Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема, тип, место, цели, дидактическое обеспечение и межпредметные связи урока.

Тема урока: «Географическое положение. Географические открытия и исследования материка Южная Америка».

Тип урока: изучение нового материала

Место урока в изучаемой теме: 1/1

Обучающая цель урока: к окончанию урока у учащихся будет сформировано целостное представление о Южной Америке как уникальном природном объекте.

Задачи личностного развития учащихся:

создать условия для развития творческих способностей учащихся,

продолжить развитие умений учащихся работать с различными источниками учебной информации, выделять главное, анализировать и делать выводы;

содействовать формированию у учащихся опыта эмоционально-ценностных отношений; способствовать развитию у обучаемых научного мировоззрения на основе раскрытия взаимосвязей между явлениями природы.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийный проектор, презентация, разработанная в программе PowerPoint,

фотоснимки,

раздаточный материал с заданиями,

физическая карта мира, контурные карты,

атласы.

Межпредметные связи: математика (вычисление расстояний между точками),

история (путешественники), русская литература (сочинение в форме эпистолярного жанра).





Ход урока

Организационный момент

Доброе утро, я приветствую вас ребята и наших гостей

Всем желаю хорошего настроения и плодотворной работы!

Изучения нового материала

А урок я предлагаю вам начать со следующего задания.

Задание! О каком материке идёт речь.

Из предложенных характеристик определите те, которые соответствуют уже изученным континентам. (Характеристики материков написаны на отдельных карточках, прикреплены к магнитной доске вразброс и по мере определения их принадлежности прикрепляются к соответствующему материку)

- Какие из характеристик остались невостребованными?

-Для какого материка они подходят?

(Остались характеристики, подходящие к описанию материка Южной Америке)

-Чем отличаются характеристики, материков Африки и Австралии от характеристик материка Южной Америки?

2.Изучение нового материала

И так мы переходим к изучению очередного южного материка. Давайте вспомним, что же у них общего?(они произошли от одного древнего материка который называется Гондвана. 135 млн. лет назад.)

И материк, с которым мы сегодня познакомимся - Южная Америка.

Слайд 1

Географы называют Южную Америку материком рекордов.

Слайд 2.Самый высокий водопад мира - Анхель (1054м).

3.Протянулась самая длинная горная цепь Земли - Анды.

4.С самой высокой вершиной в западном полушарии - горой Аконкагуа.

5.Самое высокогорное озеро мира - Титикака.

6.Самая большая по площади низменность - Амазонская.

7.По ней, среди самых обширных в мире вечнозелёных лесов, течёт самая полноводная река мира - Амазонка.

8. Обитает самая тяжёлая и длинная змея Анаконда (длина 11м., вес до 230кг.)

9.Самые большие бабочки и самые маленькие птички - колибри.

10. Самая засушливая пустыня на берегу Тихого океана - Атакама.

И этот перечень можно продолжить. Об этом и многом другом вы можете узнать из книг, представленных на стенде.

Итак, тема урока:

Слайд11. «Южная Америка. Географическое положение. История открытия и исследования»

Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?

Слайд12. Задачи:

Познакомиться: 1)С географическим положением материка;

2)с величиной территории и очертания береговой линии;

3)с именами исследователей континента и результатами их работы.

Ваша задача на уроке - отработать умение определить географическое положение материка, сделать вывод о том, как географическое положение будет влиять на природу материка. Выявить такие особенности материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков. Вы познакомитесь с именами исследователей, которые внесли большой вклад в изучение материка.

Слайд 13.По очертаниям Южная Америка похожа на огромный треугольник, который сужается к югу. По величине она занимает 4 место среди всех континентов Земли. Её площадь без островов - 17,8 тыс. Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки . Южная Америка расположена на значительном удалении от других материков, кроме Северной Америки и Антарктиды. С Северной Америкой она образует единую часть света. Следует различать понятия «Южная Америка» и «Латинская Америка». Латинская Америка понятие молодое , возникло в 19 веке этот термин ввел французский географ. Это территория южнее США , в которых распространены романские языки ,которые произошли от латинского. Это и есть ключевое слово нашего урока. Миллионы лет развитие природы этих материков шло самостоятельно, современная сухопутная связь между ними возникла при образовании Кордильер. Молодой длинный и узкий Панамский перешеек соединяет материки.

Слайд14. Граница между Северной и Южной Америкой условно проводится по Панамскому каналу. Панамский канал соединяет Тихий и Атлантический океаны. Он оказал неоценимое влияние на развитие судоходства и экономики в целом на всей земле, имеет высокое геополитическое значение. В стуки пропускает 48 судов.

Природа Южной Америки довольно разнообразна.

- Какие же факторы определяют различие в природе любого материка? (положение относительно экватора, тропиков, океанов)

- Что такое географическое положение? (своеобразный адрес материка)

- Почему изучение материка начинает с географического положения, как природа зависит от географического положения? (от географического положения зависит, сколько данный материк получает солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года, а так как все компоненты природы взаимосвязаны, следовательно в целом на природный комплекс)

Какие карты необходимы нам будут для работы? (физическая карта Южной Америки, климатические пояса мира)

А теперь попробуйте определить географическое положение материка. Будьте очень внимательны. Ваша задача - собрать быстро и достоверно сведения о географическом положении материка. Нанести на контурную карту все сведения. Каждая группа получает своё задание. А потом поделится результатами своей работы с другими.

  • (Класс делится на микрогруппы по 4 человека и выполняют задания, затем они обмениваются информацией друг с другом. Во время выступлений групп ученики заполняют пробелы в плане)

Задание для I группы: Определить, как расположен материк Южная Америка относительно экватора, тропиков и нулевого меридиана. Можете ли вы сказать, как расположение материка повлияет на его природу. Узнайте, в каких климатических поясах находится материк, и нанесите их на контурную карту.

Вывод: Экватор пересекает материк в северной части, большая часть материка расположена в Южном полушарии. Нулевой меридиан не пересекает материк, он целиком расположен в западном полушарии. Южный тропик пересекает материк почти посередине. Между экватором и южным тропиком находится большая часть материка. Эта территория будет получать наибольшее количество солнечного тепла. Территория, расположенная к югу от Южного тропика тоже значительна и её природа будет отличаться от природы жаркого пояса. Южная Америка расположена в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном климатических поясах. То есть природа Южной Америки довольно разнообразна.

  • Чтобы сделать вывод о величине территории материка назовём крайние точки и определить протяжённость материка с Севера на Юг и с Запада на Восток.

Давайте проверим насколько правильно II группа определила географическую широту и географическую долготу крайних точек.

II группа: координаты (написать на доске и показать на карте, подписать в контурной карте)

Задания для II группы: Ваша задача - найти крайние точки материка, определить их координаты и подписать на контурной карте.

Вывод: м.Гальинас - Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки с.ш.; Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки з.д.; м.Фроуард - Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки ю.ш.; Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки з.д.;

М.Париньяс - Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки ю.ш.; Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки з.д.; м.Кабу-Бранку - Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки ю.ш.; Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки з.д.

III группа: Определите также протяжённость материка с севера на юг по Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки меридиану и с запада на восток по Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки параллели. Подпишите данные на контурной карте. Можете ли вы сказать, как протяжённость материка повлияет Южной Америке.

Слайд 15.

Вывод: Протяжённость: с севера на юг по Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки з.д. Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки 7400 км; с запада на восток по Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки ю.ш. Урок по теме Географическое положение, открытие и исследование Южной Америки 5150 км. Протяжённость Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток (даже в самой широкой части), значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг. Протяжённость Южной Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток, значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг, от протяжённости материка зависит влияние океанов, континентальность климата, разнообразие природных условий.

По площади материк - 17854 тыс.кв.км. Большая площадь обуславливает разнообразие природы.

IV группа: Ваша задача - определить, какие моря и океаны омывают Южную Америку. Отметьте их на контурной карте. Можете ли вы сказать, какой из океанов будет оказывать большее воздействие на природу материка и почему. Узнайте, какие течения есть у берегов Южной Америки. Отметьте их на контурной карте. Будут ли они как-то влиять на природу материка?

Вывод: С запада Южную Америку омывает Тихий океан, с востока - Атлантический, с севера - Карибское море, (Карибское море- своим названием обязано большому и воинственному индейскому племени карибов , которые когда-то проживали на его живописных берегах, а позже было истреблено испанскими и португальскими завоевателями, неофициальное название Флибустьерское с французского «свободные мореплаватели» ), относящееся к бассейну Атлантического океана. Так как на западе материка расположены высокие горы, то воздушные массы с Тихого океана не смогут достаточно глубоко проникать на территорию материка, поэтому Атлантический океан будет оказывать большее влияние. У западного побережья материка находится холодное Перуанское течение, у восточного побережья - тёплые течения: Гвианское и Бразильское и холодное Фолклендское течение. Холодные течения у берегов материка будут препятствовать образованию облаков и выпадению осадков, а тёплые наоборот будут способствовать этому.

  • Рассмотрев географическое положение, границы, величину территории, перейдём к очертаниям береговой линии.

V группе: Ваша задача - определить, как расположен материк Южная Америка относительно других материков. Отметьте крупные острова, архипелаги, проливы, заливы близ Южной Америки на контурной карте. Можете ли вы сказать, будут ли оказывать близлежащие материки и острова влияние на природу Южной Америки.

Слайд 16.

Вывод:Берега Южной Америки изрезаны слабо, лишь на юго-западном побережье есть узкие заливы-фьорды (фьорд-длинный, очень узкий и глубокий морской залив с крутыми берегами), а на восточном - заливы в устьях рек. Самый большой из них - залив Ла-Плата. Много островов только на юге - архипелаг Огненная Земля, Фолклендские острова. На севере - остров Тринидад. К материку относятся и Галапагосские острова, расположенные в Тихом океане у экватора. Отделена от Северной Америки Панамским каналом, от Антарктиды - проливом Дрейка.


Физминутка: ориентируемся в классе: север, юг, запад, восток, достали частичку солнечного тепла и подарили друг другу.


Слайд 17-20.

Мечты о дальних островах: Представьте себя жителями этого острова и напишите учителю письмо. В письме опишите место, где проживаете, познакомьте с культурой, кулинарией, животными, растениями. В письмах присылают рисунки, картинки, фотографии, сочиняют стихотворения. Письмо в конверте и с почтовой маркой.

Молодцы! Все справились с заданиями.


А сейчас перейдём к истории исследования и открытия материка. Хотя материк был открыт в 15 веке, Ю. Америка долго, вплоть до 18 века, оставалась загадкой.
Единого мнения о том, кто первым достиг Америки - нет. Одни считают, что Новый Свет открыли викинги, другие - что азиаты, третьи - что жители Океании.

Слайд 21.Но доподлинно известно, что после плавания Колумба эта земля стала известна свету, стала заселяться и осваиваться. Ещё 4 раза он плавал к новым землям, но так и не узнал до своей смерти, что открыл новый материк.

Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу в тетради.
Почему Америка, открытая Колумбом, была названа Америкой, а не Колумбией, например?
Слайд 22.Первые описания новых земель сделал другой путешественник - Америго Веспучи, который тоже посетил эти земли. Он же, впервые, во всеуслышание, заявил об открытии нового материка, новой части света, которая и была названа его именем «Америка».
Слайд 23.Для географической науки настоящим открытием материка стали экспедиции Александра Гумбольдта, немецкого географа в конце 18, начала 19 веков. Результатом этих путешествий стал многотомный труд о природе гор Анд и обоснованы идеи высотной поясности в Андах.
Слайд 24.А в 1932-1933 г. выдающийся биолог Н.И. Вавилов установил на континенте географические центры древних очагов земледелия и происхождение некоторых культурных растений.

В XIX в. наши земляки Игнатий Домейко и Константин Ельский в течение длительного времени исследовали Южную Америку.

Слайд 25.Игнатий Домейко провозглашён почётным чилийцем и народным героем Чили. Изучил геологическое строение Анд в Чили, собрал коллекцию ценных горных пород, описал пустыню Атакама.

Слайд 26.Константин Ельский открыл и описал новые виды животных, исследовал фауну в Гвиане.

Слайд 27.

Вывод: Значение истории открытия и исследования

а) Открытие новых, неизвестных земель «Нового света».
б) Колонизация земель Испании и Португалией, которая привела к исчезновению цивилизации индейцев, разграблению индейских народов и обращение их в рабство.
в) Открытие культурных растений, которые сегодня выращиваются во многих странах мира: кукуруза, картофель, арахис, тыква, томаты, фасоль, табак.

г) Составил первую геологическую карту Чили, одним из первых обратил внимание на селитру, и страна стала получать прибыль от её продажи.

д) Посетил малоизученные южноамериканские дебри, открыл новые виды животных, собрал коллекции и описал всё увиденное.

Закрепление. Игра-путешествие:
Сегодня на нашем уроке присутствует знаток географической карты. Учащиеся называют географические объекты, а знаток географической карты показывает его у доски на физической карте полушарий.

1. Крайняя южная точка Материка (мыс Фроуард)

2. Кто дал название острову Огненная Земля (Фернан Магеллан)
3. Какой океан оказывает наибольшее влияние на природу материка (Атлантический)

4. В каком веке была открыта Америка (в 15 веке)

5. Каким океаном омывается Южная Америка на западе (Тихим)

6. В честь кого назван материк? (Америго Веспучи)

7. Самый широкий и глубокий пролив между Южной Америкой и Антарктидой (Дрейка)

8. Канал, разделяющий два материка (Панамский)

9. Острова близ материка в Тихом океане (Галапагос)

10. Русский ботаник, открывший очаги культурных растений (Вавилов)

11. Материк, который отделён от Южной Америки проливом Дрейка (Антарктида)

ОЦЕНИВАНИЕ

Слайд 28.Д/з параграф 44, номенклатура. Сравнить географическое положение Южной Америки и Африки.

Рефлексия (принцип незаконченного предложения)

Закончить следующие предложения

«Рефлексивный экран»

Слайд 29.

  • «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…»;

  • «Я похвалил бы себя…»;

  • «Особенно мне понравилось…»;

  • «Я мечтаю о…»;

  • «Сегодня мне удалось…»;

  • «После урока мне захотелось…»;

  • «Было интересно…»;

  • «Было трудно…»;

  • «Я научился…»;

  • «Меня удивило…»;

  • «Я смог…»;

  • «Я попробую…»;

  • «Я на следующем уроке…».

Итог урока: Ребята! Вы сегодня только приоткрыли завесу, открывающую удивительный мир Южной Америки. Я надеюсь, что у вас возникло желание больше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного материка. Благодарю всех за урок, все были активны и показали хорошие знания карты и текущего материала.


© 2010-2022