Формирование УУД на уроках географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Знания в собственном смысле

слова сообщить не возможно.

можно их человеку предложить,

подсказать, но овладеть ими

он должен путем

собственной деятельности.

А. Дистерверг

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Универсальные учебные действия в широком смысле - умение учиться, т.е. способность к саморазвитию, самосовершенствованию, путем активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия учащихся сгруппированы в четыре основных блока:

1. личностные - позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

2. регулятивные - обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

3. познавательные - включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

4. коммуникативные - обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

На уроках географии развитие УУД возможно через систему заданий:

Личностные действия формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу. Для организации деятельности учащихся на уроке можно использовать глаголы-действия: составьте, постройте, придумайте, пересмотрите, сформулируйте, сделайте, спланируйте. Что делают ученики: обобщают, формулируют, планируют.

Так, например, при изучении темы «Погода», в начале урока можно поставить проблемный вопрос: «Почему метеорологи всегда виноваты?». Учащиеся, рассуждая и приводя примеры из жизни, приходят к выводу об изменчивости погоды. Домашнее задание: составьте описание погоды одного дня.

5 класс, тема: Земля и Вселенная. Задание: составьте прогноз развития жизни на Земле в случае отсутствия солнечного света ( солнечного тепла).

При этом учащимся можно предложить попросить совета родителей. Это не только покажет прочность географических знаний родителей и сыграет на упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в быту, в будущей жизни. У ученика формируется понимание необходимости прочных знаний по географии.

При выполнении практической работы в 5 классе «Составление плана учебного кабинета географии» личностные действия у учащихся формируются через выбор картографическим или описательным методом представить план.

Познавательные действия формируются в практических заданиях, включающих действия исследования, поиска, отбора информации. Для организации деятельности можно использовать на уроках глаголы - действия: назовите, опишите, определите, расскажите, перечислите. Что делают ученики: впитывают, запоминают, узнают.

Например, 5 класс:

  • Опишите рельеф, представленный на топографической карте (форзац учебника) по плану:

  1. Название территории.

  2. Определение общего характера рельефа территории.

  3. Название и положение форм рельефа на описываемой территории.

  4. Наибольшая и наименьшая абсолютная высота территории.

  5. Преобладающие высоты на территории.

  6. Перечислить географические объекты, расположенные на территории и их характеристики.

  • Определите координаты того или иного места и т.д.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда.

Для формирования коммуникативных действий можно предложить ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. В данном случае используются глаголы-действия: расскажите своими словами, подчеркните, объясните, обсудите, сравните.

Например, проверка усвоения терминов (ключевых слов) по изучаемой теме; проверка знания географических названий материков, морей, рек и т.д.

В 5 классе, изучая тему «Ориентирование на местности», учащиеся формируют свои представления об ориентировании на местности с помощью компаса. Практическая работа выполняется в парах: определение с помощью компаса сторон горизонта.

Учебные действия учащихся:

  • Объяснять порядок работы с компасом;

  • Определять стороны горизонта с помощью компаса;

  • Показывать направления по сторонам горизонта;

  • Приводить примеры объектов, расположенных по разные стороны горизонта.

В 5 классе после изучения темы «Ориентирование» учащиеся на уроке самостоятельно составляют практическое задание, для выполнения которого необходимо использовать компас или транспортир (при этом на партах лежат компасы и транспортиры).

Например, по какому азимуту нужно плыть, чтобы попасть с острова Мадагаскар на полуостров Сомали.

Или, по какому азимуту ты идешь домой?

Задания по определению азимута необходимы для подготовки к единому государственному экзамену по географии.

Ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости, отметку партнёра. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста. Глаголы - действия используемые на уроке: оцените, сравните, что самое хорошее, кто прав, почему это самое важное. Что делают ученики: обсуждают, оценивают, выбирают.

Например, небольшой тест, проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа - шаблон проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на доске.

5 класс, тема: «Хождение за три моря». Для решения проблемного вопроса: «Афанасий Никитин - первый ученый-географ Руси или предприимчивый купец?» возникло две версии. С помощью регулятивных действий - отбирается учащимися информация, которая обеспечивает доказательность правоты учащегося.

Решение практических заданий обучающимися на уроках является важным шагом к успешному усвоению общего курса географии.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста.

Приемы работы с текстом:

  • Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

  • Прием составления схемы. Схема - это способ моделирования логической структуры текста.

  • Прием составления сводной таблицы - позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

  • Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

  • Прием логического запоминания учебной информации включает следующие компоненты: самопроверка по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся; пересказ в парах с опорой на ключевые слова.

  • Преобразование художественного текста в графический вид. Например, путешествие А. Никитина представить на контурной карте, рисунке или написать эссе.

Рабочая тетрадь - яркий пример формирования регулятивных действий: постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы ученика дома и в классе, это своего рода организатор самостоятельной деятельности ученика, которая дает возможность самопроверки и самостоятельного выбора.

Учебный атлас позволяет ученикам составить достаточно полное представление об изучаемой территории; применить разнообразные методы и приемы организации учебной деятельности, обеспечивающие личностную ориентированность обучения. При работе с атласом и настенной картой учащиеся следуют географическому правилу: что называешь - показывай; что показываешь - называй.

В контурной карте задания выстраиваются по принципу «от простого к сложному», поэтому требуют последовательного их выполнения. При этом выполнение всех заданий не является обязательным, что позволяет каждому ученику достичь результата, соответствующего его возможностям.

Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и в конечном счете повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.



© 2010-2022