- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 6 класс Герасимова
Рабочая программа по географии 6 класс Герасимова
Раздел | География |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Форафонтова Е.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
I.Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
-
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ).
-
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
-
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
-
«Программы по географии основного общего образования 5- 9 класса» авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин
-
Учебный план МБОУ «Кочуновская ООШ» на 2015-2016 учебный год.
-
Локальный акт МБОУ «Кочуновская ООШ» о рабочей программе.
Цели и задачи курса.
-
Освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; о методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
-
овладение умением сочетать глобальный, региональный и локальный подход для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомлением с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
-
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
-
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
-
нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационые системы и Интернет - ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, а также тенденций их возможного развития;
-
понимание географических специфики крупных регионов и стран
мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.
Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.
Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.
Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Программа, на основе которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии. 6 - 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной. - М.: Дрофа, 2006.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс - 6 кл- М.: Дрофа, 2012.
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 34 часа, 1 час в неделю.
Изменения, внесенные в программу:
Нет
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Кочуновская ООШ». Согласно Базисному учебному плану, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Требования к уровню подготовки учащихся
Ключевые компетенции
-
освоение знаний об основных географических понятиях, закономерностях развития, размещения и взаимосвязи природы, населения и хозяйства разных территорий;
-
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии;
-
воспитание позитивного ценностного отношения к окружающей среде, экологической культуры, любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами;
-
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни для: сохранения окружающей среды, способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности, решения практических задач.
1. Называть и/или показывать:
-
существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;
-
форму и размеры Земли (длина окружности);
-
на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
-
основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;
-
основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
-
основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;
-
характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
-
части Мирового океана;
-
среднюю соленость вод океана;
-
воды суши подземные и поверхностные;
-
речную систему, речной бассейн;
-
компоненты ПТК;
-
правила поведения в природе;
-
причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;
-
главную причину образования ветра;
-
главную причину образования облаков, осадков;
-
пояса освещенности Земли;
-
географические координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
-
характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
-
связей между элементами погоды;
-
изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
-
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
-
влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
-
меры по охране природы в своей местности;
-
горных пород и минералов, их использования человеком;
-
влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
-
взаимосвязей: река - рельеф;
-
искусственных водоемов;
-
из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
-
атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
-
стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
-
абсолютные и относительные высоты;
-
объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
-
по карте географическое положение объектов;
-
по образцам: осадочные и магматические горные породы;
-
фенологические сроки начала времен года.
4. Описывать:
- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и
животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
- особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).
Учебно-тематический план
Название темы
Количество часов
Практические работы
Раздел 1. Введение. Земля как планета.
2
1
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли.
Тема 2.1. План местности
Тема 2.2. Географическая карта
6
3
3
2
1
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки
Тема 3.1. Литосфера
Тема 3.2. Гидросфера
Тема 3.3. Атмосфера
Тема 3.4. Биосфера
24
8
8
7
1
3
1
2
-
Раздел 4. Население Земли
1
-
Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека
1
-
Содержание курса
VI КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ. ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА (2 часа)
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты. Земля - одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- предмет изучения географии;
- основные этапы познания планеты;
- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;
Уметь:
Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (6 часов)
Тема 1. План местности (3 часа)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;
Уметь:
- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;
- определять направления, расстояния;
- читать план местности.
Тема 2. Географическая карта (3 часа)
Глобус - модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.
Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- форму и размеры Земли;
- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;
Уметь:
- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;
- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ (24часа)
Тема 1. Литосфера (8 часов)
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора - верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.
Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;
Объяснять понятия:
- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;
Объяснять:
- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Уметь:
- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;
- работать с контурной картой
Тема 2. Гидросфера (8 часов)
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек. Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники - источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь:
- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.
Называть и показывать:
- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.
Тема 3. Атмосфера (7 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказание погоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);
Уметь:
- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
Тема 4. Биосфера (1часов)
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.
Почвенный покров - особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельности человека.
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь:
- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (1 час)
Человечество - единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- численность населения Земли, основные расы.
Уметь:
- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
РАЗДЕЛ V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)
Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;
Называть меры по охране природы.
Календарно-тематическое планирование
по географии в 6 классе
(по программе - 34 часа)
Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. «География. Начальный курс».
№ п\п
Тема урока
Вид занятия
Часы
Вид самостоятельной работы
Дата проведения
план
факт
Раздел 1. Введение. Земля как планета
2
1
География как наука
Путешествия и географические открытия
КУ
1
ПР №1 «Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдению за погодой и фенологическими явлениями»
2
Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли
Тема1. План местности
6
3
3
План местности. Условные знаки. Масштаб.
УИНМ
1
-
Географический диктант
4
Ориентирование на местности. Компас.
КУ
1
ПР №2 Топографический диктант
5
Азимут
КУ
1
ПР №3
«Ориентирование на местности»
Тема 2. Географическая карта
3
6
Географическая карта. Градусная сеть. Параллели и меридианы
.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
7
Географические координаты (широта, долгота)
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу -
8
Работа с картой (урок-практикум.)
УП
1
ПР №4 «Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; расстояний, направлений,
географических координат точек на карте полушарий и физической карте России»
Раздел 3 Строение Земли. Земные оболочки.
24
Тема 1. Литосфера
8
Внутреннее строение Земли.
4
9
Внутреннее строение Земли. Методы изучения земных глубин. Земная кора и литосфера.
УИНМ
1
Географический диктант
10
Горные породы, слагающие земную кору.
КУ
1
ПР №5 «Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твёрдость, плотность)
11
Движение земной коры
Землетрясения.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
12
Вулканы, горячие источники, гейзеры.
УИНМ
1
Работа с картой
Рельеф Земли.
4
13
Рельеф, его назначение для человека. Изображение рельефа на планах и картах.
УИНМ
1
тест
14
Горы. Разнообразие гор. Стихийные процессы в горах.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
15
Равнины. Образование равнин и их изменение во времени.
КУ
1
ПР №6
«Описание по карте ГП гор и равнин»
16
Рельеф дна Мирового океана
КУ
1
ПР №7
«Нанесение на контурную карту вулканов, гор и равнин»
Тема 2: Гидросфера
8
17
Облик земного шара. Материки и океаны. Части мирового Океана.
УИНМ
1
тест
18
Свойство вод мирового океана. Температура и соленость вод.
КУ
1
ПР №8
«Нанесение на контурную карту океанов, морей, озёр, рек.
19
Движение вод в Мировом океане. Волны, цунами, приливы, отливы, течения.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
20
Круговорот воды в природе.
УИНМ
1
Географический диктант
21
Реки в природе и на географической карте.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
22
Озера. Ледники. Горное и покровное оледенение.
УИНМ
1
Работа с картой
23
Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
24
Урок обобщения знаний.
УОЗ
1
тест
Тема 3. Атмосфера
7
25
Строение атмосферы.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
26
Температура воздуха.
КУ
1
ПР №9 «Составление графика изменения t
воздуха за сутки и год»
27
Атмосферное давление. Ветер.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
28
Атмосферные осадки облака.
УИНМ
1
Географический диктант
29
Погода и климат. Влияние погоды и климата на здоровье людей.
КУ
1
ПР №10
«Организация наблюдений за погодой; измерения
элементов погоды с помощью приборов»
30
Распределение тепла и света
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
31
Причины, влияющие на климат
УИНМ
1
тест
Тема 4. Биосфера
1
32
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Организмы в Мировом океане. Понятие о природном комплексе.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
Раздел 4. Население Земли
1
33
Человечество - единый биологический вид. Основные типы населённых пунктов.
УИНМ
1
Ответить на вопросы к параграфу
Раздел 5. Влияние природы на жизнь издоровье человека
1
34
Стихийные природные явления
УИНМ
1
тест
УИНМ - урок изучения нового материала
КУ - комбинированный урок
УОЗ - урок обобщения знаний
УП - урок-практикум
Учебно-методическое обеспечение по географии
Основная литература:
1. Герасимова Т.П. География. Программы для общеобразовательных учреждений.
6-11 кл. - М.: Дрофа, 2004.
2. Т.П. Герасимова, Неклюкова Н.П. Начальный курс географии. - М.: Дрофа, 2012.
3. Сиротин В.И. География: Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь с комплектом
контурных карт. - М.: Дрофа, 2012.
-
География. Начальный курс. 6 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.
-
Авторская программа по географии. 6 - 10 классы. / Под редакцией И.В.Душиной.
- М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная литература:
1. Яворовская И. - Занимательная география - Р.- на - Д.: Феникс, 2007.
2. Аржанов С. П. - Занимательная география - М.: Просвещение, 2008.
3. Баркоа А.С. - Словарь-справочник по физической географии -
М.: Просвещение, 1954.
4. Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география - М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
5. Выгонская Г.М. Занимательная география: Что? Где? Когда? -
М.: Граф-пресс, 2003.
6. Губарев В.К. - Тайны географических названий - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.
7. Гумилевкая М. Как открывали мир - М.: Детская литература, 1977.
8. Еремина В.А., Притула Т.Ю. - Физическая география. Интересные факты.-
М.: Илекса, 2008.
9. Ерофеев И.А. Великие географы и путешественники России 15-18 вв. -
М.: Школа-ПРЕСС, 1993.
10. Здорик Т.Б. Минералы (твой первый атлас-определитель) - М.: Дрофа, 2008.
11. Кофман М.В. Океаны, моря и их обитатели - М.: Муравей, 1996.
12. Майорова Т.С. География: справочник - школьника - М.: Слово, АСТ, 1996.
13. Перлов Л.Е. - География в литературных произведениях - М.: Дрофа, 2005.
14. Поспелов Е.М. Географические названия: Топонимический словарь -
М.: Русские словари, 1998.
15. Постникова М.В. - Тематические кроссворды - М: НЦ ЭНАС, 2006.
16. Пятунин В.Б. - Гимназия на дому (учебное пособие) - М.: Дрофа, 2005.
17. Томилин А.М. - Как люди открывали мир - М.: Просвещение, 2008.
18. Ушакова О.Д. - Великие путешественники - С-ПБ: Литера,2006.
19. Чичерина О.В., Моргунова Ю.А. - география в таблицах и диаграммах -
М.: Астрель, АСТ, 2007.
Интернет-ресурсы
http: //gao.spb.ru/russian
http: //fmm.ru
http: //mchs.gov.ru
http: //national-geographic.ru
http: //nature.com
http: //ocean.ru
http: //pogoda.ru
http: //sgm.ru/rus
http: //unknowplanet.ru
Оборудование по географии
Таблицы:
Ориентирование на местности
Способы добычи полезных ископаемых
Воды суши
Животный мир материков
Календарь наблюдений за погодой
План и карта
Полезные ископаемые и их использование
Растительный мир материков
Рельеф и геологическое строение Земли
Таблицы по охране природы
Набор «Путешественники» (портреты)
Карты мира
Великие географические открытия
Зоогеографическая
Карта океанов
Климатические пояса и области
Почвенная
Природные зоны
Растительности
Физическая полушарий
Карты России
Физическая
Рельефные физические карты
Набор учебных топографических карт (учебные топографические карты масштабов 1:10 000, 1:25 000, 1:50 000, 1:100000)
Приборы, инструменты для проведения демонстраций и практических занятий (в т.ч. на местности)
Компас ученический
барометр-анероид учебный,
Рулетка
Магнитная доска для статичных пособий
Глобус Земли физический (масштаб 1:30 000 000
Глобус Земли политический (масштаб 1:30 000 000)
Глобус Земли физический лабораторный (масштаб 1:50 000 000) (для раздачи учащимся)
Коллекции
Коллекция горных пород и минералов
Набор раздаточных образцов к коллекции горных пород и минералов