Авторский проект Исследовательская работа учащихся по географии в основной и старшей школе

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Вознесенская средняя общеобразовательная школа №7»

Подпорожского района Ленинградской области


Авторский проект

«Исследовательская работа учащихся по географии в основной и старшей школе»



Руководитель:

Гурьянова Светлана Николаевна,

учитель географии


Вознесенье, 2012

Актуальность

На социализацию личности учащегося направлены современные программы развития образования РФ «Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения», НОИ «Наша новая школа», региональные подпрограммы «Обновление содержания общего образования», «Развитие творческого потенциала учащихся», «Развитие системы дополнительного образования», «Развитие системы воспитания», "Психолого-педагогическая поддержка процессов развития ребенка", «Информатизация образования», а также ОЭР школы как муниципальной площадки по теме: «Школа социального партнерства в условиях информационного общества».

Современный этап развития общества и происходящие сегодня изменения оказывают влияние на школьное образование. Новые социальные запросы обуславливают пересмотр целей обучения и выдвигают на первый план задачу - подготовить выпускников школ к решению различных организационных, познавательных и коммуникационных проблем. Главным ускорителем выступает федеральный государственный образовательный стандарт, который нацеливает школу на подготовку учащихся к новым условиям жизни. Поэтому сегодня важно не столько дать ученику определённый багаж знаний, сколько вооружить его способами, как добыть эти знания и уметь их применять. Приходит осознание того, что география - это комплексный предмет, формирующий пространственное мышление и целостное восприятие мира. Главной целью обучения становится формирование в сознании ученика научной картины страны, мира и одновременно воспитание его как личности, готовой к активной деятельности.

ФГОС требует от учителей умения формировать у обучающихся универсальных учебных действий, которые можно реализовать как на уроке, так и во внеурочное время.

Анализ результатов моего опыта по исследовательской деятельности учащихся показал, что с каждым годом повышается познавательный интерес и качество знаний учащихся 64%. Ученики активно участвуют в разных конкурсах районного и областного уровня.

Несмотря на высокие положительные результаты, в новых условиях информационного общества возникли следующие противоречия в развитии данного направления:

  • между необходимостью проводить эксперименты по географии и недостаточным уровнем научно-методическим и материально-техническим обеспечением занятий;

  • между стремлением внедрить исследовательскую деятельность в образовательный процесс и отсутствием методологических знаний и умений у учащихся, учителей-предметников, родителей;

  • между желанием повысить уровень обученности учащихся и низким уровнем мотивации учащихся к обучению.

Проблема: как сформировать у учащихся исследовательские умения и навыки средствами предмета «география»?

Идея:

  • использование исследовательских методов

  • развитие познавательного интереса

  • саморазвитие

Объект: учащиеся основной и старшей школы МОУ «Вознесенская СОШ №7»

Предмет исследования: формы и методы организации исследовательской деятельности школьников.

Цель: создать условия для формирования процесса развития интеллектуально - творческого потенциала личности ребёнка на основе исследовательской (проектной) деятельности.

Задачи:

  1. Изучить источники и практический опыт по исследовательской деятельности ОУ Ленинградской области и других регионов.

  2. Осуществить отбор новых форм и методов организации исследовательской деятельности школьников и апробировать их в школе.

  3. Разработать и апробировать учебную программу «Исследовательская деятельность».

  4. Создать на школьном сайте предметное портфолио «Исследователь».

  5. Создать интегрированный социальный проект по краеведению.

  6. Определить диагностический инструментарий.

Гипотеза: исследовательские умения и навыки будут сформированы, если:

  • апробирован механизм организации исследовательской деятельности школьников;

  • осуществлено психолого-педагогическое сопровождение учащихся;

  • внедрена проектная деятельность в образовательный процесс;

  • определён диагностический инструментарий.

Диагностический инструментарий: анкетирование, тестирование, наблюдение, собеседование, портфолио, презентации проектов, видеоматериалы, педагогические разработки.

Ожидаемый результат:

  • повышение мотивации к урокам географии;

  • рост познавательного интереса учащихся;

  • повышение качества успеваемости на уроках географии;

  • повышение активной жизненной позиции;

  • укрепление взаимодействия семьи и школы;

  • овладение учащимися исследовательскими и коммуникативными навыками.

Сроки: 5 лет

Этапы

Подготовительный (2010-2011):

Изучение источников и практического опыта по исследовательской деятельности ОУ Ленинградской области и других регионов. Осуществление отбора новых форм и методов организации исследовательской деятельности школьников. Сбор теоретических и методических разработок и рекомендаций по теме исследования (банк педагогических идей). Выбор темы интегрированного социального проекта. Отбор диагностического инструментария.

Практический (2011-2014):

Разработка и апробация учебной программы «Комплексная полевая практика». Создание на школьном сайте предметного портфолио «Исследователь». Разработка и апробация интегрированного социального проекта по краеведению. Мониторинг промежуточных результатов исследования и их анализ. Коррекция.

Обобщающий (2015): итоговый мониторинг, анализ результатов, корректировка проекта. Обобщение полученных результатов и публикация их в форме статьи, педагогических разработок.

Внедренческий (2015): распространение полученных положительных результатов исследовательской работы на семинарах, конференциях, конкурсах на разных уровнях.



Предполагаемые результаты реализации проекта «Исследовательская работа учащихся по географии в основной и старшей школе»

и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

7

© 2010-2022