Рабочая программа элективного курса по географии «География Якутии»

Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Люксюгунская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

На заседании МО

Естественно-математического цикла

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

__________ Р.В. Николаева

от « »_________2015 г.

«Согласовано»

Заместителем директора по УВР

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

____________ А.М. Слепцова-Ноговицына

от « »____________2015 г.

«Утверждаю»

Директор

МКОУ «Люксюгунская ООШ»

____________ Н.В.Эверстова

от « »_________2015 г.







Рабочая программа элективного курса по географии «География Якутии»

на 2015- 2016 учебного года

Класс: 9

Планирование

Количество часов

Формы контроля

Годовое

35


В четверти

1 четверть

8


2 четверть

8


3 четверть

10


4 четверть

9




Учитель географии, биологии и химии

Николаева Р. В.



п. Люксюгюн, 2015


Календарно-тематическое планирование курса "География Якутии" 35 ч

Тема

Кол. часов

Дата

Цель и задачи урока

Примечание

Дом. задание

П

Ф

1

2

3

4

5

6

7

Введение - 1 ч.

1

Введение. Из истории образования РС (Я)

1 ч.



Ознакомить с целями и задачами курса, источниками географической информации. Совершенствовать умения анализировать текст учебника, содержание геогр-ских карт, оформлять контурные карты. Способствовать формированию у уч-хся чувства уважения, гордости и отв-сти за судьбу малой Родины, подвести к убеждению о необх-сти знания географии родной республики.

Государство, государственные символы, Конституция, имена русских исследователей и путешественников.

Стр. 5 - 7.

Тема 1. Географическое положение и исследования Якутии - 4 ч.

2

Географическое положение Якутии

1 ч.



Сформировать знания об особенностях геополож., площадь, протяжённость с севера на юг и с запада на восток. Соседние области и края, с которыми граничит Якутия. Административные районы. Умение работать по картам. Знание географического положения своей местности и Якутии

.Географ. положение страны; умение находить крайние точки определять геогр. координаты, вычислять расстояния; читать и анализировать карты. Пр. р. №1. Определение геогр. положения Якутии и своей местности, нанесениие элементов геогр. положения на контурную карту

§ 1.

3

Формирование территории, административно-территориальное деление.

1 ч.



§ 1.

4

Открытие и исследования Якутии.

1 ч.



Дать преставление об основных этапах развития географии в Якутии, имена учёных, районы исследований. Расширение знаний о народностях Севера. Сравнение с геогр-скими представлениями других народов. Способствовать воспитанию толератного отношения уч-хся к другим культурам.

Развитие геогр-ских знаний о Земле из курса 6-7 классов

§ 2. подг. сообщения

5

Открытие и исследования Якутии.




Тема2. Краткий физико-географический обзор Якутии - 15 ч.

6

Геологическое строение, рельеф.

1 ч.



Формирование мировоззрения у уч-хся о постоянном развитии и изменения природы; рассказать об особенностях тектонического и геологического строения Якутии. На основе анализа карт устанавливают закономерность взаимосвязи тектонического строения , рельефа и полезных ископаемых Якутии и особенности рельефа Зап., Южной, Вост. частей Якутии. Способствовать профориентационной работе уч-хся. Подчеркнуть о необх-сти знания имен исследователей Якутии и их вкладе в изучении рельефа.

Плита, тектоническая структура, антеклиза, синеклиза, прогиб, впадина, геохронологическая шкала. СРУ №1. Особенности рельефа Западной, Южной, Восточной Якутии.

§ 3.

7

Полезные ископаемые.

1 ч.



Сформировать знания о богатстве республики полезными ископаемыми, о закономерностях их размещения, о связи минеральных ресурсов с геологической историей, глубинным строением и рельефом. Научить различать вмещающие породы главных полезных ископаемых. Воспитывать бережное отношение к природе при добыче полезных ископаемых, уважение к тяжелому труду геологов

Пр. р. №2. Установление связи между тектоническими структурами, рельефом и полезными ископаемыми. Минеральные ресурсы; рудные и нерудные полезные ископаемые; черные и цветные металлы; редкие, благородные металлы.

§ 4.

8.

Климат Якутии.

1 ч.



Систематизировать знания о климатообразующих факторах и их влиянии на климат; выделить основные особенности климата Якутии; выявить закономерности распределения температур и осадков, снежного покрова; объяснить наличие полюса холода. Формировать умений работать по климатическим картам. Формировать чувство гордости за народы Севера, в т. ч. якутов, адаптировавшихся к суровевшим климатическим условиям и создавшим специфическую арктическую цивилизацию; раскрыть привлекательные стороны профессий метеоролога.

Атмосфера, воздушные массы, циркуляция атмосферы, погода и элементы погоды, климат, умение работать по климатической карте СРУ №2. Сравнительная характеристика климата отдельных пунктов по плану.

§ 5.

9

Климатические пояса. Типы климатов и климатические области

1 ч.



Дать характеристики клим-ских поясов и областей Якутии. Совершенствовать навыки анализа клим-ских карт Якутии при составлении сравнительной характеристики климата отдельных территорий. Отработка умений работы на контурных картах..

Пр. р. № 3 составление климатодиаграммм для отдельных пунктов Якутии. Нанесение на к/к изотерм января и июля, господствующих ветров и их анализ. Закономерности сочетания тепла и влаги; климатический пояс; климатические пояса России; типы климатов; приемы характеристики клим-ских поясов, диаграммы.

§ 5.

10

Многолетняя мерзлота

1 ч.



Установить распространение ММПГ; продолжить формирование знаний о мерзлотных формах рельефа; рассказать о природных явлениях, связанных с мерзлотой. Прививать умение работать по карте многолетней мерзлоты; различать мерзлотные формы рельефа. Способствовать развитию уважительного отношения к исследователям Якутии, в частности, с именами основоположников науки «мерзлотоведение» (геокриология), знание уникальных памятников мерзлоты.

Пр. р. № 4 составление схемы развития аласа многолетнемерзлые горные породы (ММПГ); причины образования (ММПГ); распространение и мощность (ММПГ); формы рельефа, связанные с (ММПГ).

§ 6.

11

Реки, озера, подземные воды. Реки.

1 ч.



Систематизировать и углубить знания о реках республики; содействовать в ходе урока выявление причинно-следственных связей зависимости режима рек от климата и рельефа; выявление особенностей главных речных систем, их гидрологического режима. Умение классифицировать рек по источникам питания; продолжать формировать знания о постоянном развитии речной долины. Сформировать знания о внутренних водах как о ценнейшем ресурсе; отметить необходимость бережного отношения к водным ресурсам, играющем важную роль в жизни и хозяйственной деятельности члка; отметить привлекательные стороны профессии гидролога.

Внутренние воды, части рек, водораздел, падение и уклон реки, расход воды, режим рек, сток, тип питания. Пр. р. №5 Сравнение водного режима двух рек.

§ 7

12

Озёра.

1 ч.



Продолжение сформирования озер для расселения населения и в народном хозяйстве. Умение классифицировать озер по источникам питания и типы озёрных котловин; продолжать формировать знания о озёр и водохранилищ Якутии.. Воспитывать бережное отношение водам и ресурсам озер.

Общая характеристика озер Якутии; особенности питания; происхождение озёрных котловин; значения озер; составление характеристики озера; болота. Пр. р. № 6. Составление плана характеристики озера

§ 7.

13

Подземные воды. Болота.

1 ч.



Сформирование условий формирования ПВ и источников; установление типов ПВ; рассказать о значении и перспективах использования; установить причины возникновения болот. Развивать знания о ПВ как ценнейшем ресурсе, источнике пресных и минеральных вод; знакомиться с именами ученых Якутии, изучавших ПВ Якутии.

Понятие подземных вод, водопроницаемые и водонепроницаемые пласты, вечная мерзлота, минеральные воды, тарыны.

§ 7

14

Моря Якутии

1 ч.



Продолжить формирование знаний о природных условиях и ресурсах морей, омывающих Якутию, раскрыть научно-познавательное и практическое значение знаний о природе морей, научить выявлять причинно-следственные связи компонентов природного комплекса при характеристике морей. Продолжить обучать умениям составлять характеристики природных условий и ресурсов морей, пользуясь картами и планами. Способствовать воспитывать бережного отношения к биологическим ресурсам морей, охране морских вод; показать привлекательные и необходимые стороны профессий гидролога и специалистов морского дела.

Внутренние и окраинные моря, шельф, определение глубин морей и океанов по картам, св-ва водных масс, биологические и минеральные ресурсы морей, приемы характеристики океанов и морей.

§ 8

15

Почвы, растительность и животный мир. Почвы Якутии

1 ч.



Продолжить формировать представление о почвообразовательных процессах; изучить закономерности распространения почв; ознакомить учащихся с особенностями почвенного покрова, типами почв, их размещением и путями повышения плодородия., Продолжить формировать идею о непрерывном и постоянном развитии почв в течение длительного геологического времени в результате взаимодействия компонентов природы и деятельности людей; обучать умению применять знания по ботанике и зоологии для объяснения развития почв. Содействовать воспитанию у школьников чувства бережного и разумного отношения к почвенным ресурсам - ценнейшему ресурсу природы; знакомиться с мероприятиями по повышению плодородия почв и защите их от разрушения и истощения; определить задачи по её охране..,

Почва, гумус, почвообразующие материнские породы, факторы почвообразования, почвообразовательный процесс, основные типы почв России, механический состав и структура почв; умение анализировать почвенную карту. Пр. р. №7. Установление по почвенной карте зональных типов. Оценка почвенных ресурсов.

§ 9.

16

Растительный мир

1 ч.



Расширить и углубить представления учащихся об общих особенностях растительного и животного мира, его распространении своеобразии на территории Якутии. Подводить учащихся к осознанию идей о развитии природных зон в результате взаимодействия компонентов природы.. Способствовать формированию гражданского долга у учащихся охранять природу родного края от порчи, истребления и загрязнения, о необходимости их рационального использования.

Широтная зональность, природная зона, высотная поясность, знание закономерностей распространения растительного покрова и животного мира

§ 9.


17

Животный мир

1 ч



§ 9.

18

Природные комплексы

1 ч.



Закрепить понятие о зональном природном комплексе на примере изучения природных комплексов Якутии. Совершенствовать умение учащихся составлять комплексные характеристики природных комплексов, пользуясь типовым планом и картами атласа. Продолжить формирование понятия антропогенные природные комплексы; показать на конкретных фактах роль природы в жизни и деят-сти члка, определить задачи по её охране и правильному природопользованию; содействовать воспитанию у школьников чувство бережного и разумного отношения к природным комплексам и ресурсам родного края, правильного поведения в природе, умения охранять её от загрязнения.

Природное районирование, природный комплекс, компоненты природного комплекса, природные зоны, антропогенные комплексы, широтная зональность, высотная поясность, умение выявлять взаимосвязи природных компонентов. Пр. р. № 8. Характеристика природных комплексов. Карта природных зон России, атлас РС(Я), стр 22,23,24;

§ 10.

19

Охрана природы.

1 ч.



Знакомить учащихся с гос-ной экол-ской политикой. показать актуальность экол-ской проблемы в настоящее время. Продолжить формирование знаний и убеждений в том, что природа - это источник материальных благ и творческого вдохновения члка. Подвести к убеждению, что в условиях научно-технического прогресса зависимость члка от природы не уменьшается, а возрастает. Продолжить формирование знаний об охраняемых территориях; разъяснить практическое и научное значение создания широкой сети заповедников, национальных парков, заказников.

Природные ресурсы, виды природных ресурсов, антропогенный ландшафт, рекультивация, заповедник, национальный парк, заказник, памятник природы, рациональное природопользование. СРУ: Знакомство с нормативными документами России и Якутии по охране природы. Атлас РС(Я), Красная книга Якутии

§ 1-11. повторение.

20

Повторение

1 ч.



Повторение и закрепление пройденных тем; продолжение формирования геогр-ских закономерностей; способствовать запоминанию геогр-ских терминов. Способствовать развитию кругозора школьников в результате запоминания геогр-ских объектов и работы с картами, умения решать проблемные задачи. Умение общаться в коллективе.

Население - 4 ч.

21

Формирование и численность населения.

1 ч.



Учащиеся должны узнать об исторических особенностях заселения и освоения территории Якутии. формирование знаний уч-хся о численности и воспроизводстве населения в современный период, миграции населения и роли внешних миграций. Учащиеся должны развивать умения формулировать социальные и экономические проблемы на основе геогр-ских заний и стат. дананных о населения Якутии. Сформировать систему работы со стат. материалом, научить сопоставлять и анализировать данные по населению Якутии и России.

Естественный прирост населения, воспроизводство населения, естественный прирост населения, народ, миграция, половозрастная структура демографическая политика. Пр. р. № 9 Составить по данным учебника круговую диаграмму возрастной структуры населения своей местности. Атлас РС(Я) «Численность и плотность населения Якутии», таблица «Заселение территории Якутии»; «Численность наличного населения»; «Продолжительность жизни».

§ 12

22

Национальный состав населения.

1 ч.



Формирование знаний о национальном составе населения Якутии, о проблемах малочисленных коренных народов Якутии, формирование умений приема и чтения карты народов Якутии. познакомить уч-хся с особенностями размещения населения по терр. Якутии. Развить и закрепить умение чтения карты народов Якутии. совершенствование умений работать с тематическими картами, графиками, таблицами. Подвести учащихся к осознанию необходимости дружбы между народами республики

Народ (этнос), религия (верование), языковые семьи и группы, малочисленные коренные народы Севера. Размещение населения, городское и сельское население, типы поселения. Карты атлас РС(Я) «Народы Якутии», «Религии и верования», «Плотность населения», таблица 2 «Национальный состав населения Якутии»..

§ 12

23

Занятость населения

1 ч.



Формирование знаний о рынке занятости населения Якутии, о занятости населения в отраслях хозяйства. Развитие умений формулировать социальные и экон-ские проблемы на основе геогр-ских заний и стат-ских данных о населении. Якутии.

Трудовые ресурсы, производственная сфера, непроизводственная сфера, безработица. Пр. р. №10 Определение по стат. источникам плотности населения, доли городского и сельского населения в РС (Я). сопоставление со средними показателями по России. Карта атласа РС(Я) «Занятость населения Якутии», таблица 1. «Население Якутии и России», таблица 2 «Сргодовая числ-сть рабочих и служащих по отдельным отраслям народного хоз-ва»

§ 13

24

Повторение «Население Якутии»

1 ч



Повторение и закрепление пройденных тем

Тема4. Хозяйство Якутии - 9 ч.

25

Развитие, состояние хозяйства.

1 ч.



Установить особенности природных условий и ресурсов Якутии. Последовательность работы: Установить по картам особенности рельефа; Установить особенности климата, агроклиматических ресурсов; Дать характеристику: а) минеральных ресурсов; б) водных, биологических ресурсов; в) почвенных ресурсов; Дать оценку эффективности использования всех природных ресурсов; Дать общую оценку состоянию окружающей среды.

Общая характеристика хозяйства Пр.р.№11. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов Якутии.

§ 14

26

Промышленность. Краткая характеристика промышленности. Горнодобывающая промышленность.

1 ч.



Выявить первостепенное значение промышленности в хо-ве респ. и о ведущем месте горнодобывающей промышленности; сформировать знания об истории, особенностях, состоянии и проблемах горнодобывающей промышленности, в т.ч. о ее неблагоприятном влиянии на природную среду. Совершенствование умений анализа тематических карт.

Промышленность, специализация, факторы размещения, горнодобывающая промышленность, кимберлитовая трубка, прииск, обогащение руд, алмазоносная руда, способы добычи руды, знание номенклатуры Пр. р. № 12. Характеристика одного из промышленных центров горнодобывающей промышленности. Физическая карта Якутии; карты атласа РС (Я) «Рельеф суши», «Минеральные ресурсы», «Добывающая пром-сть», учебник «Географии Якутии»

§ 15.

27

Промышленность. Энергетический комплекс. Обрабатывающая промышленность

1 ч.



Формирование знаний о топливно-энергетическом комплексе Якутии, его месте в хозяйстве Якутии и объемах добычи нефти, газа и угля; влияние комплекса на окружающую среду. Формирование знаний об обрабатывающей промышленности, ареалов её размещения и промышленных центров. Совершенствование умений анализа тематических карт.

Магистральные газо- и нефтепроводы, плавучие э/станции, единая энергосистема; , знание номенклатуры.. Факторы размещения обрабатывающей промышленности Пр. р.№13 Экологическая паспортизация местного предприятия. Физическая карта Якутии; карты атласа РС (Я) «Минеральные ресурсы», «Добывающая пром-сть», «Обрабатывающая промышленность» учебник «Географии Якутии»

§ 15.

28

Сельское хозяйство.

1 ч.



Формирование знаний о ведущей роли животноводства в Якутии, как следствие исторических этапов формирования хозяйства и природных условий. Дать знания об особенностях ведения аграрного сектора Якутии, особенностях развития и размещения земледелия. Совершенствование умений анализа тематических карт.

Факторы размещения , отраслевой состав. Пр. р. № 14. Агроклиматические ресурсы Якутии. Экономическая карта. Карта атласа РС (Я) «Животноводства», «Оленеводство», «Рыбный промысел», «Пушной промысел и звероводства», «Земледелие», «Агроклим-ие ресурсы», «Заготовка кормов».

§ 16.

29

Экскурсия по изучению предприятия.

1 ч.



Закрепить на практике основные экономические и экономико-географические понятия, полученные на уроках экономической географии; политехническая подготовка учащихся; профориентация на рабочие профессии, необходимые в экономическом районе; экологическое воспитание учащихся; краеведение.

Пр. р. № 15 Изучение местного предприятия и описание его по плану.

30

Транспорт.

1 ч.



. Учащиеся должны узнать об адаптации члка в условиях Севера, об особенностях традиционных видов транспорта народов Якутии и их адаптации. Совершенствование умений анализа тематических карт.

Транспорт, виды транспорта, грузооборот, пассажирооборот, транспортный узел, себестоимость перевозок, адаптация, адаптивность. Пр. р.№16. Определение адаптивности (экологичности) традиционных видов транспорта. Карта атласа РС (Я) «Транспорт Якутии».

§ 17.

31

Внешнеэкономические связи

1 ч.



Сформировать знания об основных чертах и особенностях международных и внешнеэкономических связях РС (Я). Проследить тенденции расширения международных контактов РС (Я), ее участие в проектах, выходящих за рамками РФ..

Северный Форум, международное разделение труда, Северный морской путь, Арктический Совет, экспорт, импорт, интеграция. Карта атласа РС (Я) «Внешнеэкономические связи».

§ 18.

32

Экономико-географическое районирование

1 ч.



Формирование знаний о последовательности экономико-геогр-ской характеристики территории, составе, особенностях в экономике Республике. Совершенствование умений анализа тематических карт.

Географическое разделение труда, экономический район, промышленный центр, специализация, ТПК. Пр.р.№17 составление экономико-геогр-ской характеристики Южно-Якутского ТПК. Карта атласа РС (Я) «Экономические районы».

Повторение

33

Обобщающее повторение.

1 ч.



Повторение и закрепление пройденных тем; продолжение формирования геогр-ских закономерностей; способствовать запоминанию геогр-ских терминов. Способствовать развитию кругозора школьников в результате запоминания геогр-ских объектов и работы с картами, умения решать проблемные задачи. Умение общаться в коллективе.

Атлас РС (Я)

Повторение

34

Итоговый урок по курсу География Якутии

1 ч.



35

Резерв

1 ч





© 2010-2022