Использование дополнительной литературы при изучении темы «Африка»

В курсе «Материки и океаны» возможности использования дополнитеной литературы неограниченны. Это хрестоматии, книги для чтения по курсу, журналы и т.д., но привлечь детей к чтению дома очень трудно. Я стараюсь на уроках сделать так, чтобы у ребят появилось желание знать как можно больше об окружающем их мире. Перед изучением материков ( после обзора природы Земли) даю ребятам список дополнительной литературы. Сначала задание выполнят несколько человек из класса, но в дальнейшем каждый прочитает зотя бы одну или две книги. Перед изучением Африки прошу ребят найти стихотворения о материке, которые отражали бы его особенности. Выбираем наиболее точное стихотворение или четверостишье, которое становится эпиграфом к изучению всей темы «Африка».
Раздел География
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование дополнительной литературы при изучении темы "Африка"

В курсе "Материки и океаны" возможности использования дополнитеной литературы неограниченны. Это хрестоматии, книги для чтения по курсу, журналы и т.д., но привлечь детей к чтению дома очень трудно. Я стараюсь на уроках сделать так, чтобы у ребят появилось желание знать как можно больше об окружающем их мире.

Перед изучением материков ( после обзора природы Земли) даю ребятам список дополнительной литературы. Сначала задание выполнят несколько человек из класса, но в дальнейшем каждый прочитает зотя бы одну или две книги.

Перед изучением Африки прошу ребят найти стихотворения о материке, которые отражали бы его особенности. Выбираем наиболее точное стихотворение или четверостишье, которое становится эпиграфом к изучению всей темы "Африка". Например, слова Б. Пиляцкого:

Сердце Африки пенья полно и пыланья,

И я знаю, что если мы видим порой

Сны, которым найти не умеем названья,

Это ветер приносит их, Африка, твой!

У учащихся сразу появляются вопросы, ответы на которые они пока не знают, но обязательно найдут.

Тему " Физико-географическое положение Африки" можно рассмотреть традиционно, дать план характеристики ФГП материка и на основе работы с атласом составить его. Я использую другой метод. Мы с учениками совершаем путешествие вдоль берегов Африки, во время которого узнаем не только названия крайних точек материка, о береговой линии, но и о том, какие это берега. что там есть примечательного. Девять учеников получают опережающее задание по книге "По материка и океанам: Африка, Австралия, Антарктида, Индийский и Тихий океаны". На уроке они рассказывают о своем маршруте плавания. а остальные ученики наносят пункты на контурную карту. Например, информация о Гибралтарском проливе дополняется сведениями о его ширине (44 км ) и о том, что на его южном берегу есть скалы.которые в древности назывались Геркулесовыми столбами. Далее учащиеся не просто отмечают элементы береговой линии ( заливы, проливы, острова, полуострова), а узнают об особенностях природы островов, вдоль которых движется экипаж класса. Ребята самостоятельно анализируют: чем ближе к экватору, тем выше температура и влажность воздуха, растительность, соответственно, тоже изменяется. Когда маршрут проходит уже за экватором, картина обратная. Из описания м. Доброй Надежды понятно, что климатические условия там не такие, как на экваторе, и следует вывод о том. что Африка лежит и в Северном, и в Южном полушариях. Рассматривая о. Занзибар на востоке Африки, узнаем, что его называют островом пряностей.

Таким образом, на первом уроке ученики получают дополнительную информацию и более яркое и образное представление о ФГП Африки.

УРОК 1

Тема: " Физико-географическое положение Африки"

Цель: знать особенности ФГП Африки.

Задачи: раскрыть содержание единичного понятия " географическое положение "; ввести прием характеристики ФГП материка; развивать интерес к географии, к знанием, к самостоятельному добыванию знаний; продолжать совершенствовать навыки работы с картами и атласом.

Оборудование: физическая карта Африки. атласы, контурные карты, схема-контур материка (можно нарисовать на доске), эпиграф (помещается в уголок " Сегодня на уроке" на весь период изучения темы), книги, памятки.

Метод: частично-поисковый.

Организация: индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I этап

Вводное слово учителя.

С этого урока мы отправляемся в путешествие по земному шару-в плавание за новыми знаниями. Предметом нашего исследования станут природные особенности материков, нравы и обычаи народов, населяющих их.

Каждый материк мы будем изучать по плану. Рассмотрите памятку (у каждого на парте). Посмотрите на стенд " Учись учиться" и прочитайте план:

1. ФГП материка.

2. История исследования.

3. Рельеф и полезные ископаемые.

4. Климат.

5. Внутренние воды.

6. Природные зоны.

7. Население и политическая карта.

8. Отдельные страны.

Учитель. От чего зависит своеобразие природы любого участка земной поверхности?

Учащиеся. От географического положения.

Учитель. Поэтому изучение темы начинается с изучения физико-географического положения материка. К концу плавания нам предстоит:

1. Составить план характеристики ФГП.

2. Опираясь на план, дать характеристику ФГП Африки. Представьте, что на карте, на месте материка - белое пятно. Не видно ни расположения материка, ни очертаний его берегов.Послушайте рассказы бывалых мореплавателей и нанесите на контурные карты маршруты их исследований. Среди нас есть знаменитый "картограф", который поможет вам заполнить белое пятно Африки.

II этап

Девять учеников подготовили краткие сообщения ( опережающее задание). По ходу их ответов "картограф" на доску, а учащиеся на контурные карты наносят основные объекты вдоль очертаний берегов материка.

Время на выступление - 2 - 3 мин. каждому.

Учитель. Итак, мы, как и Васко да Гама, совершили плавание вокруг Африки, отметили особенности береговой линии, крайние точки, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. А теперь нам нужно сделать выводы, которые и будут пунктами плана характеристики ФГП материка.

1. Найдите крайние точки - северную и южную. Какой вывод из этого вы можете сделать? (Африка лежит и в Северном, и в Южном полушариях.)

Записываем первый пункт плана характеристики ФГП.

а) Отношение материка к экватору.

2. Найдите крайние точки - западную и восточную. Сделайте вывод: как расположена Африка по отношению к нулевому меридиану? (Африка лежит и в Западном,и в Восточном полушариях.)

б) Отношение к нулевому меридиану.

3. Какие океаны омывают материк; какие моря? (Ответы учащихся.)

в) Отношение к океанам.

4. Какое значение имеют Гибралтарский и Баб-эль-Мандебский проливы? (Они отделяют Африку от другого материка, соединяют моря и океаны....)

г) Отношение к другим географическим объектам.

III этап

Закрепление.

Ученик (по желанию), опираясь на план, дает характеристику ФГП Африки.

Литература

1. Книга для чтения по географии материков и океанов. По материкам и океанам: Африка, Австралия, Антарктида, Индийский океан, Тихий океан.- М.: Просвещение, 1988.- С. 20-29.

2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов.- М.: Дрофа, 2001.

УРОК II

Тема: " История открытия и исследования Африки"

Цель: познакомить с историей отрытия материка и его исследованием.

Задачи: развивать интерес к другим континентам; продолжать формировать умения обобщать материалы и делать выводы; заполнять таблицу; расширять кругозор.

Оборудование: физическая карта Африки; диапозитивы; портреты: Ливинсгстона, Вавилова, Стенли; предметные картины; книги об Африке и ее исследователях.

Метод: словесно-иллюстративный.

Организация: индивидуальная.

Тип урока: изучение нового материала.

Опережающее задание. Группе учащихся (по желанию) найти и подготовить сообщения о наиболее известных исследователях Африки.

Ход урока

I этап

Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит узнать об отрытии Африки, о людях, которые посвятили свою жизнь исследованиям.

Прослушаем сообщения и заполним таблицу, отмечая наиболее интересные факты о том или ином исследователе.

Таблица заполняется по ходу рассказов учащихся. На уроке присутствуем "секретарь". Его задача-заполнить таблицу на доску. Закрепление и контроль осуществляются после прослушивания каждого рассказа. Первые три колонки таблицы учащиеся заполняют самостоятельно, а последнюю-сообща, во время контроля и закрепления. Ребята по-разному воспринимают информацию, учатся высказывать свою точку зрения.

Литература

1. По материкам и океанам.- М.: Просвещение, 1988.

2. И.П.Магидович, В.И.Магидович. Очерки по истории географических отрытий.- М.: Просвещение, 1985.

II этап

Закрепление знаний.

Цифровой диктант "Исследователи Африки".

Ливингстон 1 - 9 1. Исследователь, который нанес на карту Африки

Стэнли 2 - 8 водораздел между бассейнами Нила и Конго.

Ковалевский 3 - 7 2. Исследователь Африки, собравший с экспедицией 6

Юнкер 4 - 6 тыс. образцов культурных растений.

Вавилов 5 - 4 3. Исследователь Африки, отправившийся на поиски

Ливингстона.

4. Исследователь Африки, шотландец по происхожде-

нию, из бедной семьи, с 10 лет работал на ткацкой

фабрике.

5. Исследователь Африки, который был приглашен

правительством Египта произвести геологические

раскопки.

Ответы: I-й вариант - 45213; 2 - й вариант - 64897.

Проверить и поставить оценки желающим: 1 ошибка - "4"; 2 ошибки - "3".

Подведение итогов.

Домашнее задание: нанести на к/к маршруты путешествий исследователей Африки.

Это были примеры, когда одни ученики готовили сообщения, а другие отражали информацию или в графической форме (урок I), или в виде таблицы (урок II).

Интересно проходят уроки, когда все ученики работают с дополнительной литературой. Примером может служить урок "Внутренние воды Африки. Озера".

Выдаю учащимся книги для чтения "По материкам и океанам" с указанием страниц, которые они должны прочитать. Перед учениками ставлю вопросы:

Почему озеро Танганьика называют сестрой Байкала?

Почему озеро Виктория можно назвать морем?

Почему озеро Чад имеет " блуждающие" берега?

Даю время на чтение. Вопросы требуют неоднозначных доказательств, поэтому учу ребят анализировать и рассуждать. Через диалоги происходит обмен информацией. Кроме того, здесь присутствует элемент соревновательности. Каждый ученик хочет первым найти ответ на поставленный вопрос. На таких уроках бездействующих практически не бывает.

Одной из интересных форм проведения уроков с использованием дополнительной литературы считаю урок-конференцию по теме " Страны Африки". Лучше использовать сдвоенный урок. Такие уроки требуют тщательной и длительной подготовки. За 2-3 недели до урока вывешиваю список литературы и рекомендую всем прочитать ее. Создою инициативную группу, которая будет заниматься оформлением кабинета к уроку и материала для выставки.

За неделю до проведения урока вывешиваю перечень вопросов, составленных учащимися по прочитанной литературе. На уроке все ученики побывают в роли "представителей страны" и в роли корреспондентов крупных газет и журналов, все составят "визитные карточки" страны, о которой будет идти речь на уроке. В течение всего урока между учениками происходит диалог.

Теперь несколько примеров об использовании ходожественной литературы на уроках географии. Изучая тему "Климатические пояса Африки", предлагаю ученикам прочитать, кто не читал, или восстановить в памяти события из книги Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо". На уроке прошу найти в книге описание природы из дневника Робинзона. Прочитав отрывок, ученики пытаются ответить на вопрос- "Какой климатический пояс имеет такие характеристики климата?"- и обычно безошибочно называют субэкваториальный климатический пояс. В книге приводятся красочные картины описания растительности острова, что дает более полное представление о данном поясе.

Также в художественной литературе можно найти много интересных фактов о жизни растений и животных на материках. Например, в книге М.Рида "В поисках белого бизона" дано прекрасное описание прерий Северной Америки. Этот материал хорошо использовать при изучении темы "Природные зоны", также он способствует развитию межпредметных связей. Предлагаю ученикам прослушать главу XI из книги "Цепь разрушений" и ответить на вопросы:

1. Какие животные связаны в цепи питания?

2. С каким учебным предметом созвучна тема главы?

Описание дано в захватывающей форме, ребята слушают с удовольствием, в конце урока составляют цепь разрушений и делают вывод о том, что этот процесс, называемый "цепью питания", они изучают на зоологии.

Такой эмоциональный отрывок отложится в памяти учеников надолго, нежели простое перечисление животных, населяющих прерии.

Одной из сложных тем при изучении материков для ребят является тема "Народы". Обычно на уроках говорят о внешнем облике, росте, характере телосложения коренного жителя той или иной территории. Эти характеристики путаются в головах учеников. На мой взгляд, надо показать человека в той среде, где он живет, показать его жизнь в окружающей природе. В этом отлично помогает книга В.Корочанцева "Бой тамтамов будит мечту". Цель автора этой книги: "... с документальной достоверностью показать жителей Африки, в основном западной ее части, в их родной стихии, на фоне природы". Вот один из примеров, помогающий разогнать скуку на уроке. Пастух-зулус отдыхает в безлюдной саванне на одной ноге. Почему бы ему не прилечь где-нибудь на пригорке, как делают наши пастухи в средней полосе России? Ответ ученики находят в книге: "...будь ты сам зулусом, ты отдыхал бы только так, стоя на одной ноге в пустынных просторах, кишащих змеями и скорпионами".

Также развитию интереса к теме "Народы" может способствовать разговор о жилищах африканцев. Известно, что народы разных стран по-разному строят жилища. Ученикам предлагаются несколько рисунков жилищ ( шатер туарегов, хижина пигмеев, хижина на сваях) и краткие рассказы об их особенностях. В выводы учащиеся должны определить, жителям каких природных зон принадлежат жилища, какие природные и климатические условия определили выбор материала, из которого сделаны хижины, характер стен, крыш, диаметр входных отверстий. Такой урок надолго останется в памяти учеников. Кроме того, они самостоятельно делпют выводы о взаимосвязи между природой и человеком.

УРОК III

Игра "Звездный час"

Игра составлена по материалам дополнительной литературы, прочитанной учащимися, проводится в конце изучения темы "Африка".

Цель игры: закрепить знания об особенностях природы материка.

Задачи. Развивать интеллектуальные способности, умения находить ответ в нестандартных ситуациях, интерес к географии.

Оборудование: кодоскоп, диапроектор, экран.

Выставка книг, лучших сочинений по темам: "Что я знаю об Африке!" (задание дается в начале изучения темы "Африка"), "Что я еще узнал об Африке!" (задание дается в конце изучения темы), творческих работ, контурных карт.

Ящик с буквами, сигнальные карты, звездочки, магнитофонная запись песни из телепередачи "Звездный час".

Организация. От каждого класса ( 3 параллели) по два участника и по одному помощнику (всего в игре участвуют 12 учеников).

Роль ведущего могут выполнять учитель или ученик.

Литература

1. Кузнецов А.П. Страны, хозяйство, люди. - М.: Просвещение, 1988.

2. Магидович И.П., Магидович В.И. Очерки по истории географических открытий. - М.: Просвещение, 1985.

3. Почивалов Л. Там за морем - Африка. - М.: Детская литература, 1987.

4. Смирнова Н.П., Шибанова А.А. По материкам и океанам: Книга для чтения по географии материков и океанов. - М.: Просвещение, 1988.

Ход игры

Ведущий. Добрый вечер, друзья! Вот и закончилось наше заочное путешествие по материку Африка. Как говорил известный писатель Максим Горький:



© 2010-2022