Урок по теме: Экваториальные леса Африки

Раздел География
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №35

АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ.












Урок по теме: Экваториальные леса Африки.


Учитель: Гаценко А.В.




Урок по теме: Экваториальные леса Африки.












Цели урока:

1. Образовательные: ознакомление учащихся с многообразием представителей растительного и животного мира, понятием ярусность и особенностями существования в каждом ярусе; формирование знаний о различных формах живого; ознакомление учащихся с причинами и особенностями формирования почв в данной природной зоне; расширение кругозора.

2. Развивающие: способствовать развитию у учащихся умений находить взаимосвязи между типом сообщества и климатом, между особенностями климата и формированием почв, между сложностью растительного сообщества и распределением в нём животных, между географическим положением территории и образовавшимся сообществом.

3. Воспитательные: формирование бережного и уважительного отношения к природе; привитие интереса к географии.

Оборудование: карта природных зон и физическая карта Африки; таблицы; видеоматериал - фильм «Экваториальные леса» из сериала ВВС «Африка»; карточки; ТСО.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Сообщение учащимся целей и задач урока.

2. Индивидуальные задания.

Вариант 1.

Вопрос на оценку «4».

Охарактеризуйте особенности режима и питания реки Конго.

Вопрос на оценку «5».

Какое влияние на климат оказывает озеро Виктория?


Вариант 2.

Вопрос на оценку «4».

Значение реки Нил в хозяйственной деятельности Египта.


Вопрос на оценку «5».

Какое влияние на климат оказывает река Конго?

3. Фронтальный опрос.

  1. Перечислите наиболее крупные реки Африки.

  2. Почему наиболее густая речная сеть на материке в субэкваториальном и экваториальном климатических поясе?

  3. Многие реки Африки несудоходны. В чём причина?

  4. В чём заключается загадка Нила и как она объяснена современными учёными?

  5. Почему река Конго является самой полноводной рекой материка?

  6. Озёра Ньяса и Танганьика имеют сильно вытянутую форму, а озеро Виктория - нет. Объясните этот факт.

  7. Как можно объяснить большую глубину озёр Ньяса и Танганьика?

  8. Какие животные и растения встречаются в водоёмах Африки?

4. Новая тема.


План работы

(план урока выписывается на доске заранее)

  1. Почвы Гилеи. Описание и особенности формирования.

  2. Причины возникновения обильной растительности в экваториальных лесах.

  3. Ярусность лесов Африки.

  4. Особенности жизни и приспособления к выживанию в различных ярусах леса.

  5. Видовой состав растений.

  6. Животные лесов.

Для активизации познавательной деятельности и повышения интереса к изучаемой теме демонстрируется серия фильма «Экваториальные леса» из сериала ВВС Африка.

Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы учащихся.


Изучите карту природных зон Африки. Найдите на ней экваториальные леса и определите их географическое положение.


Рассказ учителя.

Экваториальные леса Африки, называемые местными жителями гилеей, являются одним из удивительных мест на Земле.

Посмотрите на «Почвенную карту мира». Найдите Африку и определите название почв, расположенных в экваториальных лесах.

Рассказ учителя

Почвы из-за большого содержания железа имеют красноватый оттенок. Их называют красно-желтые ферраллитные (от латинского «феррум» - железо, и «алюминиум» - алюминий). В экваториальном лесу благоприятные условия для жизнедеятельности растений, животных и микроорганизмов, что особенно важно для почвообразования.

Выскажите предположение о плодородности почв и попробуйте его доказать.

Рассказ учителя.

Поступающие в почву в большом количестве органические вещества разлагаются до конца, а не накапливаются в ней. Эти питательные элементы растения быстро поглощают, поэтому преобладающая часть питательных веществ находится в составе растительного покрова. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию почв на большую глубину, местами вызывая её заболачивание. Поэтому почвы экваториальных лесов удивительно неплодородны.

Изучите климатическую карту Африки. Объясните, что способствовало бурному развитию растительного мира в экваториальном регионе.

Рассказ учителя.

Жаркий климат и обилие влаги способствует развитию густой вечнозелёной древесной растительности. Экваториальные леса растут в несколько ярусов или «этажей». Светолюбивые растения тянутся к солнцу и образуют верхний ярус высотой 35-50м. Стволы деревьев поднимаются как колонны и только наверху раскидывают густую крону. Под этими деревьями растут в несколько ярусов деревья меньшей высоты и менее требовательные к свету. Листья деревьев верхнего яруса жёсткие и плотные, с блестящей, как бы лакированной поверхностью, что спасает их от чрезмерного испарения, ожогов и ударов дождевых струй при сильных ливнях, которые в лесах идут каждый день. У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные. Они защищены от потоков воды, обжигающего солнечного света и им достаётся меньше солнечного света и чтобы больше уловить необходимы именно такие листья.

Экваториальные леса являются вечнозелёными. Сбрасывание листвы происходит постепенно, а не сразу, как в наших лесах. Видовой состав растений исключительно разнообразен. Только деревьев насчитывается около 1000 видов. Верхний ярус составляет, например, сейба. Диаметр ствола дерева достигает 2-ух метров, а широкие дисковидные корни поднимаются на высоту 4-ёх метров. Средний ярус составляют фикусы и различные пальмы: например, пальма рафия, которую африканцы особенно чтут. Её 10-12 метровые листья используют как крыши для хижин, а из волокон плетут ткани, шляпы, корзины. В нижнем ярусе растут бананы, древовидные папоротники, лианы, эпифиты. Лианы часто обвивают стволы деревьев, высоко взбираются на них и оттуда свисают гирляндами, делая лесную чащу местами непроходимой. Солнечный свет едва проникает сквозь густую листву. В таком лесу даже днём сумрачно. Поэтому кустарниковый и травяной покровы здесь развиты слабо.

Экваториальный лес - родина многих ценных видов растений, например, самой распространённой и очень ценной из всех пальм - масличной, из плодов которой получают пальмовое масло. Стоит упомянут также кофейное дерево, плоды которого используются по всему миру.

Рассмотрите карту природных зон Африки и назовите животных, обитающих в гилее. Выскажите предположение об обилии животных в лесной зоне и попробуйте его обосновать.

Рассказ учителя.

Животный мир экваториальных лесов также богат и разнообразен. В верхнем ярусе живёт множество птиц, насекомых, грызунов, обезьян и лемуров.

Сообщение учащегося с демонстрацией рисунка животного.

Ангвантибо.

Ангвантибо - это небольшой зверёк размером с небольшую кошку. Почти бесхвостый, круглоухий, пушистый, буроватый с золотистым оттенком шерсти. Зверёк очень редкий: всего около дюжины его шкурок хранится в Британском музее, и до Даррела лишь однажды он жил у натуралистов в неволе. Джеральд Даррелл после второй мировой войны поймал в лесах Камеруна несколько ангвантибо и привёз в Англию.

Большую часть жизни зверёк проводит вниз головой, повиснув на ветке на одной или двух задних лапах. Даже ест в этой позиции и спит иногда. Во время сна лапы его коченеют, их температура значительно понижается, а чувствительность падает. Окоченевшие лапки кололи иголками, но зверёк не чувствовал уколов и не пробуждался.

Ходит, передвигается, ползает ангвантибо нередко спиной вниз, подобно ленивцу. И, проделывая всё это, демонстрирует часто акробатические трюки: шествуя по ветке спиной вниз, вдруг остановится, извернётся, протиснет передние лапы и голову между задними и, опять перебирает руками, движется по суку назад. Затем новый акробатический разворот и вот уже зверёк ползёт обратно.

Рассказ учителя.

К наземным обитателям относятся кистеухие свиньи и мелкие копытные. На лесных опушках и у берегов водоёмов встречаются редчайшие на Земле животные - карликовые бегемоты и окапи - родственники жирафов, эндемики Африки. Крупный хищник гилеи - леопард. В глухих, малодоступных местах сохранились самые крупные обезьяны - гориллы, которые больше нигде в мире не встречаются.

Сообщение учащегося с демонстрацией рисунка животного.

Гориллы.

Путешественники, вернувшиеся из походов по гилее, рассказывали о злобных монстрах, без предупреждения нападавших на людей. Никто из тех, на кого они напали, не выжили. С тех пор за ними закрепилась дурная слава.

Обычно гориллы угрожают пристальным взглядом, сурово сдвинув брови и сжав губы. Если вы его выдержали и не отвели глаз, значит приняли вызов. И тогда - О ужас! - горилла бросается на вас. Чёрная, взъерошенная, страшная как дьявол, быстрая как ветер, и сильная как лев! Бежит, ломая сучья, и вдруг… не добежав метра три, останавливается, в бешенстве колотя себя в грудь. Либо, пыхтя и сопя, горилла проносится мимо. Ведь это только угроза, а не нападение, которого обычно не бывает. «Храбрые» охотники на горилл, цепенея от страха, не выдерживали демонстрации силы лохматого гиганта и метко стреляли в «нападающую» гориллу, а потом в выражениях, леденящих душу, расписывали пережитые опасности.

Именно они начали уничтожать этих великолепных и удивительных животных. В настоящее время количество горилл исчисляется всего лишь тысячами и продолжает сокращаться. Горных горилл, а есть ещё и равнинные, занесли в Международную Красную книгу и начали охранять.

Рассказ учителя.

Во всех ярусах леса распространены змеи и муравьи. Некоторые виды последний, так называемые кочующие, движутся длинными колоннами, истребляя на пути всё живое. Также в нижнем пологе многочисленны насекомые, термиты, питающиеся растительными остатками.

По мере рассказа заполняется таблица:

Название природной зоны

Географическое положение

Климат

Воды

Почвы

Органический мир.

Экваториальные леса (гилея)

К северу до 7 градуса с.ш. и к югу до 7 градуса ю.ш. от экватора в бассейне реки Конго и вдоль Гвинейского залива.

Экваториальный.

Одно время года - лето. Среднегодовая температура более 20 градусов по Цельсию. Осадков более 2000 мм в год.

Постоянные дожди, р. Конго и ей притоки. Много болот.

Красно-желтые ферраллитные (малоплодородные)

Растения: сейба, фикусы, пальмы, бананы, древовидные папоротники, эбеновое дерево, лианы, эпифиты.

Животные: обезьяны, кистеухие свиньи, оленьки, карликовый бегемот, окапи, леопарды, лесные слоны, змеи, ящерицы, муравьи, пауки, птицы.

5. Закрепление.

  1. Какие почвы в гилее?

  2. Особенности их образования.

  3. Почему они являются малоплодородными?

  4. Каковы причины обильной растительности в лесах?

  5. Что такое ярусность? Сколько ярусов в гилее?

  6. Имеются ли отличия между строением растений, занимающих разные ярусы?

  7. Какие животные обитают в экваториальных лесах? Как они приспособлена для жизни в разных ярусах?

6. Итог урока. Что нового узнали на уроке?

7. Домашнее задание. & 25. Нанести на контурную карту экваториальные леса и животных, обитающих в данной природной зоне.


Анализ открытого урока по географии.

21 ноября 2007 года, согласно расписанию, в 7-ом классе был проведён открытый урок по географии. На уроке присутствовал 21 человек.

Урок проведён в соответствии с тематическим планом по теме «Экваториальные леса Африки». Цели и задачи урока:

1. Образовательные: ознакомление учащихся с многообразием представителей растительного и животного мира, понятием ярусность и особенностями существования в каждом ярусе; формирование знаний о различных формах живого; ознакомление учащихся с причинами и особенностями формирования почв в данной природной зоне; расширение кругозора.

2. Развивающие: способствовать развитию у учащихся умений находить взаимосвязи между типом сообщества и климатом, между особенностями климата и формированием почв, между сложностью растительного сообщества и распределением в нём животных, между географическим положением территории и образовавшимся сообществом.

3. Воспитательные: формирование бережного и уважительного отношения к природе; привитие интереса к географии.

Данные цели были достигнуты полностью.

Тип выбранного урока - комбинированный.

Занятие прошло в форме рассказа с элементами самостоятельной работы.

Урок был разделён на следующие части: организационный момент, индивидуальные задания и фронтальный опрос, изучение нового материала, закрепление, домашнее задание.

Присутствовали следующие формы и виды контроля: краткая самостоятельная работа; работа по карточкам; фронтальный опрос. Данные формы контроля позволяют индивидуально и дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.

Для достижения цели урока была выбраны следующие методы: объяснительно-иллюстративные (рассказ), частично-поисковые (выбор примеров с опорой на наглядность, самостоятельная работа).

На уроке рационально сочетались различные формы работы.

В ходе урока широко использовалась наглядность - карты, таблицы, видеоматериалы.

В композиции урока присутствовала логическая последовательность в подаче материала, наличие выводов и обобщений, чёткость перехода от одной части урока к другой, завершённость, чётко подведённый итог урока.

Темп урока - оптимальный, плотность - достаточная, психологический климат - благоприятный.

Учащиеся работали на уроке активно, ощущался их интерес к предмету.

При подборе материала и типа урока учитывалась утомляемость учащихся.

Урок закончен вовремя.

© 2010-2022