Статья: АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Статья предназначена для учителей географии. В данной статье рассказывается о развитии познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в «Концепции модернизации российского образования» говорится о необходимости использования  деятельностного подхода в обучении.География – один из немногих школьных предметов, где ученик спо...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Савченко Наталья Николаевна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 им.И.С.Черных, г.Томск


В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в «Концепции модернизации российского образования» говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения.

Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Школьная география обладает в этом отношении огромным потенциалом и обуславливает необходимость подготовки школьников к самостоятельной познавательной творческой деятельности, формированию у них умений и навыков ведения исследовательской работы.

Занимаясь развитием исследовательской деятельности решаю следующие задачи:

  1. Обучать учащихся на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни;

  2. Учить приемам осмысленной географической мысле-деятельности: поиску ответов на вопросы, видению и объяснению различных ситуаций и проблем, оценочной деятельности, приемам публичного обсуждения, умению излагать и от стаивать свою точку зрения, оперативно принимать и реализовывать решения;

  3. Помогать использовать различные источники информации, приемы ее систематизации, сопоставления, анализ;

  4. Подкреплять знания практическими делами, используя специфические для географии методы сбора, анализа и обобщения информации.

Целью моей деятельности является развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через исследовательскую деятельность.

Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его, направляя на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Важная роль в школьном курсе географии отводится исследовательской деятельности учащихся. Важно пробудить у школьника исследовательский интерес, открыть путь к самостоятельному познанию истины.

Уроки-исследования, уроки-путешествия проводятся как при изучении нового материала, так и при закреплении и проверки знаний учащихся. Значимость исследовательской работы в школе очевидна, и учить приёмам этой работы нужно уже на начальных этапах обучения географии. Исследовательская деятельность учащихся на уроках географии - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Исследовательская деятельность, дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:

■ ученик работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды;

■ реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;

■ проявляются творческие способности;

■ развиваются у школьников способы овладения познавательной,
рефлексивной, коммуникативной деятельностью.

Темы исследования могут быть:

- фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

- экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

- теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов,
материалов, содержащихся, в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Необходимо серьёзное внимание уделять формированию у школьников простейших навыков исследовательской работы, что непосредственно способствует реализации актуальной цели географического образования в формировании деятельностной личности, а возможностей для этого в процессе преподавания географии множество: организация наблюдений за погодой как части фенологических процессов, проведение комплексных экскурсий по изучению природы и хозяйства территории, прилегающих местностей, проектная деятельность по вопросам геоэкологии и охраны природы, т.е. реальное осуществление краеведческого принципа обучения на уроках географии и во внеклассной работе

Поэтому свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс. При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

  • Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.

  • Работа должна быть адресована всему классу.

В течение 3-4 минут дети формулируют задачи, которые им предстояло решить, распределяют роли в группах, выбирают нужные для работы карты. В помощь учащимся предлагаются инструктивные карточки с заданиями и дополнительная литература (старые учебники, вырезки из газет, энциклопедии и т.д.). Дети в группах работают с увлечением: кто-то склонен к аналитической деятельности, кто-то действует практически, кто-то ассистирует. Но вся деятельность учащихся направлена на единый результат. Таким образом, обучение происходит в процессе деятельности учащихся.

Приведу примеры. В 6классе на уроках практикумах учащиеся обрабатывают данные погоды по месяцам (строят графики, розы ветров, подсчитывают средние температуры, амплитуду), а при изучении климата своей местности на основе своего обработанного материала делают вывод о климате своей местности. Тема «Горные породы» дается детям с большим трудом, поэтому в данной теме я использую приемы исследовательской деятельности. Накануне урока при возможности посещаем минералогический музей. На уроке детям дается возможность самостоятельно найти в коллекции горные породы и описать их по плану( идет работа в группах , учащиеся делают выводы: к какой группе относятся горные породы).

Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин - "исследовательское обучение". Так именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве - первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.



Список литературы

  1. Исследовательская работа на уроках географии и во внеурочное время./ М.Е.Ломова, режим доступа: nsportal.ru/

  2. Исследование проектно-исследовательского метода работы на уроках географии, Л.И. Лоскутова, учитель географии, МОУ «СОШ №7» Рузаевского муниципального района.


© 2010-2020