Урок географии на тему Разнообразие природных зон Евразии. (7класс)

Тема: Разнообразие природных зон Евразии. Цель: 1. Цель: сформировать основные понятия об особенностях размещения природных зон Евразии;.Ожидаемый результат:Знать: наименование и расположение природных зон материка;Понимать: зависимость расположения и разнообразия природных зон от географической широты, климата. почв;Уметь : уметь работать с картой, анализировать полученную информацию, работать в группах. Тип урока: проблемный урок. На данном уроке учащиеся знакомятся с природными зонами Евразии 1.Актуализация знаний. «Географическая дуэль» - вопрос-ответ, ответ-вопрос: н/р показать на карте Европу, Азию, г, Гималаи, оз.Байкал, Российскую Федерацию, Великую Китайскую равнину, Азовское море и т.д. (по 5 вопросов друг другу). (4 мин.) «Мозговой штурм» (словарная работа) 1. Территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами. А) Природная зона Б) Природный комплекс В) Широтная зональность 2.Часть географического пояса с однородными климатическими условиями. А) Природный комплекс Б) Широтная зональность В) Природная зона 3.Закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам. А) Широтная зональность Б) Высотная поясность, высотная зональность В) Природный комплекс 5.Закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря). А) Широтная зональность Б) Высотная поясность, высотная зональность В) Природный комплекс Установить соответствие. 6. А) Северный ледовитый океан 1) Янцзы, Хуанхэ, Меконг. Б) Тихий океан 2) Обь, Лена, Енисей В) Атлантический океан 3) Инд, Ганг, Тигр, Евфрат Г) Индийский океан 4)Волга, Амударья, Иле, Урал Д) Внутренний бассейн 5) Дунай, Рейн, Висла 7.Крайняя западная точка Евразии: А) Мыс Пиай; Б) Мыс Рока; В) Мыс Дежнёва. Г) Мыс Челюскин. 8.Крайняя южная точка Евразии: а. Мыс Пиай; б. Мыс Рока; в. Мыс Дежнёва. г. Мыс Челюскин. 9.Самая высокая вершина мира: а. г.Эльбрус; б. г.Джомолунгма (Эверест); в. г.Белуха. г. г.Памир. 10.Площадь Евразии - А. 35 млн. км2; Б. 48 млн. км2; В. 55 млн. км2. Г. 54 мил.км2 3. Подготовка к усвоению нового материала. 1. Беседа с учениками: А) Ребята, какие природные зоны располагаются на территории Евразии? Б) Укажите черты сходства и различия в расположении и составе природных зон Евразии и Северной Америки? В) Чем отличается такой природный комплекс, как природная зона, от природного комплекса овраг? Г) Что является важным условием образования или смены природных зон? Анализ карт. Учитель: Давайте убедимся в этом. На карте видно, что на западе и востоке материка расположены зоны широколиственных лесов, а внутри материка появляются зоны лесостепи и степи, полупустынь и пустынь. Такое расположение объясняется уменьшением количества осадков от окраин материка к внутренним частям. На севере материка природные зоны тянутся сплошной полосой, а южнее тайги они сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. Широтная зональность наиболее заметно выражена на огромных ... (Ученики работают с атласами, обсуждение и комментирование полученных результатов.) 3. Усвоение новых знаний. 1. Мультимедийная презентация. (Приложение № 2) 4. Самостоятельная работа. Задание: описать смены зон при движении с севера на юг по меридиану 80 в.д. (учащиеся работают в атласах с картой “Природные зоны”, делают записи в тетрадях по плану описания природных зон (географическое положение, климат, почвы). Обсуждение полученных результатов.) 5. Работа в группах. Составление постера по природной зоне Задание для группы № 1: составить описание и характеристику зоны арктической пустыни. Задание для группы № 2: составить описание и характеристику зоны тундры. Задание для группы № 3: составить описание и характеристику зон тайги, широколиственных лесов. Задание для группы № 4: составить описание и характеристику зоны степей, Задание для группы № 5: составить описание и характеристику зон полупустыни и пустыни. Физминутка (попробуем дары тайги – бруснику, восполним организм витаминами. Звучит музыка голосов птиц). 6. Защита постера . 7. Закрепление новых знаний. Мы изучили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз вспомнить об особенностях природных зон материка, проведем небольшое тестирование. Определить соответствие а) Арктические пустыни; б) Тундра; в) Тайга; г) Широколиственные леса; д) Степи; е) Пустыни и полупустыни. 1. Занимает самую большую область в Евразии. 2. Зона состоит из хвойных лесов. 3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук. 4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички. 5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки. 6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение - саксаул. 7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи. 8. Работа в к/к отметить природные зоны Евразии. 9. Выставление оценок учащимся. Рефлексия (воспитанникам раздаются листочки с вопросами; подписывать листочки необязательно) Подчеркните предложение, которое выражало ваше состояние сегодня на уроке: -Мне было интересно -Я узнал много нового -Я был равнодушен на уроке -Я скучал -У меня хорошее настроение -Я продолжу изучать природные зоны. 10. Домашнее задание:
Раздел География
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии 7 класс

Учитель ПСШГ им. И.П.Шухова Шулпина В.И.

Тема: Разнообразие природных зон Евразии.

Цель: формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Евразии. Развивать умения работать с картами атласа, текстом учебника.

Тип урока: проблемный урок.

Оборудование: географическая карта Евразии, компьютер с проектором.

Ход урока:

1.Актуализация знаний.

«Географическая дуэль» - вопрос-ответ, ответ-вопрос: н/р показать на карте Европу, Азию, г, Гималаи, оз.Байкал, Российскую Федерацию, Великую Китайскую равнину, Азовское море и т.д. (по 5 вопросов друг другу). (4 мин.)

«Мозговой штурм» (словарная работа)

1. Территория, обладающая определённым единством природы, обусловленным общим происхождением и историей развития, своеобразия географического положения и действующими в её пределах современными процессами.

А) Природная зона

Б) Природный комплекс

В) Широтная зональность

2.Часть географического пояса с однородными климатическими условиями.

А) Природный комплекс

Б) Широтная зональность

В) Природная зона

3.Закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов геосистем от экватора к полюсам.

А) Широтная зональность

Б) Высотная поясность, высотная зональность

В) Природный комплекс

5.Закономерная смена природных условий и ландшафтов в горах по мере возрастания абсолютной высоты (высоты над уровнем моря).

А) Широтная зональность

Б) Высотная поясность, высотная зональность

В) Природный комплекс

Установить соответствие.

6. А) Северный ледовитый океан

1) Янцзы, Хуанхэ, Меконг.

Б) Тихий океан 2) Обь, Лена, Енисей

В) Атлантический океан 3) Инд, Ганг, Тигр, Евфрат

Г) Индийский океан 4)Волга, Амударья, Иле, Урал

Д) Внутренний бассейн 5) Дунай, Рейн, Висла

7.Крайняя западная точка Евразии:

А) Мыс Пиай;

Б) Мыс Рока;

В) Мыс Дежнёва.

Г) Мыс Челюскин.

8.Крайняя южная точка Евразии:

а. Мыс Пиай;

б. Мыс Рока;

в. Мыс Дежнёва.

г. Мыс Челюскин.

9.Самая высокая вершина мира:

а. г.Эльбрус;

б. г.Джомолунгма (Эверест);

в. г.Белуха.

г. г.Памир.

10.Площадь Евразии -

А. 35 млн. км2;

Б. 48 млн. км2;

В. 55 млн. км2.

Г. 54 мил.км2

3. Подготовка к усвоению нового материала.

1. Беседа с учениками:

А) Ребята, какие природные зоны располагаются на территории Евразии?

Б) Укажите черты сходства и различия в расположении и составе природных зон Евразии и Северной Америки?

В) Чем отличается такой природный комплекс, как природная зона, от природного комплекса овраг?

Г) Что является важным условием образования или смены природных зон?

Анализ карт.

Учитель: Давайте убедимся в этом. На карте видно, что на западе и востоке материка расположены зоны широколиственных лесов, а внутри материка появляются зоны лесостепи и степи, полупустынь и пустынь. Такое расположение объясняется уменьшением количества осадков от окраин материка к внутренним частям. На севере материка природные зоны тянутся сплошной полосой, а южнее тайги они сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. Широтная зональность наиболее заметно выражена на огромных пространствах Восточно-Европейской и Западно - Сибирской равнин.

(Ученики работают с атласами, обсуждение и комментирование полученных результатов.)

3. Усвоение новых знаний.

1. Мультимедийная презентация. (Приложение № 2)

4. Самостоятельная работа.

Задание: описать смены зон при движении с севера на юг по меридиану 80 в.д.

(учащиеся работают в атласах с картой "Природные зоны", делают записи в тетрадях по плану описания природных зон (географическое положение, климат, почвы). Обсуждение полученных результатов.)

5. Работа в группах. Составление постера по природной зоне

Задание для группы № 1: составить описание и характеристику зоны арктической пустыни.

Задание для группы № 2: составить описание и характеристику зоны тундры.

Задание для группы № 3: составить описание и характеристику зон тайги, широколиственных лесов.

Задание для группы № 4: составить описание и характеристику зоны степей,

Задание для группы № 5: составить описание и характеристику зон полупустыни и пустыни.

Физминутка (попробуем дары тайги - бруснику, восполним организм витаминами. Звучит музыка голосов птиц).

6. Защита постера .

7. Закрепление новых знаний.

Мы изучили все природные зоны Евразии. Для того, чтобы еще раз вспомнить об особенностях природных зон материка, проведем небольшое тестирование.

Определить соответствие

а) Арктические пустыни;

б) Тундра;

в) Тайга;

г) Широколиственные леса;

д) Степи;

е) Пустыни и полупустыни.

1. Занимает самую большую область в Евразии.

2. Зона состоит из хвойных лесов.

3. На территории зоны произрастают такие деревья как дуб, граб, бук.

4. Характерны моховая и лишайниковая флора, а также произрастают кустарнички.

5. Преобладают открытые равнинные ландшафты. Произрастают различные злаки.

6. Растительность очень скудная, местами отсутствует, типичное растение - саксаул.

7. Растительность почти отсутствует, есть только лишайники и мхи.

8. Работа в к/к отметить природные зоны Евразии.

9. Выставление оценок учащимся.

Рефлексия (воспитанникам раздаются листочки с вопросами; подписывать листочки необязательно)

Подчеркните предложение, которое выражало ваше состояние сегодня на уроке:

-Мне было интересно

-Я узнал много нового

-Я был равнодушен на уроке

-Я скучал

-У меня хорошее настроение

-Я продолжу изучать природные зоны.

10. Домашнее задание:



Приложение

Зона арктических пустынь. Она располагается в высоких широтах Арктики и имеет пустынный арктический тип ландшафта.

Эта зона характеризуется исключительной суровостью природы. Практически вся ее территория занята многолетними мощными ледниками. На пространствах, свободных от ледников, в арктической пустыне чуть ли не круглый год лежит "сезонный" снежный покров.

В редком и бедном растительном покрове арктической пустыни господствуют мхи, лишайники, некоторые виды типично арктических цветковых, главным образом травянистых, растений. На юге зоны уже начинают встречаться приземистые кустарнички - полярные и арктические ивы, березы, брусника, и пр. В арктической пустыне обитает не так уж много видов животных. Это: песец, белый медведь, лемминг. На многих островных территориях нет и этих животных. Здесь обитают только морские водоплавающие млекопитающие.

Тундра Зона тундры. Располагается к югу от ледяной зоны и занимает южные арктические острова (южный остров Новой Земли, Колгуев, Вайгач) и значительные пространства материкового побережья Северного Ледовитого океана, более обширные в азиатской части России и менее - в европейской. Тундровая зона - полоса распространения тундрового типа ландшафта. Низкие температуры воздуха при высокой относительной влажности обусловили безлесье тундры. Из-за недостатка тепла почвы в тундре сильно переувлажнены. Кроме того, впитыванию влаги мешает близкое расположение к поверхности вечной мерзлоты Для растительности тундры характерны широкое распространение мохового и лишайникового покровов, сообщества травянистых растений, кустарнички, низкорослые кустарники. Осоково-пушицевые сообщества образуют кочкарные тундры. Растения тундры низкорослы, прижаты к земле, - так они используют тепло верхних горизонтов почвы и приземного слоя воздуха, лучше защищены снежным покровом от ветра и мороза. Широко распространены стланиковые и подушковидные формы растений. Среди растений преобладают многолетники (есть вечнозеленые), что связано с кратковременностью вегетации.

Животный мир тундры богаче и разнообразнее, чем в ледяной зоне. Кроме северного оленя и песца здесь постоянно обитают лемминги, полевки, волк и другие млекопитающие, из птиц - тундряная и белая куропатка, белая полярная сова. Много перелетных водоплавающих птиц появляется летом. Реки и озера богаты рыбой (показ рисунков с изображением животных тундры).

Слово "тайга" - наше сибирское. В переводе с языков сибирских народов означает хвойный лес. Если тундра относилась к субарктике, то тайга - это зона умеренного пояса.

Она характеризуется прохладным, влажным климатом, господством таежных (хвойно-лесных), мерзлотно-таежных ландшафтов и сфагновых болот. Тайга получает больше осадков, чем тундра и лесотундра, значительная часть их выпадает в виде зимнего снега - это самая снежная из географических зон, хотя продолжительность залегания снежного покрова в тундре и лесотундре больше, особенно в отдаленных от океанов внутренних частях материка. Зимы в тайге суровые. В Восточной Сибири широко распространена вечная мерзлота, в Центральноякутской низменности ее мощность превышает 500м. Правда, здесь она залегает значительно глубже, чем в тундре, и почти не мешает развитию лесов. С оттаиванием мерзлоты и содержащихся в ней подземных льдов связано развитие термокарста, формы которого выражены округлыми озерами и западинами с изумрудными пятнами лугов В составе таежных лесов Русской равнины господствуют ель и сосна, в Сибири более всего распространена лиственница, хотя на Западно-Сибирской равнине и на юге Средней Сибири немало также сосновых и еловых лесов, подчиненную роль играют сибирские пихта и кедр (демонстрация рисунков деревьев, гербариев, фотографий). На засушливых песчаных почвах или каменистых россыпях произрастает сосна. Сосновые боры характерны для юга Кузнецкой котловины, северного подножия Алтая. Кроме сосновых боров на юге Западной Сибири выделяют особую полосу, где господствуют березовые мелколиственные леса, так называемая "светлая тайга". Эти леса, как правило, вторичные, т.е. произрастающие на местах вырубок, таежных пожаров.

К типичным животным тайги относятся: лось, бурый медведь, рысь, белка, соболь, бурундук, колонок, заяц-беляк, полёвки, косуля. Из птиц здесь обитают: глухарь, тетерев, рябчик, дятлы, сойки, и пр. Из пресмыкающихся: гадюка, ящерицы, ужи. Из земноводных: различные виды лягушек.

Степи Евразии находятся в зоне умеренного сухого континентального климата, со средними зимними температурами от -2 на западе до -20 градусов в восточных областях, летом температура превышает +25 градусов, погода определяется сильными ветрами. Пыльные бури обуславливают развитие эрозии почвы и образование балок и оврагов. Территория степной зоны расположена на территориях Восточно-Европейской равнины, Западной Сибири, в районах Приазовья, Донецкого кряжа, на территории Казахстана, Киргизии, Монголии. По мере продвижения с запада на восток зимы становятся все более холодными и продолжительными, количество среднегодовых осадков сокращается, более устойчивый характер приобретает засушливость, поскольку испаряемость преобладает над уровнем осадков. Климат становится более континентальным, меняется и характер растительного и животного мира степей. Дожди наиболее обильно проливаются в летний период, вероятна засуха, которая повторяется каждые три года.

Почвы северных территорий черноземные, с содержанием гумуса до 10%, в южных черноземах его содержание снижается до 6%. Поскольку в южных полынно-типчаковых степях количество биомассы значительно меньше, чем севернее, здесь почвы являются каштановыми, с уровнем гумуса не более 3-4%, с примесью солей.

В связи с тем, что почвы степей умеренной климатической зоны плодородны, они интенсивно включаются в сельскохозяйственный оборот и используются для выращивания ряда культур.

Также как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немного меньшей чем в пустыне. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы; из грызунов - строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.Характерная черта степи - безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.

Степи богаты луковичными растениями (тюльпан).


© 2010-2022