Рабочая программа по географии 8 класс

Программа курса географии 8 класса определяет содержание предмета основной школы и отражает требования "Обязательного минимума" к общеобразовательной географической подготовке школьников, познавательные интересы учащихся. Курс " География России. Природа" - третий по счету школьный курс географии. В содержании дан общий обзор природы России и его региональная часть. Программа курса географии 8 класса определяет содержание предмета основной школы и отражает требования "Обязательного минимума" к о...
Раздел География
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Статус документа

Рабочая программа по географии для 8 класса составлена на основе Образовательной программы Муниципального общеобразовательного учреждения средней

общеобразовательной школы №2р.п.Колышлей основного общего образования по географии.

Структура документа

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, основного содержания, тематического планирования

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социальноответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории - от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа - общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

  • тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

  • ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

  • показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно учебного плана МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей отводит 68 часов для обязательного изучения предмета «География», из расчета 2-х часов в неделю.

Содержание программы

Введение (7 часов)

Формирование, освоение и изучение территории России. Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Экономико- и транспортно- географическое положение России. Геополитеческое, этнокультурное и эколого- географическое положение России. Сравнение географического положения России и положения других государств.

Границы России. Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Практические работы

№1 «Определение по картам границ и крайних точек страны»

№2 «Решение задач на определение поясного времени»

Тема: Рельеф (7 часов)

Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и » внешних процессов. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы, жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа.

№3 «Установление связи между тектоническими структурами и формами рельефа»

Тема: Климат (7 часов)

Климатообразующие факторы на территории страны. Солнечная радиация и радиационный баланс. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Закономерности распределения тепла и влаги (средине температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холоди Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта..

Практическая работа

№4 «Составление по тематическим картам характеристики климата»

Тема: Внутренние воды (4 часа)

Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, Водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Неравномерность распределения водных ресурсов. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), предупреждение их действий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод и пути сохранения их качества и объема.

Практическая работа

№5 «Составление по картам характеристики рек»

Тема: Почвы (4 часа)

Почва - особый компонент природы и национальное богатство. В. В. Докучаев основоположник почвоведения.

Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почвенные ресурсы России, карта мелиорации земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Тема: Органический мир (3 часа)

Растительный покров России, карта растительности.

Животный мир. Биота. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Тема: Природное районирование 6 часов)

Природные зоны и крупные природные районы. Формирование природных комплексов - результат длительного развития географической оболочки Земли. Природные комплексы (ПК): их естественное состояние и изменение в результате деятельности человека. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Природные ресурсы зон, пути рационального использования, экологические проблемы. Заповедники.

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Тема: Крупные природные районы (21 час)

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Природные комплексы Русской равнины. Природные ресурсы Русской равнины и проблемы и рационального использования. Кавказ. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы Урала. Экологические проблемы Урала. Западная Сибирь. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и проблемы их освоения. Условия работы и быта человека в западной Сибири. Восточная Сибирь. Природные комплексы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Пояс гор Южной Сибири. Природные ресурсы Восточной. Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток: край контрастов. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока. Природные комплексы России

Практическая работа

№7 «Характеристика условий работы и быта человека в Сибири»

Тема: Человек и природа (6 часов)

. Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания - задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России

В результате изучения географии в 8 классе ученик должен знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы:

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, экологических проблем:

  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды:

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности;

  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению: принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф:

  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-тематический план

Всего часов - 68

I четверть - 18 III четверть - 20

IV четверть - 16

II четверть - 14

п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе на

Уроки

Практичес

Контрольн

1

Введение

7

6

1


2

Рельеф, геология, полезные ископаемые

7

6

2

1

3

Климат

7

6

1

1

4

Внутренние воды

4

3

1

1

5

Почвы

4

3


1

6

Органический мир

л

3



7

Природное районирование

6

5


1

8

Крупные природные районы

22

21

2

1

9

Человек и природа

6

6



10

Обобщение и резерв времени

2

2



Календарно-тематическое планирование по географии 8 класс.

№ урока

Тема

Основные вопросы

Практические работы

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Введение

Роль географической науки. Источники географических знаний.

7

2

Географическое положение России.


3

Моря, омывающие берега России.


4

Часовые пояса.


5

Решение задач на нахождение поясного времени

Практическая работа №1

6

Как осваивали и изучали территорию России.


7

Исследование в 18-19 веках и в советское время.


8

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые

Зарождение Земли. Догеологический этап развития планеты.

7

9

Геологическое летоисчесление


10

Геологический этап развития Земли.


11

Геологическое строение

Пр/р№2

12

Минеральные ресурсы России.

Пр/р№3

13

Развитие форм рельефа


14

Обобщающий урок по теме «Рельеф, геология»

Письменная работа

15

Климат

Факторы климатообразования

7

16

Воздушные массы и их типы. Циркуляция воздушных масс


17

Циклоны, антициклоны. Атмосферные фронты


18

Влияние океанов, рельефа на климат


19

Типы климатов России

Пр/р№4

20

Влияние климата на жизнь и деятельность человека


21

Обобщающий урок по теме «Климат»


22

Внутренние воды России

Разнообразие вод. Реки

4

23

Озера, болота, ледники. Многолетняя мерзлота. Подземные


24

Водные ресурсы. Охрана вод

Пр/р№5

25

Обощающий урок по теме «Внутренние воды»

Письменная работа

26

Почвы

Образование почв

4

27

Главные типы почв и закономерности их распространения


28

Почвенные ресурсы


29

Обобщающий урок по теме «Почвы»

Письменная работа

30

Органический мир России

Растительный мир России

3

31

Животный мир России


32

Охрана биологических ресурсов


33

Природное районирование

Природное районирование

6

34

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундры


35

Лесные зоны


36

Безлесные зоны на юге России


37

Высотная поясность


38

Обобщающий урок по теме «Природные комплексы России»

Письменная работа

39

Крупные природные районы России

Восточно-Европейская равнина

22

40

Природные комплексы Русской равнины


41

Природные ресурсы равнины

Пр/р№6

42

Кавказ


43

Природные комплексы Северного Кавказа


44

Урал


45

Своеобразие природы Урала


46

Природные уникумы Урала. Экологические проблемы


47

Западная Сибирь


48

Природные ресурсы Западной Сибири


49

Восточная Сибирь


50

Природные комплексы Сибири


51

Условия быта и работы человека в Сибири

Пр/р№7

52

Северо-Восточная Сибирь


53

Природные ресурсы и проблемы их освоения


54

Горы Южной Сибири


55

Озеро Байкал- жемчужина Сибири


56

Дальний Восток


57

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы


58

Природные ресурсы Дальнего Востока


59

Природные комплексы России


60

Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России»


61

Человек и природа

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

6

62

Стихийные природные явления


63

Антропогенное воздействие на природу


64

Объекты Всемирного природного и культурного наследия России


65

Рациональное природопользование


66

Экологические проблемы


67

Обобщающее повторение по курсу географии за 8 класс

1

68

Резерв времени

1


Список литературы

  • Географический атлас. 8 класс. - М.: Дрофа,2008.

  • Учебник: Баринова И. И. География России. Природа. - М.: Дрофа, 2008.

  • Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. - М.: Дрофа, 2007.

  • Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. Природа России. 8 класс - М: «ВАКО», 2005.

  • Баринова И.И. В.Я. Ром. География России. 8-9кл.: Метод, пособие - 6-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2002.

  • Интернет - ресурсы.

  • Мультимедийные обучающие программы:

География 8 класс. Природа России.

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Интерактивные географические карты.

  • Хрестоматия по физической географии России М.: Просвещение, 1974.

  • Энциклопедия для детей. Том 12. Россия .М.: Аванта плюс.



© 2010-2022