Программа по географии для 6 класса

Программа по учебнику А.И.Алексеева  для 6 класса, серия "Полярная звезда".Когда мне нужно было создавать программу, в интернете я не нашла ни одной программы к данному учебнику. При составлении программы были использованы материалы рабочих программ В.В. Николиной и А. И. АлексееваВ данной программе есть пояснительная записка и поурочное планирование. В поурочном планировании прописаны темы уроков, типы урока и требования к уровню подготовки учащихся, т.е что учащиеся должны знать и уметь после ...
Раздел География
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 17»

муниципального образования города Братска


Рассмотрено:

Протокол № ___

от «___» __________ 20 __г.

Руководитель МО

_______________




Утверждено:

И.о. директора МБОУ

«ООШ № 17»

___________________

Приказ № ___

от «__» ________ 20__ г.

______________________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «География»

для учащихся 6 класса

(34 часа в год / 1 час в неделю)


Образовательная область: обществознание

Сроки реализации 2014 -2015 учебный год






Разработала

Козлова Маргарита Борисовна


учитель географии






2014



Пояснительная записка


Рабочая программа по географии для учащихся 6 класса разработана на основе:

  • Программы для общеобразовательных учреждений по географии, авторы А.И.Алексеев, С. И. Болысов, В.В. Николина, Г.Ю.Кузнецова, Е.К.Липкина, издательство «Просвещение» ,2011 год издания, допущенной Министерством образования и науки РФ.

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования;

  • Учебного плана МБОУ «ООШ № 17» г. Братск на 2014-2015 учебный год

  1. Актуальность:

География - одна из фундаментальных наук, на которых держится познание окружающего мира. Она имеет свой предмет, методы, основные цели и области взаимодействия со смежными науками. Главный объект географических исследований - окружающая среда во всем многообразии и сложности, ее природа и сложные изменения, происходящие вследствие естественных циклических колебаний и в результате усиливающегося и многократно усложняющегося антропогенного воздействия.

Многие до сих пор отождествляют географию в основном с открытиями и описанием неведомых ранее земель. Между тем она уже давно углубилась в изучение проблем взаимодействия общества и природы. Именно на этом пути география как синтетическая наука обретает новые перспективы.

Усложнение задач, применение современных методов, становление новых отраслей географии приводит к тому, что многие ключевые проблемы теории и практики географической науки требуют серьезного и многостороннего обсуждения, объединения усилий в области теории науки, технологии исследований.

Ныне можно говорить о трех главных блоках географической науки: природной, общественной и технической географии. Последняя включает дистанционные методы, геоинформационные системы, картографические пути исследований. А два первых блока содержат как традиционные направления (например, различные виды страноведения и региональную географию), так и быстро развивающиеся ветви социальной географии, а также направления, сближающие географию с геоэкологией и с экологическими проблемами вообще.

Перспективой развития географических исследований в XXI веке является тенденция к интеграции географических наук для обеспечения так называемого устойчивого (поддерживающего) развития. Разные ветви географии дают возможность комплексно рассмотреть проблемы дальнейшего развития разных территорий и мира в целом.

Признание нарушенности равновесия между ресурсным потенциалом планеты и его использованием человечеством становится основной причиной «ренессанса географической мысли». Даже в богатых индустриальных странах невозможно решить лишь при помощи новейших техники и технологий такие глобальные проблемы человечества, как опустынивание, обезлесение, деградация окружающей среды, нехватка чистых водных ресурсов, загрязнение атмосферы, почв и воды, ухудшения здоровья населения. Необходимо участие в общечеловеческих усилиях всей системы географических наук, всего арсенала ее методов.

Стоит подчеркнуть, что все более широко распространяющийся термин «устойчивое развитие» пока не имеет общепринятого значения и трактуется по-разному. Точно так же и понимание проблематики устойчивого развития весьма различно даже в развитых странах с высокой информированностью населения.

Устойчивое развитие должно быть результатом, прежде всего, политических усилий на всех территориальных уровнях. Сбалансированность развития на локальном уровне во многом зависит от степени вовлечения местного населения в реализацию программ развития. Важным фактором сбалансированности выступает культура, в том числе культура землепользования, включающая исторический опыт данного народа и всего человечества.

Один из главных лозунгов будущего человечества: «Жить в разнообразии» предполагает гармоничные взаимоотношения между разными этническими группами, культурными традициями, прошлым и будущим, индустриальными и менее развитыми странами, городом и сельской местностью, человеком и природой. Роль географии в сохранении биологического, этнокультурного и социально-экономического разнообразия неоценима.

Цели и задачи:

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим РФ народам, их культуре и национальным особенностям.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • -сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

  • -сформировать целостное представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

  • -научить школьников работать с различными источниками географической информации, показать практическую зависимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

  • -развивать картографическую грамотность школьников;

  • -сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

  • -показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Требования к качеству освоения программного материала:

В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:
1) знать / понимать:

-значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
-результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
-основные источники географической информации, методы изучения Земли;
- географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца;

-различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
-как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;
-состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
-изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;
- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом;
2) уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
- давать описание существенных признаков географических объектов и явлений;
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, статистических материалов, справочников, научно-популярной литературы, Интернета;
- приводить примеры: развития представлений человека о Земле; крупнейших по площади и населению стран; крупнейших рас и народов мира; крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности; адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды; влияния природы на формирование культуры людей; источников загрязнения сфер Земли; использования и охраны природных ресурсов;
- составлять: простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи; описание образа природных объектов; описание природных объектов по типовому плану; описание природных явлений и процессов (погода, климат, течение, природные зоны, тепловые пояса, ветры, природно-культурные и социально-экономические явления) по картам, наблюдениям, статистическим показателям;
- определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции);
- применять: приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения простейших наблюдений за отдельными географическими объектами; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы, горных пород в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению,; самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: статистических, картографических, геоинформационных.
3) оценивать:
- роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично;
универсальное значение природы.

Учебно-методическим комплекс:

  1. УЧЕБНИК: География. Страны и континенты. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.И.Алексеев, В.В. Николина, С.И.Болысов, Г.Ю.Кузнецова, Е.К.Липкина; под ред. А.И.Алексеева.- 4-е изд., стереотип.- М.: Просвещение,2011. - 192с., карты, атлас по географии для 6 класса, презентации, глобусы, приборы для измерения давления и температуры и т.д.

  2. «География. Поурочные разработки». В.В. Николина. М.: «Просвещение», 2010 г.

  3. «Предметная неделя географии в школе». В.Н. Андреева. Ростов : «Феникс», 2008г.

  4. «География и экология» В.С. Кукушин. М., 2005г.

  5. «Нетрадиционные уроки по физической географии» Л.Д. Назарова. М.:ТЦ Сфера, 2008г.

  6. «Обучение географии в средней школе». Л.В. Байбородова, А.В. Матвеев. М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008г.

  7. «География. Конструктор текущего контроля». Е.Е.Гусева. М.: «Просвещение», 2008г.

  8. «География. Проекты и творческие работы. 5-9 класс». В.В.Николина, Е.К. Липкина. М.: «Просвещение», 2012г.



  1. Астапенко П.Д.Вопросы о погоде - СПб. Гидрометеоцентр,1997

  2. Верн Ж. Открытие Земли (История Великих географических открытий) - М,1993

  3. Куприн А.Н.Занимательно об ориентирование - М.:Просвещение,20001

  4. Пивоварова Г.П. По станицам занимательной географии - М.:Просвещение,1993

  5. Томилин А.Как люди изучали свою землю - СПб. Детская литература,1983

Интернет ресурсы:

  • ru.wikipedia.org/wiki

  • nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

  • rgo.ru/ - Планета Земля

  • sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

  • rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

  • geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России




Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс



Дата

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Использование ТСО и ИКТ-ресурсов

Примечание


По плану

фактическая

1четверть-8 ч.




1. Введение-2 ч.




1

02.09.


Географические методы изучения окружающей среды

Урок изучения нового материала

знать / понимать:значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей;
-результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий;
-основные источники географической информации, методы изучения Земли

Фронтальный опрос



2

09.09.


Развитие географических знаний о Земле. Современный этап научных географических исследований.

Комбинированный урок

Работа с картами



2. Земля-планета Солнечной системы-3ч.

3

16.09.


Земля-планета Солнечной системы

Урок изучения нового материала

Знать/понимать:географические следствия движений Земли вокруг своей оси, Солнца

Фронтальный опрос



4

23.09.


Солнечный свет на Земле

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с картой



З. План и карта-4 ч.

5.

30.09.


Ориентирование и способы ориентирования на местности. План местности. Изображение земной поверхности на плоскости.

Комбинированный урок

Знать/понимать:различия между планом местности, картой, глобусом, современные способы создания карт;
как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы;

Работа с картами



6.

07.09.


Географическая карта - особый источник информации. Градусная сетка.

Комбинированный урок

Работа с картами



7.

14.09.


Географические координаты. Решение практических задач по плану и карте.

Урок практикум

Уметь показывать по физической карте полушарий, физической карте мира, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
- давать описание существенных признаков географических объектов и явлений

Работа с картами



8.

21.09.


Контрольная работа «Планета Земля»

Контрольный урок


тест



2 четверть-8 ч.

4. Человек на Земле-3ч.

9.

11.11.


Заселение человеком Земли

Урок изучения нового материала


Фронтальный опрос



10.

18.11..


Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

Комбинированный урок


Работа с картами



11.

25.11


Многообразие стран мира






5. Литосфера - твёрдая оболочка Земли-5 ч.

12.

02.12.


Земная кора и литосфера

Урок изучения нового материала

определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты,

Фронтальный опрос



13.

09.12.


Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Движения земной коры.

Комбинированный урок

Работа с картами



14.

16.12.


Рельеф Земли. Равнины. Горы.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



15.

23.12.


Решение практических задач по карте. Человек и литосфера.

Урок-практикум

определять: на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород (в коллекции).

Фронтальный опрос



16.

30.12.


Контрольная работа

Контрольный урок


тест



3 четверть-9 ч.

6. Гидросфера - водная оболочка Земли-6 ч.

17

13.01.


Состав и строение гидросферы

Урок изучения нового материала

Знать/понимать состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них.

Фронтальный опрос, работа с картами



18.

20.01ю


Мировой океан. Решение практических задач по карте.

Урок-практикум

Уметь показывать по физической карте полушарий, физической карте мира, , карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
- давать описание существенных признаков географических объектов и явлений

Фронтальный опрос, работа с картами,сообщение,доклад



19.

27.01.


Воды Океана.

Комбинированный урок

- давать описание существенных признаков географических объектов и явлений

Фронтальный опрос



20.

03.02.


Реки Земли

Комбинированный урок

давать описание существенных признаков географических объектов и явлений

Фронтальный опрос



21.

10.02.


Озёра, подземные воды и ледники


Фронтальный опрос



22.

17.02.


Гидросфера и человек.



Фронтальный опрос, работа с картой



7. Атмосфера - воздушная оболочка Земли-4 ч.

23.

24.02.


Состав и строение атмосферы. Тепло в атмосфере.

Урок изучения нового материала

Знать/понимать состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
-изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;

Фронтальный опрос



24.

03.03.


Атмосферное давление. Ветер. Влага в атмосфере.

Комбинированный урок




25.

10.03.


Погода и климат. Наблюдение за погодой. Карты погоды.

Комбинированный урок

Фронтальный опрос, работа с картами атласа, тест



26.

17.03.


Атмосфера и человек. Контрольная работа «Гидросфера и атмосфера»

Контрольный урок


тест



8. Биосфера - живая оболочка Земли-2 ч.

27.

24.03.


Биосфера - земная оболочка

Урок изучения нового материала

Знать/понимать состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;

Фронтальный опрос



4 четверть- 7 ч.

28.

07.04.


Почва как особое природное образование

Комбинированный урок

Знать/понимать состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;

Фронтальный опрос



29.

14.04.


Биосфера - сфера жизни

Комбинированный урок

Фронтальный опрос



9. Географическая оболочка Земли-5 ч.

30.

21.04.


Географическая оболочка Земли

Урок изучения нового материала

Знать/понимать состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них;
изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием человеческой деятельности;

Фронтальный опрос, работа с картами атласа, тест



31.

28.04.


Свойства и закономерности географической оболочки

Комбинированный урок



32.

05.05.


Природные зоны Земли и культурные ландшафты

Комбинированный урок



33.

12.05.


Контрольная работа по теме « Биосфера. Географическая оболочка Земли»

Контрольный урок


тест



34.

19.05.


Обобщающий урок.

Урок-практикум

Уметь показывать по физической карте полушарий, физической карте мира, политической карте мира, карте океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать географические объекты на контурной карте;
- давать описание существенных признаков географических объектов и явлений

Фронтальный опрос, работа с картами атласа, тест



Всего : 34 часа


© 2010-2022