Рабочая программа профильного географического образования в старшей школе

Рабочая программа среднего (полного) общего образования       по географии, профильный уровень. Пояснительная записка  Философия профильного обучения опирается на идею природосообразности (Ж.Ж.Руссо), по которой основная миссия школы – учить ребёнка в соответствии с его способностями и возможностями. У каждого ребёнка есть дар к какому-либо виду деятельности, и задача учителя и школы этот дар обнаружить и развить в рамках индивидуальной образовательной траектории.    Цель любого профильного обуч...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа среднего (полного) общего образования по географии, профильный уровень. Пояснительная записка

Философия профильного обучения опирается на идею природосообразности (Ж.Ж.Руссо),

по которой основная миссия школы - учить ребёнка в соответствии с его способностями и возможностями. У каждого ребёнка есть дар к какому-либо виду деятельности, и задача учителя и школы этот дар обнаружить и развить в рамках индивидуальной образовательной траектории.

Цель любого профильного обучения:

- обеспечить углублённое изучение отдельных предметов программы полного общего образования;

- создать условия для существенной дифференциации содержания образования старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных учебных планов;

- способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, потребностями;

- расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программы высшего профессионального образования.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования (география: профильный уровень) составлена на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Программа конкретизирует содержание разделов стандарта, даёт минимально допустимое распределение часов, определят примерный перечень практических работ; является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников; определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования; содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Реализация государственного образовательного стандарта общего образования по географии предусматривает большой перечень основных учебников, учебных пособий, атласов, контурных карт, дополнительной литературы, учебно-методических пособий для учителей.

«Рабочая программа среднего (полного) общего образования (география: профильный уровень)» предлагает следующий вариант реализации государственного образовательного стандарта общего образования по географии - профильный уровень:

10 класс: 3 часа (102 часа) - «Экономическая и социальная география: региональная характеристика мира».

(Типовая программа по географии для общеобразовательных учреждений, ПМР(10 класс), Тирасполь, 2000г.)

11 класс: 1 час (34 часа) - «Глобальная география»

(Программа по географии для общеобразовательных организаций ПМР (6-11 классы), Тирасполь, ГИПК, 2006год).

2 часа (68 часов) - «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика»

(Программа «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика», В.Н.Холина,) М. Просвещение, 2002-2008г).

Примечание: Рекомендую вычитать сначала «Глобальную географию»; курс «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика» является заключительным этапом реализации государственного образовательного стандарта общего образования по географии - профильный уровень:

Предложенный мною вариант решения государственного стандарта по географии обеспечен достаточной учебно-методической базой:

10 класс:

  1. Сухинин С.А. , Фоменко В.Г. «Экономическая и социальная география. Региональная характеристика мира, 10 класс»

  2. Лысенко О.З. «Население и хозяйство ПМР и Приднестровского порубежья», а также различные учебные пособия, дополнительная литература и учебно-методические пособия для учителей.

11 класс:

  1. Лавров С.Б., Гладкий Ю.Н. «Глобальная география». Учебник для 11 кл. М.Дрофа 1999г.

  2. Холина В.Н. «География. Профильный уровень». Учебник для ООУ в 2-х книгах, М.Дрофа 2008г.

  3. Холина В.Н. «География. Пособие для поступающих в вузы», М., 2004г.

  4. Холина В.Н. «География человеческой деятельности рабочая тетрадь 10-11 кл.», Просвещение 2006г. и другие учебные пособия и дополнительная литература.

Существующий «Банк программ элективных курсов по географии» позволяет учителю из большого разнообразия программ элективных курсов выбрать оптимальный минимум, позволяющий реализовать государственный стандарт по географии с учётом творческих возможностей и потребностей учителя. Рекомендуемые элективные курсы ( их много, и их выбор зависит от требований учителя, школы) позволяют расширить информационное географическое поле учащихся.

Предложенный вариант « Рабочая программа среднего (полного) общего образования: профильный уровень, география» я использовала в практике работы в течение ряда лет - с момента введения стандарта среднего (полного) общего образования: профильный уровень.

Учитель географии

высшей квалифицированной категории С.М. Кухарь

МОУ «Бендерская Средняя Общеобразовательная Школа № 11»




Рабочая программа

среднего (полного) общего образования: география,

профильный уровень

Содержание программы:

10 класс: Экономическая и социальная география, региональная характеристика мира.

(102 ч.,3 ч. в неделю)

п/п

Тема занятия

К-во

часов

1

Введение

2 ч.

Часть I. экономическая и социальная география зарубежного мира

38 ч.

2

Раздел 1: Зарубежная Европа

14 ч.

3

Тема 1:Общая характеристика зарубежной Европы

2 ч.

4

Тема 2: Северная Европа

2 ч.

5

Тема 3: Западная Европа

5 ч.

6

Тема 4: Южная Европа

2 ч.

7

Тема 5: Центральная и восточная Европа

3 ч.

8

Раздел 2:Зарубежная Азия

11 ч.

9

Тема 1: Западная и Юго-Западная Азия

1 ч.

10

Тема 2: Южная Азия

3 ч.

11

Тема 3: Юго-Восточная Азия

1 ч.

12

Тема 4: Центральная и Восточная Азия

6 ч.

13

Раздел 3: Америка

7 ч.

14

Тема 1:Северная Америка

4 ч.

15

Тема 2: Латинская Америка

3 ч.

16

Раздел 4: Африка

5 ч.

17

Тема 1: Общая экономико-географическая характеристика

2 ч.

18

Тема 2: Страны Африки

3 ч.

19

Раздел 5:Австралия и Океания

1 ч.

Часть II: Содружество независимых государств

58 ч.

20

Введение

1 ч.

21

Раздел 1: Экономическая и социальная география Российской Федерации

30 ч.

22

Тема 1: Общие сведения о государстве

3 ч.

23

Тема 2: Население

4 ч.

24

Тема 3: Территориальная организация отраслей и межотраслевых комплексов

11 ч.

25

Тема 4: Экономические районы России

12 ч.

26

Раздел 2: Комплексная характеристика других стран - членов СНГ

5 ч.

27

Часть III: Экономическая и социальная география ПМР и Приднестровского порубежья (члены СНГ)

22 ч.

28

Тема 1: Экономическая и социальная география ПМР

12 ч.

29

Тема 2: Экономическая и социальная география Республики Молдова

6 ч.

30

Тема 3: Экономическая и социальная география Республики Украина

4 ч.

11 класс: География

(102 часа, 3 часа в неделю)

1

Раздел I:Глобальная география

34 ч.

2

Введение

2 ч.

3

Классификация глобальных проблем

2 ч.

4

Часть 1: Современный лик Земли

7 ч.

5

Тема 1: Этапы освоения Земли человеком

1 ч.

6

Тема 2: Демоэтническая и конфессиональная (религиозная) характеристика мира

2 ч.

7

Тема 3: Политическая экономическая система

2 ч.

8

Тема 4: Глобальная экономическая система

2 ч.

9

Часть 2: Глобальные проблемы человечества

15ч.

10

Тема 1: Проблемы войны и мира

2 ч.

11

Тема 2: Демографическая проблема

2 ч.

12

Тема 3: Проблема социально-экономической отсталости

2 ч.

13

Тема 4: Продовольственная проблема

1 ч.

14

Тема 5: Энергетическая проблема

2ч.

15

Тема 6: Сырьевая проблема

1 ч.

16

Тема 7: Проблема мирового океана

2 ч.

17

Тема 8: Глобальный этнический кризис

1 ч.

18

Тема 9: Проблема здоровья и долголетия человека

1 ч.

19

Часть 3: Геоэкология - фокус глобальных проблем

7 ч.

20

Тема 1: Биосфера как планетарная форма организации жизни

1 ч.

21

Тема 2: Глобальная экологическая проблема

1 ч.

22

Тема 3: Экологические проблемы оболочек Земли

2 ч.

23

Тема 4: Социальная экология

1 ч.

24

Тема 5: Другие глобальные проблемы

2 ч.

25

Заключение

1 ч.

26

Раздел II. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика

68ч.

27

Тема 1: География и познание мира

4 ч.

28

Тема 2: Политическая карта мира

15ч.

29

Тема 3: Типы стран современного мира

6 ч.

30

Тема 4: География населения и культуры

9 ч.

31

Тема 5: География городов

7 ч.

32

Тема 6: География мирового хозяйства. Отрасли и их размещение

9 ч.

33

Тема 7: Географическое разделение труда и мировая торговля

7 ч.

34

Тема 8: Территориальные закономерности экономического и политического развития

9 ч.

35

Резерв

2 ч.

Элективные курсы

(примерный вариант реализации государственного стандарта по географии)

10 класс: География международного туризма (34 ч., 1 час в неделю)

1

Введение

2 ч.

2

История развития туризма

7 ч.

3

Туристическая деятельность

5 ч.

4

Туристические районы мира

17ч.

5

Перспективы развития международного туризма

3 ч.

11 класс: Земля как планета (34 часа, 1 час в неделю)

1

Раздел 1: Земля - планета Солнечной системы

10ч.

2

Тема 1: Солнечная система

5ч.

3

Тема 2: Земля - планета Солнечной системы

5ч.

4

Раздел 2: В камне застывает время

8 ч.

5

Введение

1 ч.

6

Тема 1: Горные породы и минералы своего края

2 ч.

7

Тема 2: Следы жизни в камне

3 ч.

8

Тема 3: Практическое применение горных пород

1 ч.

9

Заключение

1 ч.

10

Раздел 3: Экологические основы природопользования

16ч.

11

Тема 1: Основы экологии

6 ч.

12

Тема 2: Рациональное природопользование

6 ч.

13

Тема 3: Международные и правовые основы экологической безопасности

4 ч.

Примечание:

Предложенный вариант рабочей программы среднего (полного) общего образования: профильный уровень, в полной мере реализует цели и задачи профильного образования по географии в рамках стандарта среднего (полного) общего образования: география, профильный уровень; апробирована в течение 5 лет. Рабочая программа среднего (полного) общего образования составлена на основе авторских программ:

- География: Типовая программа для общеобразовательных учреждений (10 класса), Тирасполь, 2000г.

- Программа по географии для общеобразовательных организаций ПМР,(11 класс), Тирасполь, ГИПК, 2006г.

- Программа по республиканскому компоненту, ПВП № 4, 2003 г.

- Холина В.Н. «География человеческой деятельности: экономика, культура, политика», Просвещение, 2001 - 2008 г.

-- «Сборник авторских программ для 10-11 кл. профильных школ», М. Просвещение

- И.В.Павлова «География международного туризма» (Приложение к газете «1 сентября», «География» №7 2006г.)

- Сборник нормативных документов: программы элективных курсов, Волгоград, Учитель, 2006г.

-В. Основина «Экологические основы природопользования», ШП №1, 2007г

Целью «Рабочей программы среднего (полного) общего образования по географии, профильный уровень» является изменение содержания преподавания географии в профильных

10-11 классах, предложение учащимся новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. Данная программа разработана с целью реализации государственного стандарта по географии в профильных классах. На момент реализации требований программы учащиеся уже обладают определенным набором умений и навыков, необходимым для его реализации. Изучаемый материал способствует разрешению проблем интеллектуального, социального и эмоционального развития учащихся.

Полученные знания являются достаточной базой для дальнейшего профессионального становления личности учащегося.

Одним из основных образовательных результатов обучения (по данной программе) является развитие социально - ориентированной личности, активного члена общества - социума «Приднестровский народ».

В ходе реализации материала программы используются различные методы и средства образовательного процесса; лекции, семинары, практикумы, мониторинги, социальные презентации, проектная деятельность, исследовательская работа и другие, что в свою очередь предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовленности учителя, реализующего данную программу.

Накопленный пакет знаний позволяет учащимся продолжить обучение в учебных заведениях профессионального образования по различным специальностям: география, биология, медицина, экономика, экология правоведение, туризм, строительство, агрокультура и др.

В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен:

Знать / понимать:

- особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально - экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда.

Уметь:

- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно - общественной территориальной системы;

- характеризовать различные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально - экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

  • описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

  • геологического обоснования инженерно - хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

  • понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

© 2010-2022