ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Петрова Н.Н. учитель географии

МКОУ «Новохоперская СОШ №2»


ИЗУЧЕНИЕ РОДНОГО КРАЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ.

Понятие «родной край» есть ценность, отражающая особенности региона ,в котором проходит жизнь ребёнка . Ценность - реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей.

В одном из своих выступлений президент нашей страны В.В. Путин отметил : «Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти.»

В настоящее время, когда происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни российского общества, возрождается интерес к национальным культурам, к обрядам и обычаям наших предков. Сколько бы времени ни проходило, культура народа, в которой опыт и душа народа, будет волновать человека. Эта культура впитана нами с молоком матери. Вот почему так интересно для детей приобщение к традициям народа.

При изучении краеведения происходит осознание родного края в качестве дома, что способствует выработке стратегии поведения ,направленной на сохранение среды обитания и в ней себя самого. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где человек родился. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, повзрослев, он осознает себя. Раскрытие своего места в мире и утверждение себя человеком, как существа социального осуществляется в деятельности, которая в зависимости от целей, может быть преобразовательной, познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной. Наиболее эффективным средством воспитания будущего гражданина -является изучение родного края. Краеведческая деятельность позволяет ученику познакомиться со своим краем, познать патриотические, духовно-нравственные традиции народа, осуществлять перевод социально-нравственных ценностей общества в личные смыслы человека.. Историческое пространство, рассматриваемое в рамках краеведения, непосредственно связано с реальной жизнью ребёнка, его родителей, знакомых, оно близко и понятно ему. Например, в нашей местности развит промысел изготовления пуховых изделий. Практически каждая новохопёрская семья имеет к нему непосредственное отношение и это подтверждается результатами социологического опроса ,проведенного в нашей школе, который позволил по-новому осмыслить привычное в нашей жизни. В результате появился интерес к истории возникновения промысла, его экономическому потенциалу. Была проведена серьёзная исследовательская работа, построенная на документальной основе , использован широкий круг источников самого разного характера. Итогом проделанной работы стало множество наград на конкурсах и конференциях :1-е место на областной краеведческой конференции по этнографии, 1-е место на научно-практической конференции ВГУ, 2-е место на международной Биос-Олимпиаде в городе Санкт-Петербурге и других. Такое изучение своей малой родины способствует осознанию школьником важности этого мира, своего места в нём.

Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно-коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность, вносит конкретность в учебный процесс. Такой подход призван создать основу для выработки ценностных ориентаций, взглядов, убеждений, приблизить к ученику непосредственных участников исторического процесса, показать личность, человека на фоне свойственных конкретной эпохе социальных, духовных, нравственных проблем. Я вместе со своими учениками занимаюсь исследованием родного края. Ведь местный материал доступен для ребенка, а значит, каждый может сделать свое собственное открытие или узнать что-то новое, т. е. почувствовать себя причастным к творению истории. Нами был выполнен ряд исследовательских работ, посвященных своему краю : «Экономико-географическая характеристика города Новохопёрска», «Демографическая ситуация города Новохопёрска », «Водоснабжение города Новохопёрска » , «Вклад В.В. Докучаева в изучение воронежских чернозёмов» и ряд других работ ,ставших призёрами и лауреатами различных конкурсов. Данная деятельность строится по принципам возрастания сложности форм и методов работы. На первых этапах значительное место занимают задания на извлечение из источников образных описаний, выделение и знание важных фактов и событий, обобщение фактических материалов, умение соотносить время и место и т.д. В дальнейшем используются задания, предполагающие глубокий анализ документов, выявление процессов, тенденций и возможностей ,установление оценочных суждений, сопоставление ряда документов и т.п. Такая работа воспитывает творческую инициативу учащихся, их самостоятельность в выполнении различных заданий, осуществляет общекультурное развитие школьников.

В своей деятельности я пользуюсь различными формами -это экскурсии и путешествия по Воронежской области. Мы посетили Хреновской конный завод и Дивногорье, научно-исследовательский институт им.В.В. Докучаева и, а также познакомились с достопримечательностями Воронежа и Борисоглебска, Павловска. Часто ходим в походы и на экскурсии .При проведении уроков обязательно включаем краеведческий материал. Встречаемся с местными краеведами и интересными людьми, участвуем в конкурсах и олимпиадах .Учителями нашей школы было подготовлено грандиозное празднование юбилея учебного заведения , на котором присутствовали гости со всех уголков страны. И конечно же , это мероприятие вызвало чувство гордости и значимости прежде всего у детей.

Оказавшись в стенах нашей родной Новохопёрской школы №2 ощущаешь себя словно в музее: перед глазами предстают давно ушедшие лица и события. Даже оформление школы является продуманной системой действий в интересах гармоничного духовного развития ребёнка.

Формы краеведческой работы могут быть разнообразны, но у всех этих направлений краеведческой деятельности имеется общий предмет изучения - родной край.





© 2010-2022