- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 10-11 классы
Рабочая программа по географии 10-11 классы
Раздел | География |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Арефьева Е.А. |
Дата | 07.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
С УТВЕРЖДАЮ Директор муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» ___________________Н.Т.Каракулина приказ от _____________№_________ОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно- воспитательной работе муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №11» ________________Л.А. Рыжова «_____»________________2014 г.
|
|
Комитет по образованию администрации МО Щекинский район
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Рабочая программа
по предмету ____география__в__10 - 11_классах
Учитель: Е.А. Арефьева
РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения
учителей естественно-математического цикла
муниципального образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №11»
Руководитель МО______________И.В.Заикина
Протокол №_________________
От «____»______________________2014 г.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 10-11 классе составлена на основе государственной программы для общеобразовательных учреждений, с учётом стандарта основного общего образования по географии и регионального компонента.
Рассчитана на 69 ч. В 10 классе - 35 ч., в 11 классе - 34 ч. (1 час в неделю).
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
Овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических процессов и явлений;
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
Воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
-
Использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Содержание программы
10 класс
Современные методы географических исследований. Источники географической информации (2 часа).
География, как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Картографический метод в исследовании процессов и явлений.
Виды географической информации, её роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
П.р. №1 « Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей географических явлений и процессов»
Природа и человек в современном мире (7 часов)
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.
Взаимодействие человека и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем.
Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Минеральные ресурсы. Основные виды природных ресурсов: земельные, водные, биологические, климатические и космические, рекреационные, ресурсы Мирового океана. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологическая ситуация в России, Тульской области.
П.р. №2 «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», нанесение на контурную карту государств с монархической формой правления и федеративным устройством»
П.р. №3 «Обозначение на контурной карте стран «большой восьмёрки», экономически развитых, развивающихся, крупнейших по численности и по площади стран мира»
Практическая работа №4 «Оценка обеспеченности человечества в разных регионах и странах основными видами природных ресурсов. Определение ресурсообеспеченности стран мира».
П.р. №5 « Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций»
Население мира (8 часов).
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Демографический взрыв, демократический кризис и демографическая политика. Состав и структура населения.
География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Роль религии в развитии общества. Основные направления и типы миграции в мире. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация, как всемирный процесс
П.р. №6 «Определение демографической ситуации и особенности демографической политики в регионах мира. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами»
П.р. №7 «Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения»
П.р. №8 «Обозначение на контурной карте стран с разным уровнем и темпами урбанизации. Нанесение на контурную карту крупнейших городских агломераций и мегаполисов мира»
П. р. № 9 «Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения».
География мирового хозяйства (17 часов).
Научно-техническая революция: характерные черты и составные части. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Факторы размещения. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. География промышленности. География сельского хозяйства и рыболовства. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали и транспортные узлы.
Международная специализация крупнейших стран и регионов. Основные международные магистрали и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и регионов. Интеграционные отраслевые и региональные союзы.
Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции.
П.р. №10 «Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий»
П.р. №11 «Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участие в международном географическом разделении труда. Определение основных направлений международной торговли, факторов определяющих международную специализацию стран и регионов мира»
П.р. №12 «Нанесение на контурную карту международных и региональных организаций»
П. р.№ 13 «Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира Определение стран-экспортёров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха, стран , предоставляющих банковские услуги и другие виды международных услуг»». География мировых валютно-финансовых отношений.
Практическая работа № 14 «Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях».
11 класс
Региональная характеристика мира.
Зарубежная Европа (8 часов)
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Зарубежной Европы.
Географические особенности стран и народов Северной Европы.
Географические особенности стран и народов Западной Европы.
ФРГ. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
Географические особенности стран и народов Восточной Европы.
Географические особенности стран и народов Южной Европы.
Практические работы:1 «Сравнительная географическая характеристика стран разных типов»
Зарубежная Азия. Австралия и Океания (7 часов)
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Зарубежной Азии.
Китай. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
Япония. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
Индия. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Австралии.
Комплексная характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Океании.
Африка (3 часа)
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Африки.
Внутренние географические различия стран Африки.
Северная Америка (4 часа)
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Северной Америки. США. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство. Канада. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
Латинская Америка (5 часов)
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Латинской Америки.
Бразилия. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.
Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России
Практические работы: 2 «Составление комплексной географической характеристики стран и регионов мира». 3 « Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития». 4 «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой и промышленной продукции. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира»
Глобальные проблемы человечества (5 часов)
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Экологические проблемы Тульской области.
Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Практические работы: 5. «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Составление простейших схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества»
Резерв - 2 часа.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
Количество часов в неделю: 1
Годовое количество часов: 35
Реквизиты программы: Государственная программа для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Н. Петрова, О.П. Моисеева. «Дрофа», М.; 2002 г.,
УМК учащихся:
1. Учебник «Социальная и экономическая география мира. 10 класс», В.П. Максаковский, М.; Просвещение, 2009г.
2. Атлас. Социальная и экономическая география мира. 10 класс «Дрофа», М., 2009г.
3. Контурные карты. М.; Дрофа, 2009 г.
УМК учителя:
1.Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа,2007
2. Учебник «Социальная и экономическая география мира. 10 класс», В.П. Максаковский, М.; Просвещение, 2009г. 3.Поурочные разработки по географии.В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова Экзамен, М.; 2006г.
4. ЕГЭ. Репититор. География. Полякова М.О., М.; Экзамен, 2005г.
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Дата
прове
дения
урока
Содержание (тема урока)
Практические работы
Примечания
Современные методы географических исследований. Источники географической информации (2 часа).
1/1
Инструктаж по ТБ. География, как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Картографический метод в исследовании процессов и явлений.
2/2
Виды географической информации, её роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.
П.р. №1 « Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей географических явлений и процессов»
П.р. №1
«Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей географических явлений и процессов»
Природа и человек в современном мире (7 часов)
3/1
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.
П.р. №2 «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», нанесение на контурную карту государств с монархической формой правления и федеративным устройством»
П.р. №2 «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира», нанесение на контурную карту государств с монархической формой правления и федеративным устройством»
4/2
П.р. №3 «Обозначение на контурной карте стран «большой восьмёрки», экономически развитых, развивающихся, крупнейших по численности и по площади стран мира.
П.р. №3 «Обозначение на контурной карте стран «большой восьмёрки», экономически развитых, развивающихся, крупнейших по численности и по площади стран мира.
5/3
Взаимодействие человека и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем.
Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Минеральные ресурсы
6/4
Основные виды природных ресурсов: земельные, водные, биологические, климатические и космические, рекреационные, ресурсы Мирового океана.
7/5
Практическая работа №4 «Оценка обеспеченности человечества в разных регионах и странах основными видами природных ресурсов. Определение ресурсообеспеченности стран мира».
Практическая работа №4 «Оценка обеспеченности человечества в разных регионах и странах основными видами природных ресурсов. Определение ресурсообеспеченности стран мира».
8/6
Рациональное и нерациональное природопользование
П.р. №5 « Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций»
П.р. №5 « Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций»
9/7
Экологическая ситуация в России, Тульской области.
Население мира (8 часов).
10/1
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия.
П.р. №6 «Определение демографической ситуации и особенности демографической политики в регионах мира. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами»
П.р. №6 «Определение демографической ситуации и особенности демографической политики в регионах мира. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами»
11/2
Типы воспроизводства населения. Демографический взрыв, демократический кризис и демографическая политика.
12/3
Состав и структура населения.
П.р. №7 «Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения»
П.р. №7 «Сравнение возрастно-половых пирамид стран, различающихся типами воспроизводства населения»
13/4
География религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Роль религии в развитии общества.
14/5
Основные направления и типы миграции в мире.
15/6
Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира.
16/7
Урбанизация, как всемирный процесс
П.р. №8 «Обозначение на контурной карте стран с разным уровнем и темпами урбанизации. Нанесение на контурную карту крупнейших городских агломераций и мегаполисов мира»
П.р. №8 «Обозначение на контурной карте стран с разным уровнем и темпами урбанизации. Нанесение на контурную карту крупнейших городских агломераций и мегаполисов мира»
17/8
Практическая работа № 9 «Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения».
Практическая работа
№ 9 «Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения».
География мирового хозяйства (17 часов).
18/1
Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.
19/2
Мировое хозяйство, основные этапы его развития.
20/3
Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира.
21/4
Факторы размещения.
П.р. №10 «Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий»
П.р. №10 «Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного освоения разных территорий»
22/5
География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. География промышленности.
23/6
География сельского хозяйства и рыболовства.
24/7
Мировая торговля и туризм.
25/8
Основные международные магистрали и транспортные узлы.
26/9
Международная специализация крупнейших стран и регионов
27/10
П.р. №11 «Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участие в международном географическом разделении труда. Определение основных направлений международной торговли, факторов определяющих международную специализацию стран и регионов мира»
П.р. №11 «Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участие в международном географическом разделении труда. Определение основных направлений международной торговли, факторов определяющих международную специализацию стран и регионов мира»
28/11
Интеграционные отраслевые и региональные союзы.
П.р. №12 «Нанесение на контурную карту международных и региональных организаций»
П.р. №12 «Нанесение на контурную карту международных и региональных организаций»
29/12
Ведущие страны - экспортеры основных видов продукции.
30/13
Практическая работа № 13 «Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира Определение стран-экспортёров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха, стран , предоставляющих банковские услуги и другие виды международных услуг»».
Практическая работа
№ 13 «Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира Определение стран-экспортёров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья, районов международного туризма и отдыха, стран , предоставляющих банковские услуги и другие виды международных услуг»
31/14
Практическая работа № 14 «Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях».
Практическая работа № 14 «Установление взаимосвязей между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях».
32/15
География мировых валютно-финансовых отношений.
33/16
Итоговое тестирование
34/17
Обобщение и повторение по темам: Природа и человек в современном мире», «население мира», «География мирового хозяйства»
35
Резерв
Календарно-тематическое планирование
11 класс
Количество часов в неделю: 1
Годовое количество часов: 34
Реквизиты программы: Государственная программа для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Н. Петрова, О.П. Моисеева. «Дрофа», М.; 2002 г.,
УМК учащихся:
1. Учебник «Социальная и экономическая география мира. 10 класс», В.П. Максаковский, М.; Просвещение, 2009г.
2. Атлас. Социальная и экономическая география мира. 10 класс «Дрофа», М., 2009г.
3. Контурные карты.
М.; Дрофа, 2009 г.
УМК учителя:
1.Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа,2007
2. Учебник «Социальная и экономическая география мира. 10 класс», В.П. Максаковский, М.; Просвещение, 2009г. 3.Поурочные разработки по географии.
В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова Экзамен, М.; 2006г.
4. ЕГЭ. Репититор. География. Полякова М.О., М.; Экзамен, 2005г.
№ урока
Дата
прове
дения
урока
Содержание (тема урока)
Практические работы
Примечания
Региональная характеристика мира.
Зарубежная Европа (8 часов)
1/1
Инструктаж по ТБ. Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Зарубежной Европы.
2/2
Географические особенности стран и народов Северной Европы.
3/3
Географические особенности стран и народов Западной Европы.
4/4
ФРГ. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
5/5
Географические особенности стран и народов Восточной Европы.
6/6
Географические особенности стран и народов Южной Европы.
7/7
П.р. №1 «Сравнительная географическая характеристика стран разных типов»
П.р. №1 «Сравнительная географическая характеристика стран разных типов»
8/8
Обобщение знаний по теме «Зарубежная Европа»
Зарубежная Азия. Австралия и Океания (7 часов)
9/1
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Зарубежной Азии.
10/2
Китай. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
11/3
Япония. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
12/4
Индия. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
13/5
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Австралии.
14/6
Комплексная характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Океании.
15/7
Обобщение знаний по теме «Зарубежная Азия. Австралия и Океания»
Африка (3 часа)
16/1
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Африки.
17/2
Внутренние географические различия стран Африки.
18/3
Обобщение по теме «Африка»
Северная Америка (4 часа)
19/1
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Северной Америки
20/2
США. . Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство
21/3
Канада. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство.
22/4
Обобщение по теме «Северная Америка»
Латинская Америка (5 часов)
23/1
Особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития стран Латинской Америки.
24/2
Бразилия. Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство
25/3
П.р. №2 «Составление комплексной географической характеристики стран и регионов мира»
П.р. №2 «Составление комплексной географической характеристики стран и регионов мира»
26/4
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.
П.р. №3 « Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития»
П.р. №3 « Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденции их возможного развития»
27/5
Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира. Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России. П.р. №4 «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой и промышленной продукции. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мир
П.р. №4 «Определение роли России в производстве важнейших видов мировой и промышленной продукции. Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира»
Глобальные проблемы человечества (5 часов)
28/1
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения. Экологические проблемы Тульской области.
29/2
Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
30/3
П.р. №5 «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Составление простейших схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества»
П.р. №5 «Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. Составление простейших схем, картосхем, отражающих географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества»
31/4
Итоговое тестирование за курс «Экономическая и социальная география мира»
32/5
Обобщение и повторение по теме «Глобальные проблемы человечества», за курс
« Экономическая и социальная география мира»
33-34
Резерв
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
-
особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
-
географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, из различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
-
особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, её роль в международном разделении труда;
уметь
-
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
-
оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
-
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
-
составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
-
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
-
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
-
понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Список литературы
1. Государственная программа для общеобразовательных учреждений. Авторы: Н.Н. Петрова, О.П. Моисеева. «Дрофа», М.; 2002 г.,
2.Сборник нормативных документов. География/сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа,2007
3. Учебник «Социальная и экономическая география мира. 10 класс», В.П. Максаковский, М.; Просвещение, 2009г.
4.Поурочные разработки по географии. В.Л. Лиознер, И.Б. Митрофанова Экзамен, М.; 2006г.
5. ЕГЭ. Репетитор. География. Полякова М.О., М.; Экзамен, 2005г.