Программа элективного курса Геоэкологическое краеведение

Учебный предмет "Геоэкологическое краеведение" вводится в 9 классе, в объёме 34 часа в год за счёт компонента образовательного учреждения.актуальность введения элективного курса в систему профильной подготоки учащихся основной общеобразовательной   школы определяется тем, что его содержание отвечает тенденциям современного образования - гуманизации, гуманитаризации. Продиктовано теми задачами, которое ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, напр...
Раздел География
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Согласовано Утверждена руководитель МО на МО педагогов школы ________________ протокол №7 от 28.08.2012 год Бандура М.Г.


ФИЛИАЛ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с. ШИРОКИЙ ЛОГ








ПРОГРАММА

элективного курса

«Геоэкологическое краеведение»


составитель: учитель географии

филиал СОШ с. Широкий Лог

Короткова Галина Олеговна






2012 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

ВИД: модифицированная

ПЕДАГОГ: Короткова Г.О.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ естествознание

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ: 1 год

ВОЗРАСТНОЙ ДИАПОЗОН: 9 класс

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: групповая, подгруппа,

индивидуальная.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ: практическая,

исследовательская,

творческая деятельность

самоопределение учащихся.

УРОВЕНЬ УСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ: профессионально-ориентировочный











Пояснительная записка

Учебный предмет «Геоэкологическое краеведение»вводится в 9 классе, в объёме 34 часа в год, за счёт компонента образовательного учреждения (часть, формируемая участниками образовательного процесса).

Актуальность введения элективного курса «Геоэкологическое краеведение» в систему профильной подготовки учащихся основной общеобразовательной школы определяется тем, что его содержание отвечает тенденциям современного образования - гуманизации, гуманитаризации.

Продиктовано теми задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения с реальной жизнью, направленность на решение жизненно важных проблем, формирование активной жизненной позиции, новых ценностных ориентаций.

В рамках образовательного пространства курса «Геоэкологическое краеведение» реализуется одна из ведущих идей школьного образования - его экологизация.

Данный курс приобретает особое значение в связи с реализацией нового Федерального государственного образовательного стандарта. Разработанный курс в контексте компетентностного подхода создает деятельностную основу для изучения геоэкологического краеведения и развития исследовательской деятельности у школьников. Активная, осознанная познавательная практическая деятельность учащихся в окружающей среде является также обязательным условием выполнения практической части федерального компонента стандарта.

Геоэкологическое краеведение способствует формированию способности и готовности учащихся к использованию геоэкологических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Цель курса: формирование общекультурной компетенции учащихся, на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности: познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную, по изучению уникальной территории родного края.

Задачи курса:

  • сформировать глобальное экологическое мышление на основе признания приоритета экологических требований над экономическими;

  • развитие исследовательской деятельности в условиях развития умений осуществлять познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность в контексте устойчивого развития.

Педагогической основой курса стали идеи компетентностного подхода, личностно-ориентированного подхода в обучении, проблемного обучения, создающие условия для становления деятельностного отношения к природе своего края и развитие исследовательской деятельности.

Названные идеи определили отбор и структурирование содержания курса « Геоэкологическое краеведение», рассчитанного на учащихся 9-х классов, объемом 34 часа.

Структура программы отвечает логике развития у учащихся исследовательской деятельности: во введении выполняются задачи проблемно-мотивационного этапа развития; при изучении первого, второго, третьего и четвертого разделов - задачи проблемно-поискового этапа, которые направлены на развитие познавательной сферы в единстве с ценностной, практической сферами сознания личности, развитие исследовательской деятельности; изучая последний раздел, решаются задачи коммуникативно-рефлексивного этапа. Курс завершается защитой проекта или исследователькой работы на школьной конференции.

Программа основывается на ряде дидактических принципов, определяющих особенности отбора и структурирования содержания, последовательность, технологии и методы изучения курса.

  • Принцип преемственности с начальным общим образованием в формировании интегрированного образа своей малой Родины;

  • Принцип взаимосвязи глобального, регионального, локального предполагает включение в содержание геоэкологических объектов отражающих идею взаимодействия человека и природы на глобальном, региональном, локальном уровнях - географическая оболочка, экорегион, современный ландшафт.

  • Принцип самости (ориентации на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого). Основным приоритетом современного образования является создание условий для самостоятельной учебной деятельности, способствующих самопознанию, самоопределению, самосовершенствованию, саморазвитию обучаемых.

  • Краеведческий принцип предполагает изучение геоэкологических основ на примере своего ближнего окружения. Реализация краеведческого принципа позволяет осуществить взаимосвязь теоретических и практических видов самостоятельной деятельности учащихся в природе, развивая исследовательскую деятельность.

  • Принцип наглядности предполагает возможность наблюдать изучаемые геоэкологические объекты и явления.

  • Принцип экологизации предусматривает конструирование методики формирования самостоятельной деятельности учащихся при изучении экологических проблем своей местности.

  • Гуманитарно-культурологический принцип предполагает включение в содержание курса информации о проблемах человека, направленности занятий на раскрытие социальной, практической и личностной значимости изученного материала.

  • Личностно-деятельностный принцип предусматривает реализацию идей, связанных с поиском учащимися личностного смысла изучения своего края. На это направлена система практических, коммуникативных, проектно-творческих заданий, которые способствуют развитию исследовательской деятельности.

  • Принцип рефлексии предполагает критическую оценку учащимися собственных результатов исследовательской деятельности при изучении своей местности.

Учащиеся должны:

  • знать об исторических этапах развития геоэкологии;

  • знать термины и понятия: геоэкология, геоэкологическое краеведение, биосфера, ноосфера, географическая оболочка, геосистемы, геоэкологическое сознание, геоэкологическая компетентность; рельефоиды, геотехноатмогенез, геотехногидрогенез, геотехнопедогенез и геотехнобиогенез; техноплагенные процессы, дегидратация, эрозия, дефляция; процесс, выветривание, денудация, аккумуляция, природная катастрофа; геоэкологические процессы; геоэкологические проблемы, геоэкологический предел, экосистема; экологическая безопасность, геоэкологическая экспертиза, экологический риск, экологическая опасность, геоэкологическое проектирование, геоэкологический мониторинг; окружающая среда;

  • знать о научных методах познания;

  • уметь работать с литературными источниками, справочной литературой, статистическими данными;

  • уметь составлять и анализировать картосхемы;

  • уметь выражать свое отношение к экологической безопасности Амурской области;

  • владеть методиками геоэкологических исследований;

  • уметь выполнять авторские проекты;

  • проявлять готовность к общению друг с другом и представлению своих исследований аудитории;

  • уметь защищать исследовательские работы, проекты.

Основное содержание программы

Введение

Тема 1. Что такое геоэкологическое краеведение

Представление о геоэкологии и геоэкологическом краеведении. Этапы развития геоэкологии. Биосфера, ноосфера, географическая оболочка, геосистемы.

Тема 2. Научные основы изучения геоэкологического краеведения

История взаимоотношений человечества с окружающей средой. Геоэкологическое сознание. Геоэкологическая компетентность. Теория устойчивого развития.

Тема 3. Методы научного познания в геоэкологическом краеведении

Классификация научных методов познания. Научные методы познания окружающей среды. Методы познания геоэкологического краеведения: метод наблюдения, картографический метод, измерительный метод, метод взятия проб, работа с литературными источниками, справочной литературой, социологические методы, метод прогнозирования.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Творческая работа на тему: « История развития геоэкологических представлений»

  2. Социологический опрос населения по определению отношения людей к природе. Его обработка.

  3. Проведите исследование на тему «Поведение человека в природе моего края». Подберите фотографии и сделайте выводы. Предложите и проведите конкретные мероприятия с целью улучшения отношения человека к объектам природного наследия.

Раздел 1. Естественные экосистемы Амурской области и их использование человеком.

Тема 1. Экосистемы естественные и антропогенные.

Понятие «экосистема». Состав и структура экосистем. Типы экосистем. Экосистемы естественные и антропогенные.

Естественные и антропогенные экосистемы Амурской области. Нарушение экологического равновесия в естественных и антропогенных экосистемах.

Исследование естественных и антропогенных экосистем Широкого Лога: биологическое разнообразие, взаимоотношение видовых популяций, нарушение равновесия и причин его вызывающих.

Составление прогноза развития исследованных экосистем Широкого Лога.

Тема 2. Лесные экосистемы Амурской области.

Типы лесов Амурской области. Леса Широкого Лога. Развитие лесной растительности в историческом прошлом. Современный лесной покров и его неравномерность.

Хозяйственное и рекреационное значение лесных экосистем Амурской области; Серышевского района; с. Широкий Лог.

Исследование лесных экосистем Широкого Лога. Опытные работы:

Определение грунтовой всхожести семян хвойных пород; Выявление наиболее оптимальных сроков посадки леса; Восстановление хвойных лесов на гарях.

Тема 3. Степные экосистемы Амурской области.

Степные экосистемы и их характеристика. Закономерности формирования и развития степных экосистем. Экологическое и хозяйственное значение степных экосистем Амурской области.

Антропогенные изменения растительного покрова амурских степей.

Охрана степных экосистем.

Тема 4. Луговые экосистемы Амурской области.

Общий обзор луговых экосистем Верхнего Приамурья.

Классификация лугов. Особенности растительности покрова лугов Верхнего Приамурья.

Сохранение и восстановление лугов.

Тема 5. Болотные экосистемы Амурской области.

Характеристика болотных экосистем Амурской области.

Закономерности распределения растительного покрова болот.

Роль болот в природе.

Рациональное использование и охрана болотных экосистем Амурской области.

Тема 6. Пресноводные экосистемы Амурской области.

Характеристика пресноводных экосистем. Крупнейшие пресноводные экосистемы Амурской области и их значение.

Охрана и рациональное использование пресноводных экосистем Широкого Лога. Опытные работы:

Тема 7. Моя область сегодня

Уникальность природы Амурской области. Природно-ресурсный потенциал края на современном этапе. Усиление хозяйственной «нагрузки» на природу области.

Мое участие в исследовании Амурской области.

  1. Составление картосхемы « Геоэкологическая ситуация моей области».

  2. Проведение круглого стола на тему: «Геоэкологический портрет моей области».

Раздел 2. Направляемое развитие окружающей среды

Тема 1. Геоэкологическая экспертиза

Экологическая безопасность. Геоэкологическая экспертиза. Экологический риск. Экологическая опасность. Геоэкологическое проектирование. Геоэкологический мониторинг.

Тема 2. Управление качеством окружающей среды

Управление качеством окружающей среды во Владимирской области. Экологический контроль. Экологический аудит. Экологические стандарты. ПДК, ПДД, ПДН, ПДВ, ПДС. Экологический менеджмент.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Геоэкологическая экспертиза. Выбрать территорию, объект и наметить хозяйственную деятельность. Определить допустимость последствий реализации объекта экспертизы для окружающей среды.

  2. Реализация авторских проектов по решению экологических проблем своей области.

Раздел 3. Качество окружающей среды нашей области

Тема 1. Понятие окружающей среды, ее составные части. Состояние окружающей среды области

Состояние воздушной среды. Воздушная среда. Влияние хозяйственной деятельности на состояние атмосферного воздуха области.

Состояние водной среды. Водная среда, водопотребление, водоотведение, очистка сточных вод. Качественная характеристика состояния поверхностных водных объектов. Водохозяйственные системы и сооружения моей области. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов.

Состояние геохимической среды. Геохимическая среда. Геохимия. Основные группы загрязнителей области.

Состояние биопочвенной среды. Биопочвенная среда. Состав и структура земельного фонда области и его структура. Состояние плодородия почв. Эффективность использования земель. Охрана почв.

Состояние геофизической среды. Геофизическая среда. Геофизика, физическое поле Земли, геофизическая среда, звук, шумовое загрязнение, магнитосфера.

Состояние геологической среды. Геологическая среда. Состояние минерально-сырьевой базы. Геологическое изучение минерально-сырьевой базы области. Экологическая геология. Тепломассообмен. Состояние геотехноморфологической среды. Геотехноморфологическая среда. Геотехноморфогенез. Интегральная геоповерхность. Геотехноморфогенное загрязнение области.

Тема 2. Экологическая безопасность в Амурской области

Уровень изменения природы нашей области человеком. Экологическая опасность. Как обеспечить экологическую безопасность? Сохранение здоровья человека.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Составление таблицы «Сравнение содержания газов в приземном и почвенном воздухе»

  2. Составление картосхемы «Водохозяйственные системы и сооружения моей области.» Разработка рекомендаций рационального природопользования.

  3. Построение круговой диаграммы «Состав и структура земельного фонда области и его структура.» Ее анализ. Составление схематичных геологических разрезов разных типов геологической среды. Анализ.

  4. Составление картосхемы «Природно-ресурсный потенциал моего края». Разработка рекомендаций рационального природопользования.

  5. Защита авторских проектов «Как обеспечить экологическую безопасность в моей области?»

Раздел 4. Познаю свой край

Тема 1. Исследователи природы своего края

Выдающиеся исследователи природы края в прошлом и настоящем.

Тема 2. Методики геоэкологических исследований

Методики геоботанических, орнитологических, энтомологических, гидробиологических, почвоведческих, метеорологических исследований. Методики изучения антропогенного влияния на территорию. Методики биоиндикации. Методы: маршрутный и локальных площадей.

Тема 3. Апробация методик геоэкологических исследований

Проведение опытов и исследований по методике геоботанических, орнитологических, энтомологических, гидробиологических, почвоведческих, метеорологических исследований, изучение антропогенного влияния на территорию Широкого Лога.

Мое участие в исследовании моего края.

  1. Выбор простейших методик. Апробация на территории Широкого Лога (экскурсии, самостоятельные исследования). Оформление результатов.

  2. Участие в малой школьной научно-практической геоэкологической конференции. Представление результатов исследований.

Тематическое планирование

Содержание

Всего часов

Введение

3

Раздел 1. Естественные экосистемы Амурской области и их использование человеком.

Тема 1. Экосистемы естественные и антропогенные.

2

Тема 2. Лесные экосистемы Амурской области.

4

Тема 3. Степные экосистемы Амурской области.

2

Тема 4. Луговые экосистемы Амурской области.

2

Тема 5. Болотные экосистемы Амурской области.

2

Тема 6. Пресноводные экосистемы Амурской области.

4

Тема 7. Моя область сегодня.

2

Раздел 2. Направляемое развитие окружающей среды.

Тема 1. Геоэкологическая экспертиза.

1

Тема 2. Управление качеством окружающей среды.

1

Раздел 3. Качество окружающей среды нашей области.

Тема 1. Понятие окружающей среды, ее составные части. Состояние окружающей среды области.

2

Тема 2. Экологическая безопасность в моей области.

2

Раздел 4. Познаю свой край.

Тема 1. Исследователи природы своего края.

1

Тема 2. Методики геоэкологических исследований.

6

Литература

  1. Введение в теорию устойчивого развития : Курс лекций / Под ред. Н.М. Мамедова. - М.: Ступени, 2002.

  2. Винокурова, Н.Ф. Природопользование: Учебник для 10-11-х Кл. / Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.И. Сиротин, В.М. Смирнова. - М.: Просвещение, 1994.

  3. Дмитриева Л.Е. Экологическое краеведение. Программа учебного курса. 9 класс. Региональный компонент. - Благовещенск, Амурский ИППК, 2005 г., - 15с.

  4. Максаковский, В.П. Концепция устойчивого развития человечества / В.П. Максаковский // География в школе, 1993. - №3.- С. 14-19



© 2010-2022