- Преподавателю
- География
- Доклад на тему Современный урок
Доклад на тему Современный урок
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Токаева Н.К. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГКС (К)ОУ «Школа - интернат для глухих детей»
«Современный урок
в свете
перехода к новому образовательному стандарту».
Сегодня каждому работнику образования понятно, что обозначенные в новых образовательных стандартах принципиальные изменения содержания образования отражают не прихоть чиновников, а требования времени, обусловленные изменениями в обществе и в личностях современных школьников. В этих условиях становится очевидной необходимость движения российского образования к новому технологическому укладу, который предусматривает переход школы от ориентации на знания, умения и навыки (ЗУН) к развитию способностей и формированию компетентностей учащихся. Принцип такого образования можно сформулировать цитатой из наследия И.Канта: «Не мыслям, а мыслить учить надо».Базовым положением нового образовательного стандарта является развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий (УУД), в концепции которых учитывается опыт компетентностного подхода, т.е. ориентация на достижение учащимися способности эффективно использовать полученные знания и навыки в практической деятельности. Одной из функций УУД является обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
Таким образом, одним из ведущих принципов образовательного процесса становится субъективизация обучения, при которой учащийся является не объектом, как это было в школе, ориентированной на систему ЗУНов, а равноправным с учителем участником учебного процес-са. Это утверждал и К.Д.Ушинский, когда говорил о двустороннем процессе обучения: учитель учит, а ученик учится. Успешность обучения зависит от мотивации и усилий обоих участников образовательного процесса.
В поисках инновационных технологий мы познакомились с принципами и технологиями мыследеятельностной педагогики, положенными в основу развивающего обучения и закреплѐнными в образовательных стандартах нового поколения.Развивающее обучение ориентировано на развитие не знаний,умений,навыков, а универсальных способностей учащихся. Основными в мыследеятельностной педагогике считаются способности МЫШЛЕНИЯ, ПОНИМАНИЯ, КОММУНИКАЦИИ, РЕФЛЕКСИИ, ДЕЙСТВИЯ. Универсализм состоит в обучении школьника общим приѐмам, техникам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
На основе методики субъективизации, некоторых техник мыследеятельностной педагогики, теоретического знакомства с технологией творческих мастерских и технологией развития критического мышления
была предпринята попытка определить принципы и модель современного инновационного урока.
Главными, соответственно, являются принципы субъективизации и метапредметности.
Ход урока должен реализовывать деятельностный подход в обучении, когда предметные знания не даются в готовом виде, а добываются учениками самостоятельно, в ходе выполнения специально подобранных заданий.
Коммуникативность предусматривает общение учащихся, в процессе которого они находят нужное решение проблемы урока, развивают способность понимания, включаются в активную речевую деятельность.
Рефлексивность предполагает, что в определенный момент урока ученик ставится перед необходимостью проанализировать свою деятельность на нем.
Импровизационность требует отучителя готовности изменить задание, перестроиться в ходе урока, поскольку он не «ведѐт» за собой ученика, а «направляет» его.
Нужно отметить, что эти принципы урока не отменяют традиционных положений научности, наглядности, доступности и других, а лишь дополняют их.
Следуя этим принципам, мы попытались создать модель современного урока. Его особенности лучше воспринимаются в сравнении с традиционной схемой
Этапы традиционного урока
Этапы инновационного урока
Организационный
Задача: сообщить тему урока, его цели
Мобилизующий
Задача: включить учащихся в мыс-лительную деятельность,актуализация знаний.
Проверка домашнего задания
Задача: актуализация имеющихся
знаний
Самоопределение учащихся на
основе антиципации
Задача: определение и формулировка темы урока, целеполагание по схеме: вспомнить -узнать -уметь
Объяснение нового материала
Задача: вооружить учащихся новыми знаниями и новым алгоритмом действия
Момент обнаружения учащимися недостаточности имеющихся знаний
Задача: провоцировать самостоятель
ный поиск учащимися решения проблемы и овладение новыми знаниями или способом мыслительной деятельности
Закрепление нового материала
Задача: на основе системы трен
ировочных упражнений закрепить
новые знания и формировать новые умения на основе отработки нового алгоритма действий.
Закрепление нового материала
Задача: на основе системы заданий
организовать совершенствование
нового способа мыслительной дея-
тельности, сопоставить его с культурным образцом.
Итог урока
Задача: помочь учащимся осознать
новые знания и умения, полученные на уроке.
Рефлексия
Задача: организовать рефлексию
учащихся, которая поможет им
осознать, какие действия помогли
овладеть новыми знаниями и спо-
собами мыслительной деятельности
Организация работы в режиме инновационного урока предъявляет определѐнные требования к заданиям, которые учитель использует на уроке:
повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер. Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.
Учитель, со своей стороны, должен соответствовать следующим требованиям.
Во-первых, не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Во-вторых, при любых обстоятельствах следует добиваться от учеников аргументированных ответов. Нельзя ради экономии учебного времени удовлетворяться односложными ответами учеников.
В-третьих, учитель не должен произносить слов «неправильно»,
«неверно»: пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища. Это приучает их вслушиваться в речь других людей и понимать ее, то есть развивает коммуникативные способности, без которых немыслимо существование человека в обществе.
В-четвертых, учитель должен чѐтко и точно формулировать задание, чтобы не пришлось повторять его: задание, которое озвучивается только один раз, приучает учащихся быть внимательными.
В-пятых, особенно важно, чтобы учитель обладал способностью к
импровизации. Только творческая личность может воспитать творца.
В-шестых: основная деятельность учителя не на занятии, а в про-
цессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актѐр, а режиссѐр!
В завершение нужно отметить, что результативность новаций видна тогда, когда по-новому работает не один учитель, а коллектив. В нашей школе сейчас формируется уклад, который позволит реализовать компетентностный подход в образовательной области.
Литература:
1.АлексееваЛ.Н., АссуироваЛ.В. Способы работы с пониманием текста, его анализом и интерпретацией. М.: ГИРЯ им. А.С.Пушкина, 2007.
2.АлексееваЛ.Н. КовалѐваН.Б., ДарганМ.В., СмирноваВ.И. Развитие способностей
понимания в средней и старшей школе. М: 2008.