- Преподавателю
- География
- Рабочая программа профильного географического образования в старшей школе
Рабочая программа профильного географического образования в старшей школе
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кухарь С.М. |
Дата | 26.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа среднего (полного) общего образования по географии, профильный уровень. Пояснительная записка
Философия профильного обучения опирается на идею природосообразности (Ж.Ж.Руссо),
по которой основная миссия школы - учить ребёнка в соответствии с его способностями и возможностями. У каждого ребёнка есть дар к какому-либо виду деятельности, и задача учителя и школы этот дар обнаружить и развить в рамках индивидуальной образовательной траектории.
Цель любого профильного обучения:
- обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
- создать условия для существенной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных учебных планов;
- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, потребностями;
- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования.
Рабочая программа среднего (полного) общего образования (география: профильный уровень) составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание разделов стандарта, даёт минимально допустимое распределение часов, определят примерный перечень практических работ; является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников; определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования; содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
Реализация государственного образовательного стандарта общего образования по географии предусматривает большой перечень основных учебников, учебных пособий, атласов, контурных карт, дополнительной литературы, учебно-методических пособий для учителей.
«Рабочая программа среднего (полного) общего образования (география: профильный уровень)» предлагает следующий вариант реализации государственного образовательного стандарта общего образования по географии - профильный уровень:
10 класс: 3 часа (102 часа) - «Экономическая и социальная география: региональная характеристика мира».
(Типовая программа по географии для общеобразовательных учреждений, ПМР(10 класс), Тирасполь, 2000г.)
11 класс: 1 час (34 часа) - «Глобальная география»
(Программа по географии для общеобразовательных организаций ПМР (6-11 классы), Тирасполь, ГИПК, 2006год).
2 часа (68 часов) - «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика»
(Программа «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика», В.Н.Холина,) М. Просвещение, 2002-2008г).
Примечание: Рекомендую вычитать сначала «Глобальную географию»; курс «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» является заключительным этапом реализации государственного образовательного стандарта общего образования по географии - профильный уровень:
Предложенный мною вариант решения государственного стандарта по географии обеспечен достаточной учебно-методической базой:
10 класс:
-
Сухинин С.А. , Фоменко В.Г. «Экономическая и социальная география. Региональная характеристика мира, 10 класс»
-
Лысенко О.З. «Население и хозяйство ПМР и Приднестровского порубежья», а также различные учебные пособия, дополнительная литература и учебно-методические пособия для учителей.
11 класс:
-
Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. «Глобальная география». Учебник для 11 кл. М.Дрофа 1999г.
-
Холина В.Н. «География. Профильный уровень». Учебник для ООУ в 2-х книгах, М.Дрофа 2008г.
-
Холина В.Н. «География. Пособие для поступающих в вузы», М., 2004г.
-
Холина В.Н. «География человеческой деятельности рабочая тетрадь 10-11 кл.», Просвещение 2006г. и другие учебные пособия и дополнительная литература.
Существующий «Банк программ элективных курсов по географии» позволяет учителю из большого разнообразия программ элективных курсов выбрать оптимальный минимум, позволяющий реализовать государственный стандарт по географии с учётом творческих возможностей и потребностей учителя. Рекомендуемые элективные курсы ( их много, и их выбор зависит от требований учителя, школы) позволяют расширить информационное географическое поле учащихся.
Предложенный вариант « Рабочая программа среднего (полного) общего образования: профильный уровень, география» я использовала в практике работы в течение ряда лет - с момента введения стандарта среднего (полного) общего образования: профильный уровень.
Учитель географии
высшей квалифицированной категории С.М. Кухарь
МОУ «Бендерская Средняя Общеобразовательная Школа № 11»
Рабочая программа
среднего (полного) общего образования: география,
профильный уровень
Содержание программы:
10 класс: Экономическая и социальная география, региональная характеристика мира.
(102 ч.,3 ч. в неделю)
№
п/п
Тема занятия
К-во
часов
1
Введение
2 ч.
Часть I. экономическая и социальная география зарубежного мира
38 ч.
2
Раздел 1: Зарубежная Европа
14 ч.
3
Тема 1:Общая характеристика зарубежной Европы
2 ч.
4
Тема 2: Северная Европа
2 ч.
5
Тема 3: Западная Европа
5 ч.
6
Тема 4: Южная Европа
2 ч.
7
Тема 5: Центральная и восточная Европа
3 ч.
8
Раздел 2:Зарубежная Азия
11 ч.
9
Тема 1: Западная и Юго-Западная Азия
1 ч.
10
Тема 2: Южная Азия
3 ч.
11
Тема 3: Юго-Восточная Азия
1 ч.
12
Тема 4: Центральная и Восточная Азия
6 ч.
13
Раздел 3: Америка
7 ч.
14
Тема 1:Северная Америка
4 ч.
15
Тема 2: Латинская Америка
3 ч.
16
Раздел 4: Африка
5 ч.
17
Тема 1: Общая экономико-географическая характеристика
2 ч.
18
Тема 2: Страны Африки
3 ч.
19
Раздел 5:Австралия и Океания
1 ч.
Часть II: Содружество независимых государств
58 ч.
20
Введение
1 ч.
21
Раздел 1: Экономическая и социальная география Российской Федерации
30 ч.
22
Тема 1: Общие сведения о государстве
3 ч.
23
Тема 2: Население
4 ч.
24
Тема 3: Территориальная организация отраслей и межотраслевых комплексов
11 ч.
25
Тема 4: Экономические районы России
12 ч.
26
Раздел 2: Комплексная характеристика других стран - членов СНГ
5 ч.
27
Часть III: Экономическая и социальная география ПМР и Приднестровского порубежья (члены СНГ)
22 ч.
28
Тема 1: Экономическая и социальная география ПМР
12 ч.
29
Тема 2: Экономическая и социальная география Республики Молдова
6 ч.
30
Тема 3: Экономическая и социальная география Республики Украина
4 ч.
11 класс: География
(102 часа, 3 часа в неделю)
1
Раздел I:Глобальная география
34 ч.
2
Введение
2 ч.
3
Классификация глобальных проблем
2 ч.
4
Часть 1: Современный лик Земли
7 ч.
5
Тема 1: Этапы освоения Земли человеком
1 ч.
6
Тема 2: Демоэтническая и конфессиональная (религиозная) характеристика мира
2 ч.
7
Тема 3: Политическая экономическая система
2 ч.
8
Тема 4: Глобальная экономическая система
2 ч.
9
Часть 2: Глобальные проблемы человечества
15ч.
10
Тема 1: Проблемы войны и мира
2 ч.
11
Тема 2: Демографическая проблема
2 ч.
12
Тема 3: Проблема социально-экономической отсталости
2 ч.
13
Тема 4: Продовольственная проблема
1 ч.
14
Тема 5: Энергетическая проблема
2ч.
15
Тема 6: Сырьевая проблема
1 ч.
16
Тема 7: Проблема мирового океана
2 ч.
17
Тема 8: Глобальный этнический кризис
1 ч.
18
Тема 9: Проблема здоровья и долголетия человека
1 ч.
19
Часть 3: Геоэкология - фокус глобальных проблем
7 ч.
20
Тема 1: Биосфера как планетарная форма организации жизни
1 ч.
21
Тема 2: Глобальная экологическая проблема
1 ч.
22
Тема 3: Экологические проблемы оболочек Земли
2 ч.
23
Тема 4: Социальная экология
1 ч.
24
Тема 5: Другие глобальные проблемы
2 ч.
25
Заключение
1 ч.
26
Раздел II. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика
68ч.
27
Тема 1: География и познание мира
4 ч.
28
Тема 2: Политическая карта мира
15ч.
29
Тема 3: Типы стран современного мира
6 ч.
30
Тема 4: География населения и культуры
9 ч.
31
Тема 5: География городов
7 ч.
32
Тема 6: География мирового хозяйства. Отрасли и их размещение
9 ч.
33
Тема 7: Географическое разделение труда и мировая торговля
7 ч.
34
Тема 8: Территориальные закономерности экономического и политического развития
9 ч.
35
Резерв
2 ч.
Элективные курсы
(примерный вариант реализации государственного стандарта по географии)
10 класс: География международного туризма (34 ч., 1 час в неделю)
1
Введение
2 ч.
2
История развития туризма
7 ч.
3
Туристическая деятельность
5 ч.
4
Туристические районы мира
17ч.
5
Перспективы развития международного туризма
3 ч.
11 класс: Земля как планета (34 часа, 1 час в неделю)
1
Раздел 1: Земля - планета Солнечной системы
10ч.
2
Тема 1: Солнечная система
5ч.
3
Тема 2: Земля - планета Солнечной системы
5ч.
4
Раздел 2: В камне застывает время
8 ч.
5
Введение
1 ч.
6
Тема 1: Горные породы и минералы своего края
2 ч.
7
Тема 2: Следы жизни в камне
3 ч.
8
Тема 3: Практическое применение горных пород
1 ч.
9
Заключение
1 ч.
10
Раздел 3: Экологические основы природопользования
16ч.
11
Тема 1: Основы экологии
6 ч.
12
Тема 2: Рациональное природопользование
6 ч.
13
Тема 3: Международные и правовые основы экологической безопасности
4 ч.
Примечание:
Предложенный вариант рабочей программы среднего (полного) общего образования: профильный уровень, в полной мере реализует цели и задачи профильного образования по географии в рамках стандарта среднего (полного) общего образования: география, профильный уровень; апробирована в течение 5 лет. Рабочая программа среднего (полного) общего образования составлена на основе авторских программ:
- География: Типовая программа для общеобразовательных учреждений (10 класса), Тирасполь, 2000г.
- Программа по географии для общеобразовательных организаций ПМР,(11 класс), Тирасполь, ГИПК, 2006г.
- Программа по республиканскому компоненту, ПВП № 4, 2003 г.
- Холина В.Н. «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика», Просвещение, 2001 - 2008 г.
-- «Сборник авторских программ для 10-11 кл. профильных школ», М. Просвещение
- И.В.Павлова «География международного туризма» (Приложение к газете «1 сентября», «География» №7 2006г.)
- Сборник нормативных документов: программы элективных курсов, Волгоград, Учитель, 2006г.
-В. Основина «Экологические основы природопользования», ШП №1, 2007г
Целью «Рабочей программы среднего (полного) общего образования по географии, профильный уровень» является изменение содержания преподавания географии в профильных
10-11 классах, предложение учащимся новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Данная программа разработана с целью реализации государственного стандарта по географии в профильных классах. На момент реализации требований программы учащиеся уже обладают определенным набором умений и навыков, необходимым для его реализации. Изучаемый материал способствует разрешению проблем интеллектуального, социального и эмоционального развития учащихся.
Полученные знания являются достаточной базой для дальнейшего профессионального становления личности учащегося.
Одним из основных образовательных результатов обучения (по данной программе) является развитие социально - ориентированной личности, активного члена общества - социума «Приднестровский народ».
В ходе реализации материала программы используются различные методы и средства образовательного процесса; лекции, семинары, практикумы, мониторинги, социальные презентации, проектная деятельность, исследовательская работа и другие, что в свою очередь предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности учителя, реализующего данную программу.
Накопленный пакет знаний позволяет учащимся продолжить обучение в учебных заведениях профессионального образования по различным специальностям: география, биология, медицина, экономика, экология правоведение, туризм, строительство, агрокультура и др.
В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен:
Знать / понимать:
- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально - экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда.
Уметь:
- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно - общественной территориальной системы;
- характеризовать различные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально - экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;
-
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
-
геологического обоснования инженерно - хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
-
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.