное море,

Персидский залив Гвинейский залив

Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, п-ов Сомали,

О. Мадагаскар

Канарское течение, Гвинейское течение, Течение Западных ветров

Восточно-Африканское плоскогорье

Ливийская пустыня

Калахари, Сахара, Килиманджаро, Кения

Горы Атлас

Драконовы горы, Камерун

П-ов Сомали

О. Мадагаскар

Эфиопское нагорье

Реки: Нил, Конго

Озера: Чад, Таганьика, Виктория

Водопад Виктория

Алжир, Каир, Египет. Судан, Эфиопия, Аддис-Абеба, Кения, Найроби.

Нигерия, Абуджа, Лагос, Гвинея. ЮАР, Претория, Кейптаун.

М. Байрон, м. Йорк, М. Юго-Восточный, м. Стип-Пойнт

Большой Австралийский залив, Большой Барьерный риф, Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность, река Муррей, озеро Эйр.

Австралийский Союз, Канберра, Сидней, Мельбурн.

Новая Зеландия, о-ва Микронезии, о-ва Полинезии, Новая Гвинея, Гавайские о-ва, Новая Каледония, о-ва Меланезии.

Панамский перешеек, Карибское море, Огненная земля, о-ва Галапагос

Плоскогорья: Бразильское, Гвианское.

Низменности: Амазонская, Ла-Платская, Оринокская.

Анды.

Реки: Парана, Ориноко, Амазонка.

Озера: Титикака, Маракайбо.

Бразилия, Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Аргентина, Буэнос-Айрес.

Перу, Лима, Колумбия, Богота, Чили, Сантьяго

Антарктический полуостров, море Беллинсгаузена, море Амундсена, море Росса.

Полярные станции.

П-ова: Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

З-вы: Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский

О-ва: КанадскийАрктический архипелаг, Большие Антильские, Бермудские, Багамские, Алеутские

Кордильеры, Аппалачи, равнины Канады, Центральные и Великие равнины, Миссисипская низменность, влк. Орисаба.

Макензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия, Великие Американские озера, Виннипег, Большое Соленое озеро

Канада, Оттава, Монреаль, США, Чикаго, Мехико, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Вашингтон, Куба, Гавана

Мысы: Челюскин, Дежнева.

П-ва: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Аравийский, Корея.

Моря: Баренцево, Белое, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское, Средиземное.

Заливы: Финский, Ботнический, Персидский.

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Дарданеллы, Гибралтарский, Малаккский.

О-ва: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Большие Зондские, Филиппинские.

Равнины: Западно-Сибирская, Русская, Великая Китайская.

Плоскогорья: Среднесибирское, Декан.

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Кавказ, Алтай, Тянь-Шань, Гималаи. Тибетское, Чукотское, Колымское нагорья.

Гоби, Кракатау, Фудзияма, Гекла, Этна, Ключевская Сопка.

Реки: Обь, Иртыш, Лена, Рейн, Эльба, Одра, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Висла, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг.

Озера: Онежское, Женевское, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

Основные страны материка, их столицы.

Страны, столицы и крупные города.

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Кол-во

часов

Практические работы

Сроки выполнения

Домашнее задание


План.

Факт.


Введение

3





1

Как и что мы будем изучать в географии 7 класса.

1

«Анализ фотографий, рисунков, картин»

03.09


§ 1, 2

2

Взаимодействие человека с окружающей средой.

1


04.09


Сообщения

3

Географические карты.

1

Пр/р 1. «Анализ карт

географического атласа»

10.09


§ 3


Тема 1. Население Земли.

4





4

Народы, языки и религии.

I

Пр/р 2. «Анализ карты «Народы и плотность населения мира»

11.09


§ 4

5

Города и сельские поселения. Различия и типы.

1

Пр/р 3.

«Определение на карте крупнейших городов мира»

17.09


§ 5

6

ГИП «Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность»

1


18.09


§ 6

7

Многообразие стран мира.

1


24.09


§ 7



Тема 2. Природа Земли.

12





8

Развитие земной коры. Суть гипотезы А.Вегенера.

1


25.09


§ 8

9

Строение земной коры.

1

Пр/р 4.

«Обозначение на к/к крупнейших платформ и горных систем»

01.10


10

Природные ресурсы земной коры. Горные породы, полезные ископаемые.

1


02.10


§ 10

11

Распределение температур на Земле. Тепловые пояса.

1


08.10


12

Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.

1

Пр/р 5.

Анализ карты

«Среднегодовое количество осадков»

09.10


§ 12

13

Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Ветры.

1


15.10


§ 13

14

Климатические пояса и области Земли.

1

Пр/р 6. «Анализ карты

«Климатические пояса и области Земли»

16.10


15

Пр/р 7. «Изучение климатической диаграммы»

1


22.10


§ 14

16

Океанические течения. Причины и виды.

1

Пр/р 8.

«Характеристика течения Западных ветров с использованием карты по плану»

23.10


§ 15, 17,

ГИП «Поиск информации»

17

Реки и озера Земли.

1

Пр/р 9. «Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли»

29.10



18

Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Биомасса.

1


30.10


§ 18

19

Почвы. Закономерности распространения почв на Земле.

1


12.11


§ 19


Тема 3. Природные комплексы и регионы

7





20

Природные зоны Земли.

1

Пр/р 10. «Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны»

13.11


§ 20

21

Изменение природных зон под воздействием человека.

1


19.11


§ 20

22

Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли.

1

Пр/р 11 «Описание океана по плану»

20.11


23

Освоение Океана человеком. Использование и охрана Мирового океана.


26.11


§ 22

24

Материки как природные комплексы Земли.

1


27.11


§ 23

25

Материки и части света. Географический регион. Страны.

1


03.12


§ 24


26

Обобщающее повторение по темам: «Население Земли», «Природа Земли»,

«Природные комплексы и регионы»

1


04.12





Тема 4. Материки и страны.

42






Африка

7





27

Африка: образ материка. Географическое положение. Особенности земной коры и рельефа материка

1

Пр/р 12

«Африка. Образ материка»

10.12


§ 25, Пр/р 21. «Обозначение на к/к Африки изучаемых географических объектов»

28

Африка: образ материка. Особенности климата и внутренних вод.

1

Пр/р 13. «Описание по климатической карте климата отдельных пунктов»

11.12


§ 25

29

Африка в мире. История освоения и население Африки.

1


17.12


§ 26

30

Путешествие 1 по Африке с учебником и картой - способ освоения географического пространства.

1


18.12


§ 27

31

Путешествие 2 по Африке с учебником и картой - способ освоения географического пространства.

1


24.12



32

Египет. Древнейшая цивилизация

1

Пр/р 14. «Описание Египта по типовому плану»

25.12


33

ГИП Разработка проекта" Создание национального парка в Танзании"

1


14.01


§ 30



Австралия

4





34

Австралия: образ материка.

1

Пр/р 15

«Австралия. Образ материка».

15.01


§ 31

35

Климат. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны

1


21.01


§ 31

36

Австралийский Союз. Столица Канберра. Население.

1


22.01


§ 31

37

Путешествия по Австралии

1


28.01


§ 32


Антарктида

3





38

Антарктида: образ материка. Географическое положение.

1

Пр/р 16.

«Антарктида. Образ материка»

29.01



39

Особенности климат. Растительный и животный мир

1


04.02


40

Открытие материка

Ф.Ф.Беллинсгаузеном и М.П.Лазаревым.

1

ГИП «Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?»

05.02


§ 33


Южная Америка

6






41

Южная Америка: образ материка, Строение земной коры и рельеф в сравнении с рельефом Африки

1

Пр/р 17 «Южная Америка. Образ материка»

11.02


§ 34


42

Особенности климата Южной Америки, Внутренние воды.

1


12.02


§ 35. ГИП «Разработка проекта

«Хозяйственное Освоение Амазонии с Учетом сохранения ее животного и растительногомира»

43

Латинская Америка в мире. Народы. Крупнейшие государства.

1


18.02


§ 36

44

Путешествие I по Южной Америке

1


19.02


§ 37


45

Путешествие 2 по Южной Америке

I


25.02


§ 38

46

Бразилия

1


26.02


§ 39


Северная Америка

7





47

Северная Америка: образ материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф..

1

Пр/р 18 «Северная Америка.Образ материка».

03.03


§ 40


48

Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды.

1


04.03


§ 40

49

Природные зоны. Почвы.

1


10.03


Записи в тетр.

50

Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки,

1


11.03


§ 41

51

Путешествие 1 по Северной Америке.

1


17.03


§ 42

52

Путешествие 2 по Северной Америке.

1


18.03


§ 43

53

США

1


31.03


§ 44


Евразия

15





54

Евразия. Образ материка: географическое положение, строение земной коры, рельеф

1

Пр/р 19 «Евразия. Образ материка».

01.04


§ 45

55

Евразия. Образ материка: климат, внутренние воды.

1


07.04


§ 46

56

Европа в мире.

1


08.04


§ 47

57

Путешествие 1 по Европе

1


04.04


§ 48

58

Путешествие 2 по Европе

1


15.04


§ 49

59

Германия

1


21.04


§ 50

60

Франция

1

Пр/р 20. «Знакомство с туристической схемой столицы одного из

государств Евразии»

22.04


§ 51

61

Великобритания

1


28.04



62

Азия в мире. Население.

1

П/р 21. «Установление различий в численности и плотности населения регионов Азии»

29.04


§ 53


63

Путешествие 1 по Азии.

1


29.04


§ 54

64

Путешествие 2 по Азии.

1


05.05


§ 55

65

Китай

1


06.05


§ 56

66

Индия.

1


12.05


§ 57

67

ГИП: «Традиции и обычаи народов мира»

1

Пр/р 22 «Составление по картам сравнительного географического описания стран».

13.05


§ 58

68

Россия в мире.

1


20.05


Записи в тетради


© 2010-2022