Урок по географии на тему География как наука. Развитие географических знаний о Земле

Раздел География
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок. География как наука. Развитие географических знаний о Земле.

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений.

Цели деятельности учителя: Способствовать формированию представлений учащихся о науке географии, основных этапах накопления знаний о Земле, современных исследованиях; создать условия для формирования умений работать с текстом учебника.

Методы и формы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальные, фронтальные.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся: называть методы изучения Земли; основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий

Метапредметные УУД:

Познавательные: строят логические рассуждения, умозаключения и сообщения в устной и письменной форме, делают выводы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии при решении познавательных задач.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий, оценивают результат

Личностные: Работают в соответствии с поставленной учебной задачей. Оценивают собственную учебную деятельность

Этап урока

Вр.

Приёмы и методы

Содержание деятельности

Деятельность учеников(предполагаемая)

1

Организация начала урока

2

Приветствие

Здравствуйте! Меня зовут… (записываем в дневники) Как меня зовут, вы узнали за две секунды. Как вы думаете, смогу я узнать, как вас зовут, за две секунды? Я вас прошу на урок одевать либо бейджики, либо вот такие подставочки. (Ставлю себе на стол со своим именем). Вспоминаем правила поведения на уроке.

Запомните, что ответы учеников, которые выкрикивают с места и не поднимают руку - не учитываются



Если говорят «да» -играем в игру.если говорят нет - не играем

Не выкрикивать с места, поднимать руку. не разговаривать, правильно сидеть за партой

2

Мотивация учебной деятельности



2

«игровая ситуация»

Показ отрывка из кинофильма В поисках Гранта(1серия) (корабль плывёт по волнам с красивой музыкой)

















ребята сегодня мы с вами отправляемся в дальнее путешествие на корабле. Вы уже догадались, как будет называться наш корабль? Наше плавание действительно будет долгим, потому-что география изучается с 6 по 10 класс. Мы с вами не можем отправиться в такое серьёзное путешествие без подготовки. Давайте подумаем, что нам нужно взять с собой в путешествие: книга, атлас кроме того на каждый урок нам понадобится контурная карта. 5 цветных карандашей, простой карандаш, линейка, резинка, ручка.(мы познакомились с главными источниками геогр. информации. А какие источники геогр. информации вам ещё известны?

Ребята, как вы думаете, можем мы отправляться в путь на не знакомом нам корабле?

Что нам нужно сначала выяснить?

Цель: Выяснить, что собой представляет география.

Записываем тему урока

К цели мы с вами будем идти через решения задач.

(ставим учебную задачу)

Давать не менее двух определений понятию «география»

Перечислять этапы формирования географии.

Приводить примеры географических объектов, явлений и процессов.

Делать выводы о задачах и значении географии.

Каким образом можно решить эти задачи?

Первое определение Географии вы сами сможете сформулировать. Оно есть и в учебники, а вот про второе определение вы сможете узнать если будете внимательно меня слушать.

Этапов формирования нет в учебнике про них вы сможете узнать только на уроке. Сначала я вам расскажу о них, а затем вы закрепите знания, поработав совместно в группах. Сегодня на уроке у нас запланирована работа по группам.

Что такое географические явления ,процессы , объекты, вы узнаете отгадывая загадки.

Кому будут не ясны задачи и значение географии, тот может ещё раз самостоятельно прочитать о них в параграфе учебника.



География!



Знакомятся с учебником атласом, к.к.



Нет, не можем (могут ответить да можем)

Как устроен корабль.

3

Подготовка учащихся к усвоению, актуализация опорных знаний

Фронтальная беседа



Ассоциация на доске «Понятия»











презентация



Работа в парах

. Вам знакомо это слово?

Записываем определение

Что вы уже знаете о географии? На каких уроках вы уже знакомились с географическими знаниями? Где ещё кроме уроков можно получать знания о географии?

Что изучает география?

(записываю вертикально на доске слово «география», затем прошу учащихся назвать слова-ассоциации, которые у них вызывает это понятие. Слова должны иметь общие с «географией» буквы.)

Предметом изучения географии является планета Земля(её природа) -этим она родственна с другими естественными науками: (естество -природа)

Астрономия(«астрон»-звезда, номос-закон),Физика(«физис»-природа),Химия(наука о веществах),Биология(«биос-жизнь),Геология(гео-земля)-наука о строении Земли, Экология-экос-дом- наука о взаимодействии человека и природы.

Описать всю земную поверхность целиком невозможно - так она велика и сложна. Поэтому, география подразделила её на части - географические объекты: горы и равнины, моря и океаны, страны и города, предприятия и дороги. Географические объекты чрезвычайно разнообразны. Они могут быть маленькими и большими, созданными и природой, и человеком. Наряду с географическими объектами в природе и жизни людей велика роль географических явлений ( события) грозы и наводнения ,приливов и отливы, засух и ураганов. Процессы (изменения во времени)-горообразование, выветривание, эрозия и т.д География изучает объекты, процессы и явления, которые существуют на Земле. Их можно разделить на природные -их изучает физическая география, возникшие в результате деятельности человека, а также сам человек-экономическая и социальная география. Если объектом изучения являются географические карты- картография.

По содержанию учебника расскажите друг другу, о чём вы узнаете, изучив начальный курс географии.

Отвечают на вопросы

На уроках окр. мира.

Горы, земля, моря, города, реки, , Африка, явления
















4

Изучение нового материала

20

Мин.





















2

Отрывок из передачи «Академия занимательных наук»

Презентация к уроку













Работа с теоретическим материалом(учебником) «Паучки»



Загадки

Когда она возникла? Давайте этот вопрос зададим профессору Первопроходцеву из академии занимательных наук.

(обсуждаем видеоролик)

География , в отличии от окружающего мира - это наука. «Ге» -в переводе с греческого означает Земля, «графо»-пишу -землеописание или описание Земли. Это очень древняя наука Название этой науке дал Эратосфен более 2200 лет назад.

Что сейчас вам известно о Земле?

Знания , которые мы имеем сейчас о Земле, конечно же, отличаются от представлений древних людей. География как наука прошла в своём развитии 6 этапов: первые представления о земной поверхности дошли до нас от

1.первобытные люди (атлас стр1)- сведения о той территории где они проживали , охотились, занимались собирательством они оставили в виде рисунков на камнях, кости, коре деревьев, шкурах животных.

2.древнее время(по5в н.э)-это расцвет древних цивилизаций таких как Древняя Греция, Древняя Индия, Древний Вавилон(город в Месопотамии) В отличии от первобытных людей, в древнее время совершаются далёкие, длительные путешествия. До нас дошли такие имена как Геродот, Пифей. Эратосфен собрал все сведения путешественников и все накопленные знания и один из первых создал географическую карту. (атлас стр1) По карте определите что было известно о материках и океанах древним грекам?

3.средневековье

4.ВГО-отрываются новые материки, острова океаны

5.Новое время

6.Новейшее время

Итак, мы с вами видим, что на первых этапах развития география действительно носила описательный характер. Шло накопление самых разнообразных сведений. Она давала ответы на вопросы Что это? И где это расположено?

В новое и новейшее время происходило не только накопление сведений о Земле, но и обобщение накопленных знаний

задачи современной географии изменились они стали более сложными

учеб стр. 3 прочитать сформулировать задачи географии

(вместе заполняем схему и пишем ещё одно определение географии)

-изучение законов по которым живёт и развивается наша планета. Дает ответы на вопрос почему? : Почему у полюсов всегда холодно и их поверхность всегда покрыта снегами и льдами? Почему у экватора жарко и там растут влажные экваториальные леса? Почему на одних территориях образуются огромные болота, а в других песчаные пустыни?

География - комплексная наука, изучающая природные объекты, население и его х.д

Небольшой отдых: ( Ленивая гимнастика-«Мы сидели, мы писали, очень сильно мы устали, а теперь мы потянулись, и друг-другу улыбнулись.) отгадываем загадки о геогр. явлениях. трен1 стр7

Записывают определение в тетрадь

Земля-шар, 6 материков,4 океана

Записывают этапы составляют схему



Работа в парах



Работают с учебником







Отгадывают загадки

5

Первичная проверка усвоения знаний

Делю класс на 4 группы. У Каждой группы своё задание.

Выполняют задания по группам

6

Контроль и самопроверка знаний

Кроссворд

Разгадывают кроссворд

7

Подведение итогов

Фронтальная беседа

Возвращаемся к задачам

Проговаривают последовательность действий на уроке.


8

Информация о домашнем задании

Мы с вами начинающие географы. И формировать наши географические знания мы будем с 1этапа-наблюдения (заводим дневники наблюдения за погодой)-учебник стр164, 2форзац учебника, стр123-виды облаков

Читать параграф 1. ответить на вопр:1-3 устно

Подготовить сообщение : Ф. Магеллан. Х.Колумб.









© 2010-2022