• Преподавателю
  • География
  • Конспект открытого урока по географии для 9 класса по теме «Рекреационные ресурсы Каменского района»

Конспект открытого урока по географии для 9 класса по теме «Рекреационные ресурсы Каменского района»

"Описание материала: Я размещаю на сайте урок краеведческого характера «Рекреационные ресурсы Каменского района». В начале урока я поставила перед детьми проблему, то что Каменка – удивительный, прекрасный город, но и как все малые города переживает трудные времена: закрываются промышленные предприятия, экономически активное население покидает наш город, численность населения снижается.Неужели наш прекрасный город потеряет былую славу и угаснет, как многие населенный пункты Пензенской области....
Раздел География
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект открытого урока по географии для 9 класса по теме «Рекреационные ресурсы Каменского района»Конспект открытого урока по географии для 9 класса по теме «Рекреационные ресурсы Каменского района»Конспект открытого урока по географии для 9 класса по теме «Рекреационные ресурсы Каменского района»Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 7

г. Каменки Пензенской области











Конспект открытого урока в 9 классе

по географии на тему:

«Рекреационные ресурсы

Каменского района».









Провела

учитель географии

Аракчеева И. Н.











2014 год

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с рекреационными ресурсами Каменского района;

  • Развивать исследовательские навыки и коммуникативные умения;

  • Воспитывать предпринимательские навыки, любовь к родному краю.

Форма урока: семинар.

Оборудование:

  • Персональный компьютер, мультимедийный проектор;

  • Карта Пензенской области;

  • Атласы Пензенской области;

  • Рабочие листы.

Метод: проблемно-исследовательский.

Урок сопровождается мультимедийной презентацией.









Вступительное слово учителя.

Там, где солнце встает рано из-за леса,

Где бушуют вечные сады

Стоит Каменка милая нашалллллллллллллллллллл

Скромный горд Российской Земли.

В небесах здесь поют жаворонки

Наполняя лазурью высь.

Я люблю тебя край мой родной

И горжусь, что мы здесь родились.

Я любуюсь лесами, полями

И тобой мой любимый Атмис

Нет на свете прекрасней, я знаю,

Того места, где мы родились.

Ребята, вы уже, наверное, поняли из замечательных строк нашего земляка Костина, речь на уроке пойдёт о Каменке.

Каменка - удивительный, прекрасный город, но и как все малые города переживает трудные времена: закрываются промышленные предприятия, экономически активное население покидает наш город, численность населения снижается.

Неужели наш прекрасный город потеряет былую славу и угаснет, как многие населенный пункты Пензенской области.

(на данном этапе используется технология проблемного обучения)

Мы с вами жители Каменки должны искать решения выше перечисленных проблем. Что же надо сделать для того, чтобы наша Каменка процветала? Как найти путь выхода из данной ситуации? Ребята, вы на протяжении нескольких недель исследовали территорию Каменского района, выступали в роли географов, экологов, краеведов и обратили внимание на важную отрасль экономики - «туризм». Действительно «туризм» - это важное звено мировой экономики, а ней сосредоточена 10 часть всех рабочих в мире. Туризм ежегодно приносит доход около 3 трлн. Долларов в год. Для многих стран - это важнейший, а для некоторых единственный источник дохода. Сегодняшний урок пройдёт в форме семинара, на которой результаты своих исследований по географии, краеведению представите вы. На уроке у нас сегодня присутствуют десятиклассники, которые занимались исследованием подобного рода, в прошлом году изучили рекреационную географию на элективном курсе. В этом году они изучают экономическую географию мира и экономику на профильном курсе. Мало того они занимаются в кружке на станции юных туристов. Возможно, они смогут нам сегодня в чём-то помочь. Я думаю, мы сможем сегодня найти пути решения данной проблемы.

Туризм использует разнообразные рекреационные ресурсы. Давайте с вами вспомним, что называется рекреационными ресурсами?

Рекреационные ресурсы - это ресурсы всех видов, которые могут использоваться для удовлетворения потребностей населения в отдыхе и туризме. На основе рекреационных ресурсов возможна организация отраслей хозяйства, специализирующихся на рекреационном обслуживании.

К рекреационным ресурсам относятся:

Природные комплексы и их компоненты (рельеф, климат, водоёмы, растительность, животный мир);

Экономический потенциал территории, включающий инфраструктуру, трудовые ресурсы.

Инфраструктура - это совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимых для обеспечения производства и жизни населения (Географический энциклопедический словарь, 1988).

К инфраструктуре относятся:

Транспортные магистрали, вокзалы, порты и аэропорты, камеры хранения, склады;

Инженерные коммуникации, сети газовые, энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации и др.;

Кредитно-финансовые учреждения, узлы связи и другое .

Какие вы знаете главные формы рекреационных ресурсов?


Главные формы



Заповедники Заказники Национальные парки

Заповедники - это участки территорий, навечно изъятые из хозяйственного использования, в которых сохраняется в естественном состоянии весь природный комплекс.

Заказники - охраняемые объекты, в которых разрешаются некоторые виды хозяйственной деятельности, которые не вредят охраняемым объектам.

Национальные парки - охраняемые территории, которые используются для массового отдыха и туризма.

В настоящее время с основными формами рекреационных ресурсов выделяют: живописные ландшафты, источники минеральных вод, памятники истории и культуры, удобные пляжи рек и озёр.

А сейчас я предоставляю слово тем ребятам, которые изучали природные условия Каменского района.

Ребята, у вас на столах имеются рабочие листы. (см. Приложение 1) Я хотела, чтобы вы непросто были слушателями, но и отмечали в этих рабочих листах самое важное и интересное, что вы услышите на уроке.

Слово 1 группе. (развивается выразительность и краткость речи, внимание учащихся, умение слушать, эмоционально-чувственная сфера).

Характеристика природных условий Каменского района

Мы изучили природные условия Каменского района. Каменский район расположен на Керенско-Чембарской и Сурско-Мокшанской возвышенностях, и Волго-Донском водоразделе. Климан умеренно - континентальный. Средние температуры января -12 градусов на западе, -12,5 градусов на востоке. Средние температуры июля +19,3 на севере +19,5 на юге.

-Экологическая обстановка способствует развитию туризма. А для туризма этого достаточно? А есть ли на что посмотреть туристам в нашем районе, узнать что-то нового? ( рассказ учащихся об экологической обстановке Каменского района)

-Давайте предоставим слово тем ребятам, которые изучали памятники природы и достопримечательности Каменского района.

Доклады учащихся.

а) Владыкино

Расположено на слиянии рек Малый Атмис и Изранки. Основано на земле, пожалованной в 1700 г. Полковнику И.В. Владыкину за службу. О более ранней истории свидетельствует курган в 2 км от села (эпоха бронзы). В 1717 г. Разорено кубанскими татарами, на следующий год восстановлено. К началу 19 в. Принадлежало семейству Владыкиных. Н.М. Владыкин купил дом у Е.А. Арсеньевой, бабушки М.Ю. Лермонтова, перевезённый в 1817 г. Из Тархан, после 1930 г. Утрачен. Родина драматурга и артиста М.Н. Владыкина, академика живописи К.А. Горбунова, поэта А.Е. Галкина, журналиста и поэта А.И. Казакова. В селе жили одна из первых русских женщин-врачей, доктор медицины Бернского университета Л.Я. Визард-Владыкина и народоволка А.А. Капгер. Часто бывали В.Г. Белинский и писатель П.И. Замойский, посещали И.М. Сеченов, Ф.И. Булаев и др.

Владыкин Михаил Николаевич (08.11.1828, с. Владыкино Чембарского уезда, нине Каменского района - 24.02.1887, СПб), драматург, актёр московского Малого театра. Сын пензенского дворянина, отставного юнкера. Получил домашнее образование, воспитывался в Военно-инженерном корпусе в СПб. В 1848 г. Служил в саперном батальоне в Киеве, Инженер поручик, рано вышел в отставку. На его мировоззрение оказал влияние В.Г . Белинский, родственник по матери, который принимал участие в его судьбе. В 1857 г. Издал сборник пьес «Драматические очерки». Значительный успех имели комедии «Купец-лабазник» и «Омут» со сцены. Пьеса «Весельчаки» не была допущена на казенные театры, но с успехом шла на провинциальной сцене. За 30 лет творческой деятельности написал около 20 пьес. Занимался переводами драматических произведений с европейских языков. Много лет выступал на сцене московского Малого театра, был близок с П.М. Садовским, С.В. Шумским, В.И. Живокини и др. В 1856 г. Женился на Л.Я. Визард и провёл несколько лет за границей. Сочинения: Драматические очерки. М., 1880; Омут. СПб,1880. Владыкин Леонид Иванович (ок. 1838 - ?), депутат Пензенского дворянского собрания от Чембарского уезда.

Похоронен в с. Владыкино.

Визард-Владыкина Леонида Яковлевна (1835, Москва - 05.06.1893, Москва), доктор медицины, одна из первых русских женщин-врачей. В 1880 г. Принимала активное участие в организации и становлении в с. Владыкино бесплатного родильного дома (приюта) для крестьянских женщин на средства завещанные Н.Н. Щетининой, сестрой мужа.

Горбунов Крилл Антонович (1822, с. Владыкино Чембарского уезда, ныне Каменского районе - 08.11.1893, Царское Село Петербурской губернии), художник и литограф. Из семьи дворового крепостного человека помещицы Владыкиной. В 1834 г. отправлен в Москву для обучения ремеслу. Здесь, в доме Владыкиных, встречается с В.Г. Белинским, сыгравшим большую роль в его судьбе. Первоначальное художественное образование получил в Московском художественном классе под руководством братьев Добровольских, Дурнова и Рабуса. По рекомендации Н.В. Гоголя едет в СПб к К.П. Брюллову. С помощью Брюллова, а также М.Ф. Орлова - директора художественного класса, В.А. Жуковского и В.Ф. Одоевского получает «вольную» в 1841 г. В апреле того же года поступает в АХ, занимается у К.П. Брюллова. Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве.

б) Тухавческий

Поселок Тухачевский. Этот населённый пункт назван в честь военного деятеля, маршала Советского Союза Михаила Николаевича Тухачевского, где прошли его детские годы. Тухачевскому принадлежат выдающиеся заслуги в техническом перевооружении Красной Армии. Он внёс вклад в разработку стратегии и тактике.

Бюст Тухачевского установлен в городе Каменке на территории воинской части, а также в посёлке Тухачевском в прекрасном сквере. На данной территории располагается база Крестьянского Хозяйства Никулина. Имеются возможности для принятия небольшой группы гостей (15-20 человек).

На этой базе имеется столовая, баня. Вокруг живописные места: сосновый лес, пасека.

Я пользовалась энциклопедией Пензенской области. Искала информацию в газетах Каменская Новь. Фотографии дал учитель истории Кевдинской школы Жигалин Владимир Николаевич .

В) Соболевка.

Соболевка - Родина известного писателя Замойского, автора романа «Лапти», автобиографической трилогии «Подпасок», «Молодость», «Восход». К восьмидесятилетию писателя в селе установлен памятный камень, в школе открыт музей писателя.

Г) Завиваловка.

Село расположено в верховьях реки Юньги бессейна реки Ворона. Здесь находится один из крупных конных заводов края. На конном заводе выращивались породы рысистых, упряжных и верховых лошадей. Ежегодно проводились конные соревнования. Посещали село знаменитости общероссийского масштаба. В настоящее время Завиваловкой заинтересовались москвичи.

Д) Холенёвка

Подробнее хочется рассказать о Холенёвке.

Этот источник входит в число 20 наиболее известных в Пензенской области родников, которые более всего почитаются в народе.

История возникновения деревни Холенёвка уходит в глубь. Среди староверов существует много легенд о появлении холенёвского источника и часовни.

Заключение : Ребята составляют туристический маршрут по Каменскому району

© 2010-2022