- Преподавателю
- География
- Урок по географическому курсу «Наш край»
Урок по географическому курсу «Наш край»
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Загудалова Т.В. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Анкета-заявка
на участие в окружном конкурсе методических разработок уроков и внеклассных мероприятий по курсу «Наш край»
1.Фамилия, имя, отчество автора - Загудалова Татьяна Владимировна
2. Год, месяц, день рождения - 24 января 1955г.
3. Место работы - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с.Тельвиска»
Полный адрес: 166710 НАО, с. Тельвиска
Федеральный телефонный код - 818 53
Телефон/факс- (818 53) 39 113 e-mail - school_ [email protected]
4. Занимаемая должность - учитель географии
5. Педагогический стаж работы - 21 год
6.Стаж работы в должности учителя, ведущего предмет «Наш край» - 12 лет
7. Класс проведения урока - 8 , количество детей в классе - 7
8. Домашний адрес автора: 166710 НАО, с. Тельвиска, дом 9б, кв.7
Федеральный телефонный код - 818 53
Телефон 39 134 Сотовый телефон 8 911 555 85 63
9. Ф И О руководителя учреждения - Паюсова Татьяна Борисовна
Телефон 39 225
Федеральный телефонный код - 818 53
Телефон/факс- (818 53) 39 113 e-mail - school_ [email protected]
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Тельвиска»
Пояснительная записка.
Класс: 8
Учитель: Загудалова Т.В.
Предмет: Географическое краеведение. Курс «Наш край»
Тема урока: «Растительный мир Ненецкого автономного округа»
Цель урока:
- дать представление об особенностях растительного мира субарктической зоны Ненецкого автономного округа
Задачи:
•обучающие: обобщить изученный материал о климате, почвах; сформировать представление о растительном мире субарктической зоны;
•развивающие: развивать навыки коллективной и творческой работы, умение работать с географической картой и дополнительной литературой;
•воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска
На доске:
-
тема урока
-
план урока
-
иллюстрации
-
карта НАО
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, изучающих курс «Наш край», а также для учащихся других классов при использовании во внеурочной деятельности по предмету.
На уроке использовались физическая карта и климатическая карта округа, мультимедийная презентация "Растительный мир тундры ".
Организационный момент включает в себя подготовку учащихся к уроку.
В начале урока проводится проверка домашнего задания по теме "Климат и почвы округа" (вопросы на проверку понимания закономерностей, умений, причинно-следственных связей). В процессе эвристической беседы учащиеся подготовлены к восприятию нового материала.
Во время объяснения нового материала использовались современные информационные технологии - мультимедийная презентация. Новизна подачи материала способствует активизации познавательной деятельности учащихся, позволяет включиться в урок всему классу, независимо от уровня подготовленности и способностей. Применение компьютерного изображения в сочетании с рассказом учителя, который включает в себя элементы творческого задания "заполнить таблицу с использованием доп. материала " и психологической разгрузки (отгадай загадку), позволяет усвоить материал урока.
С опорой на ранее полученные знания составляется характеристика растений, освещаются экологические проблемы, пути их преодоления и разрешения.
Намеченный план урока был реализован, цели достигнуты. Повысился интерес учащихся к предметам географии и краеведения. Обучающиеся получили дополнительные знания.
Как итог урока, можно отметить высокую активность и работоспособность учащихся, их интерес к изучаемой теме, положительный эмоционально - психологический настрой учащихся
Урок по географическому курсу «Наш край»
по теме "Растительный мир Ненецкого автономного округа"
Загудалова Т.В., учитель географии
Раздел: Преподавание краеведческой географии
Цель урока:
- дать представление об особенностях растительного мира субарктической зоны Ненецкого автономного округа
Задачи:
• обучающие: обобщить изученный материал о климате, почвах; сформировать представление о растительном мире субарктической зоны;
• развивающие: развивать навыки коллективной и творческой работы, умение работать с географической картой и дополнительной литературой;
• воспитательные: содействовать экологическому воспитанию учащихся; совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы учащихся: беседа, работа с текстом, картами
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска
Ход и содержание урока
-
Организационный момент.
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги Ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.
2. Актуализация знаний учащихся.
1.Выполнение заданий по карточкам:
ЛИСТ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
-
ПОВТОРЕНИЕ.
-
Используя карту атласа, выберите и подчеркните одной чертой из предложенного списка только те природные зоны, которые находятся в пределах России; двумя чертами - в пределах НАО
А) арктические пустыни З) степи
Б) тундра И) полупустыни
В) лесотундра К) пустыни
Г) тайга Л) переменно-влажные леса
Д) смешанные леса М) жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Е) широколиственные леса Н) влажные экваториальные леса
Ж) лесостепи О) субарктические пустыни
-
Используя полученные знания на уроке, заполните таблицу:
Температура
января
Температура
июля
Количество
осадков
Тип
климата
Почвы
Идёт проверка выполнения работ.
3. Сегодня мы познакомимся с растительным миром субарктического пояса - зоны тундры.
3. Изучение нового материала.
Отправляемся в тундру!
«Эта природно-хозяйственная зона находится на Крайнем Севере России и отличается длительными полярными ночами и днями, очень суровым климатом и многолетней мерзлотой. Зимой это царство снегов и льдов, а коротким прохладным и дождливым летом - болот, озёр, мхов и лишайников».
Рассказ учителя с использованием презентации.
Слайд 1-2
1.Территория округа расположена в зонах:
Слайд 3
Слайд 4.
2.Самостоятельная работа с учебником и дополнительным материалом (заполняем таблицу)
Предполагаемая запись:
Занимаемая территория
Растительность
1.Арктическая тундра
Побережье Карского моря и остров Вайгач
Не образует сплошного покрова. Мхи, лишайники, трава: мелкая осока, злаки, пушица. Сланцевые формы кустарников.
2.Горная тундра
Небольшая территория Тиманского и Канинского кряжей
Осоково-лишайниковые ассоциации и стелющиеся кустарники из ивы и карликовой берёзы
3.Северная тундра
Север Малоземельской тундры, в Большеземельской тундре приурочены к крупным возвышенностям, южным склонам хребта Пай-Хой
Мохово-лишайниковый покров, заросли из карликовых берез, низкорослых видов ив. Значительные площади - травяно-осоковые болота. Многовидовое разнотравье и злаки. А также брусника, голубика, багульник.
4.Южная тундра
От полуострова Канин полосой до Урала
Верхний ярус: карликовая береза, различные виды ивы. Затем ярус травяно-кустарничковый. Нижний ярус - мхи и лишайники.
3.Заслушиваются ответы ребят по каждой зоне, которые сопровождаются слайдами № 5 - 16
4.Природа тундры очень ранима, поэтому к ней нужно особенно бережно относиться. Некоторые растения занесены в Красную книгу
Слайды 17 - 19
5.На территории округа встречаются более 600 видов цветковых растений, несколько сот видов мхов и лишайников. Флора богата разнообразными пищевыми растениями: ягодами, съедобными травам. Богаты ресурсы кормовых растений, повсеместно произрастают лекарственные травы. Более 100 видов шляпочных грибов, видовой состав которых увеличивается в направлении с севера на юг.
Почему округ, находясь в таких суровых климатических условиях, так богат разнообразной растительностью? На этот вопрос вы дадите ответ, заполнив следующую таблицу:
(пример)
Растения
Приспособления
примечание
-
Клюква
Мелкие листья
Для уменьшения испарения
6. Подведём итоги урока. Но сначала отгадайте загадку
Слайд 20
«Стоит дерево кудряво, на этом дереве пять угодьев:
1 угодье - хворому здоровье,
2 угодье - разбитому крепость,
3 угодье - запертое море,
4 угодье - малому угроза,
5 угодье - ночной свет.
Ответ: 1-веник, 2-береста, 3-разбитая посуда, стянутая берестой, 4-кнут,
5-лучина.
7.Подводятся итоги урока.
7. Домашнее задание:
1. §5 Стр. 17-19
2.Сообщение о лекарственных растениях нашего округа.
Спасибо за работу!
Раздаточный материал
1. Используя карту атласа, выберите и подчеркните одной чертой из предложенного списка только те природные зоны, которые находятся в пределах России; двумя чертами - в пределах НАО
А) арктические пустыни З) степи
Б) тундра И) полупустыни
В) лесотундра К) пустыни
Г) тайга Л) переменно-влажные леса
Д) смешанные леса М) жестколистные вечнозелёные леса и кустарники
Е) широколиственные леса Н) влажные экваториальные леса
-
Используя полученные знания на уроке, заполните таблицу:
Температура
января
Температура
июля
Количество
осадков
Тип
климата
Почвы
2.Самостоятельная работа с учебником и дополнительным материалом (заполняем таблицу)
Занимаемая территория
Растительность
1.Арктическая тундра
2.Горная тундра
3.Северная тундра
4.Южная тундра
Растения
Приспособления
примечание
-
Клюква
Мелкие листья
Для уменьшения испарения