План-конспект модульного урока географии по теме Машиностроительный комплекс России (9 класс)

Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Машиностроительный комплекс России»

Содержание Программы: Машиностроительный комплекс России. Состав и значение комплекса. Факторы размещения главных видов машиностроения. Крупнейшие машиностроительные центры России. Проблемы и перспективы развития машиностроения России.

Цели урока:

1) образовательные: продолжить формирование знаний учащихся об межотраслевых комплексах; познакомить учеников с машиностроительным комплексом России; освежить знания учащихся о населении России, его занятости и размещении; дать понятие о значении, главной задаче и составе машиностроительного комплекса России; познакомить с факторами размещения предприятий машиностроения; дать представление о современных проблемах машиностроительного комплекса; подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ;

2) развивающие: развить у учащихся навыки самостоятельной работы, ответственности за порученное дело, географическое мышление, внимание, кругозор, память и познавательные интересы учащихся, заинтересовать изучением школьного предмета географии;

3) воспитательные: воспитать чувство самостоятельности, дисциплинированности, внимательности, ответственности, требовательности и аккуратности учащихся, чувство гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:

1) предметные: знания учащихся о машиностроительном комплексе России, его значении в хозяйстве нашей страны, его главная задача, знать отраслевой состав машиностроения, современные проблемы отраслей и уметь самим предлагать свои пути их решения, знать и уметь объяснять факторы размещения предприятий машиностроения.

2) универсальные учебные действия (УУД):

а) познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, моделирование, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;

б) личностные: самоопределение и самооценка, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание и ориентация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;

в) регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, мобилизация сил и энергии, выделение и осознание усвоенного ранее материала и нового, рефлексия;

г) коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Вводимые на уроке понятия: машиностроительный комплекс, конверсия, факторы размещения: наукоёмкость, трудоёмкость, металлоёмкость, специализация, кооперирование, военно-стратегический, транспортный и фактор ориентации на потребителя.

Региональный компонент: специализация и кооперирование на Ульяновском автомобильном заводе, конверсия на Ульяновском механическом заводе и Ульяновском авиационно-промышленном комплексе «Авиастар», машиностроительный комплекс Ульяновской области.

Средства обучения (оборудование):

1) вербально-информационные: учебник «География России. Население и хозяйство. 9 класс» В.П. Дронова и В.Я. Рома, атлас «География России. Населения и хозяйство. 9 класс»;

2) наглядные: настенная карта «Машиностроение России», раздаточный материал для каждого учащегося: модуль, схема «Отраслевой состав МСК России», лист контроля;

3) аудиовизуальные: ПК или ноутбук, мультимедиапроектор, авторская презентация «Машиностроительный комплекс России».

Межпредметные связи: информатика, химия, биология, история.

Тип урока: нетрадиционный урок: модульная технология.

ХОД УРОКА


I.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ


1,5 МИН.

Деятельность учителя

(прямая речь)

Деятельность учащихся

(предполагаемые ответы)

Формируемые универсальные учебные действия

Хронометраж

Методы обучения: 1) по уровню познавательной активности;

2) по источникам знаний.

Доброе утро, ребята! Выйдите из-за своих парт, освободите проходы между рядами от портфелей, выпрямитесь и встаньте ровно. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Проверьте, что на краю ваших рабочих столов лежит дневник, а также на парте приготовлены учебник, рабочая тетрадь, атлас и письменные принадлежности. Если кто забыл что-то приготовить, то быстрее достаньте их из своих портфелей, чтобы потом вы не шумели посреди урока и не отвлекали своих одноклассников. Дежурный, кто отсутствует на сегодняшнем уроке? {Отмечаю в журнале}.

Сегодня мы с вами приступим к изучению не то, что новой темы, а нового огромнейшего раздела - «Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география». Начнём мы знакомство с ведущего межотраслевого комплекса: на его долю приходится 27% занятого населения и 1/5 всей промышленной продукции России, - это машиностроительный комплекс.

Выполняют указания учителя, внимательно его слушают.

Познавательные: формулировка проблемы, выделение основной мысли;

Личностные: смыслообразование, внимание;

Регулятивные: целеполагание, планирование, мобилизация сил и энергии;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

00:00

1) Объяснительно-иллюстративный.

2) Словесный: рассказ описательный.

Коммуникативная атака.

II.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


40 МИН.

Давайте откроем свои рабочие тетради, запишем сегодняшнее число - сегодня __ «________» 201_ года, «Классная работа» и тему урока - «Машиностроительный комплекс», или как мы с вами будем говорить и записывать его более короче - МСК.

Для начала давайте с вами вспомним: «Что такое межотраслевой комплекс?».

Если мы с вами сегодня будем знакомиться с МСК, то, как вы думаете, что мы с вами должны будем узнать к концу урока? Для этого давайте с вами возьмём модули и внимательно посмотрим на них. Ребята, найдите первый учебный элемент УЭ-0. Здесь мы познакомимся с общей целью сегодняшнего урока и тем, что мы с вами должны будем узнать ровно через 40 минут. Прочитайте, пожалуйста, про себя цель сегодняшнего урока. К достижению прочитанной вами цели мы будем стремиться весь урок.

Внимательно слушают, выполняют указания учителя.

Слайд 1

Межотраслевой комплекс - это группа взаимосвязанных отраслей, частично перекрывающих друг друга.

Поднимают руки и высказывают свои предположения.

Следуют указаниям учителя, работают с модулем.

Слайд 2

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний;

Личностные: внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности;

Регулятивные: саморегуляция, мобилизация сил и энергии, выделение и осознание усвоенного ранее материала и нового;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

01:30

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

2) Словесный: рассказ объяснительный.

Теперь переходим к следующему учебному элементу - УЭ-1. Прочитайте его цель и выполните указанные в нём задания.

Итак, ребята, кто ответит «Что такое машиностроительный комплекс?».

Какой продукцией обмениваются МСК и другие межотраслевые комплексы?







А теперь если объединить воедино ваши 6 предыдущих ответов, то вы абсолютно точно и правильно сможете сформулировать ответ на 4-ый вопрос в модуле. Кто его зачитает и попробует ответить?


Почему машиностроительный комплекс связан со всеми другими межотраслевыми комплексами? Я вижу вы испытываете небольшие затруднения, потому что, что бы ответить на этот вопрос, необходимо знать значение МСК. Это и будет следующий учебный элемент. Приступаем к УЭ-2: знакомимся с его целью и выполняем приведённые в нём задания.

Следуют указаниям учителя, работают с модулем. Слайд 3

Цель: определить значение МСК России.

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Слайд 4

1. МСК и металлургический комплекс: МСК поставляет горно-шахтное и плавильное оборудование, в ответ - металлы, сплавы, минералы и др. сырьё.

2. МСК и транспортный комплекс: МСК поставляет средства передвижения и машины для строительства дорог и дорожной инфраструктуры, в ответ - осуществляются доставки сырья и перевозки готовой продукции.

3. МСК и комплекс по производству НТП: МСК поставляет оборудование, производящее НТП, в ответ - поставляются аксессуары и комплектующие части для других отраслей машиностроения.

4. МСК и химико-лесной комплекс: МСК поставляет химической оборудование и машины по высаживанию, уходу и рубкой леса, в ответ - продукция химической промышленности (каучук, резина, пластмассы и др. вещества) и древесина.

5. МСК и АПК: МСК поставляет сельскохозяйственные машины, в ответ - из продуктов растениеводства и животноводства производят аксессуары к машинам (чехлы, обивка корпуса и т.д.).

6. МСК и ТЭК: МСК поставляет энергетическое оборудование, в ответ - электроэнергия для производства машин и горючие вещества для из работы.

4. Подумайте: машиностроение больше использует продукцию других отраслей и секторов хозяйства или само в первую очередь поставляет им свою продукцию? Машиностроение является в первую очередь крупнейшим поставщиком продукции, т.к. для того чтобы использовать продукцию какой-либо другой отрасли её вначале необходимо произвести, а машины для её производства и поставляет МСК.

Поднимают руки и предлагают свои варианты ответа на вопрос.


Слайд 5

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника;

Личностные: самооценка, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;

Регулятивные: саморегуляция, мобилизация сил и энергии;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

03:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

2) Словесные: рассказ объяснительный, беседа эвристическая.

Наглядный: работа с текстом учебника.

Кто прочитает цель УЭ-2?

Какую главную задачу МСК вы записали? Кто сможет её огласить?

Какие существуют трудности развития МСК России в настоящее время? С чем они связаны?

Соответственно, ответ на вопрос «Как решить проблемы современного машиностроения?» на поверхности - мы должны удовлетворить 3 условия:

1) обеспечить МСК высококачественными материалами, а для этого необходимо развивать металлургию и химическую промышленность;

2) обновить устаревшее оборудование и внедрить новейшие достижения научно-технических революции и прогресса (НТР и НТП);

3) проводить конверсию. Что такое конверсия?

В настоящее время соотношение гражданской и военной продукции, производимой МСК России, благодаря конверсии, составляет 60:40, хотя в годы, предшествовавшие распаду СССР, соотношение было в противоположную сторону. К примеру, наш Ульяновский механический завод, производящий ракетно-зенитные установки «Бук», «Шилка», «Тунгуска» и другие; Ульяновский авиационно-промышленный комплекс «Авиастар», выпускающий самый большой в мире военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан», в связи с переходом на «мирные рельсы» начали выпускать ещё и товары народного потребления - мебель, кухонные гарнитуры, мангалы, электротехнику и прочее.

Замечательно, УЭ-2 вами успешно освоен. Приступаем к следующему.

Цель: определить главную задачу МСК и найти пути её решения.

Отвечают на вопросы учителя.

Главная задача МСК - обеспечение общества новыми, более совершенными машинами.

Трудности развития МСК:

1) нехватка высококачественных материалов;

2) высокая степень износа оборудования - более 50% при низкой скорости его замены - 1% в год.



Конверсия (лат. conversio - «изменение») - это перевод оборонного комплекса на производство мирной продукции.





Слайд 6

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, структурирование знаний, поиск информации, смысловое чтение, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника;

Личностные: смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция, мобилизация сил и энергии;

Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

09:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

2) Словесные: рассказ объяснительный, беседа катехизическая.

Наглядный: работа с текстом учебника.

Кто зачитает главную цель УЭ-3? Для достижения этой цели вам необходимо внимательно изучить 2 схемы - одну в учебнике, другую - на карточке у вас на рабочих столах.

Итак, приступаем к вопросам из модуля. Кто зачитает первый вопрос и постарается на него ответить?

Пожалуйста, следующий вопрос.


И последний вопрос - кто желает ответить?

С отраслевым составом МСК России мы с вами познакомились. Поэтому приступаем к УЭ-4.

Цель: знать отраслевой состав МСК России.

Работают с модулем, рисунком в учебнике и с раздаточным материалом, проводят анализ и сравнение информации.

1. По каким признакам подразделены отрасли МСК?

По виду выпускаемой продукции, по доли занятого населения и его квалификации, по количеству требуемого сырья.

2. Как должны соотноситься темпы развития МСК и всего народного хозяйства?

В пропорции 1:2:4 - если темпы развития всего хозяйства принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а такие отрасли машиностроения, обеспечивающие всё хозяйство - в 4 раза быстрее.

3. Какие отрасли внутри МСК должны развиваться наиболее динамично?

Приборостроение, химическое, электротехническое и энергетическое машиностроение.

Слайд 7

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника;

Личностные: смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;

Регулятивные: прогнозирование, саморегуляция, мобилизация сил и энергии;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

12:30

1) Репродуктивный, частично-поисковый.

2) Словесные: рассказ инструктирующий, беседа катехизическая.

Наглядные: работа с иллюстрацией в учебнике, работа с раздаточным материалом.

Кто зачитает цель этого учебного элемента? Таким образом, нам предстоит познакомиться с факторами размещения предприятий машиностроения. Пожалуйста, приступайте к выполнению заданий указанных в ваших модулях.

Итак, у вас в тетрадях должны быть записаны факторы размещения предприятий машиностроения. Сколько их у вас получилось?

Что такое специализация?

Кто даст определение термину «кооперирование»?

Наш Ульяновский автомобильный завод - яркий пример специализации и кооперирования. Каждый цех занимается выпуском определённой продукции - чугунно-литейный отливает детали, формовочный - придаёт им определённую форму, сборочный - осуществляет соединение всех деталей в одну единую машину, и т.д. Кооперирование на УАЗе заключается в том, что двигатели для автомобилей поставляет «Волжский моторный завод», шины привозят с завода из Татарстана и т.д.

Давайте проверим таблицу, которую вы сейчас заполняли. Какие факторы размещения присущи отраслям энергетического машиностроения? Кто назовёт факторы размещения предприятий автомобилестроения? Сверьте полученные вами ответы с правильными в презентации.

Прочитайте вопрос №6. Кто может дать на него ответ?


Подумайте и ответьте, пожалуйста, «В какой части России машиностроение достигло наивысшего уровня развития и почему?»

Молодцы, ребята. УЭ-4 вами успешно усвоен. Впереди нас ждёт практическая работа, но давайте с вами немного передохнём.

Цель: познать факторы размещения машиностроительных предприятий.


Факторы размещения:

1) наукоёмкость;

2) трудоёмкость;

3) металлоёмкость (сырьевой фактор);

4) специализация и кооперирование;

5) транспортный фактор;

6) фактор ориентации на потребителя.

Специализация - это производство на предприятиях (в цехе) какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей, услуг.

Кооперирование - это объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции.




Слайды 8 - 9

Металлоёмкость, ориентация на потребителя.

Трудоёмкость, специализация, кооперирование. Проверяют правильность заполнения таблицы.

6. Почему машиностроительные предприятия имеются во всех регионах России?

Общество и хозяйство каждодневно нуждается в новых машинах всё в больших количествах.

В европейской части России, т.к. здесь сконцентрировано 78% населения России и ведущие научные центры.

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, моделирование, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;

Личностные: самооценка, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, мобилизация сил и энергии, рефлексия;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

17:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

2) Словесные: рассказ инструктирующий, беседа катехизическая.

Наглядные: работа с текстом учебника, работа с картой атласа, работа с иллюстрацией в учебнике.

Практический: практическая работа.

III.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА


2 МИН.

Для улучшения мозгового кровообращения и расслабления мышц шеи:

Исходное положение - сидя на стуле, на 1 - 2 - плавно наклонять голову назад - вперёд, на 3 - 4 - голову наклонять влево - вправо. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

Гимнастика для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4 - 5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4 - 5 раз.

В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль. Повторить 1 - 2 раза.

Делают упражнения. Повторяют движения за учителем.


32:30

1) Объяснительно-иллюстративный.

2) Словесный: рассказ инструктирующий.

II.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ПРОДОЛЖЕНИЕ


9 МИН.

Огласите, пожалуйста, цель следующего учебного элемента.

Я попрошу вас образовать группы из 4 человек: для этого тем, кто сидит за первыми и третьими партами каждого ряда необходимо повернуться к своим соседям сзади. Те группы, которые сидят ближе к доске выполняют задание №1, а кто дальше - задание №2. Работаем в группах, задание вам будет не зачтено, если вы будете слишком много шуметь.

Заканчивайте выполнение работы. Я попрошу от каждой из групп, выполнявших задание №1, выйти к доске по одному человеку. Каждому из вас предстоит ответить по одному вопросу или выполнить задание из модуля:

1. Покажи, пожалуйста, на стенной карте центры тяжёлого машиностроения.

2. Какой фактор размещения является ведущим для предприятий этой отрасли?

3. Где бы вы открыли собственное предприятие тяжёлого машиностроения и почему?

Теперь я попрошу от оставшихся трёх групп выйти по одному представителю к доске. Каждому из вас также предстоит ответить по одному вопросу или выполнить задание:

1. Покажи, пожалуйста, на степной карте центры автомобилестроения.

2. Чем отличается размещение по территории нашей Родины предприятий, производящих грузовые и легковые автомобили?


3. Почему все крупнейшие автозаводы нашей страны расположены в её европейской части?

Молодцы, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.

Слайд 10

Цель: показать умения работы с картами и углубить знания о МСК России.

Выполняют указания учителя, делятся на группы, работают с модулем, выполняют практическую работу.


По просьбе учителя по одному человеку от каждой группы выходят к доске.


Работают со стенной картой и отвечают на вопросы учителя.

Металлоёмкость.

Ближе к потребителю, т.к. затраты на транспортировку готовой продукции на 30 - 50% больше, по сравнению с транспортировкой сырья. Поэтому выгоднее привозить сырьё, обогащать и перерабатывать его близ потребителя.


Работают со стенной картой и отвечают на вопросы учителя.

Производители легковых автомобилей расположены в центральной части страны, а грузовых - по периферии, т.к. в центральных регионах России большое количество потребителей, а производство грузовых автомобилей идёт по периферии для связи центра страны с её удалёнными регионами.

На размещение автозаводов в европейской части России оказывают влияние факторы трудоёмкости, специализации, кооперирования и ориентации на потребителя.

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, моделирование, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;

Личностные: самооценка, смыслообразование, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, мобилизация сил и энергии, рефлексия;

Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

34:30

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

2) Словесные: рассказ инструктирующий, беседа эвристическая.

Наглядные: работа с картами атласа, работа с контурной картой, работа со стенной картой.

Практический: практическая работа.

Обратитесь, пожалуйста, вновь к УЭ-0. Достигли ли мы с вами цели сегодняшнего занятия? Лично я считаю, что мы не вправе отвечать на этот вопрос, пока это не проверим, поэтому сейчас приступаем к УЭ-6. Что является его целью? Итак, у вас есть 2 минуты чтобы выполнить задания модуля. Читайте вопросы внимательно, работайте старательно, никуда не торопитесь и ни на что не отвлекайтесь.

Заканчивайте выполнения задания. Обменяйтесь своим листочком с соседом по парте и приготовьте ручку с красной пастой. Давайте с вами вместе проверим работы.

1-ый вопрос. Какой правильный ответ?

2-ой вопрос. Какой фактор размещения является самым важным абсолютно для всех отраслей машиностроения?

3-ий вопрос. Какое соответствие у вас получилось?

4-ый вопрос.


5-ый вопрос. Где расположены машиностроительные предприятия в России?

Слайд 11

Отвечают на вопрос учителя.

Цель: самоконтроль.


Обмениваются письменными работами, проводят взаимный контроль.

МСК - это совокупность отраслей, производящих разнообразные машины.

Потребитель. А иначе для кого это всё производить.

Тяжёлое машиностроение - близость металлургической базы; автомобилестроение - близость транспортных путей; сельскохозяйственное машиностроение - близость потребителя.

Автомобилестроение - Тольятти, Ульяновск, Н. Новгород; тяжёлое машиностроение - Екатеринбург, Новокузнецк, Абакан; станкостроение - Москва, С.-Петербург, Новосибирск; тракторостроение - Волгоград, Челябинск, Владимир.

Во всех экономических районах.

Познавательные: умение строить высказывание и доказывать, формулировка проблемы, рефлексия деятельности, структурирование знаний, поиск информации, анализ и сравнение, смысловое чтение, моделирование, выделение основной мысли, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация в тексте учебника и в картах;

Личностные: самоопределение и самооценка, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание и ориентация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности, использование для решения познавательных задач и проблемных вопросов различных источников информации;

Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, мобилизация сил и энергии, выделение и осознание усвоенного ранее материала и нового, рефлексия;

Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

39:00

1) Объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

2) Словесный: рассказы инструктирующий и объяснительный.

Практический: самостоятельная работа.

Итак, наш с вами урок подходит к своему логическому завершению. Давайте прочитаем цель УЭ-7.

Для этого возьмите «Лист контроля» и подведите подсчёт баллов, набранных за урок.

Поднимите, пожалуйста, реки те ученики, которые получили за сегодняшний урок «отлично». А теперь те, кто «хорошо». Молодцы, ребята, а остальные, я надеюсь, в следующий раз будут на уроках более активны и старательны.

Слайд 12

Цель: подвести итого урока.

Производят подсчёт баллов, набранных за урок, переводят их в отметку.

Выполняют указания учителя.

Познавательные: рефлексия деятельности, поиск информации, анализ и сравнение;

Личностные: самоопределение и самооценка, нравственно-этическое оценивание и ориентация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю, совершенствование нравственных качеств личности;

Регулятивные: контроль, оценка, саморегуляция, рефлексия.

42:00

1) Объяснительно-иллюстративный.

2) Словесный: рассказ инструктирующий.

IV.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ


1,5 МИН.

В нашем модуле остался последний учебный элемент - УЭ-8. Прочитайте его, пожалуйста. Какова его цель?

Поэтому откройте свои дневники и запишите домашнее задание на следующий урок. Домашнее задание у вас дифференцировано в зависимости от того, какую отметку вы получили за сегодняшний урок. Думаю, что всё справедливо. {Контроль записи домашнего задания в дневниках}

Домашнее задание всем понятно? У кого-нибудь остались какие-нибудь вопросы по уроку?

{Выставление отметок наиболее активно и продуктивно работавшим учащимся}

Можете потихоньку собираться. Всем большое спасибо за урок. До свидания!

Слайд 13

Цель: получить домашнее задание.

Открывают дневники и записывают домашнее задание.


Задают возникшие вопросы и консультируются по поводу затруднений.

Слайд 14

Познавательные: рефлексия деятельности, поиск информации, анализ и сравнение;

Личностные: самоопределение и самооценка, нравственно-этическое оценивание и ориентация, внимание, уважение к одноклассникам и учителю;

Регулятивные: планирование, коррекция, саморегуляция;

Коммуникативные: постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

43:30

1) Объяснительно-иллюстративный.

2) Словесный: рассказ инструктирующий.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт. Основное общее образование (5 - 9 кл.) / Утверждён приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897.

  2. Программа к учебнику В.П. Дронова и В.Я. Рома. География России. Население и хозяйство. - М.: Дрофа, 2009. Программы для общеобразовательных учреждений // под ред. В.П. Дронова. - М.: Дрофа, 2004. - 102 с.

  3. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - 15-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

  4. География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство. 9 кл.: учеб. для 8 - 9 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. - 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2005. - 319 с.

  5. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 319 с.

  6. Дронов В.П., Ром В.Я. География России: Население и хозяйство. 9 класс. Рекомендации к планированию уроков по учебнику В.П.Дронова, В.Я.Рома География России. Население и хозяйство: Методическое пособие. Изд. 2-е, стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - 128 с.

  7. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии. 9 класс. Население и хозяйство России. - М.: Дрофа, 2006. - 288 с.

  8. Элькин Г.Н. География населения и хозяйства России. 9 класс: Метод. пособие. - СПб.: Паритет, 2002. - 256 с.

  9. Малиновская С.А. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной. - М.: Учитель. - 176 с.

© 2010-2022