Рабочая программа по географии 8 класс

Раздел География
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

8 класс









Составитель:

учитель географии

I квалификационная категория

Логинова В.В
















Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  • стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.

  • примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой "География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт "География России. Природа.". 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс.

  5. Контурные карты. 8 класс - М.: Дрофа, 2008.

  6. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

Учебно - тематический план



№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

уроки

практич. работы

контр. работы

1

Введение

6

5

3

1

2

Особенности природы и природные ресурсы.

24

21

8

3

3

Природные комплексы России

26

24

9

2

4

Особенности природы Тюменской области.

10

10

3


5

Повторение

4

3


1

Итого:

70

63

23

7

Основное содержание программы

Введение (6 часов)

Что изучают в курсе "Природа России". Источники географической информации. Географическое положение России. Моря, омывающие территорию России. Россия на карте часовых поясов. Как осваивали территорию России.

Практические работы:

  1. Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

  2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

знать/уметь:

Выявлять особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. Сравнивать географическое положение и размеры государственной территории России и других стран (Канада, США). Выявлять зависимость между географическим положением и размерами государственной территории страны и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Наносить эти объекты на контурную карту. Сравнивать сухопутные и морские границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами

Особенности природы и природные ресурсы (24 часа).

Особенности рельефа России. Геологическое летоисчисление. Геологическое строение территории нашей страны. Минеральные ресурсы нашей страны. Развитие форм рельефа.

От чего зависит климат нашей страны. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. Типы климатов России. Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы.

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы. Охрана вод.

Образование почв и их разнообразие. Почвенные ресурсы России.

Растительный мир России. Животный мир России. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа:

  1. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

  2. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории стран.

  3. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

  4. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

  5. Составление характеристики одной из рек с помощью тематических карт и климатограмм и определение возможностей её хозяйственного использования.

  6. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши, и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны и своего округа, их зависимости от рельефа и климата.

  7. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

знать/уметь:

Определять состав природных ресурсов России (минеральные, водные, биологические, земельные и т.п.). Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновляемости. Оценивать обеспеченность России природными ресурсами; объяснять их значение для развития хозяйства страны. Определять особенности размещения и потребления разных видов природных ресурсов на территории страны.

Определять основные тектонические структуры на территории страны по тектонической карте России. Определять особенности рельефа России по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сравнения и сопоставления физической карты и карты строения земной коры.

Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по картам климатических поясов и типов климата. Готовить и обсуждать презентации о воздействии климатических условий на человека и способах адаптации человека к разным климатическим условиям. Определять основные климатические показатели одной из территорий страны и оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения на данной территории. Определять особенности климата своего региона проживания.

Выявлять основные факторы почвообразования. Определять почвенные горизонты, свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам.

Природные комплексы России (26 часов).

Разнообразие ПК России. Природное районирование. Моря как крупные природные комплексы. Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. Высотная поясность.

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы. Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России. Природные комплексы Северного Кавказа. Урал - "Каменный пояс" земли Русской. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западносибирская низменность: особенности природы. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири - Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. Дальний Восток - край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения. Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы:

  1. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека.

  2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории страны. Выделение среди них более мелких составных частей на основе ярких, специфических черт их ГП, природы, природных условий и ресурсов, их освоения, экологических проблем. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

  3. Оценка экологической ситуации одного из регионов России (по выбору) с помощью данных разных источников географической информации.

Особенности природы Тюменской области (10 часов).

Географическое положение области. Тектоническое и геологическое строение территории области. Особенности рельефа и полезные ископаемые. Климат области. Внутренние воды и использование их человеком. Почвы и природная зона области. Экологические проблемы области.

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний - текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении темы (раздела), школьного курса.

№ урока

Вид контроля

Тема

Литература

6

К/Р №1

ВВЕДЕНИЕ

М.Ю. Яковлев. Сборник диагностических контрольных работ по географии, рекомендуемых в 6-10 кл. средней

школы.

12

К/Р №2

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

18

К/Р №3

КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

30

К/Р №4

«Растительный и животный мир».

37

К/Р №5

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

56

К/Р №6

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ

68

К/Р№7

Контрольная работа итоговая.

Информационно-методическое обеспечение

1. Баринова И.И., Дронов В.П. Программы для общеобразовательных учреждений;

География. 6-11 классы/ сост. Е.В. Овсянникова- М., «Дрофа», 2009 г.

Методическое пособие для ученика

2. География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2009.

3. Летягин А.А. - Тесты: 8-9 кл. - М.: Аквариум, 1997.

4. БариноваИ.И. и др. - Дидактич. материалы по геогр. России. 8-9кл.

-М.: Просвещение, 1996.

5. Баринова И.И, Дронов В.П. - Методическое пособие, 8-9 кл. -М.: Дрофа, 2003.

6. Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса,

2003.

7. Бенькович Т.М. - Опорные конспекты в обучении географии России: 8 кл. - М.:

Просвещение, 1997.

8. Перепечеева Н.Н. - Нестандартные уроки, 8 кл. - Волгоград: Учитель-АСТ, 2004.

9. Раковская Э.М. -Методическое пособие: 8кл. - М.: Просвещение. 1999.

10. Элькин Г.Н. - Природа России - Твой справочник, 8 кл. - СПб.: Паритет, 2005.

Календарно-тематический план


урока

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание, контрольные и практические мероприятия

Примерная

дата изучения

Дата проведения урока

§§

РТ Баринова К/К

ВВЕДЕНИЕ (6 ч.)

1

Что изучают в курсе "Природа России". Источники географической информации.

1

с.3-6

РТ с.4-9 З.:1-10

К/К с.1 З.:1,3

РТ с.9-12 З.:1-4

К/К с.1 З.:2,4

РТ с.12-13 З.:1-7

1-5 сент.


2

Географическое положение России.

1

§1

1-5 сент.


3

Моря, омывающие территорию России.

1

§2

8-12 сент.


4

Россия на карте часовых поясов.

1

§3

8-12 сент.


5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

§4

15-19 сент.


6

Итоговый урок по теме.

1


15-19 сент.


РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ (24 ч.)

ТЕМА 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч.)

7

Особенности рельефа России.

1

§5

К/К с.38-39 З.:2,3

РТ с.14 З.:1

К/К с.2-3 З.:4

22-26 сент.


8

Геологическое летоисчисление

1

§6

РТ с.9-10 З.:1-2

К/К с.38-39 З.:1

РТ с.15-17 З.:3,4

К/К с.2-3 З.:1-3

22-26 сент.


9

Геологическое строение территории нашей страны.

1

§6

29 сент.-3 окт.


10

Минеральные ресурсы России.

1

§7

К/К с.40-41 З.:1-4

РТ с.18 ,21-22 З.:5,10,12,14

К/К с.2-3 З.:5

29 сент.-3 окт.


11

Развитие форм рельефа.

1

§8

К/К с.38-39 З.:2,3

РТ с.15-22 З.:2,6-9,11,13

6-10 окт.


12

Итоговый урок по теме.

1




6-10 окт.


ТЕМА 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (6 ч.)

13

От чего зависит климат нашей страны.

1

§9


РТ с.23-30 З.:1-10

К/К с.4-5 З.:1-4

13-17 окт.


14

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны

1

§9


13-17 окт.


15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

1

§10 с.60-63


20-24 окт.


16

Типы климатов России.

1

§10 с.63-67


20-24 окт.


17

Зависимость человека от климатических условий. Климатические ресурсы.

1

§11


27-31 окт.


18

Обобщающий урок по теме.

1




27-21 окт.


ТЕМА 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВНУТРЕННИЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

§12

К/К с.44-45

РТ с.31-36 З.:1-12

10-14 ноя.


20

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

§13


10-14 ноя.


21

Водные ресурсы. Охрана вод.

1

§14


17-21 ноя


22

Обобщающий урок по теме.

1




17-21 ноя


ТЕМА 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

23

Образование почв и их разнообразие.

1

§15


РТ с.37-38 З.:1-7

24-28 ноя


24

Закономерности распространения почв.

1

§16


24-28 ноя


25

Почвенные ресурсы России.

1

§17


1-5 дек.


26

Обобщающее повторение по теме «Почвы»

1






ТЕМА 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР (4 ч.)

27

Растительный мир России.

1

§18


РТ с.39-40 З.:1-4

1-5 дек.


28

Животный мир России

1

§18


РТ с.40-42 З.:1-3



29

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

1

§19

К/К с.46-47

К/К с.6

8-12 дек.


30

Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме «Растительный и животный мир».

1

§20



8-12дек.


РАЗДЕЛ II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ (ПК) РОССИИ (26 ч.)

ТЕМА 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7 ч.)

31

Разнообразие ПК России. Природное районирование.

1

§21

РТ с.18-21 З.:1-4

РТ с.43-44 З.:1-3

15-19 дек.


32

Моря как крупные природные комплексы.

1

§22


15-19 дек.


33

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

§23

РТ с.45-47 З.:1-4

22-26 дек.


34

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

1

§24

РТ с.48-49 З.:1-3

22-26 дек.


35

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.

1

§25

РТ с.49-53 З.:1-4

12-16 янв.


36

Высотная поясность.

1

§26

РТ с. 53 З.:1,2

12-16 янв.


37

Обобщение знаний по теме.

1




19-23 янв.


ТЕМА 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (19 ч.)

38

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы.

1

§27

К/К с.49,49,50

РТ с.54-59 З.:1-8

К/К с.7-8,12 З.:1-4

19-23 янв.


39

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

1

§28

26-30 янв.


40

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

1

§29

26-30 янв.


41

Северный Кавказ - самые молодые и высокие горы России.

1

§30

К/К с.51

РТ с.59-64 З.:1-8

К/К с.9 З.:1-4

2-6 февр.


42

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

§31

2-6 февр.


43

Урал - "Каменный пояс" земли Русской.

1

§32

К/К с.52

РТ с.65-70 З.:1-12

К/К с.10-11 З.:1-4

9-13 февр.


44

Своеобразие природы Урала.

1

§33

9-13 февр.


45

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

§34

16-20 февр.


46

Западносибирская низменность: особенности природы.

1

§35

К/К с.53

РТ с.70-74 З.:1-10

К/К с.13 З.:1-4

16-20 февр.


47

Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

1

§36

23-27 февр.


48

Восточная Сибирь: величие и суровость природы. ГП. Состав территории, история освоения.

1

§37

К/К с.54

РТ с.74-82 З.:1-10

К/К с.14-15 З.:1-4

23-27 февр.


49

Природные районы Восточной Сибири.

1

§38

2-7 март


50

Жемчужина Сибири - Байкал.

1

§39

2-7 март


51

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

1

§40

9-13 март


52

Дальний Восток - край контрастов. ГП. Состав территории, история освоения.

1

§41

К/К с.55

РТ с.83-87 З.:1-9

К/К с.14-15 З.:1-4

9-13 март


53

Природные комплексы Дальнего Востока. При-родные уникумы.

1

§42

16-20 март


54

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

1

§43

16-20 март


55-56

Обобщение и систематизация знаний по теме.

2




30 март-3 апр.


РАЗДЕЛ III. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ (10 ч.)

57

Географическое положение области.

1

§1


6-10 апр.


58

Тектоническое и геологическое строение территории области.

1

§2


6-10 апр.


59

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

1

§3,4


13-17 апр.


60

Климат области.

1

§5


13-17 апр.


61

Внутренние воды и использование их человеком

1

§6


20-24 апр.


62

Почвы и природная зона области.

1

§7-10


27-30 апр.


63

Экологические проблемы области.

1

§6-10


27-30 апр.


64-65

Экскурсия.

2



4-8 май


66-70

Повторение. Итоговая контрольная работа

5






© 2010-2022