Урок-игра Международные экономические отношения, или как богатеет государство (10 класс)

Данный урок предполагает отработку таких понятий и категорий, как взамиовыгодный обмен, международные отношения, производство и торговля. Урок проводится в игровой форме, поэтому все категории представлены популярно и могут быть усвоены каждым учеником. Логика урока позволяет подвести к правильному выводу о принципах международных экономических отношений. Особенностью урока является моделирование действительности. В ходе игры ученики актуализируют свои знания и навыки из области геометрии, техно...
Раздел География
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок географии в 10 классе

Тема: «Международные экономические отношения, или как богатеет государство»

Цель урока:

  1. Формирование представлений о принципах экономических отношений между государствами

Задачи урока:

  1. Дать сравнительную характеристику ресурсам, факторам производства двух стран - России и Японии

  2. Отработать алгоритм взаимовыгодного обмена

  3. Дать возможность получения практического опыта эффективного использования ресурсов

Необходимые материалы: наборы канцелярских товаров (на каждого ученика), 5 листов ватмана, упаковка канцелярских скрепок, ножницы, линейки, карандаши, скотч, транспортир.

Тип урока: урок-игра

Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

Учитель: Существует 2 мнения о происхождении богатства страны: одни считают, что богатство рождается в производстве, другие - и в производстве, и в торговле. А как считаете вы, какое государство богаче - то, которое производит или то, которое продает?

Ученики расходятся во мнениях, но каждый вариант должен быть аргументирован.

Встречный вопрос ученикам, которые считают, что богаче то государство, которое продает: Учитель: Если страна произвела 1000 телевизоров, то сколько ни продавай, их все равно останется 1000. Поэтому даже сотни магазинов не заменят один завод. Верно? Т.е.торговля, или обмен, не может сделать страну богаче. Давайте проведем эксперимент.

  1. Мотивация.

Каждому ученику учитель раздает наборы канцелярских товаров (карандаши, ручки, блокноты, краски и т.д.). Главное, чтобы эти наборы были разные.

Учитель: Вы получили сейчас подарки. Скажите, вы стали богаче благодаря производству?

Ученики: Конечно

Учитель: А теперь попробуйте обменяться подарками так, чтобы стать еще богаче

Обмен продолжается не больше 2-х минут. Как правило, ученики сразу догадываются, в чем выгода обмена: у каждого в наборе есть предметы, которые дублируются, например 2 карандаша одного цвета или 10 скрепок, и поэтому их можно обменять на тот предмет, который им необходим у другого ученика, который готов такой предмет обменять.

Учитель: В результате обмена вы стали еще богаче?

Ученики: Да

Необходимо дать возможность каждому ученику рассказать, что в результате этого эксперимента получилось.

Учитель (подводя итог): На наших глазах произошло чудо. Вы ничего не произвели, но каждый из вас стал еще богаче. А если богаче стал каждый, то богаче стали все. Значит, производство и торговля создают богатство равноправно. Итак, как богатеют отдельные личности, мы поняли, а теперь пора понять, как же богатеют государства.

  1. Основная часть урока.

Учитель: А сейчас вы станете производителями. На пакетиках с вашими подарками есть символ государства. Найдите его и скажите, что это за государство. На каждом пакетике есть символ государства - флаг (Японии и России). Эти символы разделят класс на 2 группы - «японцы» и «россияне». В классе нужно организовать место для работы групп: для «японцев»- одну-две парты, для «россиян» - три-четыре.

Учитель: Сегодня вы будете производить бумажные пирамиды. Задача: построить самую высокую и самую прочную пирамиду. Но соревноваться вы будете в реальных условиях: Япония - это Япония, а Россия - это Россия. Какая из стран богаче, по-вашему?

Ученики расходятся во мнениях

Учитель: Давайте начнем с ресурсов. Кто богаче?

Ученики: Конечно же, Россия

Учитель: Докажите

Ученики: приводят примеры

Учитель: И таким образом команда «россиян» получает богатейшие сырьевые ресурсы - 4 листа ватмана. Из них, пожалуй, можно построить высочайшую пирамиду. А бедная Япония получает всего лишь 1 лист ватмана. Перед «японцами» почти не разрешимая задача. Но в мире все в равновесии. Что можно сказать о японских средствах производства?

Ученики: приводят примеры о самых современных и высокотехнологичных производствах

Группа «японцев» получает линейки, транспортиры, скотч, карандаши, ножницы.

Учитель: А что в России с технологиями? (соответствующие ответы учеников) Поэтому «россиянам» достается только набор скрепок. Так какая страна теперь богаче?

Ученики расходятся во мнениях

Учитель: Пусть спор разрешит игра. За работу!

Задача, поставленная перед группами, кажется не выполнимой: у «японцев» получается прочная, но маленькая пирамида, а у «россиян» - высокая, но не прочная. После завершения работы каждая группа должна продемонстрировать свой произведенный товар.

  1. Подведение итогов

Учитель: Игра окончена, давайте проанализируем ее итог. Скажите, какая страна богаче?

Ученики: высказывают свое мнение, аргументируют

В ходе обсуждения необходимо описать трудности, с которыми столкнулись группы при изготовлении пирамиды: «японцы» - нехватка сырья, «россияне» - отсутствие средств производства или технологий. И на этом моменте можно делать главный вывод урока

Учитель: Вспомните, все, что вы узнали на уроке и решите, что должны делать страны, чтобы быть богаче?

Вывод может прозвучать по-разному, но основная мысль должна быть такова: Обмен между странами делает их богаче. Здесь также необходимо подчеркнуть, что обмен должен быть взаимовыгодным.

Конец урока можно провести в форме дискуссии на тему «Россия и санкции: тупик или новый этап развития» или если не хватит времени, дать задание на дом - сделать таблицу по образцу

«Россия в условиях санкций»

«+»

«-»

1

1

2

2



© 2010-2022