Конспект урока Ориентирование на местности

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Ориентирование на местностиКонспект урока Ориентирование на местностиКонспект урока Ориентирование на местностиКонспект урока Ориентирование на местностиПлан-конспект урока

5 класс

Тема 4 «План и карта»

Урок 12 Ориентирование на местности

Содержание: ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, солнцу, Полярной звезде. Определение азимута.

Цели урока:
• выяснить, для чего и какими способами можно ориентироваться в пространстве;
• показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
• раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве;
• формировать умение работать с компасом.
Оборудование: компас, таблицы и картины «Ориентирование в пространстве».
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Ориентирование. Азимут. Компас. Стороны горизонта.
Способы действий учащихся: определять основные и промежуточные стороны горизонта; уметь ориентироваться по компасу; определять азимут; определять стороны горизонта по Солнцу, звездам и живым ориентирам.
Ценностный компонент урока: понимать значимость жизненно важного умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве - необходимое умение человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.
Работа с учебником: работа с текстом и рисунками учебника; ознакомление с новой рубрикой «Шаг за шагом».
Тип урока: вводный.

Ход урока

I. Изучение нового материала

1. Для чего необходимо ориентироваться на местности? У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать? Каждому человеку в жизни необходимо научиться ориентироваться, т. е. определять свое местоположение в пространстве относительно сторон горизонта и других объектов.
В древности, когда люди еще не знали сторон горизонта, они ориентировались относительно знакомых предметов, оставляли зарубки на деревьях, присматривались к предметам, запоминая обратную дорогу. Этим же способом вы пользуетесь и сегодня, ориентируясь в незнакомой местности. У вас в это время в голове уже имеется мысленная (ментальная) карта знакомой вам территории. Благодаря мысленной карте вы легко находите дорогу и возвращаетесь домой. Чем больше в жизни вы путешествуете, тем лучше ориентируетесь в пространстве.
Умение ориентироваться в пространстве - одно из самых важных качеств человека, оно обеспечивает безопасность и сохранение жизни и здоровья людей. Уметь ориентироваться должен каждый человек. При этом важно не просто ориентироваться относительно предметов и объектов, это не всегда надежно - знакомое дерево сломалось, дом могли снести и т. д. Необходимо уметь ориентироваться по сторонам горизонта.
Учитель предлагает вспомнить, что такое горизонт, назвать основные и промежуточные стороны горизонта, определить, что изображено на рисунке 19 на юге, на западе.
Слово «ориентир» означает «восток», отсюда и происходит слово «ориентирование».
Позднее для ориентирования был изобретен прибор - компас. Простейший магнитный компас был впервые изобретен в Древнем Китае. Компас - это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

2. Азимут. Азимут - это угол между направлением на Север и любой объект по ходу часовой стрелки. С - 0, В-90, Ю- 180, З - 270.






3. Для чего человеку необходим план местности? План местности - чертеж небольшого участка, выполненный в уменьшенном виде условными знаками. Рассмотрим рис 20 на стр 31.

Отличия плана от карты

План

Карта

1. Крупный масштаб

1. Мелкий масштаб

2. Условные знаки

2. Шкала высот и глубин

3. Направление С-Ю по стрелочке

3. Направление С-Ю по меридианам и параллелям

4. Все подробно

4. Все обобщено

5. Небольшой участок местности

5. Большая территория

II. Закрепление

1. Определить азимут объектов (дерево, колодец, дом и т.д.)



2. Используя атлас на стр 20, определить:

- направление течения реки Белая

- азимут озера Глубокое

- азимут пос. Юбилейный.

III. Обобщение

Из учебника на стр 31-32 выписать в тетрадь выводы.

Уметь ориентироваться необходимо, чтобы правильно определять свое местоположение в пространстве и расположение объектов относительно друг друга.

IV.Домашнее задание

Изучить п. 8, ответить на вопросы 1- 6 устно.

© 2010-2022