- Преподавателю
- География
- Рабочая программа по географии 9 кл к учебнику В. П. Дронова, Н. И. Бариновой
Рабочая программа по географии 9 кл к учебнику В. П. Дронова, Н. И. Бариновой
Раздел | География |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Семакова Т.А. |
Дата | 22.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
-
федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
-
примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2009 г.
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.
Цель программы заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Задачи - сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном обществе;
- научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;
- развивать картографическую грамотность школьников;
- сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;
- показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).
Изменения, внесенные в авторскую учебную программу: добавлено 9 часов на изучение регионального курса «География Удмуртской Республики» в целях усиления краеведческой направленности курса.
Используемый УМК:
1. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе. География России. В 2 кн. Кн. 2: Хозяйство и географические районы. 9 кл. М.: «Дрофа», 2013 г.
2. Атлас География России. Население и хозяйство 9 класс. - М.: Дрофа, 2010.
3. Контурные карты: География России. Население и хозяйство. 9 класс - М.: Дрофа, 2010 г..
Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 136 часов (по 68 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
-
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
-
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.
-
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.
Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).
В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV и V- «Хозяйство России», VI - « География крупных регионов России».
В рабочую программу внесены следующие изменения:
-
Четвертый раздел увеличен на 7 часов за счет уменьшения времени на изучение раздела 2 и 3 в связи с трудностью и новизной изучения материала.
Оценочные практические работы:
-
Составление характеристики ЭГП России
-
Составление характеристики одной из отраслей по типовому плану
-
Выделение на картах главных топливных баз, перспективных районов добычи газа, нефти, угля.
-
Составление типового плана ЭГ характеристики территории. Оценка ЭГП Центрального района.
-
Составление и анализ внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности
-
Сравнение ГП и планировки двух столиц- Москвы и Санкт-Петербурга.
-
Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе
-
Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегионов
Основные формы организации учебного процесса: урок (ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения знаний и умений, обобщения и систематизации знаний, проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный), экскурсия, практическая работа, самостоятельная работа. В рамках этих форм организуются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная работа учащихся как дифференцированного, так и недифференцированного характера.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков: проверочные, практические, самостоятельные работы, тренировочные тесты, компьютерный контроль знаний, анкетирование, олимпиады, творческие работы. Итоговая аттестация проводится в виде письменных или устных экзаменов; форма проведения экзаменов может быть различной: по билетам, собеседование, тестирование, защита реферата.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(68 часов, 2 часа в неделю)
Часть V ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (20 часов - продолжение)
Тема 1. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.
Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.
Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности
Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.
Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.
Практическая работа. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
Тема 2. Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества
Классификация конструкционных материалов, проблемы пропорциональности производящих их отраслей.
Металлургия, ее состав и структура, место в хозяйстве, связь с другими отраслями. Современные проблемы российской металлургии и их географические следствия. Место России в мире по запасам металлических руд и производству продукции металлургии.
Черная и цветная металлургия. Традиционные и новые технологии производства металлов. Типы металлургических предприятий и факторы размещения. Особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Экспорт металлов и его роль в экономике страны.
Химическая промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Роль химизации хозяйства. Главные факторы размещения предприятий химической промышленности. Группировка отраслей химической промышленности, особенности их географии. Основные химические базы, крупнейшие химические комплексы. Проблемы развития отрасли. Химическая промышленность \ и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав и значение в хозяйстве, связь с другими отраслями. Место России в мире по производству продукции лесной промышленности. Группировка отраслей лесной промышленности, особенности их географии. Основные лесные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды. Производство строительных материалов, конструкций и деталей.
Практические работы. 1. Изучение факторов, влияющих на размещение ЧМ и ЦМ. 2. Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия. 3. Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей ХП.
Машиностроение, его значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса и его конверсии.
Практическая работа. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
Пищевая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность, ее значение и отраслевой состав, связь с другими отраслями. География текстильной промышленности. Проблемы развития легкой промышленности.
Тема 3. Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги
Классификация услуг. Роль третичного сектора в хозяйстве, проблемы его развития в России. Отрасли третичного сектора и окружающая среда.
Коммуникационная система. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Исторически сложившееся несовершенство транспортной сети в России. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. Важнейшие проблемы развития в условиях перехода к рынку. Перспективы развития комплекса.
Практическая работа: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.
Наука, ее значение, состав, роль в жизни современного общества. География российской науки. Технополисы.
Жилищное и рекреационное хозяйство. Жилье - одна из главных потребностей человека. Низкий уровень обеспеченности жильем и низкие показатели его благоустроенности в России. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Часть VI
ГЕОГРАФИЯ КРУПНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ (47 часов)
Тема 1. Районирование России
Районирование - важнейший метод изучения в географии. Как можно районировать территорию: физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, эколого-экономическое и другие виды районирования. Виды районирования: сплошное и узловое, частное и комплексное и т. д. Соподчиненность различных видов районирования России.
Практическая работа. Моделирование вариантов нового районирования России.
Тема 2. Европейская Россия (Западный макрорегион)
Особенности природы, истории и географии хозяйства. Географическое положение на западе России. Разнообразие рельефа в связи с особенностями геологического строения и рельефообразующих процессов. Влияние географического положения на климат региона. Самый полный в России набор природных зон. Природные ресурсы. Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Наиболее освоенная и заселенная часть страны.
Место и роль Европейской России в промышленном и сельскохозяйственном производстве страны. Внутрирегиональные природно-хозяйственные различия.
Европейский Север. Состав района. Географическое положение на севере Восточно-Европейской равнины с выходом к Северному Ледовитому океану. Особенности экономико-географического, геополитического и эколого-географического положения. Влияние географического положения и природных условий на освоение территории, жизнь людей, специализацию.
Различия в рельефе и полезных ископаемых Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Влияние Арктики и Атлантики на климат, избыточное увлажнение территории, богатство озерами, реками, болотами. Природные зоны: тундра, лесотундра, северная и средняя тайга. Природные ресурсы: минеральные, топливные, лесные и водные. Новая алмазоносная провинция. Ресурсы шельфовой зоны.
Историко-географические особенности формирования. Население: национальный состав, традиции и культура. Города региона. Отток населения с Севера и его причины.
Развитие топливно-энергетического комплекса, металлургии, химической и лесной промышленности. Хозяйственные различия Кольско-Карельского и Двинско-Печорского подрайонов.
Роль морского транспорта. Мурманский и Архангельский порты. Северный морской путь. Предпосылки развития туристско-экскурсионного хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона. Проблема охраны природы Севера. Северный военно-морской флот. Космодром в городе Мирном.
Практические работы. 1. Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района. 2. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
Северо-Западный район. Состав района. Выгоды географического положения на разных этапах развития: путь «из варяг в греки», «окно в Европу», современные особенности географического положения района.
Природная специфика: сочетание возвышенностей и низменностей, влияние моря на климат, густая озерно-речная сеть. Район древнего заселения. «Господин Великий Новгород». Основание Петербурга. Роль Санкт-Петербурга в расселении, научно-промышленном, социальном и культурном развитии района. Санкт-Петербург - северная столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Санкт-Петербурга. Свободная экономическая зона «Янтарь».
Центральная Россия. Преимущества географического положения и состав территории. Факторы формирования района. Чередование возвышенностей и низменностей - характерная черта рельефа. Полезные ископаемые. Дефицит большинства видов природных ресурсов.
Климатические условия Центральной России, их благоприятность для жизни и хозяйственной деятельности человека. Крупнейшие реки. Разнообразие и пестрота почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Центральная Россия - очаг русской национальной культуры. «Дикое поле», засечные полосы и заселение южной части региона. Высокая численность и плотность населения. Количество и качество трудовых ресурсов. Современный характер и проблемы расселения. Преобладание городского населения. Городские агломерации. Высокий уровень развития и концентрации науки. Го рода науки.
Специализация хозяйства на наукоемких и трудоемких отраслях. Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая промышленность. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве. Агропромышленный комплекс. Роль пригородного сельского хозяйства. Относительно высокий уровень развития социальной сферы. Топливно-энергетические и природоохранные проблемы. Внутрирегиональные различия. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Возникновение и развитие Москвы. Москва - столица России. Экономические, социальные и экологические проблемы Москвы. ЭГХ Московского столичного региона.
Нижний Новгород, его географическое положение и торговые | функции. Нижегородская и Макарьевская ярмарки. Очаги старинных промыслов.
Современность и проблемы древних русских городов - Новгорода, Владимира, Пскова, Смоленска.
Практические работы. 1. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. 2. Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России. 3. Изучение внешних территориально-производственных связей Центральной России
Европейский Юг. Состав района. Особенности географического положения: самый южный регион России, ограниченный с трех сторон природными рубежами. Геополитическое положение района. Природный амфитеатр. Равнинная, предгорная и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Рельеф и этническое разнообразие населения. Народы гор и предгорий: традиции, культура, промыслы. Многонациональность и межнациональные проблемы.
Очаги концентрации населения. Повышенная доля сельского населения. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и животный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы.
Агропромышленный комплекс: единственный в стране район субтропического земледелия. Ведущая роль региона в производстве сельскохозяйственной продукции. Неравномерность обеспеченности водными ресурсами. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Необходимость интенсификации сельского хозяйства и перерабатывающих отраслей АПК. Сельскохозяйственное, транспортное и энергетическое машиностроение.
Рекреационное хозяйство Северного Кавказа: курортное хозяйство, туризм и альпинизм. Возрастающая роль рекреационных районов. Роль черноморских портов в развитии хозяйства страны. Сложности решения проблем республик Северного Кавказа. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практическая работа. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Поволжье. Состав района. Географическое положение на юго-востоке Русской равнины. Особенности рельефа и климата региона. Зимние и летние температуры, распределение осадков. Зональность климата и почвенно-растительного покрова в пределах региона, их влияние на развитие сельского хозяйства. Волга - великая русская река. Ее роль в территориальной организации населения и хозяйства. Гидроэнергетические, минеральные и почвенные ресурсы. Поволжье - место исторического взаимодействия этносов. Многонациональный состав населения. Сочетание христианства, ислама и буддизма. Русское заселение территории. Территориальная организация расселения и хозяйства.
Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Система трубопроводов и проблемы их безопасности. Гидроэнергетика. АПК - ведущая позиция Поволжья в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции. Мощная пищевая промышленность.
Рыбоперерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хозяйства Волго-Каспийского бассейна. Отрасли социальной сферы. Экологические и водные проблемы. Научные центры. Столицы республик и крупнейшие города (Волгоград, Самара, Астрахань). Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем региона.
Практические работы. 1. Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения. 2. Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения.
Урал. Границы и состав Урала при разных видах районирования. Географическое положение Урала - на стыке разнообразных границ. Разделяющая и связующая роль Урала в природе и хозяйстве.
Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Разнообразные минерально-сырьевые ресурсы и проблема их истощения. Влияние геологического строения и полезных ископаемых на развитие и размещение промышленности на Урале. Недостаточная геологическая изученность Урала.
Влияние рельефа на заселение Урала. Современная этническая пестрота. Две меридиональные полосы расселения, влияние речных систем и рельефа на их формирование.
Дефицит водных ресурсов и его причины. Пути решения водных проблем. Особенности климата Урала. Освоение и изучение Урала в связи со сменой представлений о значимости его ресурсов.География и проблемы современного хозяйства: горнодобывающая промышленность, металлургия, химическая и лесная промышленность, разнообразное машиностроение. Их взаимосвязь. Демидовские города-заводы и современная система расселения в районе. Проблемы населения и трудовых ресурсов. Реконструкция уральской промышленности. Отставание развития социальной сферы. Крупнейшие города Урала.Зональность и высотная поясность почвенно-растительного покрова и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона. Кыштымская трагедия.
Практическая работа 1. Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем.
Тема 3. Азиатская Россия (Восточный макрорегион)
Географическое положение. Большая площадь территории и малая степень изученности и освоенности, слабая заселенность. Концентрация основной части населения на юге.Разнообразие природных условий. Богатство природными ресурсами. Очаговый характер размещения производства, его сырье, добывающая направленность. Слабое развитие перерабатывающих отраслей. Трудности организации производства и жизни населения в экстремальных условиях.
Западная Сибирь. Состав района. Географическое положение на западе азиатской части России, между Уралом и Енисеем.
Западно-Сибирская равнина - одна из крупнейших низменных равнин земного шара. Ее положение на молодой эпипалеозойской плите и особенности формирования рельефа. Карское море. Климат и внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Зона Севера и ее значение. Господство средневысотных и высоких гор на юге Западной Сибири. Котловины, разделяющие горы. Контрастность климатических условий. Высотная поясность.
Агроклиматические ресурсы. Оценка природных условий для жизни и быта человека.Коренные народы (ненцы, ханты, манси и др.). Диспропорции в площади и в численности населения Западной Сибири. Научные центры и будущие технополисы.Богатство и разнообразие природных ресурсов: минеральные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные. Ориентация хозяйства на добычу и переработку собственных ресурсов. Нефтегазохимический комплекс - основа хозяйства района. Особенности его структуры и размещения. Крупнейшие российские нефтяные и газовые компании. Система трубопроводов. Основные направления транспортировки нефти и газа. АПК: освоение территории, сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные виды транспорта. Транссибирская магистраль, река Обь, железная дорога Тюмень - Сургут - Ямбург. Современные проблемы и перспективы развития ведущих отраслей хозяйства. Основные географические фокусы экономических, социальных и экологических проблем Западной Сибири.
Практическая работа. Изучение и оценка природных условий Западно-Сибирского района для жизни и быта человека.
Север Восточной Сибири. Состав района. Географическое положение к востоку от Енисея. Роль реки Лены и Северного морского пути. Моря: Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское. Русские исследователи северных морей.Разнообразие тектонического строения и рельефа. Особенности рельефа и геологического строения Среднесибирского плоскогорья. Минеральные ресурсы: руды цветных и редких металлов, алмазы, каменный и бурый уголь, химическое сырье. Резко континентальный климат, инверсия температур, многолетняя мерзлота. Влияние климата и многолетней мерзлоты на особенности рельефа, водной сети и почвенно-растительный покров. Лесные ресурсы.Тайга - основная природная зона. Высотная поясность; степи котловин. Земельные и агроклиматические ресурсы. АПК: особенности структуры и развития в экстремальных условиях. Объекты охоты и охотничьи угодья. Другие промыслы в регионе. Крупнейшие заповедники. Несоответствие между природными богатствами и людскими ресурсами, пути его решения. Коренные народы, особенности их жизни и быта, проблемы.
Исторические особенности заселения русскими. Остроги. Открытие медно-никелево-кобальтовой провинции. Основание Норильска.
Топливно-энергетический комплекс - основа хозяйства территории. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС. Развитие энергоемких производств: цветная металлургия и целлюлозно-бумажная промышленность, основные центры и перспективы развития. Роль конверсии предприятий ВПК в хозяйстве региона. Перспективы развития промышленности.Особенности строительства в условиях многолетней мерзлоты. Экологические проблемы района.Якутские алмазы, город Мирный.Перспективы транспортного освоения района. Амуро-Якутская магистраль. Водный и авиационный транспорт. Влияние транспортных путей на размещение населения. Крупнейшие культурно-исторические, промышленные, транспортные центры.Природно-хозяйственные районы: Путорана и Среднесибирское плоскогорье. Основные экономические, социальные и экологические проблемы района.
Практические работы. 1.Составление характеристики Норильского промышленного узла (географическое положение, природные условия и ресурсы, набор производств и их взаимосвязь, промышленные центры). 2. Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе.
Южная Сибирь. Состав района. Географическое положение: в полосе гор Южной Сибири, вдоль Транссибирской магистрали. Транспортные связи с приграничными государствами: Китаем, Монголией и Казахстаном. Связь с Севером по Енисею и Лене. БАМ
Горные системы Южной Сибири. Складчато-глыбовые горы: Алтай, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Саяны. Горы Прибайкалья и Забайкалья.Верхние течения крупных сибирских рек: Оби, Енисея, Лены, Амура. Гидроэнергетическое значение рек. Особенности и проблемы Байкала.Резко континентальный климат. «Полюс холода» Северного полушария. Температурные инверсии. Многолетняя мерзлота.Природные ресурсы: минеральные, лесные.Внутренние различия: Кузнецко-Алтайский, Ангаро-Енисейский, Забайкальский подрайоны.Кузнецко-Алтайский подрайон. Этапы заселения и освоения. Создание Транссибирской магистрали. Кузбасс, его проблемы. Новосибирск - научный центр.Ангаро-Енисейский подрайон. Канско-Ачинский бассейн. Гидроресурсы. Формирование Ангаро-Енисейских ТЭС и ТПК. Заселение территории. Миграции и проблемы трудовых ресурсов. Красноярск, Иркутск, закрытые оборонные центры. Проблемы развития подрайона.Забайкальский подрайон. Горные системы, землетрясения, байкальская рифтовая зона. Природные ресурсы: цветные и редкоземельные металлы, уголь. Бурятия (Улан-Удэ), Читинская область. Перспективы освоения зоны БАМа.
Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практическая работа. Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения: сильная меридиональная вытянутость, наличие материковой, полуостровной и островной частей.
Этапы освоения территории, русские землепроходцы в XVII в., установление русско-китайской и русско-японской границ.
Геологическая молодость территории. Преобладание гор. Тектоническая подвижность территории: частые землетрясения и вулканизм, моретрясения, цунами. Долина гейзеров, термальные источники. Полоса Тихоокеанского металлогенического пояса: месторождения руд цветных, редких и драгоценных металлов. Отрасль специализации района - добыча и обогащение руд цветных металлов. Месторождения нефти и газа на Сахалине и шельфе.Несоответствие площади территории и численности населения. Неравномерность размещения населения. Относительная молодость населения. Миграции, потребность в трудовых ресурсах. Коренные народы: быт, культура, традиции, проблемы.Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга - уникальный природный комплекс. Лесозаготовка и целлюлозно-бумажное производство. Богатство морей Тихого океана биоресурсами. Лососевые рыбы. Рыбоперерабатывающий комплекс. Перспективы развития и проблемы океанического хозяйства на востоке региона.Вспомогательные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, судоремонт. Отрасли военно-промышленного комплекса. Транспортная сеть Дальнего Востока. Благоприятные почвенные и агроклиматические ресурсы юга территории. Агропромышленный комплекс. Дальний Восток в системе Азиатско-Тихоокеанского региона. Интеграция со странами АТР. Проблемы свободных экономических зон. Внутрирайонные различия и города. Владивосток - торговый, промышленный, культурный и научный центр Дальнего Востока. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.
Практические работы. 1. Выделение на карте индустриальных, транспортных, научных, деловых, финансовых, оборонных центров Дальнего Востока. 2. Учебная дискуссия: свободные экономические зоны Дальнего Востока - проблемы и перспективы развития.
Тема 4. Россия в современном мире
Россия и страны СНГ. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, экономических и этнокультурных связей с Россией. Взаимосвязи России с другими странами мира.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии выпускник 9 класса должен:
знать/понимать
-
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
-
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
-
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
-
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
-
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
-
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
-
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
.приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
-
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
-
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
-
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
-
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
-
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
-
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
-
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
-
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
-
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
-
географические районы, их территориальный состав;
-
отрасли местной промышленности.
Описывать:
-
природные ресурсы;
-
периоды формирования хозяйства России;
-
особенности отраслей;
-
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
-
экономические связи районов;
-
состав и структуру отраслевых комплексов;
-
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
-
различия в освоении территории;
-
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
-
размещение главных центров производства;
-
сельскохозяйственную специализацию территории;
-
структуру ввоза и вывоза;
-
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
-
возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.
Учебно-тематический план
№
раздела
Наименование разделов
Всего часов
Практические работы
5.
Хозяйство России. (продолжение)
20
6
6.
География крупных регионов России.
42
16
География Удмуртской республики
5
ИТОГО
67+ 1 (резерв)
22
Рабочая программа
№
урока
Тема урока
Практическая
работа
Дата
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки обучающихся
Д/З
§
Раздел 5. Хозяйство России (продолжение) - 20 уроков
-
(1)
Введение.
Вторичный сектор экономики
Знать состав вторичного сектора экономики
1
-
(2)
Топливно-энергетический комплекс: роль, значение, проблемы.
Состав и значение комплекса в развитии хозяйства. Связь с другими комплексами. Топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Знать состав и специфику ТЭК. Называть основные проблемы и перспективы его развития. Уметь анализировать экономические карты и статистические данные.
1
3. (3)
Топливная промышленность.
№1: Характеристика одного из р-нов добычи угля с использованием карт атласа. учебника, статистич. материалов.
Роль нефти, газа и угля в современном хозяйстве. Место РФ в мире по их запасам и добыче. Основные современные и перспективные районы добычи. Способы добычи и транспортировки топлива, проблемы освоения основных месторождений. Топливная промышленность и окружающая среда.
Знать и показывать на карте крупные месторождения нефти, газа, угля. Важнейшие газо- и нефтепроводы. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов.
2
к/к
-
(4)
Электроэнергетика.
Значение энергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Единая энергосистема страны.
Приводить примеры и показывать на карте электростанции различных типов (ГЭС, ТЭЦ, АЭС, ПЭС)
3, к/к
-
(5)
Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества.
Состав, значение, связь с другими комплексами. Классификация конструкционных материалов.
Приводить примеры конструкционных материалов.
4
-
(6)
Металлургический комплекс. Факторы размещения металлургии.
№2: Изучение факторов, влияющих на размещение ЧМ и ЦМ
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Факторы размещения металлургических предприятий. Типы предприятий черной металлургии. Металлургические базы.
Показывать на карте металлургические базы и их крупнейшие центры. Использовать различные источники географической информации для составления характеристики баз.
5
-
(7)
Черная металлургия.
5, к/к
-
(8)
Цветная металлургия.
№3: Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия.
География легких и тяжелых металлов. Факторы размещения предприятий. Металлургия и охрана природы.
Показывать на карте центры по выплавке цветных металлов и объяснять факторы их размещения. Определять меры по сохранению природы.
6, к/к
-
(9)
Химическая промышленность, ее состав и отличительные особенности.
№4: Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей ХП (ЛОС)
Состав и значение отрасли в экономике страны. Специфичность ХП. Значение химизации.
Знать специфику ХП, важнейшие центры. Приводить примеры по сохранению природы.
7
к/к
-
(10)
География химической промышленности.
Группировка отраслей ХП, особенности их размещения. Химические базы. ХП и экологические проблемы.
Анализировать экономическую карту, показывать основные химические базы и главные центры. Составлять характеристи-ку баз, используя различные источники географической информации.
8
-
(11)
Лесная промышленность.
Состав, место и значение ЛП в хозяйстве страны. Основные производства и факторы их размещения. Лесопромышленные комплексы и охрана природы.
Объяснять факторы размещения основных производств, показывать на карте главные центры и лесопромышленные комплексы.
9, к/к
-
(12)
Машиностроение. Его роль, значение и проблемы развития.
Состав и значение комплекса, связь с другими отраслями.
Объяснять роль МШ в современной экономике страны.
10
-
(13)
География машиностроения.
№5: Определение по картам закономерностей в размещении отраслей трудоемкого и металлоемкого МШ.
Факторы размещения МШ предприятий. Главные районы и центры. Особенности географии ВПК и его конверсии.
Показывать главные районы и центры наукоемкого, трудоемкого, металлоемкого МШ и объяснять факторы их размещения.
11
к/к
-
(14)
Пищевая промышленность.
Состав, место и значение в хозяйстве страны. Группировка отраслей по характеру использования сырья, география важнейших отраслей. Проблемы ЛгП и ПП в России.
Знать специфику отраслей ЛгП и ПП, географию размещения основных отраслей и центров.
12
-
(15)
Легкая промышленность.
12
-
(16)
Состав и значение третичного сектора экономики
Состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике РФ и проблемы его развития.
Приводить примеры отраслей третичного сектора и называть проблемы его развития.
13
-
(17)
Роль и значение транспорта. Сухопутный транспорт.
Роль транспорта в размещении населения и хозяйства. Преимущества и недостатки. Важнейшие транспортные магистрали и узлы. Транспорт и окружающая среда. Перспективы развития.
Знать различные виды транспорта, их преимущества и недостатки. Показывать важнейшие Ж/Д магистрали и узлы.
14, к/к
-
(18)
Другие виды транспорта. Связь.
№6: Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану
Особенности водного транспорта и его значение в экономике стр.. Проблемы морского транспорта РФ. Крупнейшие порты. Преимущества и недостатки других видов транспорта. Связь и ее роль в период развития НТР.
Знать и показывать на карте океанические бассейны, крупные порты, Северный морской путь, основные судоходные речные пути, транспортные пути.
15
-
(19)
Сфера обслуживания. Наука.
Сфера обслуживания как одна из отраслей, определяющих качество жизни населения. География жилищного и рекреационного хозяйства, проблемы их развития в РФ.
Объяснять значение отраслей сферы обслуживания в повышении качества жизни населения, географические различия обеспечения россиян жильем, значение для экономики РФ развития рекреационного хоз-ва.
16
-
(20)
Жилищное и рекреационное хозяйство.
17
Раздел 6. География крупных регионов России - 42 урока
-
(1)
Экономическое районирование России.
№7: Моделирование вариантов нового районирования РФ
(к/к - федеральные округа)
Районирование РФ, основные задачи, принципы и проблемы. Виды районирования. Зоны России: основная зона хозяйственного освоения, зона севера; их особенности и проблемы.
Объяснять значение районирования и зонирования России. Приводить примеры экономических районов, федеральных округов.
18
-
(2)
Общая характеристика Европейской России.
Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий и ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения.
19
-
(3)
Общая характеристика Европейской России.
19
-
(4)
Европейский Север. Факторы формирования района.
Состав района. Специфика геополитического, эколого-географического положения и его влияние на формирование района.
Давать оценку влияния географического положения района на природу, заселение и развитие хозяйства.
20, к/к
-
(5)
Природа Европейского Севера.
Внутренние различия природы района: Кольско-Карельская и Двино-Печорская части, формирование их природы. Природные ресурсы и их использование. Европейский север - лесной край. Моря ЕС.
Сравнивать характеристики двух частей района.
Анализировать физическую карту, показывать главные объекты.
21, к/к
-
(6)
Население и хозяйственное освоение Европейского Севера.
№8: Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства Европейского Севера.
к/к 9 с. 57
Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы
Приводить примеры адаптации населения к суровым условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, их хозяйственную деятельность.
22, к/к
-
(7)
Хозяйство Европейского Севера.
№9: Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двинско-Печорского района.
Влияние историко-географического фактора на население и его традиции, культуру и хозяйственное освоение района. Современное население, размещение, структура, демографические проблемы.
23
-
(8)
Северо-Западный район. Факторы формирования района.
Состав района. Особенности географического, экономико-географического, геополитического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития.
Давать оценку географического положения района для формирования и развития.
24, к/к
-
(9)
Природа Северо-Запада.
Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы, их размещение и использование.
Объяснять специфику природы района.
25, к/к
-
(10)
Население и хозяйственное освоение Северо-Запада.
Северо-Запад - район древнего заселения. Качество жизни населения.
Роль городов в размещении населения и формирования культуры.
26, к/к
-
(11)
Хозяйство Северо-Запада.
Историко-географические этапы в развитии хозяйства района. Современная специализация, ведущие отрасли хозяйства и их главные центры. Место и роль района в хозяйстве страны. Экономические, социальные и экологические проблемы. СЭЗ «Янтарь».
Приводить примеры центров производства важнейших видов продукции, показывать их на экономической карте.
27
-
(12)
Географические особенности С.-Петербурга и других городов Северо-Запада.
№10: Сравнение ГП и планировки двух столиц.
Санкт-Петербург - северная столица РФ: история создания, радиально-дуговая структура города, функциональные зоны. С-Петербургская агломерация. Калининградская обл., г. Калининград.
Составлять характеристику территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления.
28
-
(13)
Центральная Россия. Факторы формирования района.
Состав территории. Преимущества географического положения, факторы формирования района в различное время. Столичное положение. Изменение геополитического положения р-на после распада СССР.
Анализировать карты, приводить примеры факторов, способствовавших формированию района.
29, к/к
-
(14)
Природа Центральной России.
Особенности природы и природные ресурсы ЦР, их влияние на заселение и хозяйственное освоение территории, рост городов. ЦР - ядро формирования русского народа. Качество жизни насел., демографические проблемы.
Приводить примеры факторов, способствующих развитию хозяйства и затрудняющих его. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы.
30, к/к
-
(15)
Население и хозяйственное освоение Центральной России.
31, к/к
-
(16)
Московская столичная агломерация.
Москва - столица Российской Федерации, представитель России на мировой арене. Радиально-кольцевая структура Москвы. Москва - крупнейший транспортный узел РФ.
Сравнивать планировки Москвы и Санкт-Петербурга.
32
-
(17)
ЭГХ Московского столичного региона.
№11: Составление картосхемы размещения народных промыслов Центральной России.
Определение географического положения региона, основных этапов освоения его территории. Оценка природных ресурсов и их использование. Этапы заселения, формирование культуры народов, современного хозяйства.
Знать: особенности ГП региона, основные этапы освоения. Уметь: по картам оценивать природные ресурсы. Знать: основные этапы заселения региона.
Уметь: характеризовать современное хозяйство.
конспект
-
(18)
Хозяйство Центральной России.
№12: Изучение внешних территориально-произв. связей Центральной России )
Наукоемкая специализация района. Ведущие отрасли хозяйства и их центры, внутренние различия в сельском хозяйстве. Проблемы и перспективы развития хозяйства.
Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее представления.
33
-
(19)
Европейский Юг. Факторы формирования района.
Состав района. Особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района. Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Объяснять уникальность района, достоинства и сложность географического положения района, роль ЕЮ в геополитических интересах России. Устанавливать связи между отдельными компонентами природы. Выявлять условия для рекреационного хозяйства на СК, пользоваться различными источниками информации.
34, к/к
-
(20)
Природа Европейского Юга.
35, к/к
-
(21)
Население и хозяйственное освоение Европейского Юга.
Численность населения. Основные проблемы естественного прироста. Самый многонациональный район. Структура населения, традиции, культура, промыслы коренных народов. Казачество. Проблемы, связанные с национальным государственным устройством, межнациональные проблемы. Качество жизни населения.
Объяснять причины многочисленности и многонациональности населения района. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды и ее влияние на формирование культуры народов.
36, к/к
-
(22)
Хозяйство Европейского Юга.
№13: Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе.
Европейский Юг - здравница и житница страны. Важнейшие отрасли хозяйства и их главные центры. Проблемы развития морского рыбного хозяйства. Экологические проблемы
Объяснять специализацию района, географию важнейших отраслей и место района в географическом разделении труда. Приводить примеры основных экономических, экологических и социальных проблем района, объяснять их причины.
37, к/к
-
(23)
Поволжье. Факторы формирования района.
Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: рельеф, климат, природные ресурсы и природные зоны.
Знать: состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь: составлять сравнительную характеристику природы частей Поволжья, определять по картам природные ресурсы района.
38, к/к
-
(24)
Природа Поволжья.
39, к/к
-
(25)
Население и хозяйственное освоение Поволжья.
№14: Изучение влияния истории населения и развития территории на сложный этнический и религиозный состав населения.
Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни.
Знать: историю заселения района, особенности размещения населения.
Уметь: показывать по карте крупные города.
40, к/к
-
(26)
Хозяйство Поволжья.
№15: Экологические и водные проблемы Волги - оценка и пути решения
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Знать: географию важнейших отраслей хозяйства и их различие. Уметь: определять по картам основные с/х районы и сравнивать их.
41, к/к
-
(27)
Урал. Факторы формирования района.
Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района.
Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: определять ГП района.
42, к/к
-
(28)
Природа Урала.
Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы.
Знать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала.
43, к/к
-
(29)
Население и хозяйственное освоение Урала.
Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города, качество жизни.
Знать: территориальную структуру агломераций, особенности размещения. Уметь: объяснять этническую пестроту и проблемы населения.
44, к/к
-
(30)
Хозяйство Урала.
№16: Оценка экологической ситуации в разных частях Урала и пути решения экологических проблем. Кр. Р.
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Проблемы района.
Знать: географию важнейших отраслей хозяйства. Уметь: объяснять проблемы развития хозяйства региона.
45, к/к
-
(31)
Азиатская Россия. Общая характеристика.
Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения.
Знать: особенности ГП Азиатской России. Уметь: показывать по карте районы Азиатской России.
46, к/к
-
(32)
Западная Сибирь. Факторы формирования района.
Состав района. Особенности ГП. Этапы формирования района.
Знать: состав района, факторы формирования района.
Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири.
47, к/к
-
(33)
Природа Западной Сибири.
Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные ресурсы.
Знать: своеобразие природы западной Сибири.
Уметь: показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири.
48, к/к
-
(34)
Население и хозяйственное освоение Западной Сибири. Хозяйство Западной Сибири.
№17: Характеристика условий З-С р-на для жизни и быта человека
Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав, культура.
Знать: особенности размещения населения. Уметь: показывать по карте крупные города.
49, 50 к/к
-
(35)
Север Восточной Сибири. Факторы формирования района. Природа Севера Восточной Сибири
География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации Состав района. Особенности ГП. Факторы формирования района. Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы.
Знать: отрасли специализации района, состав района, особенности ЭГП. особенности природы района Уметь: оценивать особенности. оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с к/к.Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем.
51, 52
-
(36)
Население и хозяйственное освоение Севера Восточной Сибири. Хозяйство Севера Восточной Сибири
№18: Оценка особенности природы региона с позиций условий жизни человека в сельской местности и городе. №19: Составление ЭГХ промышленного узла (г. Норильск) .
Специфика расселения, численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура. География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Географические аспекты основных экономических проблем региона
Знать: влияние особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей. специфику размещения отраслей хозяйства района. Уметь: определять по картам особенности размещения населения. давать оценку природным ресурсам края.
53, 54
-
(37)
Южная Сибирь. Факторы формирования района..
Состав района. Особенности ЭГП. Историко-географические этапы формирования района.
Знать: состав района и отличительные черты природы. Уметь: определять возможные пути решения экологических проблем.
55
-
(38)
Кузнецко-Алтайский подрайон.
№20: Составление сравнительной характеристики подрайонов Южной Сибири.
Состав подрайона. Особенности развития хозяйства.
Знать: специфику ГП и отраслей специализации района, историю заселения районов.
56,
-
(39)
Ангаро-Енисейский и Забайкальский подрайоны..
Состав подрайона. Особенности ЭГП. Население и развитие хозяйства..
Уметь давать сравнительную характеристику подрайонов. Прогнозировать: развитие хозяйства в будущем
57
-
(40)
Дальний Восток. Факторы формирования района. Природа Дальнего Востока.
Состав района. Особенности ЭГП и геополитического положения района. Основные факторы формирования района Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, ПЗ и природные ресурсы.
Знать: состав района и уникальность ЭГП. особенности природы района.
Уметь: прогнозировать развитие экономики района. оценивать природные ресурсы и обозначать их на к/к.
58, 59, к/к
-
(41)
Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока. Хозяйство Дальнего Востока.
№22: Учебная дискуссия: СЭЗ ДВ - проблемы и перспективы развития;
Численность, естественный прирост, миграции. Традиции и культура. Роль района в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства.
Знать: этапы заселения района, традиции и культуру народов. отраслевой состав района и ведущие отрасли хозяйства.Уметь: объяснять неравномерное размещение населения.объяснять основные проблемы района и пути их решения.
60, 61
-
(42)
Россия в мировой экономике.
Россия и Ближнее зарубежье
анализ диаграмм
Место России среди стран мира. Характеристика экономических, политических, культурных связей России.
Знать: место РФ в мире по уровню экономического развития, главных внешнеэкономических партнеров страны. Уметь: приводить примеры сотрудничества России со странами СНГ, называть и показывать страны СНГ..
-
(43)
География Удмуртской Республики Население и трудовые ресурсы Удмуртии. Состав. Размещение и расселение населения.
-
(44)
Города Удмуртии. Ижевск- столица Удмуртской республики.
Общая характеристика хозяйства Удмуртской Республики
-
(45)
Топливно - энергетический комплекс Удмуртской Республики. Машиностроительный комплекс Удмуртии
.
-
(46)
АПК Удмуртии. Инфраструктурный комплекс
-
(47)
Обобщение знаний.
Резерв