• Преподавателю
  • География
  • Методическая статья «Место географии в ФГОС второго поколения. Пути реализации стандарта в основной и старшей школе»

Методическая статья «Место географии в ФГОС второго поколения. Пути реализации стандарта в основной и старшей школе»

Предлагаю методический материал по теме: «Место географии в ФГОС второго поколения. Пути реализации стандарта в основной и старшей школе». Данная статья написана в связи с переходом образовательной системы на ФГОС. В данной статье рассматриваю основные пути развития общества и образования, как неотъемлемой части. Определяю место моего предмета .
Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заявка

Петрова Виктория Николаевна

Учитель географии

МКОУ СОШ№3 г.Волжский Волгоградской области

Член Волгоградского отделения РГО

Контактные телефоны: д.8 (8442) 56-04-48, сот.89053381025

Адрес: 404126 г.Волжский ул.Александрова д.41 кв.134










«Место географии в ФГОС второго поколения. Пути реализации стандарта в основной и старшей школе»


Виктория Николаевна Петрова

В выступлении на церемонии открытия Года Учителя Дмитрий Анатольевич Медведев объявил о подписании Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» - Примечание. Суть и смысл этого проекта - в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны. Роль человека будет определяться личностными качествами, такими как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умениями выбирать профессиональный путь и готовность обучаться всю жизнь. Главная задача школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой жить в конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать определенных целей, уметь реагировать на разные жизненные ситуации»

Продолжение идей новой школы нашли отражение в ФГОС и легли в основу Стандартов Второго поколения, которые нам и предстоит реализовать на практике. Основная ориентация деятельности - создание условий социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающие их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности

Таким образом, в рамках новых стандартов образования, реализация которых уже началась, основополагающим компонентом является именно эффективно организованная исследовательская культура и социальное проектирование, освоив которые ребенок реализует все необходимые параметры человека будущего.

Работая в системе образования 9 лет, я понимаю, что требования к выпускнику, изложенные в «Нашей новой школе» и новых государственных образовательных стандартах, могут быть реализованы при эффективной организации исследовательской деятельности и социального проектирования. Наше время - это время экологизации и социализации. На мой взгляд, именно исследовательская деятельность представляет значительные возможности для саморазвития личностного потенциала, что является одним из основных условий достижения высокого качества образования в рамках модернизации и инновации данной сферы.

____________________________________________________________________

Примечание

Сайт Министерства Образования и Науки РФ

Национальная Образовательная Инициатива «Наша Новая Школа»

(Программа)

Предлагаю, обобщив педагогический опыт, рассмотреть реализацию основных компонентов ФГОС в рамках внеурочной деятельности через формирование исследовательской культуры у подростков при решении социально - экологических проблем.

Исследовательская культура - это интегративная система специфических знаний, умений и форм поведения в ситуации поиска и нахождение нового

нестандартного решения творческой задачи (Т.Д.Файн, М.А.Данилов, И.Я.Лернер, В.И.Андреев, А.И.Савенков, М.Н.Скаткин).

В рамках сформированной исследовательской культуры ребенок понимает и осваивает новое, учится изобретать, выражать свои мысли, принимать решения, помогать другим, определяя свои интересы и осознавая свои возможности, что позволяет реализовать все категории требований к результатам обучения: личностные, метапредметные и предметные.

Основными элементами исследовательской культуры являются: специфические знания и умения, определенная форма поведения и нестандартные решения, которые и стали задачами в моей практической деятельности.

Первый элемент: специфические знания и умения. Это формирование экологического мышления, опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (личностный результат освоения ФГОС основного общего образования).

Это знания и навыки, которые не возможно сформировать только в рамках предметной деятельности. В частности, умения применять экологические знания в обычной жизни и социальной практике. В условиях предметной деятельности на уроке мы можем приобрести экологические знания, но не экологическое мышление. Экологическое мышление следует рассматривать в социальном диапазоне с учетом общечеловеческих начал для творчества в деятельности.

Эту задачу можно решать, принимая участие в исследовательских работах по экологической направленности, конференциях, дистанционных конкурсах Интернет - пространства, городских конкурсах станций юннатов, городских конкурсах по географии, биологии, экологии; деятельности в рамках декады предмета при проведении выставок рисунков, просмотра видеофильмов, проведения интегрированных открытых уроков, внеклассных мероприятий, выставок плакатов и др.

Итогами решения первой задачи, считаю:

1.Осознание ценности и целостности природы, общности глобальных проблем человечества;

2.Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения

3.Познавательный интерес к социально-экологическим проблемам

4.Формирование целостности мышления, включающего в себя не только научное познание, но и ценностно-смысловое отношение к себе и окружающему миру

Второй элемент: определенная форма поведения. Это формирование умений самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять и корректировать способы действий, умения организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (метапредметный результат освоения ФГОС основного общего образования).

Эту задачу можно решать, принимая участие в организации и реализации проектной деятельности, молодежных конкурсах, городских, областных мероприятиях. Важным звеном реализации данного компонента считаю организацию игровой деятельности, например, в рамках предметных декад, когда ярко проявляется формирование как раз определенной формы поведения.

А в целом, любая игровая деятельность ярко проявляет умения самостоятельно планировать пути достижения цели, уметь соотносить действия с планируемыми, определять способы деятельности.

Итогами решения второй задачи, считаю:

1.Умение работать в группе для достижения общей цели

2.Умение ввести дискуссию, не нарушая атмосферы доброжелательности и сотрудничества

3.Умение четко реализовывать план индивидуальных действия в условиях совместной коллективно-творческой исследовательской деятельности

Третий элемент: нестандартное решение. Это формирование умения оценивать правильность выполнения учебно - поисковой задачи и собственных возможностей оптимизации ее решения (предметный результат освоения ФГОС основного общего образования).

Решение нестандартных задач и заданий формирует у обучающихся умения высказывать предположения, проверять их достоверность, логически обосновывать, строить умозаключения. Эффективной при решении данной задачи считаю участие детей в проектной деятельности, которая обеспечивает свободу деятельности, и именно в таких условиях могут проявиться нестандартные подходы к решению поставленной задачи или проблемы.

Эту задачу можно решать, принимая участие в нетрадиционных формах уроках и мероприятий.

Итогами решения третьей задачи считаю: творчество, сотрудничество, поиск, воспитательный эффект, познавательный интерес и формирование ключевых компетенций учащихся: предметных, общенаучных, информационно - технологических, коммуникационных с одновременным приобретением социального опыта.

На мой взгляд, главный стимул учиться - неизвестность. И, смысл учебного процесса - не передача суммы знаний, а сама личность школьника. Ребенок не просто сосуд для наполнения. Это личность, несущая в себе суверенный и разнообразный мир и как не мы, педагоги, имеем все возможности для его раскрытия!


© 2010-2022