- Преподавателю
- География
- Методический материал по географии
Методический материал по географии
Раздел | География |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Настаева М.Н. |
Дата | 23.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Проектирование учебного занятия по географии в 7 классе с использованием информационно- коммуникативных технологий»
Выполнила: Настаева Марина Николаевна
учитель географии
ГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка
2015г.
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение информационно-коммуникативных образовательных технологий.
Применение компьютерных образовательных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
-повышает мотивацию учащихся к учению;
-активизирует познавательную деятельность;
-развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ:
- учебные;
- демонстрационные ;
- тренажеры;
- справочно-информационные;
- контролирующие;
- мультимедиа;
-учебники.
География - предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа планируется именно с использованием ИКТ. В кабинете есть серия электронных пособий для 6-11 классов. На уроках я применяю разные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть и короткий фильм о какой-либо стране, и общий обзор Материка. Интернет даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой.
Все знают, что наши сельские школы не отличаются богатым книжным фондом, а с появлением Интернета у ребят появилась возможность подготовить к уроку сообщение, реферат на любую тему.
ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые. Классы у нас маленькие: до 6 человек, поэтому использование разноуровневых тестов даёт возможность провести индивидуальную работу с учащимися, варьировать применение тестов в зависимости от уровня знаний учащихся, что даёт возможность быстро провести контроль, быстро проверить, объективно оценить уровень знаний учащихся, а также провести работу качественно.
Технологической карты урока географии
Тема урока
«Природные зоны Африки»
Класс
7 класс
УМК
В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев«География материков и океанов, 7 класс». - М.: Дрофа, 2011.
Цель урока
Сформировать знания о закономерностях природы континента Африки.
Задачи урока
Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.
Развивающие:Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения, определять положение описания материка.
Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.
Воспитательные:Формирование умения работы в паре, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.
Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
УУД
Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,
развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.
Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.
Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания
Планируемые результаты
Предметные:
Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.
Уметь - работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.
Личностные: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия
Географическое положение материка, климат, внутренние воды, растительность и животный мир Африки, население материка.
Межпредметные связи
Биология, история.
Формы урока
(фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)
Парная, групповая
Технологии
Информационно-коммуникативная культура
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников
| Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД (познавательные, коммуникативные, регулятивные) | ||||
1) Организационный момент
| 1.Подготовка к уроку. 2.Постановка цели и задач урока. 3. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха Вступительное слово учителя. | Проверка готовности учеников к уроку, целеполагание. Учащиеся готовят рабочее место. Включают ноутбуки
| Просмотр видеофрагмента, повышающего интерес к изучаемой теме. Определение целей урока. | Постановка учебной цели и задачей урока. | Регулятивные целеполагание. Самоконтроль готовности к уроку. Умение концентрировать внимание и настроиться на работу. |
2) Открытие нового знания | Сообщается тема урока. Тема записывается в тетрадь. Организация поисковой деятельности учащихся. Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах. Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах.
| Ведётся работа с технологической картой, которая есть на каждом столе.
Заполняют таблицу, расположенную в ноутбуках на рабочих столах, подбирая соответствующие иллюстрации из итернет. ресурсов.
| Практическая работа «Определение ГП Африки» по плану: 1. Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана. 2. В каких климатических поясах располагает-ся? 3. Какими океанами омывается? 4. Как расположен относительно других материков? 5. Рельеф Африки. 6. Внутренние воды Африки. Работа с физической и контурной картой. На контурной карте Африки (с.4) карандашом обозначите: 1. Океаны, омывающие материк; 2. Моря: Средиземное и Красное; 3. Гвинейский залив; 4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал; 5. Остров Мадагаскар, 6. Полуостров Сомали. 7. Пустыни Африки - Сахара; 8. Высшая точка материка - вулкан Килиманджаро; 9. Реки: Нигер, Конго, Замбези; 10. Озёра: Виктория, Танганьика. Учащиеся составляют характеристику раститель- ного и животного мира, пользуясь картой «Природные зоны мира» и рисунками учебника (с. 116 -117)
| Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
4) Закрепление нового материала
| Учитель демонстрирует видеоролики, соответствующие теме урока | Просматривают видеоматериал, сравнивая со своей, заполненной таблицей |
| Отбирать материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.
| Познавательные Регулятивные Коммуникативные |
6) Рефлексия
| Беседа с учащимися Предлагает дополнить предложе- ние: 1) Я знаю, что такое … 2) Я могу … 3) Я научился … 4) Мне очень понравилось…. 5) Мне не понравилось…. 6) Я бы хотел изменить….
| Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах. Отвечают на вопросы учителя.
|
| Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи. | Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке. |
7) Выставление отметок
| Сегодня на уроке вы проявили себя настоящими исследователями. Надеюсь, что приобретенные знания и умения пригодятся вам при изучении природы других материков. |
|
|
|
|
8) Задание домашней работы
|
|
|
|
|
|
Вывод:
Урок построен в соответствии с программными требованиями ФГОС. Цель, поставленная на уроке, была достигнута. Этому способствовали следующие формы работы на уроке: парная, групповая, работа с текстом, работа с компьютерами. На уроке применялись такие методы работы, как письменный опрос, эвристическая беседа, работа с интерактивной доской.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Типовая характеристика Африки
Практический модуль
Демонстрация
eor.edu.ru/card/22781/tipovaya-harakteristika-afriki.html
2
Основные черты природы материков
Информационный модуль
иллюстрация, текст
eor.edu.ru/card/22411/osnovnye-cherty-prirody-materikov.html
3
Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Муссонные и влажные экваториальные леса. И1
Информационный модуль
Иллюстрация,текст
eor.edu.ru/card/8391/geograficheskaya-obolochka-samyy-krupnyy-prirodnyy-kompleks-mussonnye-i-vlazhnye-ekvatorialnye-lesa.html
4
Практика. Разнообразие типов наземных экосистем. Тропический лес (детализированное представление)
Информационный модуль
детализированное представление
eor.edu.ru/card/22562/praktika-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-tropicheskiy-les-detalizirovannoe-predstavlenie.html
5
Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Степи и саванны. И1
Информационный модуль
Иллюстрация,текст
eor.edu.ru/card/8438/geograficheskaya-obolochka-samyy-krupnyy-prirodnyy-kompleks-stepi-i-savanny-i1.html
6
Практика. Разнообразие типов наземных экосистем. Саванна (детализированное представление)
Информационный модуль
детализированное представление
eor.edu.ru/card/27147/praktika-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-savanna-detalizirovannoe-predstavlenie.html
7
Африка - самый жаркий материк. Природа Африки. П2
Практический модуль
тест
eor.edu.ru/card/9319/afrika-samyy-zharkiy-materik-priroda-afriki-p2.html
8
Контроль. Африка.ч.2 (упрощенный вариант)
Контрольный модуль
тестовые задания для проверки знаний о климатических поясах.
eor.edu.ru/card/10689/kontrol-afrika-ch-2-uproshennyy-variant.html
9
Контроль. Разнообразие типов наземных экосистем. Саванна (углубленное изучение)
Контрольный модуль
тест
eor.edu.ru/card/27053/kontrol-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-savanna-uglublennoe-izuchenie.html
10
Контроль. Разнообразие типов наземных экосистем. Пустыня (углубленное изучение)
Контрольный модуль
тест
eor.edu.ru/card/22606/kontrol-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-pustynya-uglublennoe-izuchenie.html
11
Контроль. Разнообразие типов наземных экосистем. Тропический лес (углубленное изучение)
eor.edu.ru/card/22798/kontrol-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-tropicheskiy-les-uglublennoe-izuchenie.html