Рабочая программа по географии 5 класс

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка

1. Сведения о программе. Рабочая программа по предмету «География» в 5 классе составлена в соответствии с Положением о разработке рабочих программ в МБОУ «Вешенская СОШ», требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г., № 1897), на основе программы основного общего образования по географии, Примерной основной образовательной программы школы, Примерных программ по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г. Авторы - составители: А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя; Примерной программы по географии 5-9 классы (стандарты второго поколения) М: Просвещение 2011г.

Программа соответствует учебнику « География» (Начальный курс) 5 класс, Летягин А.А. изд-во «Вентана-Граф» 2015 г.

«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при освоении курса географии. Программа обеспечивает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, способствует формированию российской гражданской идентичности.

Обучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью установления причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями;

  • систематизация знаний о природе и человеке;

  • способствование познанию многообразия современного географического пространства для ориентирования в нем;

  • формирование умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды, экологически грамотного поведения и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

В соответствии с этими целями ставятся следующие задачи:

  • формировать и развивать коммуникативную (совершенствование навыков работы в группе, умение работать на результат, доказывать собственное мнение, вести диалог), ценностно-смысловую (осмысленная организация собственной деятельности) и информационную компетенции (учить добывать нужную информацию, используя доступные источники: справочники, учебники, словари, карты, СМИ, передавать ее);

  • формировать общеучебные умения - работу с книгой, со справочной литературой, чтение географической карты, развивать логическое мышление учащихся, умения школьников самостоятельно применять знания по географии.

Курс географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии. В содержание УМК положена идея формирования: географической культуры школьников; языка науки географии; целостного представления об окружающем мире; умения работать с различными источникам географической информации. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся, моделирование изучаемых объектов и явлений окружающего мира (рубрика «Школа географа - следопыта»), использование творческих, проектных заданий, практических работ, обеспечивает возможность понимания, запоминания и применения получаемой информации.

Большое внимание уделено формированию метапредметных компетенций учащихся.

Здоровьесбережение школьников реализуется на каждом уроке через включение следующих видов деятельности: физминутка, психологическая пауза, тренинг. Чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. После изучения тематического материала предполагается исследовательская деятельность краеведческого характера.

В контроль знаний обучающихся включены тесты как приоритетная форма, в связи с тестированием как основной формой сдачи экзамена в выпускных классах. Входная контрольная работа не предусмотрена, так как курс география является новым

Для учащегося, обучающегося по адаптированной образовательной программе, ежеурочно используются упражнения для развития внимания, памяти, мышления, в соответствии с рекомендациями ПМПК и школьного психолога. Работа строится с опорой на принципы построения содержания учебного материала, такие как выделение сущностных признаков изучаемых явлений; опора на жизненный опыт ребенка; опора на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; соблюдение при определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности.

Формы организации образовательного процесса: личностно- ориентированное обучение; уровневая дифференциация; технологии проблемного диалога; информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения; деятельностные технологии обучения, здоровьесберегающие технологии; технология дистанционного обучения (участие в дистанционных олимпиадах); коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

В ходе изучения курса предполагается использование информационно-коммуникационных технологий: использование мультимедийных презентаций при объяснении, закреплении и контроле теоретического и практического материала; использование ЦОР, КМ-школы при организации учебно-познавательной деятельности на уроке; использование электронных таблиц, опорных схем, обеспечивающих визуальное восприятие учебного материала.

Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая

программа. Федеральный базисный учебный план для образовательных

учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного

изучения учебного предмета из расчета 1 учебный час в неделю.


  1. Требования к результатам освоения учебного предмета

Раз-дел

Компетенции

Предметные

Личностные

Метапредметные

В

В

Е

Д

Е

Н

И

Е























З

Е

М

Л

Я


К

А

К

П

Л

А

Н

Е

Т

А


С

О

Л

Н

Е

Ч

Н

О

Й

С

И

С

Т

Е

М

Ы


Ученик научится: отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий; аппелировать понятиями «география», «географические объекты» ; производить простые географические модели; распознавать разные методы географической науки и применять их в практической деятельности; иметь представления о путешественниках, их открытиях ;наблюдать за географическими объектами своей местности.

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли. Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени

Ученик получит возможность научиться:

Применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни;

для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде. Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной учебной задачи.

Извлекать необходимую информацию, развивать интеллектуальные и творческие способности, формировать коммуникативную компетентность в процессе учебно-исследовательской деятельности. Формировать устойчивые установки социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Анализировать и осмысливать текст параграфа. Связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Формировать способности к монологическому высказыванию на заданную тему. Работа с Интернет-ресурсами; работа в группе, оценка и самооценка. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, находить собственные возможности её решения.


Ученик научится: отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий, для определения высоты Солнца над горизонтом; объяснять изменения, происходящие на Земле в разные этапы её развития; определять положение Земли среди других планет Солнечной системы, делать сравнения; описывать этапы развития нашей планеты; объяснять ритмичные изменения, происходящие на Земле; наблюдать и фиксировать наблюдения за природой. Овладеют элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли Организация проведения осенних фенологических наблюдений. Изучать модель «Земля - Луна - Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

Ученик получит возможность научиться:

находить, различать, сопоставлять географические объекты окружающего мира; применять различные способы рассуждений, контролировать процесс и результат учебной географической деятельности; приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

Осознавать ценность географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учетом устойчивых познавательных интересов, развития опыта участия в социально значимом трудеформирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности;

Составлять презентации, уметь отбирать дополнительную и справочную литературу. Обогащать словарный географический запас слов ученика, совершенствовать культуру географической речи. Умение ставить цель и планировать учебную деятельность; формировать приемы работы с различными источниками информации; работать в группе, анализировать деятельность, обосновывать оценку и самооценку

Г

Е

О

С

Ф

Е

Р

Ы


З

Е

М

Л

И


















Ученик научится: выявлять особенности внутренних оболочек Земли и сравнивать их между собой уметь распознавать на физических картах разные формы рельефа; определять закономерности распространения землетрясений и вулканизма; устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами; использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт.

Строить модель «твёрдой» Земли. Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца. Обозначать на схеме действующие вулканыНачать создавать коллекцию горных пород своей местности.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов. Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности. Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности. Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы. Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.

Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометромИзготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами. Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.

Проводить оценки прогноза, составленного по народным приметам, в мае (5 класс) и в сентябре (6 класс) Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек. Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.

Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника. Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы. Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов. Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания.

Создавать игры биогеографического содержания. Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных. Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника.

Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

Создавать агитационные листки (плакаты) на природоохранные темы

Ученик получит возможность научиться: использовать разнообразные географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Овладевать на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

осознавать ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Формировать устойчивые установки социально-ответственного поведения в географической среде - среде обитания всего живого, в том числе и человека. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. Анализировать и осмысливать текст параграфа и другую информацию, формировать умение систематизировать информацию и понимать ее. Обогащать словарный географический запас слов ученика, совершенствовать культуру географической речи. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью. Уметь определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;


  1. Содержание программы

Введение (3 часа).

География - наука о Земле. Развитие представлений человека о мире. Методы географической науки.

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (4 часа).

Земля среди других планет. Форма, размеры Земли. Движение Земли. Географические следствия движения Земли вокруг своей оси. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли.

Раздел 2. Геосферы Земли (28 часов)

  1. Внутреннее строение Земли (9ч)

Внутреннее строение Земли. Из чего состоит Земная кора. Рельеф Земной поверхности. Вулканы. Землетрясения Движение земной коры. Человек и литосфера. Особенности рельефа своей местности.

2.Атмосфера (5ч)

Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности

3.Водная оболочка Земли (6ч)

Вода на Земле. Мировой океан - главная часть гидросферы. Воды суши. Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера

4. Биосфера - оболочка жизни (8ч)

Оболочка жизни. Появление и развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Жизнь в полярных поясах и океанах. Природная среда. Охрана природы.

Практические работы

Практическая работа №1 « Создание модели, показывающей шарообразность Земли».

Практическая работа№2 «Изготовление модели гномона»

Практическая работа №3 «Глобус- модель Земли»

Практическая работа№4 « Изучение модели- Земля- Луна- Солнце»

Практическая работа №5 «Изучение горных пород»

Практическая работа №6 «Работа с топонимическим словарём»

Практическая работа №7 «Определение атмосферного давления»

Практическая работа №8 «Изучение свойств воды»

Практическая работа №9 « Описание природного комплекса»

Перечень географических объектов (номенклатура)

Тема «Литосфера»

Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины.

Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.

Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.

Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.

Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.

Тема «Гидросфера»

Моря: Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.

Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.

Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея.

Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.

Течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.

Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ.

Озера: Каспийское, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.

Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.


  1. Контрольные параметры оценки достижения по географии


Оценки достижения ГОС географии.


Четверть

Формы

контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

Практическая работа

2

1

4

2

9

Тест

1

1

2

1

5

Географический диктант


1

1

1

3


  1. Календарно-тематическое планирование



  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Учебно-методическое обеспечение


Для реализации цели и задач обучения географии по данной программе используется:

Литература для учителя

Основная

1. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: издательский центр «Вентана-Граф» 2012 г. Авторы - составители: А.А.Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя.

2. Учебник «Начальный курс - География» 5 класс А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана - Граф» 2015 г.

Дополнительная

3. «Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия».

4. Мультимедийные учебные пособия по курсу географии основной школы.

5. Рабочая тетрадь - «Дневник географа - следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.

6. Газета «Первое Сентября»- 2014-2015г.г.

Литература для учащегося

Основная

1.Учебник «Начальный курс - География» 5 класс А.А.Летягин под общей редакцией В.П.Дронова издательский центр «Вентана - Граф» 2015 г.

2.Рабочая тетрадь - «Дневник географа - следопыта» автор А.А.Летягин издательский центр «Вентана-Граф» 2015 г.

3.Комплект контурных карт 5 класс издательство «Дрофа» 2015г.

4.Атлас 5-6 классы издательство «Дрофа» 2015г.

Дополнительная

5. «Полная энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Технические средства обучения.

1. Аудиоколонки.

2. Видеопроектор.

3. Персональный компьютер.

4.Интерактивная доска

Интернет-ресурсы для учителя:

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

edu.ru- федеральный портал «Российское образование»

school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru- портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

prosv.ru - сайт издательства «Вентана-Граф»

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «География»

1september.ru - газета «География», издательство «Первое сентября»

vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках географии (методическая коллекция Т.Ю.Багадина)

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

Интернет-ресурсы для учеников:

gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по географии и другим общественных наукам

historia.ru- электронный журнал «География мира»

elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов».


Специальная учебная литература:


  1. База электронных пособий по всем разделам географии 5 класса (коллекция презентаций к урокам, учебные фильмы и видеофрагменты).

  2. Электронная коллекция ЦОР и ЭОР к урокам географии 5,6 класса.

  3. Электронные тесты к урокам географии 5 класса.

  4. Электронные учебные издания: уроки географии в 5 классах

  5. Этюды, выполненные с использованием современной компьютерной графики, увлекательно и интересно рассказывающие о математике и ее приложениях. - Режим доступа: etudes.ru

  6. Энциклопедические словари, справочники, книги, научные издания, периодические издания.


© 2010-2022