Элективный курс по географии Моя малая родина

Программа элективного курса «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9-х классов. Цель курса –расширить объём знаний учащихся в данной области за счёт углубления в предмет изучения.Курс «Моя малая родина» знакомит учащихся с природой своего края, расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство патриотизма и эстетическое восприятие обычных предметов быта. В элективном курсе учащиеся смогут познакомиться с природными условиями, ресурсами, населением и экономикой, народными традициями, достоп...
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа для учащихся 9-х классов по географии

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА

(34 часа)








Автор-составитель

учитель географии

Орехова Дина Вячеславовна







Санкт-Петербург

2015



Аннотация


Программа элективного курса «Моя малая родина» предназначена для учащихся 9-х классов. Цель курса -расширить объём знаний учащихся в данной области за счёт углубления в предмет изучения.

Курс «Моя малая родина» знакомит учащихся с природой своего края, расширяет кругозор учащихся, воспитывает чувство патриотизма и эстетическое восприятие обычных предметов быта. Формы отчётности представлены в разделе «Учебно-тематический план». Их разнообразие даёт возможность учащимся проявить себя в нескольких видах деятельности.

В элективном курсе учащиеся смогут познакомиться с природными условиями, ресурсами, населением и экономикой, народными традициями, достопримечательностями своего края. Работая, с картами и схемами ребята смогут получить более широкие знания об особенностях развития своего края. Изучая, свой край каждый учащийся сможет проанализировать один из аспектов (ресурсы, экономика, население) и выступить со своим сообщением на конференции. Занятия курса построены таким образом, чтобы практические занятия чередовались с лекционными.







Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Моя малая родина» предназначена для

учащихся 9 класса

Комплексный подход в изучении родного края позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, культуры, проблемы экологии и экономики.

Программа географии родного края личностно-ориентированная. Личностное познание родного края идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению. Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Элективный курс «Моя малая родина» - это курс с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9 класса. Программа элективного курса рассчитана на тех учащихся, которые интересуются историей, географией, культурой, краеведением. Программа нацеливает учащихся на активное познание родного края. Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).






Цель курса:

  • Расширить объем знаний учащихся в данной области за счет углубления в предмет изучения

Задачи курса

I. Общеобразовательные задачи:

  1. обеспечить личностно-ориентированный характер образования, создать условия для самоопределения и саморазвития личности;

  2. способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений;

  3. через научность и практическую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании;

  4. развивать гибкость мышления и поведения.

II. Предметные задачи:

  1. сформировать системное представление о Санкт-Петербурге, как целостном географическом регионе;

  2. показать практическое значение взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений на изучаемой территории;

  3. сформировать географическую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии своего города;

  4. развивать умения работать с географо-краеведческими источниками информации, тематическими картами.



Актуальность курса:

Курс актуален применяемыми новыми технологиями (сотрудничества, критического мышления, информационными) и организационными формами

  • Продолжительность курса: 34часа

  • Категории обучаемых: учащиеся 9-х классов

  • Вид курса: лекционные часы, практические работы, творческие работы, семинары

  • Критерии уместности:

  • расширение знаний по физической и экономической географии

  • самостоятельная работа с диаграммами, графиками, статистикой, их анализ.

 Формы подведения итогов:

  • тесты

  • семинары

  • исследовательские работы

Ожидаемые результаты:

Учащиеся, окончившие курс смогут:

  • понимать и объяснять причины изменений на карте г.Санкт-Петербурга

  • разбираться в особенностях современной экономики своего города

  • анализировать графики, диаграммы, статистические материалы

  • самостоятельно работать с различными источниками информации

Учебно- тематический план

№ п/п

Название тем курса

Всего

часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические

семинары

1

Введение

1

1



2

Общий обзор города

4

2

1

1

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.

3

Природа своего

края

12

5

5

2

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе.

Оформление краеведческого уголка

4

Общая

характеристика

населения и

хозяйства города

8

4

3

1

Выполнение практической работы. Участие в семинаре. Отчет по творческой работе. Оформление стенда «Наша гордость»

5

Экологические

проблемы Невского района

г.Санкт-Пктербурга

8

2

4

2

Участие в семинаре. Создание и защита проектов. Конкурс сочинений.

6

Итоговое

занятие

1

1

Итоговое тестирование.

Итого

34




Содержание программы

«Моя малая родина» (34 часа)

1. Введение (1 час)

2.Общий обзор города (4 ч.)

Географическое положение. История возникновения моего города. Первые упоминания о нашем городе. Происхождение названия города, знаменитые фамилии жителей. История заселения и хозяйственного освоения территории г.Санкт-Петербурга. Крестьянство, его роль в становлении и развитии моего города. Годы гражданской войны. Великая Отечественная война в жизни города.(2часа)

Практическая работа (1час). Дворцовая площадь территории города, конфигурация. Составление плана-схемы города. Выделение районов города. Оценка экономико- географического положения по картам и типовому плану.

Семинар (1 час)

Творческая работа: «Мой город на исторической карте»

(использование историко-литературных источников, музейных экспонатов и т.д.)

3. Природа своего края (12 ч.)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые; Климат и агроклиматические ресурсы; Внутренние воды; Почвы, земельные ресурсы; Растительный мир и животный мир (5 часов)

Практическая работы (5 часов)

Характеристика по карте, личным наблюдениям и типовым планам климата, составление климатических диаграмм. Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Характеристика почв и земельных угодий. Описание экосистемы леса Невского района. Выявление степени влияния человека на данный биоценоз.

Семинар (2 часа)

Творческая работа. Составление гербария местных растений. Описание их лечебных свойств. Оформление краеведческого уголка.

4. Общая характеристика населения и хозяйства села (8ч.).

Население, демографическая ситуация города, социальный состав, обычаи и традиции; (4 часа)

Практическая работы (3часа)

Характеристика демографической ситуации населения города. Характеристика Невского района.

Семинар (1час)

Творческая работа. Составление сообщения об интересных людях города, о традициях и обычаях. Оформление стенда «Наша гордость»

5. Экологические проблемы г.Санкт-Петербурга ( 8ч. )

Виды загрязнений. Экологические проблемы города. Радиационное загрязнение территории Невского района. Экология человека, воспитание экологической культуры. (2 часа)

Практическая работы (5часа)

Работа над проектами.

Творческая работа. Написание сочинений на тему « Экологические проблемы города», «Мой город в будущем». Защита проектов.(1 часа)

6. Итоговое занятие ( 1ч )

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

- площадь территории города;

- особенности физико- и экономико-географического положения г.Санкт-Петербурга;

- основные сведения из истории заселения и хозяйственного освоения территории города;

- зависимость рельефа территории города от тектонического строения и действия внешних процессов;

- основные формы рельефа;

- факторы, формирующие климат;

- влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность человека;

- особенности поверхностных вод территории;

- воздействие хозяйственной деятельности человека на водные ресурсы, их рациональное использование;

- основные типы почв, меры по их охране;

- представители растительного и животного мира нашей зоны; Красная книга Ленинградской области;

- численность населения;

- особенности демографической ситуации;

- ведущие отрасли хозяйства;

- примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу;

- основные экологические проблемы, пути их решения.

Учащиеся должны уметь:

- определять по картам физико- и экономико-географическое положение г.Санкт-Петербурга;

- определять размеры, протяженность территории;

-работать с различными географическими источниками

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых по физико - географической, геологической, тектонической картам;

- определять по климатической карте, графикам и диаграммам основные черты климата территории;

- оценивать водные, почвенные, земельные, растительные, животные ресурсы для прогнозирования рационального природопользования;

- выполнять правила природоохранного поведения в повседневной деятельности.

- оценивать демографическую ситуацию населения;

- составлять характеристику одного из районов;

- устанавливать взаимосвязь между компонентами природы, природой и деятельностью человека;

- описывать ПТК по предложенному плану;

- владеть приемами оценки, анализа, прогноза изменений природы под влиянием хозяйственной деятельности человека;



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

"Моя малая родина"

В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы:

1. Изучение и анализ письменных исторических источников, историко-краеведческой литературы, проведение опросов местных жителей.

2. Сбор, изучение и обработка устного народного творчества.

3. Проведение картографического анализа.

4. Выполнение фотографий.

5. Составление тезисного плана беседы.

6. Подготовка к выступлению, защита реферата, проекта, презентации.

7. Осуществление систематизации исследовательских материалов.

8. Проведение экскурсий по школьному музею и музеям города.

Критериями, позволяющими проводить самостоятельный анализ, по изучению курса, являются:

1. Учитель, интересующийся историей города и принимающий непосредственное участие в его изучении.

2. Исследовательская работа учителя выступает как условие повышения его педагогического мастерства.

3. Создание для учащихся реальных условий для проведения самостоятельных исследований.

4. Соблюдаются принципы добровольности и учета индивидуальных интересов и способностей учащихся при определении (выборе) тем исследовательских заданий.

5. Учитель непосредственно участвует в исследовательской работе вместе с учащимися.

6. Учащиеся знают и видят, что их исследования, приносят реальный результат: появление интереса учителей, родителей, общественности к их делам, пополнение архива школьного музея новыми экспонатами и выставками, собранный краеведческий материал используются в учебно-воспитательном процессе.






Список литературы

  1. С.В.Васильева,О.В.Гаврилова.География Санкт-Петербурга и Ленинградской области.М.:Изд-во МГУ,2008

  2. Козлова Ю.В. Краеведение. Внеклассная работа по географии.

    1. Москва.,Творческий центр ,2007

  3. Никишин В.В. Экологическое законодательство субъектов Российской Федерации. Учебное пособие.- Изд-во: Норма, 2010

  4. Николаев А.В. Основы экологического права и проблемы экологии.- М.: Знание, 2001

  5. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - СПб.: Норинт, 2002.

  6. Даринский А. В. География Ленинграда. - Л.: Лениздат, 1982.

  7. Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 1997.

  8. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 1998.

  9. Зодчие Санкт-Петербурга. XX век / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб.: Лениздат, 2000.

  10. Пыляев М. И. Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы. - СПб.: Типография А. С. Суворина, 1889.

  11. Санкт-Петербург: Энциклопедия. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2006.

  12. Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. - СПб.: Информационно-издательское агентство ЛИК, 2002.








© 2010-2022