Урок географии на тему Воздействие человека на природу

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ



ФИО

Филатова Наталья Алексеевна

Место работы

МОУ «СОШ № 4 г. Ртищево Саратовской области»

Должность

учитель

Предмет

география

Класс

Тема и номер урока в теме

«Влияние человека на природу», тема 8, урок 2 в теме «Природа и человек»

Базовый учебник:

О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В.Ким, В.И.Сиротин (под редакцией Климановой О.А.), География. Землеведение, изд. М.: Дрофа, 2012

  1. Цель урока: изучение и выявление причинно-следственных связей влияния человека на природу

  2. Задачи:

обучающие: формирование представление о воздействии человека на природу; углубление знаний обучающихся о значении природы для человека

развивающие: развитие умений и навыков учащихся по работе с различными источниками географических знаний; развитие мышления и умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и разрешать проблемы познавательных интересов учащихся; совершенствование умений работать в группе с учебником и различными источниками географических знаний.

воспитательные: воспитание у детей любви к природе и бережного отношения к ней; привлечение внимания обучающихся к экологическим проблемам; формирование культуры общения при работе в группах и умения достигать поставленной цели, преодолевая любые трудности.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний

11.Формы работы учащихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная, работа в группах и парах

12.Необходимое техническое оборудование: мультимедийная установка, интернет, ЭОР, персональный компьютер, физическая карта мира.

13.Структура и ход урока







Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1. ЭТАП Организационный момент

И вновь звенит для нас звонок, нам надо с вами начинать урок! (Приветствие учителя; организация учащихся на урок)

Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку.

Формировать коммуникативные умения, культуру общения; Развивать произвольное внимание познавательных интересов

2. ЭТАП Мотивация и актуализация знаний









3. ЭТАП Выявление места и причины затруднения и создание проблемной ситуации

Предоставление материала, позволяющего определить тему урока и осуществить переход к изучению нового материала. Использование на данном этапе приема проблемного побуждающего диалога.

(учитель читает письмо Земли)

«Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда - то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек и пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать, любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время.

Но, появился человек на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг, оказался направлен не только на создание...

Стали люди сильными, как боги,
И судьба моя у них в руках. Появились черные ожоги…»

Вопрос учителя: Чье это письмо, кому и почему оно написано?

Использование приема «ЗХУ».



Создает для учеников проблемную ситуацию - противоречия, порождающего удивление:

Задает вопросы, которые выявляют разные мнения учеников класса и дают ошибочное представление о географическом объекте; задает задание трудно выполнимое или

не выполнимое при имеющемся уровне знаний и умений.

Учителем используется

устная работа с утверждениями Прием «Верные и неверные утверждения». - Земля уникальная планета. - Природа планеты Земля мало влияет на жизнь людей. - Человек оказывает только отрицательное влияние на окружающий нас мир. - Состояние природы сегодня катастрофическое. Планета Земля может погибнуть.

Использование приема «ЗХУ».

Учитель ставит вопрос перед обучающимися «Какие вопросы вызвали у вас затруднения? Что вы хотели бы узнать еще о взаимоотношениях человека и природы?»

Учитель ставит проблемные вопросы:

-В каком состоянии находятся оболочки Земли?

-Каковы основные причины загрязнения окружающей среды?

Учащиеся слушают письмо, зачитываемое учителем, вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Формулируют тему урока. Тема урока: «Воздействие человека на природу Земли». Записывают тему в тетрадь, вступают в диалог с учителем.







Участвуя в диалоге (обучающиеся говорят о состоянии природы и окружающей среды).

На этапе работы с утверждениями целесообразно применить прием «толстые и тонкие вопросы» (некоторые утверждения обучающиеся объясняют или опровергают, приводя этому доказательства).

На основе диалога определяются цели урока:

Изучить и выявить причинно-следственные связи влияния человека на природу.

Выявить причины, определяющие изменения в природе

Определить пути решения экологических проблем

Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей













Формировать мотивационную основу учебной деятельности.

Аргументировано оценивать свои и чужие учебные действия.

Определять основные аспекты взаимодействия природы и человека













Актуализировать знания, определять ключевые понятия, необходимые для усвоения нового материала, расширять и систематизировать знания по изучаемому вопросу







Познавательные:

Использовать ранее полученную информацию,

анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать её,

делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения

Регулятивные:

Оценивать степень и способы достижения цели в учебной конкретной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки











Познавательные: анализировать, обобщать, доказывать, делать выводы.

Регулятивные: Определять цель, проблему в учебной деятельности; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели

Коммуникативные:

Излагать свое мнение в диалоге, аргументируя его, подтверждая фактами

4. ЭТАП

Построение и реализация проекта выхода из затруднения.

(Изучение новой темы)

Учитель организует работу в группах: («разрезанные картинки» - определяют область влияния человека на природу, а затем выполнение конкретных заданий).

Задание группы 1. 1.Определить состояние гидросферы и назвать главные причины загрязнения водной оболочки.

2.Привести конкретные примеры и факты, доказывающие, что существует проблема.

Задание группы 2. 1. Определить состояние атмосферы и назвать главные причины загрязнения воздушной оболочки.

2.Дать объяснения понятиям «кислотные дожди», «озоновые дыры», «парниковый эффект»

Задание группы 3. 1. Определить состояние литосферы и назвать главные причины загрязнения оболочки.

2.Объяснить, в чем опасность загрязнения бытовым мусором.

Ребята работают над своими заданиями, формулируют выводы; заполняют таблицу (карточки - задания) Отдельные учащиеся работают индивидуально (готовят дополнительный интересный материал)

Отчеты групп сопровождается презентацией, которая отражает все аспекты экологических проблем

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.


Сформулировать основные понятия и образные названия, которые характеризуют экологическое состояние планеты Земля; активно получать и осмысливать новую информацию; умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы

Познавательные:

Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.

Коммуникативные:

Излагать свое мнение, аргументируя его и подтверждая фактами; понимать позицию другого;

корректировать свое мнение, достойно признавать его ошибочность



5. ЭТАП

Закрепление

Закрепление учитель проводит в

форме диалога и работы в парах.

На доске составляется «Кластер» по теме по теме урока.

Прием «Инсерт». (Текст и тест для самостоятельной работы в парах):

Воскресенье в лесу. (текст с ошибками)
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! В березовой роще сделали привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, отдохнули и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции.

Какие поступки детей вредны и опасны для природы? Чего нельзя делать?

Тест «Умеешь ли ты охранять природу?»

1.Ты нашел на поляне очень красивый цветок. Как ты поступишь?
а) полюбуюсь на него и пойду дальше - 1 балл;
б) осторожно срежу и поставлю в красивую вазу - 5 баллов

2.Ты нашел гнездо с птенцом. Что ты сделаешь?
а) покормлю птенца - 3 балла;
б) позову ребят, чтобы они тоже посмотрели - 5 баллов;
в) буду наблюдать издали - 1 балл.

3.Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
а) пойду, но буду собирать очень осторожно - 5 баллов;
б) расспрошу об этом учительницу - 2 балла;
в) не пойду - 1 балл.

4.После привала в походе у вас осталось много пустых банок, кульков. Как бы ты поступил с ними прежде, чем продолжил поход?
а) взял бы с собой, чтобы выбросить в городе в мусорный ящик -1балл,
б) отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился - 5 баллов;
в) закопал бы в землю - 3 балла.

5.Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
А) почти все знаю, но хотел бы знать больше - 3 балла;
Б) кое-что знаю, но хотел бы знать больше -1 балл;
В) я люблю природу, но мы этого еще не проходили - 5 баллов.

Из карточек составить известные выражения о важности природы и бережном к ней отношении.

Прием «Дерево жизни»





Анализируют предложенный текст, находят необходимый материал для решения задачи.







Анализируют анкету и делают вывод о том, как хорошо они понимают проблемы окружающей среды

Кто набрал от 19 до 25 баллов, наверное, любят природу, это хорошо. Но, они знают очень мало о природе, и им необходимо изучать жизнь растений, повадки животных.

Группа ребят, которая набрала от 11до 18 баллов, безусловно, знает много о природе, и хотели бы ей помочь, но знания неполные.

Кто набрала от 5 до 11 баллов, не только много знают о природе, но и умеют её охранять.

Дополнение (опережающее задание - сообщение «Красная книга Ртищевского района)

ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ - ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ!

Обучающиеся предлагают свои пути решения проблемы (пишут вариант решения проблемы на листочках и крепят к дереву на доске)

Ценностное отношение к изучаемой теме

Систематизировать новые понятия по теме «Влияние человека на природу», корректировать свою деятельность.

Владеть смысловым чтением - самостоятельно вычитывать фактическую, подтекстовую, концептуальную информацию

Оценивать степень и способы достижения цели

6. ЭТАП

Стадия рефлексия.

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

Объясняет д/з: §31, зад. 3 в рабочих листах; подготовить мини-проект на тему

«Будь природе другом» (придумать природоохранные знаки, которые могут помочь природе)









Стих. - итог урока

Берегите родную природу -

Эти реки, леса, поля,

Потому что все эти просторы

Это наша родная земля.

Объясняйте везде и повсюду,

Что природу нельзя губить,

Потому что родную природу

Нужно холить, лелеять, любить.

Каждый кустик и каждую веточку

Нужно тщательно охранять,

Относиться к ним очень бережно

И в обиду их не давать.

Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
синий-я работал отлично, мне всё понятно
желтый-я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
красный - я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось

Записывают домашнее задание в дневник


Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью



















© 2010-2022