Глобальная география 11 класс. Реклама курса

Раздел География
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Глобальная география.

Реклама курса.

Автор-Ломака Марина Григорьевна,

гимназия «Мариинская»,

г. Таганрог, учитель географии.


Из опыта преподавания курса «Глобальная география» в 11 классе.

В современных условиях, когда на первое место в процессе обучения в старшей школе вышли дифференцированные формы преподавания, изучение географии в профильных классах по специально ориентированным учебникам стало актуальным.

География как наука, обладающая большим интегральным потенциалом, не только формирует у учащихся знания о природных, экономических и социальных объектах, явлениях и процессах на любом уровне: от локального до глобального, но и прежде всего имеет практическую направленность. География сегодня - это комплекс историко-географических, культурно-географических, эколого-географических, экономико-географических, социально-географических знаний. Поэтому, когда в 2000 году в нашей гимназии было определено два приоритетных направления: социально-экономическое и гуманитарное, вопрос о выборе учебника для работы в 11 профильном классе был решен в пользу учебника С.Б.Лаврова и Ю.Н.Гладкова «Глобальная география».

«Пять ответов на вопрос: почему выбрали для изучения в профильном классе

«Глобальную географию».

- Потому что на то время этот учебник был известен мне уже более пяти лет. До введения профильного образования в нашей гимназии материал учебника я использовала в лекциях для 10 класса.

- Потому что материал учебника «Глобальная география 11 класс» более 5 лет служил учащимся основой для написания экзаменационных рефератов и научно- исследовательских работ по географии, пока не наступила эра ЕГЭ.

- Потому что «глобальная география» - это сравнительно новое и быстро развивающееся направление в географической науке, в рамках которого изучается пространственное проявление общепланетарных процессов и явлений. А все новое притягивает.

- Потому что сама глобалистика носит ярко выраженный междисциплинарный характер и изучается многими науками: философией, социологией, экономикой, биологией, правом и т.д. А рассмотрение одного и того же вопроса под разными углами зрения делает его более понятным и общедоступным.

- Потому что изучение курса « Глобальная география» в 11 классе позволяет интегрировать знания, полученные по другим предметам, максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, сочетать линейно - ступенчатый и концентрический принципы в обучении.

Специфика курса.

Курс качественно отличается от базового объема географии, во-первых, научной составляющей, что позволяет значительно расширить научно-понятийный лексикон учащихся; во-вторых, практической направленностью (2\3 времени отводится на активные формы обучения ); в-третьих, позволяет повысить общекультурный уровень выпускников.

Учебно-методическая база курса.

Учебник

Методическая литература

Справочная литература

Дополнительные

источники

1- С.Б.Лавров , Ю.Н.Гладкий , «Глобальная география» 11 кл.: Учебник.- М.: «Дрофа»

с 1996

1-Д.А. Гдалин, И.Ю.Гладкий, «Глобальная география» 11 кл. Метод. пособие-М.: «Дрофа», 2002.

1-Н.Ф.Реймерс «Охрана природы и окружающей человека среды»: Слов.-справ.-М.: «Просвещение», 1992.

1-Ю.Н.Гладкий , С.Б.Лавров ,

« Дайте планете шанс!»-М.: «Просвещение», 1995.

2-Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров , «Социально-экономическая география мира» 10 кл.:

Учебник. - М.: «Просвещение» с 1998 .

2-А.Т.Зверев «Экологические игры»-М.:ООО

Издательский дом «ОНИКС 21 Век», ЗАО «Дом педагогики», 2001.

2-Ю.П.Хрусталев «Эколого-географический словарь»:

Батайск, 2000.

2.

Ю.Н.Куражковский, «Основы всеобщей экологии»

-Ростов н/Д,:

Издательство Рост.ун-та, 1992.


3-Материалы газеты «География»

и материалы журнала «География в школе» с1996.

Учебно-дидактическая база учащегося.

В арсенале школьников находятся следующие материалы для организации успешной индивидуальной работы:

-опорные планы конспектов уроков;

-задания для практических работ и план их выполнения;

-контрольно-измерительные материалы для каждого раздела;

-рекомендации по написанию рефератов и сообщений;

-рекомендации по выполнению творческих работ.

Условия для развития личностных качеств учащихся.

Для расширения познавательного интереса и развития индивидуальных особенностей учащихся разработана серия интеллектуальных игр, викторин.

Созданию комфортной обстановки, снятию напряженности в процессе обучения способствует система открытого контроля. В начале каждого учебного семестра учащиеся получают примерный план прохождения курса, где указаны не только изучаемые вопросы, но и сроки, виды практических, проверочных, контрольных, творческих работ.

Система планирования.

Рабочая программа курса «Глобальная география» включает в себя:

1-тематическое планирование;

2- семестровое планирование (по полугодиям);

3-поурочное планирование;

4- план-график выполнения практических, контрольных и творческих работ.

Структура компонентов преподавания.

1.Диалоговая лекция.

Главная цель диалоговой лекции не воспроизвести и озвучить материал учебника, а конкретизировать его на актуальных примера современности. Учащиеся учатся слушать и вести запись школьной лекции (кратко, схематично или полно). В качестве наглядного примера используются шаблоны опорных конспектов.

2. Практикумы.

Организация самостоятельной работы учащихся занимает в данной системе ведущее положение. На уроках-практикумах формируются специальные географические умения и навыки работы с тематическими картами, статистическими и графическими материалами.

Практические задания учат брать географическую информацию из различных источников (СМИ, словари, справочники), а также использовать для создания более полного представления об объекте материалов из пограничных областей наук: истории, экономики, литературы, искусства.

Считаю, что эту работу нужно проводить на специально организованных уроках, поэтому в тематическом и поурочном планировании выделяю для практикумов целые уроки. Данный прием себя оправдывает.

3. Учебная ученическая конференция

Главная цель, которую я ставлю при организации подготовки ученических выступлений с реферативными сообщениями, - сформировать навыки самообразовательной работы у учащихся. Тема, план выступления (работы), ключевые вопросы, перечень литературы предлагаются учащимся заранее. При необходимости, по желанию учащихся, проводятся индивидуальные консультации. В школьной библиотеке и в кабинете выставляется необходимый имеющийся на данное время в наличии материал. Но как обычно учащиеся наиболее активно начинают готовиться лишь за 7-10 дней, поэтому еще одна моя задача- научить планировать самостоятельную работу посредством промежуточного контроля. Реферативные работы обязательно рецензируются. Существует система рейтинговой суммарной оценки. Получение определенного количества баллов гарантирует учащемуся автоматическое получение зачета по контрольной работе. Наиболее успешно выполнившие задания освобождаются от написания контрольной работы. Это не может не сказаться на росте самооценки у учащихся и способствует снижению учебной тревожности.

4.Уроки контроля

Такие уроки обычно несут в себе одну функцию: проверить- как усвоена данная тема. Но и во время контроля особое внимание уделяется способностям учащихся работать самостоятельно. Контроль проходит в различных формах, используются многоэтапные и разноплановые приемы контроля. Тексты контрольных заданий на 50% состоят из вопросов, составленных на основе материала школьного учебника; 30%- это задания проблемно - поискового, творческого характера, а остальные 20%- типовые задания по примеру ЕГЭ. Считаю оправданным использование открытого контроля для вопросов повышенной сложности с элементами рассуждений. Опережающее знакомство с такими вопросами и их самостоятельная проработка дома учащимися только повышает качество письменных развернутых ответов.

Особенности преподавания курса по разделам.

Часть 1. Современный лик Земли.

Отличительной особенностью при изучении вопросов первого раздела является применение на уроках- лекциях разработанных мной опорных конспектов и заданий для уроков- практикумов, открытого контроля, материалы для игрового урока по теме «География человечества».

Часть 2. Глобальные проблемы человечества.

Учебная ученическая конференция с представлением рефератов, сообщений; уроки практикумы; для тех, кто не выбрал реферат, контрольная работа (открытый контроль).

Часть3. Геоэкология - фокус глобальных проблем.

Изучение заключительной части совмещает в себе сразу три компонента обучения: использование план-конспект; творческую групповую работу учащихся, уроки-практикумы - решение экологических задач.

Внеклассная работа по предмету.

Одной из форм поддержания познавательного интереса к изучаемому предмету является организация внеклассной работы, включающая в себя проведение различных мероприятий в рамках методической декады. Время проведения декады совпадает с изучением третьего раздела, поэтому большая часть проводимых очных и заочных мероприятий связана с вопросами экологии. Система внеклассных мероприятий включает разработки экологических игр, викторин, экологического марафона, выпуск экологических листовок, организация фото выставок, экологических чтений, литературно поэтических страничек.

Глубоко убеждена, что всем старшеклассникам, стремящимся быть в курсе событий быстро меняющегося мира, всем кто за школьной партой приобретает не просто знания, а практические знания и навыки, всем кто привык быть активным участником учебного процесса и воспитывает себя как гражданина современного общества, «Глобальная география» необходима.


© 2010-2022