Доклад на тему Финно-угорские народы: национально-культурный потенциал России

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

На рубеже веков и тысячелетий в жизни человечества происходит большая переоценка ценностей.

Что-то уходит в безвозвратное прошлое, а то, что раньше находилось в тени, было в забвении, выходит на первый план. Подобные слова относятся ко всем сферам жизни современного общества; это и личная жизнь отдельных людей и общественная жизнь целых народов. В быстро меняющемся мире каждый народ стремится и сохранить себя и в то же время ищет основу сближения с другими народами. Этой основой для финно-угорского общества является языковое родство, т.к. все эти народы входят в одну финно-угорскую языковую семью.

Каждый человек имеет право на свой родной язык и собственную культуру. Это закреплено и гарантируется международными конвенциями, что особенно актуально для малочисленных народов, живущих разобщено, т.е. относится и финно-угорским народам.

Думаю, что ни для кого не является секретом, что финно-угорские народы проживающие на территории Российской Федерации в силу ряда исторических, социально-экономических, территориальных, психологических факторов находятся в достаточно тяжелом положении. Практически все имеют отрицательный коэффициент прироста населения; количество людей, говорящих на своем родном языке сокращается; забываются старые традиции. Этот список можно продолжить и далее, однако, я думаю, становится понятным, почему народы финноугорской языковой общности, вполне осознавая угрозу для своей самобытности, сочли необходимым интегрировать и сообща противостоять угрозе забвения своих языка и культуры.

Рубеж XX - XXI веков является периодом невиданных в истории России преобразований, которые по праву можно назвать чрезвычайными. Происходит смена одной общественно-политической и экономической формации другой, осуществляется острейшая борьба противоположностей, схватка нового со старым, прогресса с регрессом, революционного с контрреволюционным. В эту схватку помимо воли и желания вовлекаются огромные массы людей, целые народы. При этом не все народы, прежде всего относящиеся к финно-угорскому сообществу, обладают критической массой сопротивления, чтобы выстоять и оградить себя от этого разрушительного процесса.

Причиной этого своеобразия Финно-угорских народов России является то, что они имеют ряд специфических этнополитических и этнокультурных признаков, сложившихся в ходе исторического развития и обуславливающих их особое положение в российском обществе в современных условиях. Эти народы входят в одну этноязыковую общность, имеют общие черты быта, культуры и т.д.

После славянской и тюркской эта группа народов - третья по численности среди всех народов России. Из 25 млн. финно-угров планеты более 3 млн. живет сейчас на территории России. У нас они представлены 16 народами, пять из которых имеют свои национально-государственные, а два - национально-территориальные образования. Остальные дисперсно расселены по всей территории страны. Финно-угорский мир объединяет 24 финно-угорских и родственных им народов, сумевших на протяжении столетий сохранить свою самобытность, язык, традиции и обычаи предков. На современном этапе существенно активизировалось взаимодействие финно-угров, развивается и растет их интерес друг к другу. Международное финно-угорское движение стало заметным общественным явлением в Европе. Оно направлено, в первую очередь, на сохранение и развитие всех народов - представителей финно-угорского мира. По данным переписи 1989 г., в России насчитывалось 3184317 представителей финно-угорских народов. Из них численность мордвы составляла 1072939 человек, удмуртов - 714833, марийцев - 643698, коми - 336309, коми - пермяков - 147269, карел - 124921, хантов - 22283, вепсов - 12142, манси - 8279, ижорцев - 449. Кроме того, здесь проживало 46390 эстонцев, 47102 финна, 1835 саамов, 5742 венгра, других представителей малочисленных финно-угорских народов и этнических групп, таких, как сету, ливы, водь и др.

Значительная часть финно-угров живет в «титульных» субъектах Федерации: республиках Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Удмуртской Республике, Коми-Пермяцком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе. Диаспоры их имеются в Вологодской, Кировской, Ленинградской, Мурманской, Нижегородской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Псковской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Тверской, Томской, Ульяновской областях, а также в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, в республиках Башкортостан, Татарстан, Чувашии.

Российские финно-угорские народы, кроме коми-пермяков, имеют одну общую черту: проживание в национально-смешанной среде, где они составляют меньшинство. Для их этнокультурного, языкового и социального развития важное значение имеют и такие факторы, как компактность расселения и удельный вес в национально-административных образованиях.

Характерной их особенностью является открытость к этнокультурному взаимообмену. Поиск путей укрепления связей с родственными народами не разрывает традиционные культурные контакты с другими народами. Финно-угры сберегли и сохранили свои языки, основные элементы культуры. Связь с этнической традицией в сфере культуры в основном выражается у них в национальных песнях, музыке, танцах, в национальных блюдах, одежде, а также в сохранении некоторых старинных обрядовых действий, например, свадебных, похоронных, поминальных и т.д.

Сейчас изучается большинство языков финно-угров, за исключением языков сеть, води, ижоры. Как учебный предмет преподаются вепсский, карельский, коми, коми-пермяцкий, манси, марийский (горный, луговой), мордовский (мокша, эрзя), саамский, удмуртский, финский, хантыйский (три диалекта) языки. Коми, марийский, мордовский, удмуртский являются языками обучения в начальных классах, остальные изучаются как учебный предмет в средних школах. Изучение саамского, ханты, манси языков ограничивается преимущественно начальной школой.

Субъекты Федерации, в которых представлены финно-угорские народы, федеральные органы власти, уделяют немало внимания развитию культур, языков этих народов. Разработаны и приняты законы о культуре, в ряде республик - о языках (республики Коми, Марий Эл), в других республиках законопроекты о языках на стадии подготовки. Подготовлены и действуют региональные программы национально-культурного развития народов, в которых значительное место занимают конкретные мероприятия по вопросам национальной культуры, образования, языков.

В Республике Карелия стремятся совершенствовать законодательство с целью защиты интересов коренных малочисленных народов. Здесь действует закон об образовании, в котором определено, что карелы и вепсы имеют право обучаться на своем родном языке. Закон о культуре признает приоритет развития культуры этих народов. В каждом законодательном акте упор делается на оказание поддержки представителям малочисленных коренных национальностей. И это не случайно. Ведь карелы составляют всего 10%, а вепсы - менее 1% от общей численности населения республики.

В республиках Коми, Мордовия, Удмуртия, Марий Эл, в Ханты-Мансийском АО располагают собственными концепциями и программами национального развития. В Республике Марий Эл создан Фонд развития культур финно-угорских народов.

Начиная с 1992 года, каждые четыре года проходит Всемирный конгресс финно-угорских народов, считающий своей основной целью сохранение и развитие финно-угорских народов и их культур как части всемирного наследия человечества.



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мордовско-Паевская средняя общеобразовательная школа»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия








Доклад


«Финно-угорские народы: национально-культурный потенциал»



Подготовила: Лискина Е.В.,

учитель географии

с. Мордовская Паевка

2014г.



© 2010-2022