- Преподавателю
- География
- Урок по географии на тему
Урок по географии на тему
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кирейчик Л.В. |
Дата | 20.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Гидросфера
-Оборудование:
Физическая карта мира, атласы, контурные карты, презентация ppt "Мировой океан и его части", проектор, экран
Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве
Задачи урока:
Образовательные
-
Сформировать понятия "океан", "море", "залив", "пролив", "канал".
-
Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
-
Сформировать представление о типах морей
Развивающие
-
Продолжить развитие умений работать с картой
-
Продолжить развитие умения работать с контурной картой
-
Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям
Воспитательные
-
Продолжить воспитание любви к Родине
-
Воспитание эстетического вкуса
Этапы урока
I. Организационный момент (1 мин.)
II. Целеполагание (2 мин.)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.
III. Актуализация знаний учащихся. (6-10 мин.)
Комбинированный опрос.
2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.
С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:
Приведите примеры каждого состояния.
-
В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).
-
Что нагревается быстрее: вода или суша?
-
Быстро ли вода отдает тепло, остывает? Почему?
-
Что такое гидросфера?
-
Какова роль воды в жизни человека?
-
Почему морскую воду называют "железной рудой"?
Групповая работа:
1-ая группа работает со схемой «Состав гидросферы»
2 -ая группа письменный фронтальный опрос (тест) по теме "Гидросфера".( ученики получают бланк с тестовыми заданиями)
А)Работа со схемой «Состав гидросферы»
-Что такое гидросфера? Напишите части гидросферы и укажите, какую часть гидросферы они составляют. (На доске написано слово гидросфера, учащиеся заполняют пустые места)
Какой воды на Земле больше: соленой (97%) или пресной(3%)?
-Почему не высыхают реки и не исчезают моря?(на Земле происходит непрерывное движение воды -Мировой круговорот воды)
Б)Тест "Гидросфера".
1. Водная оболочка Земли:
-
Атмосфера.
-
Литосфера.
-
Гидросфера.
-
Биосфера.
2. Пресными водами гидросферы являются:
-
Воды Мирового океана.
-
Внутренние воды суши.
3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:
-
Круговороту воды в природе.
-
Выветриванию.
-
Океаническим течениям.
-
Приливным явлениям.
-
Землетрясениям.
4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:
-
Только в жидком.
-
В жидком и твёрдом.
5. К водам суши относятся:
-
Реки, озёра.
-
Реки, озёра, моря, ледники.
-
Реки, озёра, болота, ледники.
6. Вода гидросферы может находиться:
-
Только в жидком состоянии.
-
В жидком, твёрдом состоянии.
-
В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.
7. Поставщиком пресной воды на суше является:
-
Ветер.
-
Мировой океан.
-
Осадки.
IV. Изучение нового материала (20 мин)
Учитель:Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна -
И горька, и солона. (
Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)
Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?
Мировой океан - всё непрерывное водное пространство Земли.
Площадь его около 361 млн. км2 . В Мировом океане выделяются части - океаны.
Какие океаны Вы знаете?
1. Тихий
2. Атлантический
3. Индийский
4. Северный Ледовитый
На мировой карте или карте полушарий хорошо видно, что большая часть земной поверхности покрыта водой.
Океан - обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.
Рассмотрим площади океанов
Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?
Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.
Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом
Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.
Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.
Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).
Назван океан по имени Атланта - титана, державшего на своих плечах небесный свод.
А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?
Действительно, он называется так по своему географическому положению - омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.
А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?
Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей - мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка "гипер" - сверх, крайний север).
И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.
Схема
«Площади поверхности океанов»
(на доске)
На мировой океан приходится 361,1 млн.кв.км.
Тихий - 178,62 млн.кв.км.
Атлантический - 91,56 млн.кв.км.
Индийский - 76,17 млн.кв.км.
Северный Ледовитый - 14,75 млн.кв.км.
Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:
Пляшут волны на просторе,
Берегов не видно в …
(море)
Что же такое море? Море - часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.
Моря и их географическое положение.
В пределах океанов выделяются моря, заливы, проливы. Главное их отличие от основной территории океана - географическое положение. Все они занимают пограничное положение между сушей и открытым Океаном.
Моря- более или менее обособленная островами, полуостровами часть океана.
Моря могут вдаваться глубоко в сушу - их называют внутренними. Те моря, которые вдаются в сушу незначительно, называют окраинными. Самые крупные моря: Филиппинское, Аравийское, Коралловое.
Существует в Атлантическом океане интересное море Саргассово - его показывают «море без берегов» границы его образуют океанические течения. Название - от скоплений плавающих на его поверхности саргассовых водорослей
Как определить ГП моря.
Познакомить учащихся с планом описания ГП моря и научиться определять ГП моря.
План описания моря.
1. Название
2. Океан, к которому относится море
3. Географическое положение:
4. В какой части океана расположено
5. Берега каких материков и государств омывает
6. Внутреннее или окраинное
7. Важнейшие проливы, заливы.
4. Преобладающие и максимальные глубины
Заливы и проливы.
Залив - часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
Самые большие заливы - Гвинейский, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Персидский.
Пролив - узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.
Гибралтарский пролив соединяет Средиземное море и Атлантический океан, а разделяет материки Африка и Евразия. Татарский пролив (самый длинный в России) отделяет о. Сахалин от Евразии, Магелланов пролив соединяет Атлантический и Тихий океаны, а отделяет о.Огненная Земля от материка Южная Америка. Самый длинный пролив в мире - Мозамбикский, отделяющий остров Мадагаскар от Африки, а самый широкий и глубокий пролив Дрейка.
Учитель показывает по карте проливы.
Канал - искусственный пролив, созданный людьми.
Наиболее известные каналы - Панамский и Суэцкий.
Пользуясь атласом, определите ближайшее к вашему населенному пункту море и расстояние до него.
Задание по контурной карте: отметить на контурной карте следующие объекты-
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый;
Моря: Черное, Каспийское, Берингово, Баренцево, Аральское;
Заливы: Бискайский, Бенгальский, Персидский;
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Ла-Манш.
-
Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
-
Что такое солёность и в чем она измеряется?
-
Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
-
Какая вода содержит меньше кислорода - теплая или холодная?
V. Закрепление знаний (7 мин.)
Давайте проверим Ваши знания - ответим на вопросы
1.Какую часть земной поверхности занимает Мировой океан.
1. 1/2 2. 2/5 3. ѕ
2.Установите соответствие:
1.море А. Сомали
2.остров Б. Тихий
3.залив В. Гренландия
4.пролив Г. Баренцево
5.полуостров Д. Персидский
6.океан Е. Беренгов
3Океан, расположенный только в Северном полушарии:
1. Индийский
2. Тихий
3. Атлантический
4. Северный Ледовитый.
VI. Итоги урока (2 мин.)
Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.
VII. Домашнее задание (2 мин.)
Учебник § - пересказ, работа с атласом