Использование метода проектов во внеурочной деятельности по краеведению

Цель проекта: Создать условия по формированию у  учащихся универсальных учебных действий  в курсе краеведения.Задачи:1.    Организация работы по проектной деятельности учащихся.2.    Создание методических условий для  реализации  внеурочной деятельности по изучению краеведения.3.    Обобщение и представление опыта работы.Развитие исследовательских и проектных навыков учащихся в рамках работы объединения «Юный краевед»   востребовано в связи с работой школы по программе «Я – гражданин России», по...
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационный проект учителя географии

Шкериной Светланы Вениаминовны


1. Тема проекта: Использование метода проектов во внеурочной деятельности по краеведению

2. Актуальность: Развитие исследовательских и проектных навыков учащихся в рамках работы объединения «Юный краевед» востребовано в связи с работой школы по программе «Я - гражданин России», подпрограмма «Краеведческо-историческая», по программе «Одарённые дети». Изучение краеведческого материала позволяет сделать процесс обучения более значимым, повысить мотивацию к изучению малой Родины, уровень общей культуры школьников, расширить кругозор, усилить гуманизацию образования. Включение приёмов и методов исследовательской, проектной деятельности в образовательный процесс положительно влияет на формирование гражданских качеств, активной позиции учащихся, грамотного поведения в природе, осознания собственной роли в преобразовании родного города, Южного Урала. Происходит индивидуализация образования, развитие навыков мышления учащихся, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах, развития коммуникативных качеств личности.

3. Цель проекта: Создать условия по формированию у учащихся универсальных учебных действий в курсе краеведения.

Задачи:

  1. Организация работы по проектной деятельности учащихся.

  2. Создание методических условий для реализации внеурочной деятельности по изучениюкраеведения.

  3. Обобщение и представление опыта работы.

4. Срок реализации проекта: Реализуется в рамках работы объединения «Юный краевед».

5. План реализации: Разработана программа кружковой деятельности сроком на 3 года в соответствии с: Программой Н.Б.Виноградова, В.И.Усанова, Г.С.Шкребень. История Южного Урала от древнейших времён до середины 90-х гг. ХХ века (для школ и гимназий Челябинской области). Ч.: ЧГПУ, кафедра отечественной истории, 1996, учебным планом МОУ СОШ № 65. 1 год обучения: «История южноуральского края», 2 год обучения: «Встречи с народами края», «Южный Урал в древности и в средние века», 3 год обучения: «Край в средние века и новое время», «Край в новейшее время». Данная программа дополняет курс «Краеведение» 6-9 классов.

Для реализации методов проектов в кружковой деятельности в рабочую программу внесены изменения. В рамках работы кружка ведётся научно-исследовательская работа, подготовка учащихся к НПК, краеведческим конференциям, краеведческим олимпиадам. Ведётся сбор материала по истории школы, поэтому введены дополнительные темы в объёме 29 часов в каждый курс обучения в виде практических работ: Работа с литературой. Исследовательская и проектная работа. Стандарты оформления работ. Работа с источниками литературы. Методы сбора информации. Интервью, сбор воспоминаний. Мастерство публичных выступлений. Индивидуальная работа по выбору тем проектной деятельности. Формулировка целей, задач. Подготовка к краеведческим конференциям и конкурсам, работа над проектами. Школьная научно-практическая краеведческая конференция. Просветительская деятельность. Выступления учащихся кружка с докладами.

6. Предполагаемые результаты реализации проекта: 1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, повышение их интереса к предмету, к творческой и исследовательской работе. У учащихся развиваются личные и социальные навыки, творческие способности и уверенность в себе, развитие критического типа мышления, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование личностных качеств - самостоятельности, независимости, коммуникативности, рефлексивных качеств.

2. Активизация участия школьников в конкурсах различного уровня.

3. Рост творческого потенциала педагога, личностно-профессиональных качеств педагога, самореализация: готовность к организации и осуществлению исследовательской, проектной и экскурсионной деятельности по краеведению. Создание базы методических материалов в форме методической копилки для уроков краеведения, сбор материалов для школьного краеведческого музея.

7. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах. Реализуются принципы, заложенные в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, формируются универсальные учебные действия, определённые в «Концепции фундаментального ядра содержания общего образования»:

Универсальные учебные действия

Формирование УУД в рамках работы объединения «Юный краевед»

Личностно универсальные учебные действия

Работа над проектом /самостоятельный выбор темы, самостоятельный сбор материала/. Работа над проектами на экологическую тематику, по теме ВОВ, воины-афганцы, ученики школы, погибшие при исполнении воинского долга, учителя-ветераны, написание статей в школьную газету «Перемена +», в СМИ, сбор материала для школьного музея, социологические опросы населения, снятие видеосюжетов, выступление на конференциях.

Регулятивные действия

Работа над проектом, выступление на конференциях. Доработка проектов по итогам замечаний после публичной защиты проектов, выступлений на конференциях.

Универсальные действия познавательной направленности

Работа над описанием проекта, создание презентаций, краткого выступления, тезисами, статьёй в СМИ, интернет-публикации.

Универсальные логические действия

Использование исследовательского метода в проектной работе обязательно при подготовке работы к защите на научно-практической конференции. Применяются на всех этапах работы.

Коммуникативные действия

Формируются при работе в группах /социологический опрос, снятие видеосюжета, анкетирование, интервьюирование, визуальные наблюдения, фотосьёмка/, при публичной защите проектов

Формирование УУД посредством занятий в кружке, работой над проектами; исследовательская деятельность создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Следовательно, развитие учащихся направлено на овладение основными компетентностями, отвечающими современным требованиям образовательного процесса.

8. Востребованность результатов реализации проекта определено основополагающими документами: «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»; «Концепция фундаментального ядра содержания общего образования». Обобщение и представление опыта работы в виде материалов поисковой работы, проектов, видеоэкскурсий, презентаций для школьного краеведческого музея и кабинета краеведения, ведение просветительской работы в рамках МОУ, публикации работ, личностные достижения учащихся.

Результативность участия в конференциях: призёры областных конкурсов - 1, городских - 8, районных - 7, публикация работы учащихся в газете «Районный вестник»-1, участие в областном конкурсе «Добробрея», проходящего с 01.04.11. Качество участия в конкурсах 95%.

8. Опыт работы по предложенному направлению.

Проектная учебная деятельность учащихся представляет собой творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и практической реализации при консультации учителя. Опираясь на опыт и интересы школьника, учитель помогает ему выбрать направление, цели и содержание учебной деятельности в зоне ближайшего развития, пути и формы ее реализации, методы анализа и оценки результата, выстроить деятельность по выполнению проекта. Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по интересам, которая соответствует их способностям, и направлен на формирование у них знаний, умений и навыков. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать опыт решения творческих задач. При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников педагогического процесса: учитель не является экспертом, он - демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно ученик выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие субъектности ученика проявляется в целеполагании и планировании учебно-познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Работа над проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем.

В рамках работы кружка было разработано много интересных проектов на тему патриотического воспитания, формирования национальных ценностей, принятия ценностей различных социальных групп, посильное включение в решение экологических проблем, интересов семьи, школы. Учащиеся показали способность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Темы проектов:

«Башкирский национальный костюм», «Костюм южноуральских казаков 19 века», «Улицы Ленинского района города Челябинска, названные в честь танкистов Уральского добровольческого танкового корпуса Ивана Гончаренко и Фёдора Суркова», «Программа «Вести. Южный Урал» о воинах - афганцах Челябинской области», «Моя Родина», «ЧТПЗ», «Реки города Челябинска», «Кыштым», «город Сим», «Топонимика географических названий Кунашакского района», «Первоцветы зоны города Челябинска», «Озеро Смолино просит помощи» «Автотранспортное загрязнение улицы Гагарина» «Световые явления в атмосфере Челябинской области» «Техногенные землетрясения на Южном Урале», «Восточно-Уральский Государственный заповедник Минатома РФ». Разработка экскурсий для школьного краеведческого музея, сбор материала об учителях-ветеранах школы № 65:

«Победа на фронте ковалась в тылу…/Винокурова Н.Д./», «Солдат, учитель, гражданин - Сергей Фёдорович Винокуров, первый директор школы № 65», «Нина Дмитриевна Винокурова - старейший учитель Ленинского района», «Сергей Фёдорович Винокуров - первый директор школы № 65», «Учителя-ветераны - Плотникова Р.Н., Бабина Г.Н., Черепанова Т.Г.». Сбор фотоматериала «Учителя-ветераны школы № 65». Сбор материала на тему «Ученики школы № 65, погибшие при исполнении воинского дола» - Андрей Казанчук В рамках работы кружка проведён школьный тур конкурса: фоторепортаж «Семейный архив», видеороликов о семье «Сам себе режиссёр», конкурс презентаций о классе «Наша семья».

При работе применяются следующие методы: работа с источниками литературы, фотонаблюдение, наблюдение за природными объектами, визуальные исследования, практические исследования, социологический опрос, картирование, изготовление уменьшенных копий национальных костюмов, интервьюирование, съёмка на местности с целью составления видеоэкскурсий, видеосъёмка воспоминаний, сбор информации в музеях города, экскурсии, публикация материала в СМИ, участие в интернет-проектах, конкурсах, конференциях.

тематики. Поисковая группа: сбор материала по теме. Фотогруппа фотографирует мемориальные доски, выход на местность. Видеогруппа: запись видеорассказов о героях, выход на местность. Группа картографов-библиографов: составляет список улиц, названных в честь героев Великой Отечественной войны. Обработка материала. Лекторская группа - просветительская деятельность.

10. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов:

Материалы переданы учителям географии на ГМО, публикации на сайте школы в рубрике «Методические разработки», в рубрике «Объединение ый краевед» mou65.chel-edu.ru/

В рамках научно-исследовательской и проектной деятельности публикации работ учащихся: 2 - на российском уровне, 6 - на муниципальном уровне, 3 на региональном уровне: из них 2 интернет-публикаций в рамках сетевого областного проекта «Родной край» narod.ru/mmc74212/rodnkray; 18 интернет-публикаций на сайте школы.


© 2010-2022