Формирование коммуникативной компетентности в процессе интегрированных уроков

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование коммуникативной компетентности в процессе интегрированных уроков.

Конкурентоспособность любого государства, в том числе и Казахстана, на ближайшую перспективу будет определяться способностью интегрироваться в мировую экономику. Для успешной интеграции необходим качественный человеческий материал, обладающий необходимыми умениями, знаниями, квалификацией. Люди- строители будущего должны будут обладать ключевыми компетентностями, в том числе и коммуникативными. Формирование коммуникативных компетентностей особенно важно в период перехода к информационному обществу, которое предъявляет к людям требование быстро адаптироваться к меняющимся условиям, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни.

Реалии современного мира дают понять, что закрытая от общества школа, как и само закрытое, изолированнное от всех, общество не способны развиваться. Это же самое относится и к каждому педагогу. "Закрытый" в рамках своего предмета учитель достаточно быстро останавливается в своем профессиональном развитии, становится неинтересным для своих учеников.

Для решения всех этих проблем и задач учитель может использовать интегрированный урок, основанный на использовании различных областей научного познания.

Понятие "интеграция" (латинский- цельный) в рамках средней школы подразумевает объединение предметов, изучаемых в школе. Интеграция знаний по различным предметам является одной из самых эффективных методов познания окружающего мира.

Интегрированный урок- довольно сложная форма организации учебного процесса, требующая от учителей тщательной, длительной подготовки. Такая работа должна проводиться планомерно: согласование учебных программ, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени изучения, взаимные консультации, планирование тематики и конспектов интегрированных уроков. Активизируя учебно- познавательную деятельность обучающихся, эта форма требует определенных интеллектуальных усилий, самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, в том числе Интернет- ресурсы.

Подготовка интегрированного урока предъвляет высокие требования и к учителю, и к ученику. Главной задачей педагога является организация познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, которым их обучают в школе. Ученик, участник интегрированного урока, должен :

  • уметь самостоятельно работать с различными источниками информации,

  • уметь делать выводы, дискутировать,

  • выслушивать выводы других, уважая чужое мнение,

  • выступать публично,

  • уметь работать в команде.

Примером интеграции школьных предметов являются интегрированные уроки географии и истории в курсе обучения 11 класса (ЕМН). Например, при изучении темы "Политическая карта и регионы Азии" учащиеся знакомятся с периодами формирования политической карты, историко- географическими регионами и составом государств, т.е. познают географию через изучение истории государств. Интересны возможности для иннтегрирования уроков при изучении отдельных государств, например, по темам "Япония", "Китай", "Индия" и т.д. Особенно это становится актуальным в современных условиях, когда человечество все больше проникается идеей многополярности мира. Такой взгляд позволяет по- новому взглянуть на государство, на страну в более широком понимании этого слова. Например, при изучении темы "Китай" учащиеся изучают историю, культуру, прошлое китайского народа и делают вывод, что своими успехами в экономическом развитиии современный Китай обязан своей многовековой истории.

Таким образом, интегрированные уроки дают учащимся широкое и яркое представление об окружающем мире; мире, где они живут. Такие уроки формируют у учащихся навыки совместной работы в коллективе для достижения определенной цели, т.е. формируют коммуникативные компетенции- залог успешной социализации в будущем.







Интегрированный урок по географии и истории в 7 классе

«Население и политическая карта Африки»

Конурбаева Д. А., учитель географии второй категории Совхозной СШ

Оспанова Т.А., учитель истории Совхозной СШ

Цели урока:

  • сформировать представления о расовом, национальном составе населения Африки, особенностях его размещения,

  • рассмотреть политическую карту Африки,

  • познакомиться с древней историей африканских государств на примере отдельных стран,

  • отрабатывать навыки работы в группах, использование различных источников информации, навыки работы с картами,

  • продолжать воспитывать экологическую культуру учащихся.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: слайдовые презентации, карты Африки, раздаточный материал, картинки, фотографии.

Музыкальное сопровождение - этническая музыка народов Африки.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Деление класса на группы.

  2. Проверка д/з. Географический диктант по природным зонам Африки.

  3. Пульс планеты (сообщение учащегося).

  4. Определение темы урока, целеполагание.

  5. Деление класса на группы: «Северная Африка- Египет», «Восточная Африка- Эфиопия», «Западная Африка- Мали».

Изучение новой темы.

© 2010-2022