Методический материал по географии

Раздел География
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








«Проектирование учебного занятия по географии в 7 классе с использованием информационно- коммуникативных технологий»












Выполнила: Настаева Марина Николаевна

учитель географии

ГБОУ СОШ с. Криволучье-Ивановка


2015г.







Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение информационно-коммуникативных образовательных технологий.
Применение компьютерных образовательных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
-повышает мотивацию учащихся к учению;
-активизирует познавательную деятельность;

-развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ:
- учебные;

- демонстрационные ;
- тренажеры;

- справочно-информационные;
- контролирующие;

- мультимедиа;

-учебники.
География - предмет, где ИКТ можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа планируется именно с использованием ИКТ. В кабинете есть серия электронных пособий для 6-11 классов. На уроках я применяю разные формы работы с использованием ИКТ. Это может быть и короткий фильм о какой-либо стране, и общий обзор Материка. Интернет даёт возможность провести виртуальную экскурсию в любую точку нашей планеты, познакомиться с природой, людьми, их бытом, культурой.

Все знают, что наши сельские школы не отличаются богатым книжным фондом, а с появлением Интернета у ребят появилась возможность подготовить к уроку сообщение, реферат на любую тему.

ИКТ играют важную роль в подготовке учащихся к ЕГЭ. Формат тестовых компьютерных программ даёт возможность проверить знания, умения, навыки учащихся с помощью различных видов и типов заданий, наборов тематических и итоговых тестов с использованием иллюстраций, схем, диаграмм, графиков, карт. Тесты я составляю сама или использую готовые. Классы у нас маленькие: до 6 человек, поэтому использование разноуровневых тестов даёт возможность провести индивидуальную работу с учащимися, варьировать применение тестов в зависимости от уровня знаний учащихся, что даёт возможность быстро провести контроль, быстро проверить, объективно оценить уровень знаний учащихся, а также провести работу качественно.






Технологической карты урока географии

Тема урока

«Природные зоны Африки»

Класс

7 класс

УМК

В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев«География материков и океанов, 7 класс». - М.: Дрофа, 2011.

Цель урока

Сформировать знания о закономерностях природы континента Африки.

Задачи урока

Образовательные: Отработка учебно-информационных умений пользоваться компьютерными источниками информации, словарями, энциклопедиями, справочниками и находить в тексте учебника информацию для решения проблемных заданий.

Развивающие:Формирование исследовательских навыков анализа географических карт, картографического умения, определять положение описания материка.

Развитие учебно-логических умений, анализировать, сравнивать, обобщать и делать вывод.

Воспитательные:Формирование умения работы в паре, создавать атмосферу сотрудничества, поиска.

Отрабатывать учебно-организационные умения, ставить учебную задачу, анализировать информацию, планировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

УУД

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни,

развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать, корректировать знания.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника. Выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Планируемые результаты

Предметные:

Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки, знать основные черты природы материка, основные закономерности их развития.

Уметь - работать с картами атласа, учебным текстом, схемами и рисунками учебника.

Личностные: развивать логическое мышление; отбирать занимательный материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.

Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Основные понятия

Географическое положение материка, климат, внутренние воды, растительность и животный мир Африки, население материка.

Межпредметные связи

Биология, история.

Формы урока

(фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)

Парная, групповая

Технологии

Информационно-коммуникативная культура


Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников


Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

(познавательные,

коммуникативные,

регулятивные)

1) Организационный момент




1.Подготовка к уроку.

2.Постановка цели и задач урока.

3. Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Вступительное слово учителя.

Проверка готовности учеников к уроку, целеполагание.

Учащиеся готовят рабочее место.

Включают ноутбуки


Просмотр видеофрагмента, повышающего интерес к изучаемой теме. Определение целей урока.

Постановка учебной цели и задачей урока.

Регулятивные целеполагание.

Самоконтроль готовности к уроку. Умение концентрировать внимание и настроиться на работу.

2) Открытие нового знания

Сообщается тема урока. Тема записывается в тетрадь. Организация поисковой деятельности учащихся. Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах.

Учитель координирует работу на уроке, организует работу в парах.


Ведётся работа с технологической картой, которая есть на каждом столе.









Заполняют таблицу, расположенную в ноутбуках на рабочих столах, подбирая соответствующие иллюстрации из итернет. ресурсов.


Практическая работа «Определение ГП Африки» по плану:

1. Положение относительно экватора, тропиков, нулевого меридиана.

2. В каких климатических поясах располагает-ся?

3. Какими океанами омывается?

4. Как расположен относительно других материков?

5. Рельеф Африки.

6. Внутренние воды Африки.

Работа с физической и контурной картой.

На контурной карте Африки (с.4) карандашом обозначите:

1. Океаны, омывающие материк;

2. Моря: Средиземное и Красное;

3. Гвинейский залив;

4. Проливы: Гибралтарский и Мозамбикский, Суэцкий канал;

5. Остров Мадагаскар,

6. Полуостров Сомали.

7. Пустыни Африки - Сахара;

8. Высшая точка материка - вулкан Килиманджаро;

9. Реки: Нигер, Конго, Замбези;

10. Озёра: Виктория, Танганьика.

Учащиеся составляют характеристику раститель-

ного и животного мира, пользуясь картой «Природные зоны мира» и рисунками учебника (с. 116 -117)


Определять ГП Африки, прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка, показывать и называть элементы береговой линии Африки

Регулятивные Познавательные Коммуникативные

4) Закрепление нового материала




Учитель демонстрирует видеоролики, соответствующие теме урока

Просматривают видеоматериал, сравнивая со своей, заполненной таблицей


Отбирать материал по предмету, строить сообщение в устной и письменной форме.


Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

6) Рефлексия


Беседа с учащимися

Предлагает дополнить предложе-

ние:

1) Я знаю, что такое …

2) Я могу …

3) Я научился …

4) Мне очень понравилось….

5) Мне не понравилось….

6) Я бы хотел изменить….



Учащиеся делятся впечатлениями от проделанной работы, отмечают трудности, которые у них возникли в ходе ответов в тестах.

Отвечают на вопросы учителя.





Умение оценить себя, правильность выполненной учебной задачи. Предложить альтернативные способы решения задачи.

Развитие рефлексивно-оценочной деятельности на уроке.

7) Выставление отметок


Сегодня на уроке вы проявили себя настоящими исследователями. Надеюсь, что приобретенные знания и умения пригодятся вам при изучении природы других материков.





8) Задание домашней работы









Вывод:

Урок построен в соответствии с программными требованиями ФГОС. Цель, поставленная на уроке, была достигнута. Этому способствовали следующие формы работы на уроке: парная, групповая, работа с текстом, работа с компьютерами. На уроке применялись такие методы работы, как письменный опрос, эвристическая беседа, работа с интерактивной доской.









ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Типовая характеристика Африки

Практический модуль

Демонстрация

eor.edu.ru/card/22781/tipovaya-harakteristika-afriki.html

2

Основные черты природы материков


Информационный модуль

иллюстрация, текст

eor.edu.ru/card/22411/osnovnye-cherty-prirody-materikov.html

3

Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Муссонные и влажные экваториальные леса. И1


Информационный модуль

Иллюстрация,текст

eor.edu.ru/card/8391/geograficheskaya-obolochka-samyy-krupnyy-prirodnyy-kompleks-mussonnye-i-vlazhnye-ekvatorialnye-lesa.html

4

Практика. Разнообразие типов наземных экосистем. Тропический лес (детализированное представление)

Информационный модуль

детализированное представление

eor.edu.ru/card/22562/praktika-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-tropicheskiy-les-detalizirovannoe-predstavlenie.html

5

Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс. Степи и саванны. И1


Информационный модуль

Иллюстрация,текст

eor.edu.ru/card/8438/geograficheskaya-obolochka-samyy-krupnyy-prirodnyy-kompleks-stepi-i-savanny-i1.html

6

Практика. Разнообразие типов наземных экосистем. Саванна (детализированное представление)

Информационный модуль

детализированное представление

eor.edu.ru/card/27147/praktika-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-savanna-detalizirovannoe-predstavlenie.html

7

Африка - самый жаркий материк. Природа Африки. П2

Практический модуль

тест

eor.edu.ru/card/9319/afrika-samyy-zharkiy-materik-priroda-afriki-p2.html

8

Контроль. Африка.ч.2 (упрощенный вариант)


Контрольный модуль

тестовые задания для проверки знаний о климатических поясах.

eor.edu.ru/card/10689/kontrol-afrika-ch-2-uproshennyy-variant.html

9

Контроль. Разнообразие типов наземных экосистем. Саванна (углубленное изучение)

Контрольный модуль

тест

eor.edu.ru/card/27053/kontrol-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-savanna-uglublennoe-izuchenie.html

10

Контроль. Разнообразие типов наземных экосистем. Пустыня (углубленное изучение)

Контрольный модуль

тест

eor.edu.ru/card/22606/kontrol-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-pustynya-uglublennoe-izuchenie.html

11

Контроль. Разнообразие типов наземных экосистем. Тропический лес (углубленное изучение)



eor.edu.ru/card/22798/kontrol-raznoobrazie-tipov-nazemnyh-ekosistem-tropicheskiy-les-uglublennoe-izuchenie.html




© 2010-2022